ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2019
Просмотров: 180
Скачиваний: 3
Билет 1 Предмет и задачи курса «Основы идеологии белорусского государства». Понятийный аппарат курса. Предмет курса любая идеология выступает как упорядоченная совокупность идей, посредством которых определенная группа людей выражает свои жизненные интересы и свое отношение к существующей социальной действительности. Понимаемая таким образом, идеология выступает не как результат специального научного познания какой-либо области объективной реальности, а как результат мышления определенной группы людей. Предмет данного учебного курса в самом общем виде обозначен в его названии — идеология белорусского государства. Иными словами, его содержание составляет систематизированная совокупность идей, ценностей, целей и представлений, положенных в основу организации и деятельности белорусского общества и государства. Задачи курса Первой, основной, задачей учебного курса по основам идеологии белорусского государства является усвоение обучаемыми той суммы идей, ценностей, принципов, целей и представлений, которые белорусский народ положил в основу организации и деятельности своего государства и общества. Второй задачей курса является ознакомление обучаемых с методологией осмысления обозначенных выше вопросов. Иными словами, речь идет о постижении накопленных к настоящему времени знаний относительно феномена идеологии и государственной идеологии в частности. Третья задача — ознакомление обучаемых с содержанием основных идейно-политических течений современности. Четвертая задана курса — формирование гражданских качеств будущих специалистов. |
Билет 2 Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. Теория идеологии – методологическое основание изучения идеологии государства. Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей». Дестют де Траси: идеология — наука об идеях. А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность различных социальных групп. Однако указанный смысл за понятием «идеология» не закрепился. К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология - ложное сознание. Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии. К, Манхейм: идеология — продукт мышления групп людей. Таким образом, К. Манхейму, идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес. Современное понимание идеологии. Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия. |
Билет 5 Политическая идеология, ее носители, формы и уровни проявления. Основные функции политической идеологии. Понятие «политическая идеология» Политическая идеология представляет собой систему идей, ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального субъекта на власть и ее использование с целью реализации своих интересов. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым может быть обеспечен в результате решений органов государственной власти. Субъекты формирования и носители политических идеологии. Ортодоксальный марксизм в качестве субъектов формирования и носителей идеологий рассматривались только классы, т.е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в системе общественного производства, по способам получения и объемам социальных благ, которыми они располагают. Собственные представления о существующей действительности и о ее должном состоянии формируют не только противостоящие друг другу классы, но и все без исключения социальные субъекты—от отдельных индивидов до групп и объединений людей самого различного характера и различной численности. Субъектами формирования и носителями тех или иных идеологий являются различные социальные субъекты — индивиды, группы, классы, общности и всевозможные объединения людей. Функции политической идеологии Познавательно-ориентационная функция выражается в том, что любая идеология, хотя и является «ложным сознанием», все же стремится дать своим носителям определенное представление о существующей социальной действительности, так или иначе объяснить происходящие в ней процессы и, возможно, выявить тенденции их развития. Прагматическая, или оправдывающая, функция. Она выражается в том, что по своей природе как социального феномена идеологии призваны либо защищать существующий социальный порядок, либо обосновывать необходимость внесения в него определенных, вплоть до кардинальных, изменений с целью его приспособления к интересам определенных групп людей. Мобилизационная функция политической идеологии выражается в побуждении людей к действию, к реализации обоснованных в идеологии социальных идей, ценностей и целей. Уровни функционирования политической идеологии. Теоретико-концептуальный уровень политической идеологии образуют литературные сочинения — статьи, монографии, доклады, диссертации и т.п. На программно-политическом уровне общие идейные принципы и политические установки трансформируются в политические программы, конкретные социальные требования и лозунги. На обыденном, или житейском, уровне идеология выступает в качестве психологических феноменов индивидуального и группового сознания и проявляет себя в виде устных суждений относительно тех или иных явлений общественной жизни и в различных формах политической активности (или пассивности) ее носителей. |
Билет 8 Классификация политических идеологий. Основания классификации идеологий. Классификация есть один из методов научного познания, состоящий в делении некоторого класса явлений на виды, деления этих видов на подвиды и т.д. Тем не менее классификация предназначена для постоянного пользования в какой-либо науке или области практической деятельности. Классификация политических идеологий может быть осуществлена по следующим основаниям: • по их носителям (группы, общности и объединения людей самого различного характера); • особенностям мышления и масштабам притязаний их носителей; • характеру выражаемого в идеологиях отношения к существующей социальной действительности и направленности выдвигаемых ими целей; • предлагаемым способам реализации сформированных идеалов, ценностей и целей. |
Билет 9 Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социальный либерализм. Либерализм (свободный). Теоретическими основами либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре». В нем существовали два разных подхода по отношению к ценностям. Одни считали, что Л. Должен быть «ценностно нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничего не должно интересовать. Другие считали, что Л. Воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости. Несмотря на неоднозначность трактовок Л., существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как о целостном социально-политическом учении: — Принцип частной собственности. ЧС рассматривается в Л. Как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса. Л. Мизес отмечал,что ЧС – это основа, а все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования. — Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы человека перед любыми посягательствами на неё со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства не поддерживались. — Принцип конкуренции. К. – это один из фундаментальнейших устоев. К. распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. К., переносимая с экономики на сферу социальной жизни, разрушает человеческие, семейные, нравственные связи. Достижение социальной гармонии предполагает признание свободы всех индивидуумов следовать собственным представлениям о счастье. Это признание реализуется посредством процедурных и институциональных механизмов. |
