Файл: Роль суда (судьи) в процессе оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Статус и положения судьи в ОРД

1.1. Контролирующие функции деятельности судьи в ОРД

2. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности

2.1. Соотношение оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса

2.2. Оперативно-розыскная и социальная деятельность

2.3. Оперативно-розыскная и юридическая деятельность

2.4. Соотношение оперативно - розыскной деятельности и уголовного права

2.5. Соотношение оперативно-розыскной деятельности и конституционного права

2.6. Соотношение криминалистики и оперативно - розыскной деятельности

2.7. Оперативно-розыскная и частная сыскная (детективная) деятельность

3. Соотношение оперативно-розыскной информации и доказательств в уголовном судопроизводстве и обеспечение уголовно - процессуальных доказательств в ОРП

4. Порядок предоставления фактических данных полученных в результате ОРД, органу дознания, следствию и суду

4.1. Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности

4.2. Представление результатов ОРД органу дознания, следствию и суду

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.

При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их в адрес (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, результаты ОРД представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно. При этом оперативное подразделение обязано принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

Представление результатов ОРД, полученных при выполнении поручения органа дознания, следователя, прокурора или определения суда (постановления судьи) о производстве оперативно-розыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с Инструкцией[24].

При отсутствии возможностей проведения оперативно-розыскных мероприятий по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению суда им в течение трех дней с момента получения поручения направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ "Об ОРД", в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав свобод человека и гражданина, собственности, o6eспечения безопасности общества и государства с преступных посягательств.

В Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" одним из важных является предписание, предусматривающее использование результатов оперативно-розыскной деятельности в интересах уголовного судопроизводства (ч. ч.1, 2 ст.11). Его реализация предполагает представление таких результатов органу дознания, следователю или в суд в порядке, предусмотренном законом и ведомственными нормативными актами (ч.3 ст.11 Закона).


В действующем уголовно-процессуальном законе право давать поручения и указания органам дознания о применении оперативно-розыскных мер в интересах полного и быстрого раскрытия преступлений предоставлено только следователю и прокурору. Это обусловлено тем, что в результатах ОРД нуждаются, прежде всего, государственные органы, осуществляющие функцию уголовного преследования[25]. На основании данных, полученных оперативно-розыскным путем, следователь планирует предварительное следствие, выдвигает версии, подготавливает и производит следственные действия, определяет наиболее целесообразные тактические приемы их проведения, учитывает эти данные при применении мер процессуального принуждения и т.п.

В отличие от этого суд в уголовном процессе выполняет специфическую функцию-осуществление судебной власти. Предметом исследования в суде первой инстанции являются доказательства, собранные на стадии предварительного расследования. Судебное следствие осуществляется посредством судебных действий, успешное производство которых не связано с использованием результатов ОРД.

В рассматриваемом вопросе определяющим должно стать положение о том, что наделение суда полномочиями получать от органов, осуществляющих ОРД, ее результаты и использовать их при рассмотрении конкретных уголовных дел несовместимо с принципами отправления правосудия, закрепленными в Конституции РФ и уголовно-процессуальном законодательстве[26]. Представляется, что результатами ОРД должны пользоваться только те государственные органы и должностные лица, которые в уголовном процессе осуществляют функцию уголовного преследования.

После определения относимости и значимости для уголовного судопроизводства конкретных оперативно-служебных документов, переданных оперативным подразделением органу дознания, следователю, прокурору или в суд, они могут быть приобщены к уголовному делу.

К сведениям, адресуемым органу дознания, следователю, прокурору или суду, неправомерно предъявлять требование их полной достоверности. Однако, несомненно, то, что такие сведения должны быть достаточно проверены, последовательны и непротиворечивы. Качество сведений оперативно-розыскного характера должно позволять разумному человеку вполне уверенно принимать на их основе соответствующие процессуальные решения.

К результатам ОРД важно предъявить, что использование их в интересах уголовного судопроизводства не приводило к разглашению той части этой деятельности, которая составляет государственную тайну[27].


В числе доказательств, которые могут быть сформированы на основе представленных органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, не указаны такие виды доказательств, как показания обвиняемого и подозреваемого, а также протоколы следственных действий. Результаты ОРД могут быть использованы в качестве оснований для производства обыска, выемки, освидетельствования и задержания подозреваемого в совершении преступления, в ходе которых возникают соответствующие протоколы-доказательства (обыска, выемки и др.).

Проведение оперативным сотрудником сбора образцов для сравнительного исследования, отождествления личности, обследования помещений, зданий, сооружений и участков местности, прослушивания телефонных переговоров, оперативного внедрения, контрольной поставки и оперативного эксперимента может способствовать формированию такого вида доказательств, как протокол допроса[28]. Данные, полученные перечисленными способами, могут служить лишь основаниями для вызова и допроса соответствующих лиц в качестве свидетелей. Из норм доказательственного права вытекает, что в ходе этого следственного действия суд получает такой вид доказательств, как показания свидетеля, а не протокол его допроса.

Сбор образцов для сравнительного исследования как оперативно-розыскное мероприятие способствует получению такого уголовно-процессуального доказательства, как заключение эксперта. Этот вид доказательств может быть получен только при наличии тех условий и предпосылок, которые обнаруживаются в ходе производства по уголовному делу[29].

Не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, представлять результаты ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд незамедлительно (п. 20). Однако следует учитывать, что при формулировании задачи ОРД по добыванию информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, не указывается на их преступный характер. Поэтому трудно представить действия органа дознания, следователя или суда, получивших оперативно-розыскную информацию об этих действиях или событиях. Поскольку в подобных случаях нет данных о признаках преступлений, то уголовно-процессуальные способы реагирования со стороны органа дознания, следователя или суда исключаются. Применение каких-то иных способов в их компетенцию не входит. В связи с этим было бы целесообразно соответствующие результаты ОРД направлять непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит реагирование на такого рода информацию.