Билет 10 Консерватизм – идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Неоконсерватизм. Консерватизм (сохранять). Английчанином Берком были сформулированы основные принципы К. 1. Человек – это религиозное существо, религия лежит в основе гражданского общества. 2. Социальные институты как продукт исторического развития воплощают в себе мудрость предков. 3. Человек – существо инстинкта, чувства, разума, следовательно больше руководствуется опытом, привычками, традициями, чем абстрактными теориями. 4. Зло заключено в самом человеке, а не в социальных институтах, следовательно, общество – форма защиты человека от самого себя, следовательно, должно цениться выше прав индивида. 5. Люди от природы не равны, след., неизбежны различия, право одних властвовать над другими. 6. существующий общественный строй необходимо охранять, т.к. всякие попытки устранить зло ведут к причинению ещё большего зла. Неоконсерватизм. Существуют две трактовки неоконсерватизма: 1. НК – это современный консерватизм, приспосабливающий традиционные для него ценности и представления к реалиям современной постиндустриальной эпохи. 2. НК – это идеологическое течение, обогащающееся и развивающееся в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом. НК выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняя их требованиям политической и социальной стабильности и исторической приемственности. Для Белоруссии. НК может войти в идеологию бел. гос-ва в плане уважительного отношения к своему прошлому, недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному признаку, сохранение преемственности поколений, культурных традиций. |
Билет 11 Социализм и его разновидности. Идейные доктрины социал-демократии и коммунистического движения. Социализм Фундаментальной ценностью социализма является социальное равенство, которое понимается как равенство возможностей индивидов для своей самореализации, для всестороннего развития своих способностей. Наиболее полное выражение социалистические идеи получили в марксизме — учении, основоположниками которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В этом учении просматриваются две стороны исследования проблемы: теоретическая и политическая. В теоретической, или теоретико-концептуальной, стороне марксизма содержится анализ буржуазного (индустриального) общества и обосновывается закономерность его перерастания в социализм в ходе естественно-исторического процесса смены общественных формаций. Суть основных положений теоретической стороны марксистского понимания социализма состоит в следующем: • общественное развитие представляет собой процесс последовательной смены первичной (архаической), вторичной (экономической) и третичной (коммунистической или, согласно современному обозначению, постэкономической) общественных формаций; данный процесс обусловлен развитием материальных производительных сил общества; архаическая формация характеризуется собиранием и потреблением людьми готовых продуктов природы, отсутствием частной собственности, деления общества на классы и института государства; экономическая общественная формация отличается наличием частной собственности, обмена продуктами труда, социальных классов и института государства; третичная формация будет характеризоваться освобождением человека от физического труда, превращением науки в непосредственную производительную силу, отсутствием товарно-денежных отношений, классового деления общества и государства как орудия господства людей над людьми; каждая общественная формация в своем самодвижении проходит ряд прогрессивных ступеней; переход от одной формации к другой выступает как эпоха социальной революции; • существующее на нынешнем этапе общественного развития, или в условиях экономической общественной формации, разделение труда является объективным источником отчуждения человека, т.е. превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему, отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности; такое положение делает человека несвободным, превращает людей в «частичных индивидов», а общество — в социально неоднородное, раздираемое противоречиями образование; • социальное равенство и гармоничное развитие индивида возможны лишь в условиях полного преодоления отчуждения человека от человека, власти, собственности, культуры, природы; необходимыми предпосылками для этого являются преодоление нынешнего разделения труда, вытеснение человека из непосредственного процесса производства как его главного агента и превращение науки в основную производительную силу, преодоление отчуждения человека означает превращение накопленного человечеством общественного богатства — всей суммы материальных и духовных ценностей — в источник свободного развития каждого индивида; • социализм, или коммунизм, есть общество, в котором отсутствует отчуждение человека от результатов его деятельности и, следовательно, в котором налицо условия для свободного развития каждого индивида; иными словами, социализм — это безрыночное, бесклассовое и бесгосударственное общество или «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»; - • становление социализма, т.е. преодоление отчуждения человека и утверждение социального равенства, есть естественно-исторический процесс; его объективной основой является развитие материальных производительных сил; действием социальных субъектов данный процесс может быть либо ускорен, либо замедлен; достигнутый в современном буржуазном обществе уровень развития материальных производительных сил обусловливает содержание наступающей исторической эпохи — эпохи замены данного общества новым типом общественного устройства. Политическая, или программно-политическая, сторона марксистского учения посвящена выяснению места и роли пролетариата в системе общественных отношений буржуазного общества, выражению его интересов и обоснованию путей и средств их практической реализации. • современные рабочие, или пролетарии, в силу своего положения в системе капиталистических производственных отношений объективно призваны выполнить миссию замены буржуазного общества новым общественным устройством, свободным от эксплуатации человека человеком; освобождая себя, пролетариат тем самым освобождает от угнетения и все другие социальные слои; выполнение этой исторической задачи возможно только соединением усилий рабочих всего мира или по крайней мере цивилизованных стран (в этом состоит смысл знаменитого призыва коммунистического манифеста: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» [12]; • чтобы выполнить свое историческое призвание, пролетариям необходимо организовать себя в класс или, иными словами, превратиться в субъект социально-политических отношений, для чего они должны создать собственную политическую партию; свою партию пролетариат использует в качестве инструмента завоевания политической власти демократическим путем, а при отсутствии такой возможности — путем насильственных действий; завоевание рабочим классом власти или, иными словами, пролетарская революция, произойдет одновременно во всех индустриально развитых странах; • обеспечив собственное господство, рабочий класс прежде всего преобразует государственный аппарат, превращая его в орудие реализации интересов всех трудовых слоев и подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов; в последующем политическая власть будет использоваться для обеспечения возможно более быстрого увеличения производительных сил общества; после завершения преобразования производственных отношений на началах добровольного сотрудничества индивидов исчезнут условия существования классовой противоположенности и классов вообще; с исчезновением классовых различий публичная власть потеряет свой политический характер; На основе марксистского учения в XX в. сформировалось два общественно-политических движения — социал-демократическое и коммунистическое. Социал-демократизм. Лидеры СД провозгласили своей целью построение «демократического социализма». Это понятие включало в себя идею политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую капиталистическую систему. После второй мировой войны произошел окончательный разрыв СД с марксизмом и признание непреходящей ценности правового гос-ва, демократ, плюрализма и дем-го социализма. Коммунистические идеи (общий, социальный). Составными эл-ми КИ явл-ся: коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком. |
Билет 12 Базовые идеи анархизма, национализма, фашизма, пацифизма, феминизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фуендаментализма.(нетрадиционные) Анархизм (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Национализм. Во-первых, под национализмом принято понимать идеологию и политику, исходящую из представления, что основой организации политической, хозяйственной и культурной жизни является нация. Во-вторых, это идеология, психология и политика отдельных индивидов и групп людей, утверждающие приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, абсолютизирующие национальную историю и признающие развитие нации в качестве единственного пути общественного прогресса. Фашизм. Фашизм опирается на массовую военизированную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Его отличают абсолютная нетерпимость к инакомыслию внутри общности, а также агрессивность во внешней политике. Пацифизм. Термином «пацифизм» принято обозначать принципиальное отрицание войны и всех форм насилия, а также общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей. Феминизм. Феминизм — теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами, повышение роли женщин в обществе и, в конечном счете, достижение равенства полов. Экологизм. Термином «экологизм» принято называть систему взглядов, т.е. идеологию, характеризующуюся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущей к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды. Глобализм. Глобализация представляет собой объективный и отчасти управляемый процесс изменения всех сторон жизни общества, ведущий к превращению мирового сообщества в целостный организм. Антиглобализм. Антиглобализм — международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональными финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран во главе с США, и одновременно выступающие за разработку и реализацию демократической модели глобализации. Религиозный фундаментализм. Термин «фундаментализм» обозначает образ мыслей, предполагающий существование определенных глубинных и окончательных истин, не подлежащих сомнению каково бы ни было их содержание, этот способ мышления чаще всего характерен для религиозно настроенных групп людей, которые склонны трактовать и политику и все стороны жизни человека и общества как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных учений. |
Билет 13 Идеология – атрибутивный признак государства. Государственная идеология, ее элементы и уровни. Атрибутивный признак государства Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту. В качестве атрибутивных признаков государства обычно называют территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них государство как политическое сообщество действительно немыслимо и невозможно. Государственная идеология выполняет такие же функции жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: познавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобилизационную. Без идеологии государство становится несостоятельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Составляющие государственной идеологии Культурно-историческая или цивилизационная составляющая государственной идеологии включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования данного народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации. Политическую составляющую государственной идеологии образует прежде всего комплекс идей и представлений данного народа относительно условий становления и особенностей институтов своего государства, степени их соответствия современным потребностям и интересам нации, а также относительно направлений и путей их дальнейшего развития. Экономическая составляющая государственной идеологии включает в себя разделяемые народом представления об особенностях организации экономической жизни страны, его отношение к различным видам собственности и формам хозяйствования, понимание им места и роли государства в экономических процессах, господствующие в обществе представления о справедливости в сфере распределения национального богатства, балансе интересов различных социальных классов, групп и слоев, жителей города и деревни. Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Уровни государственной идеологии. Теоретико-концептуальный уровень государственной идеологии образуют литературные сочинения, претендующие на научность и содержащие концептуальный, системный анализ различных сторон жизнедеятельности данного общества. Это учебники, трактаты, монографии, диссертации, статьи, доклады, написанные с использованием формального научного аппарата. Программно-политический уровень государственной идеологии составляют государственные документы, в которых закрепляются основные принципы, ценности, идеалы и устремления народа, основные направления и задачи внутренней и внешней политики государства. Это прежде всего конституция страны, которая есть не что иное, как свод идейно-политических постулатов, составляющих основу национально-государственной идеологии; другие законодательные акты, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т.п. Обыденно-актуализированный уровень образуют средства человеческой деятельности, в которых так или иначе пропагандируется содержание государственной идеологии — политическая символика, популярные книги, статьи, лекции, интервью, произведения национальной кино- и телепродукции, художественная литература самых различных жанров, другие произведения искусства, концертные программы, школьные уроки, вузовские лекции и т.п. |
Билет 26 Принцип унитаризма и его реализации в государственном устройстве РБ Унитаризм. Белорусское государство является унитарным: оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. В Республике Беларусь действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один парламент и одно правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь административно-территориальное деление. Ныне ее территория поделена на 6 областей — Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 городских района. Причем, все ее административные единицы, представляя собой части единого целого, располагают только теми полномочиями, которые предоставлены им конституцией страны; никакими дополнительными государственно-властными прерогативами они не обладают.