Относимость доказательства, положенного в основу обвинения, должна быть в процессе доказывания установлена с полной достоверностью. Причем "в любом случае неясность по поводу того, как, где и при каких обстоятельствах получен материальный объект, несущий ту или иную информацию, лишает его доказательственной силы"[30]. Поэтому доказывание требует представления точных сведений о времени, месте, условиях и обстоятельствах получения материалов, использовавшихся специальных технических средствах и исполнителе. Более того, как утверждает ряд авторов,". без допроса оперативника, представившего предмет, он не будет иметь никакого доказательственного значения"[31]. Но в соответствии с ФЗ об ОРД сведения об используемых при проведении негласного мероприятия силах, средствах, источниках, методах, лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только в исключительных случаях. Таким образом, существует явное противоречие между требованиями гласности процесса доказывания и безопасности сведений, составляющих государственную тайну. С целью разрешения этого противоречия неоднократно высказывались и высказываются различные предложения. Например, предлагается устанавливать относимость предмета к уголовному делу с помощью других (помимо допроса) процессуальных действий (осмотр, экспертиза, опознание), проводить допрос только соответствующего должностного лица, руководящего оперативно-розыскной деятельностью, проводить закрытые судебные разбирательства и т.д.

Результаты ОРД во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 25 дек. - № 42.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. Законодательство РФ. - 2016. - № 25. - Ст.2954
  3. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации: ФЗ от 18. дек. 2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ от 24.12.2013, № 52 (ч. I), ст.4921, СЗ РФ от 06.06.2015, № 23, ст.2200.
  4. "Об оперативно-розыскной деятельности" Федеральный закон от 22. авг. 2004 № 144-ФЗ // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33.

Специальная литература:

  1. Алферов В.Ю., Ильиных В.Л., Федюнин А.Е. Оперативно-розыскная деятельность. Учебно-справочное пособие/ В.Ю. Алферов, В.Л. Ильиных, А.Е. Федюнин: - М.: Приор, 201
  2. 2.
  3. Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность/ В.И. Басков. - М.: Бек, 2013.
  4. Блинов Ю.С. , Вагин О.А. , Вандышев А.С. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник/ Ю.С. Блинов, О.А. Вагин, А.С. Вандышев: - М.: Инфра, 2016.
  5. Виниченко И.А., Захарцев С.И., Рохлин В.И. Правовая регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве / Под ред.В.П. Сальникова. - СПб., 2014.
  6. Горяинов К.К., Вагин О.А., Исиченко А.П. Теория и практика применения органами внутренних дел Закона "Об оперативно-розыскной деятельности": Научный доклад/ К. К Горяинов, О.А. Вагин, А.П. Исиченко: - М.: ВНИИ МВД России, 2013.
  7. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Комментарий/ К.К. Горяинов, Ю.Ф. Кваша, К.В. Сурков: - М.: Новый Юрист, 2017.
  8. Громов Н.А., Пономаренков В.А., Гущин A. M., Франдифиров Ю.В. Доказательства, дознание и использование результатов ОРД/ Н.А. Громов, В.А. Пономаренков, А.М. Гущин, Ю.В. Франдифиров: - М.: ПРИОР, 2015.
  9. Громов Н.А., Гущин А.Н., Луговец Н.В., Лямин М.В. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Учеб. Пособие/ Н.А. Громов, А.Н. Гущин, Н. В Луговец, М.В. Лямин: - М.: Приор-издат, 2015.
  10. Гущин А.Н., Громов Н.А., Царева Н.П., Зайцева С.А., Зейналова Л.М. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебно-практ. Пособие/ А.Н. Гущин, Н.А. Громов, Н.П. Царева, С.А. Зайцева, Л.М. Зейналова: - 2-е изд. - М., 2014.
  11. Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность / Под ред.В.А. Власихина. - М.: Юристъ, 2015.
  12. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности/ Е. А Доля: - М.: Спарк, 2016.
  13. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности"/ Ю.П. Дубягин, О.П. Дубягина, Е.А. Михайлычев: - М.: ЗАО Юстицинформ, 2015.
  14. Зникин В.К. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования преступлений/ В.К. Зникин: - Кемерово, 2013.
  15. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность/ И.И. Карпец: - М., 2012.
  16. Овчинский А.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность/ А.С. Овчинский: - М.: ИНФРА-М, 2012.
  17. Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс: Учебно-практ. пособие / Под общ. ред. В.В. Черникова, В.Я. Кикотя. - М.: ИНФРА-М, 2002.
  18. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред.К. К. Горяинова, B. C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М, 2015.
  19. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник/ Под ред.К. К. Горяинова, B. C. Овчинского, Т.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2014.
  20. Теория и практика использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве: Материалы международной научно-практ. конференции / Под ред. К.К. Горяинова. - М.: ВНИИ МВД России, 2012.
  21. Тетерин Б.С. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" в Российской Федерации: Комментарий/ Б.С. Тетерин: - М., 2014.
  22. Уголовный процесс России: Учебник / Науч. ред.В.Т. Томин: - М.: Юрайт-Издат, 2013.
  23. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Научно-практ. комментарий / Под ред.А.Е. Чечетина. - Барнаул: БЮИ МВД России, 2012.
  24. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности": Научно-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. - М.: Спарк, 2013.
  25. Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право/ А.А. Чувилев: - М.: НОРМА, 2016.
  26. Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России/ А.Ю. Шумилов: - М., 2017.
  27. Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебно-практ. пособие/ А.Ю. Шумилов: - М., 2015.
  28. Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права (правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности). Общая часть: Учеб. пособие/ А.Ю. Шумилов: - М., 2014.