Билет 14 Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология Суть проблемы Гражданским называется общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена законом. Суть проблемы заключается в кажущейся несовместимости идейно-политического плюрализма, присущего гражданскому обществу, и государственной идеологии как целостного комплекса идей, орудием реализации которых является государство. Сосуществование идеологий Само гражданское общество как целое представляет собой специфическую макроассоциацию составляющих его частных лиц и их добровольных объединений, в основе которой находятся осознаваемые всеми ее участниками общие интересы. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов в нем становится доминирующим, в его строжайшем соблюдении заинтересованы все составляющие данное общество социальные субъекты. И политический процесс в гражданском обществе осуществляется уже не иначе, как на основе стремления правящей группы обеспечить баланс интересов различных участников сообщества. Государственная идеология в гражданском обществе представляет собой не что иное, как концентрированное выражение общих интересов всех членов сообщества, т.е. национальных интересов. О «единстве» и «научности» государственной идеологии Государственная идеология также есть не более и не менее научная идеология по сравнению с частными политическими идеологиями. В государственной идеологии также синтезируются как объективное, т.е. научное, знание, так и идеи субъективного свойства. Поэтому государственная идеология в принципе не может претендовать на статус единственно верной или научной идеологии. Частные идеологии и национальное законодательство Признавая идейный плюрализм гражданского общества, государство не может допустить легального существования и открытой пропаганды идей и доктрин, направленных на разрушение общественных устоев или насильственное изменение политического устройства. Идейное многообразие в гражданском обществе имеет право на свое проявление лишь в рамках основополагающих ценностей и принципов национально-государственной идеологии, получивших свое нормативное закрепление в Конституции и законах страны. Идейный «плюрализм», проявляющийся вне рамок правового поля, в сущности, антинационален и во всех странах преследуются по закону. |
Билет 18 Формирование белорусской этнической общности и ее самосознания. Белорусская национальная идея и ее современная интерпретация. Белорусская этническая общность Хронологически начало процесса формирования белорусов в качестве особой общности относится ко второй половине XIII в Непосредственное формирование белорусской общности начинается после татаро-монгольского разгрома Древнерусского государства (1237—1241). Главным политическим фактором этнообразовательных процессов стала административно-правовая централизация страны, приведшая к усилению связей между ее различными территориями. Экономическую основу этногенеза составили развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли, утверждение единой денежной системы, создание региональных рынков вокруг городов и местечек. К социальным факторам относятся формирование различных категорий населения — сословий шляхетства (дворянства), духовенства, крепостных крестьян, мещан, что способствовало развитию более широких связей в рамках каждого из них и между ними. Консолидации формирующихся общностей способствовала борьба приверженцев различных конфессиональных групп за сохранение и утверждение своей веры. Важнейшим этнокультурным фактором явилось языковое разнообразие населения государства, которое сталопредпосылкой дифференциации древнерусского языка на региональные диалекты. Совокупное действие перечисленных факторов привело к появлению на основе древнерусской народности к концу XVI — началу XVII в. трех новых этнических общностей — белорусов, украинцев и русских. Этническое самосознание белорусов. Этническое самосознание есть понимание людьми своей принадлежности к определенной общности, самобытности данной общности и ее отличий от других общностей. Этическое самосознание может быть либо на стадии зарождения, либо на стадии развития, либо на стадии зрелости, когда общность выступает активным субъектом общественных отношений. Формирование этнического самосознания каждого отдельного индивида происходит в процессе его взаимодействия с другими представителями общности. Внешней формой проявления этнического самосознания общности выступает ее самоназвание (этноним). Белорусская национальная идея. Под национальной идеей в политической науке принято понимать овладевшую сознанием определенной территориальной общности людей мысль о том, что эта общность является особой нацией и в силу чего она считает себя вправе по собственному усмотрению строить и свою внутреннюю жизнедеятельность, и свои отношения с другими народами. Появление такой мысли закономерно влечет за собой постановку в повестку дня жизнедеятельности общности задачи создания национально-автономной единицы в государственном устройстве страны либо самоопределения общности в качестве суверенного национального государства. Организация практической реализации данной задачи обычно становится делом наиболее активной части общности. Соответствующие общественные действия принято называть национальным движением. Процесс вызревания национальной идеи в самосознании белорусской общности происходил практически на протяжении всего XIX в. В результате на рубеже ХГХ—XX вв. в повестку дня политической жизни белорусов был поставлен вопрос об их самоопределении в качестве нации-государства. Вехами на этом пути явились осознание в 1810—1820-е гг. группой профессоров и студентов Виленского университета своеобразия, самобытности населения тех территорий, которые примерно совпадают с географическими пределами нынешней Беларуси; обоснованный в 1884 г. отечественными народовольцами в журнале «Гомон» вывод о том, что белорусы составляют особый народ, или особую нацию, и, как следствие, постановку ими в повестку дня общественно-политической жизни вопроса о создании белорусами собственной автономии в рамках «будущего свободного федерально-политического строя, который должен занять место современного абсолютизма»; открытие поэтом Ф. Богушевичем оригинальности самостоятельности нового белорусского языка, формировавшегося с начала XIX в. на основе живых народных говоров, — «мова нашая ёсць такая ж людская і панская, як і французская, альбо нямецкая, альбо і іншая якая» — и осознание им значения языка для сохранения белорусами своей самобытности, а значит, по его представлению, и своего исторического бытия. Понадобилось еще более 30-ти лет для того, чтобы идея самоорганизации белорусской этнической общности в нацию-государство овладела достаточно широким кругом активной части белорусов. Это произошло благодаря творчеству создателей и авторов газеты «Наша ніва», и особенно усилиями М. Богдановича, Я. Купалы и Я. Коласа. Нельзя не отметить, что утверждение в сознании белорусской интеллектуальной элиты национальной идеи происходило в процессе развития двух идейно-политических течений, которые получили название революционного демократизма и западноруссизма. Представители революционно-демократического течения в целом выступали с национально-белорусских позиций, рассматривая белорусов как самобытный народ и отстаивая в той или иной мере возможность независимого от Польши и России развития Беларуси. Представители западноруссизма признавая самобытность белорусов, все же считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. Они рассматривали Беларусь как составной элемент России, ее культурную и государственную часть. В своих произведениях западноруссисты всячески стремились обосновать мысль, что Беларусь, как «Западная Россия», неразрывно связана с великой Россией — и что белорусы, как одно из славянских племен, органично входят в состав русского народа. |
Билет 20 Провозглашение РБ – начало нового этапа развития белорусского народа и его государственности. В 1991 г. после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее государство Республика Беларусь. С этого момента белорусский народ вступил в новый этап своего исторического развития. В ходе нынешних дискуссий об устроении белорусской государственности в новых исторических условиях было выдвинуто три концептуальных подхода: • первый — совершенствование существующей белорусской национальной государственности в рамках воссозданного в новой форме союзного государственного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса общества; • второй — поиск идеала белорусской государственности в политических образованиях, имевших место на территории нынешней Беларуси в далеком прошлом (скажем, рассмотрение в качестве такового Великого княжества Литовского), и стремление к воссозданию того, «что было» и что «утеряно» в потоке исторических перемен («литвинско-униатская концепция»); • третий — идея взять за образец государственность какой-либо западноевропейской страны и учредить характерные для нее политические структуры в Беларуси («либерал-радикальная концепция»). Очевидно, что вторая и третья концепции исходят из посылки, что, по крайней мере, более чем два последних столетия были либо ошибкой в историческом развитии белорусского народа и его государственности, либо трагическим отклонением от магистрального пути развития человечества. Сторонники данных подходов ратуют фактически за слом нынешних государственных институтов Беларуси и замену их новыми не только по своей форме и названию, но и по сути. Суть предложений радикального толка авторов третьего подхода сводится к упразднению в Беларуси института президентства и установлению, развитию и укреплению «плюралистической парламентской демократии». Небезосновательно, таким образом, представителей второго концептуального подхода к белорусской государственности принято называть национал-радикалами, а третьего—либерал-радикалами. Как те так и другие ратуют также за интеграцию Республики Беларусь в структуры Европейского Союза с одновременным прекращением союзнических отношений с Российской Федерацией. Нетрудно убедиться в утопичности тех и других проектов и их пагубности как для самой белорусской национальной государственности, так и для белорусского общества в целом. Надо прямо сказать, что в основе проекта национал-радикалов — положение о том, что «палітычная незалежнасць Беларусі была загублена», когда состоялся последний раздел Речи Посполитой. Этот ложный постулат служит также отправным моментом для обвинения соседнего государства, т.е. России, в ликвидации белорусской национальной государственности, насильственной «русификации» белорусов и т.п. Он же служит основанием для идеологических манипуляций, направленных на то, чтобы представить в обыденном сознании идеализируемый исторический период как, так сказать, светлое будущее белорусского народа. Отсюда берет свое начало и романтическая привязанность национал-радикалов к отголоскам далекой старины и к самой старине. Отсюда и истоки идеи «белорусизации». На деле же данный проект сводится не просто к идее воссоздания архаических политических структур, но к созданию едва ли не любой ценой моноэтнического государства под предлогом поддержки и создания благоприятных условий развития «карэннай нацыі». Нетрудно заметить заложенную в подобной идее потенциальную возможность превращения национального государства в тоталитарное. И если речь пойдет когда-либо о планомерном построении этнократического «белорусского» государства, что возможно только в случае прихода к власти политических сил национал-радикального направления, то оно почти наверняка будет носить тоталитарный характер, объектом притеснения в котором станут граждане, не идентифицирующие себя в качестве белорусов. Единственно правильной альтернативой такому подходу является ориентация общественности страны на понимание белорусской нации, белорусского народа как политической общности людей, как совокупности всех граждан Республики Беларусь независимо от их этнического происхождения. В своем подходе к «польскому», «русскому», «украинскому», «литовскому» или «еврейскому» вопросу в нашей стране политика государства должна исходить из необходимости сохранения своего суверенитета на территориях с населением, не отождествляющим пока себя с белорусами, включения этнических меньшинств в многогранную жизнь белорусского общества и государства. Однако исключительно некорректным является то, что наши либерал-радикалы, или либерал-демократы, игнорируют собственный исторический опыт белорусского народа, в том числе опыт становления и развития государственности на землях Беларуси. Особенно ими отрицается какое-либо позитивное значение советского опыта государственного строительства. Стремясь воплотить в жизнь либеральную модель «минимального государства», они фактически призывают белорусов встать на путь радикального разрыва со своим прошлым, со всем, что было создано народом за сотни лет исторического развития. Очевидно, что идеи, ценности и принципы, заложенные в ныне действующей Конституции Республики Беларусь, выверены с учетом как опыта государственной жизни белорусов, так и позитивных достижений в государственном строительстве соседних с ними народов. Поэтому попытки радикально преобразовать белорусское государство по чужим образцам представляются очень опасными. Предлагаемые национал-радикалами и либерал-радикалами подходы к реформированию белорусской государственности представляются не только бесплодными, но и пагубными для белорусского общества. Наиболее эффективным и, следовательно, приемлемым для белорусского общества является совершенствование существующих институтов белорусской государственности, включая и воссоздание в новой форме союзного государственного образования. Такой подход к развитию белорусской государственности основывается на исторической преемственности. Он предполагает, как пишет профессор В.А. Круталевич, «выяснение тенденций общественного развития, внимательное отношение к историческому опыту, выявление положительного в созданных ранее государственно-правовых формах». |
Билет 21 Цивилизационная идентичность и Социокультурная самобытность белорусской общности Цивилизационная идентичность Беларуси - По своему географическому расположению Беларусь, находится в Европе, точнее — в самом ее центре. Основная часть населения исповедует христианство. На этом основании некоторые авторы идентифицируют Беларусь с европейской, или с христианской, цивилизацией. Прежде всего следует отметить, что основы цивилизационной идентичности Беларуси закладывались в период Киевской Руси. Здесь складывался особый культурно-исторический тип на собственной славянской почве под преимущественным влиянием греко-византийской культуры. Как известно, расположенные на территории современной Беларуси восточнославянские земли-княжества также находились в русле византийского влияния. Наши предки в это время принимают не просто христианство, а воспринимают его греко-византийскую разновидность. Как следует из летописи, для них это был вопрос принципиальной важности; здесь принятию греко-византийской версии христианства — православия — предшествовал сложный поиск новой веры. После принятия христианства существовавшие на территории нынешней Беларуси земли-княжества, безусловно, в целом были в поле восточного, славяно-византийского влияния. И для понимания значения этого факта следует добавить, что в те столетия византийская культура значительно превосходила тогдашнюю культуру средневековой Западной Европы. Последовавшие за этим эпохи Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, хотя и отличались борьбой двух культур — восточной славяно-византийской и западной романо-германской — не принесли решающего преимущества последней. Чем активнее в это время осуществлялась политика перенесения на местную почву западной культуры, тем более сильное сопротивление она встречала как внутри страны, так и извне — с юга и востока. Относительно периода Российской империи можно сказать, что белорусское общество в целом развивалось в своем естественном цивилизационном русле. Развитие белорусского общества в лоне православной цивилизации было продолжено и в период СССР. Данное государственное образование возникло на славяно-русской цивилизационной основе, и белорусы в массе своей никогда не ощущали себя в нем чужаками. Уже в момент образования СССР сознание белорусами своего культурно-исторического родства с русскими и украинцами явилось одним из решающих факторов их вхождения в это союзное государство. В процессе развития СССР резко усилились экономические и культурные связи между составляющими его народами. В эволюции полиэтнического СССР, хотя и слабо, но все же присутствовала тенденция его превращения в нацию — государство. Страна в целом продвигалась по пути формирования общегражданской советской нации. И хотя понятие «советская нация» в официальной лексике отсутствовало, зато широко использовалось, по сути, синонимичное ему понятие «многонациональный советский народ» или просто «советский народ». Причем это положение практически никем никогда не оспаривалось, что было убедительно подтверждено референдумом 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении в преобразованном виде советского государства. Свою цивилизационную идентичность белорусский народ вновь подтвердил голосованием на референдуме в 1995 г. по вопросу об экономической интеграции с Россией и о придании русскому языку статуса, равного с белорусским. Таким образом, белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православной или, иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяноправославной цивилизации. Социокультурная самобытность белорусской общности Самобытность белорусского народа, с нашей точки зрения, именно в том состоит, что он отвергает крайности полярных цивилизационных типов и одновременно стремится синтезировать их позитивные достижения на основе собственной, славяно-православной в своей цивилизационной сути, традиции. Типичным проявлением такой сущности народа является духовный облик одного из самых выдающихся его представителей — просветителя и первопечатника Франциска Скорины, который, родившись на белорусской православной земле и отправившись за европейскими знаниями, «адчуу гвалт чужацкіх культур і не прызнаў іх сваімі ў сваім сэрцы». |
Билет 22 Традиционные идеалы и ценности белорусского народа Гуманистический и демократический идеалы Гуманизм (от лат. humanus — человечный) — нравственно-этическая установка, заключающаяся в признании человеческой личности высшей общественной ценностью. Гуманизм как идеал общественной жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Николая Гусовского, в частности в его лучшем произведении «Песнь о зубре». В нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличается глубокой верой автора в человека деятельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. Обращают на себя внимание социально-политические убеждения нашего гениального соотечественника — гуманистические по своей глубинной сути и имеющие непреходящее значение. На протяжении всей истории белорусского народа гуманистический идеал служил белорусам, образно выражаясь, в качестве их путеводной звезды. Ныне он получил свое закрепление в следующих волнующих строках 2-й статьи Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Демократизм (франц. democratisme, от греч. demos — народ и kratos — власть, что означает власть народа) — принцип политической жизни, состоящий в принятии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всех этим решениям. Приверженность идее народовластия, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы проявляют во все периоды своей истории. Эта традиция своими корнями уходит вглубь истории древних славян. Свое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнедеятельности Полоцкого, Туровского и других княжеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах Великого княжества Литовского. Главный вклад Скорины в формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с замечательным памятником мировой культуры — Библией. Как и другие мыслители Возрождения, он видел в библейских книгах произведения человеческого, пусть и богодухновенного, разума и считал своим долгом сделать их доступными человеку для самостоятельного изучения. Сложно представить, насколько смелой и в какой-то мере еретичной для своего времени была идея Скорины сделать книги Священного Писания, да еще с собственными предисловиями и комментариями, общедоступными для простых людей. Делая доступной Библию для широких кругов читателей, Скорина тем самым готовил перелом в сознании и характере мышления своих соотечественников, открывал перед ними возможность свободного, независимого от авторитетов церкви, богословствования и философствования. С именем Льва Сапеги по праву связывается утверждение в отечественной политической мысли и практике идеи правового государства, верховенства закона. Судьба народа, общества, считал мыслитель, должны зависеть не от личной воли главы государства, князя, короля, а от системы власти, основанной на подчинении всех и вся закону. В законе он видел главное и основное средство регулирования отношений между всеми членами и слоями общества, между институтами государства и между властью и народом. Это свое убеждение Сапега обосновывает тем, что право есть правдивый разум, которым наделил человека сам Бог и который дает ему возможность отличать добро от зла. В предисловии к Статуту он пишет: «Там бельпуа, а по нашему дикий зверь господствует, где человек по своему усмотрению власть свою осуществляет, а где опять право или статут верх имеет, там сам Бог всем владеет». Закон, считает Сапега, призван определять для всякого представителя власти, и прежде для великого князя, рамки его действий, за которые он не имеет права выходить. Свободолюбие и патриотизм Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом — индивидом, социальной группой или общностью активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей. Свободолюбие—это отношение к свободе как социальной ценности во всех аспектах ее проявления. Патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть наиважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей. Свободолюбие и патриотизм — взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры. Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным национальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне изначально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие. На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства — свободолюбие и патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств — отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества. Это наводит на мысль о том, что опасные ситуации в жизни белорусов пробуждают скрытые в их социогенетическом «коде» способности к борьбе, упорству, сопротивлению, к проявлению других лучших качеств их предков. Идеалы социального равенства и справедливости Одной из самых отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческое достоинство какого бы то ни было угнетения. Мир, разделенный на богатых и бедных, сильных и слабых, господ и слуг, всегда воспринимался белорусами как жесточайшая несправедливость. В сознании каждого белоруса присутствует знаменитый вопрос — возмущение национального поэта Ф. Богушевича «Чым то дзеіцца на свеце, што не роўна дзеле Бог?». Такой мир, по убеждению белорусов, подлежит переустройству на началах равенства людей в их достоинстве быть счастливыми, на принципах справедливого распределения между всеми членами сообщества выгод и тягот их совместного существования. Корни такого понимания белорусами должного социального мироустройства уходят в глубь этногенеза славян. Первостепенную роль в формировании данной черты характера славян играла специфика их социальной организации. Согласно выводам исследователей, у славян практически повсеместно преобладала территориальная или, иначе, сельская (соседская) община, которая предполагала равенство ее членов, в том числе и недавних военнопленных рабов. В общностях, основанных на территориальных принципах, кровавые усобицы — не характерное явление; там огромную консолидирующую роль выполняло общественное самоуправление, формой которого у славян являлось вече. Скорее всего, славяне, предпочитали целыми группами оставлять те земли, которые сотрясали усобицы или которые подвергались внешней агрессии. Занимая новые территории, они стремились мирно сосуществовать и взаимодействовать с их аборигенами. Еще одним фактором особой приверженности белорусов принципам равенства и справедливости в отношениях между людьми является то, что на протяжении всей своей истории простой белорусский люд жил обособленно от своих господ, в качестве которых практически всегда выступали представители инородцев или вставшие на службу к ним свои соплеменники. Вековые надежды белорусского народа на социальное равенство и справедливость сегодня воплощены в Конституции нашего государства. В ней Республика Беларусь определяется в качестве социального государства. Эта конституционная норма обязывает Правительство заботиться о создании равных условий для удовлетворения основных жизненных потребностей всеми категориями граждан. Это означает, что наше государство отнюдь не отказывается от первого из принципов распределительной справедливости: «каждому то же самое». Оно приступило к осуществлению системы социальных стандартов, определяющей виды и качество важнейших услуг в области образования, здравоохранения, физической и духовной культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания, которые будут доступны каждому гражданину страны. Одновременно используется и второй принцип распределительной справедливости: «каждому — по заслугам», который находит свое выражение в дифференциации оплаты труда работников в соответствии с количеством и качеством выполненной ими работы. Естественно, что в условиях рыночной экономики применяется и уравнивающий способ обеспечения доступа граждан к социальным благам, т.е. обмен вещей между их владельцами.
|
Билет 24 Закрепление в Конституции РБ гуманистического идеала белорусов. Человек, его права и свобода — наивысшая ценность и цель белорусского общества и государства Понятие прав человека . Неотъемлемым элементом сознания и ценностных ориентации белорусов является гуманистический идеал, согласно которому наивысшей общественной ценностью признается человек. Личные (гражданские) права и свободы. Личные права (в международной терминологии они называются гражданскими правами) — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена политического сообщества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Право на жизнь есть первооснова всех других прав и свобод человека. Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности. ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Право на личную жизнь означает возможность человека самостоятельно определять свои поступки, располагать собой и своим временем по собственному усмотрению. Право создавать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Право на неприкосновенность жилища означает, что никто! не может без законного основания войти в жилище против вот ли проживающих в нем лиц. Право на свободу передвижения и выбор места жительств. Это право является существенным элементом свободы самоопределения личности, условием профессионального и духовного развития человека, его достойной жизни. Право самостоятельно определять свое отношение к религии .Право сохранять национальную принадлежность и пользоваться родным языком. .Право на судебную защиту. Право на юридическую помощь. Также существуют политические и общественные права такие как право избирать и быть избранным в органы власти, право на труд и т.д. Защита прав и свобод человека является одной из главных задач государства, соблюдение которых позволяет создать хорошие условия жизни людей, и способствуют развитию и обогащению страны. |
Билет 27 Демократия – важнейшая ценность бел. народа. Реализация принципов и институтов демократии в политическом устройстве РБ. Демократическое государство Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство. Термин демократия буквально означает «власть народа» или «правление народа». демократии стали уточняться. Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в статье 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией». В числе принципов демократии — разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства. Согласно статье 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Важным принципом демократии считается политический и идеологический плюрализм. В соответствии со статьей 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. В соответствии с общепринятыми нормами запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Становление и развитие демократии предполагает наличие определенных политических, экономических, социальных и культурных предпосылок. Необходимой политической предпосылкой является наличие национальной государственности. Республика Беларусь и есть состоявшееся национальное государство. Экономической предпосылкой является высокий уровень экономического развития страны и многообразие форм собственности. Наличие данной предпосылки в нашей стране налицо. Социальной предпосылкой является наличие гражданского общества, основы которого в Республике созданы. Культурной предпосылкой является высокая степень грамотности населения и развития культуры. Уровень того и другого в нашей стране отвечает самым высоким критериям |
Билет 28 Идея правового государства и ее реализация в Конституции и законодательстве РБ. Правовое государство Право есть система общеобязательных правил поведения членов политического сообщества, устанавливаемых компетентными государственными органами либо самим народом как носителем верховной власти путем референдума и охраняемых силой средств государственного принуждения. Как видно, правовые нормы порождаются государством и обеспечиваются государством. Это означает, что право без государства не существует. В то же время и само государство без права обойтись не может. Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону, получило название правового государства. Принцип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга и равенство перед законом всех субъектов правоотношений. Это относится в первую очередь к взаимоотношениям личности и государства, которые в правовом отношении равны. Попросту говоря, в случае рассмотрения в суде какого-либо конфликта между гражданином и любым из органов государства для суда и тот и другой есть абсолютно равные субъекты. Принцип правового равенства закреплен в статье 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека, который означает признание государством за личностью неотъемлемых, неприкосновенных и ненарушаемых со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы. Принцип разделения властей, согласно которому различные органы государственной власти должны четко специализироваться в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей государственную власть в целях исключения злоупотребления ею следует разделять на три относительно независимые и контролирующие друг друга ветви — законодательную (парламент), исполнительную (правительство и подчиненные ему органы управления) и судебную (органы правосудия и надзора). Данный принцип правового государства закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь. Принцип верховенства права, который означает верховенство не всякого закона, а только такого закона, который соответствует правовым нормам, признающимися сообществом незыблемыми. К таковым принято относить перечисленные выше принципы правового государства. Принятый в соответ-ствии с ними Основной Закон государства — в противном случае он сам будет неправовым — становится той основой или, образно говоря, той матрицей, неукоснительное следование которой обеспечивает правовой характер и всех других законодательных актов. Исходя из этого принципа, правовое государство можно определить как такое государство, в котором господствует право.
|
Билет 29 Идея социального государства и ее реализация в Конституции и практической политике РБ. Социальное государство Определение Республики Беларусь как социального государства появилось в Конституции 1994 года. Для достижения заявленных целей социальное государство призвано обеспечивать реализацию следующих задач и принципов организации жизнедеятельности общества: • конституционные гарантии осуществления прав и свобод личности; • многоукладность экономики, включающей государственный и частные сектора производства; • сочетание рыночных и административных механизмов регулирования общественного производства; • доступные всем системы образования, здравоохранения и социального обеспечения; • создание условий для всеобщей занятости населения; • разработка и осуществление государственных программ, направленных на решение социальных проблем общего характера; • государственная поддержка малоимущих категорий граждан; • организация эффективной борьбы с преступностью, наркобизнесом и другими антиобщественными явлениями. Определение Республики Беларусь в Конституции как социального государства означает констатацию достигнутого страной уровня экономического развития, позволяющего осуществлять задачи такого государства, и одновременно конституционную обязанность институтов власти проводить политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни всех категорий населения. Эта обязанность прямо вытекает из статьи 21 Конституции: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий». В духе концепции социального государства составлен ряд других статей Основного Закона белорусского государства. Так, в статье 13 устанавливается, что собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Согласно статье 32 государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии. |
Билет 32 Постиндустриальное ( информационное) общество – стратегическая цель развития Беларуси в XXI веке. Стратегия постиндустриальной модернизации предполагает иную постановку задач по ее реализации на той или иной стадии этого процесса. Если исходить из реального состояния различных сфер белорусского общества, то на нынешнем историческом этапе к числу приоритетных задач его модернизации могут быть отнесены: формирование наукоемкой, ресурсосберегающей и экологозащитной экономики, способность обеспечивать материальные предпосылки для устойчивого социального, политического и духовного развития общества; широкое внедрение информационных технологий во все области жизнедеятельности людей; формирование человека, способного жить и действовать в условиях информационного общества — физически здорового, образованно и профессионально подготовленного к использованию новейших технологий; разработка и реализация комплекса мер по охране здоровья женщин; формирование сферы услуг в качестве преобладающего сектора экономики; развитие системы социально-политических институтов, призванных обеспечивать широкое и эффективное участие граждан в управлении делами общества и государства. Задача состоит в том, чтобы найти свой, белорусский, путь движения к социальной ориентированной рыночной экономике и свой оптимум в соотношении различных секторов производства, роли государства в экономической жизни, найти место национальной экономики в качестве эффективного звена региональной и мировой экономической системы. В современных условиях в качестве стратегической цели развития Беларуси выступает общественное устройство постиндустриального типа или, если рассматривать только технико-технологические аспекты, общество, основанное на информационных технологиях. Базовыми социальными ценностями такой стратегии развития должны стать свобода, равноправие, справедливость, солидарность, сотрудничество и ответственность.
|
Билет 34 Устойчивое инновационное развитие – путь движения Беларуси к своей стратегической цели. Концепция устойчивого развития ориентирована на такое удовлетворение потребностей людей, которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Она содержит совокупность взаимообусловленных социально-экономических, политических, духовно-нравственных, экологических и других составляющих. Ее стержневой идеей является повышение производительности ресурсов за счет внедрения качественно новых технологий, основанных на синтезе веществ и получении энергии из «недр» микромира (биотехнология, генная инженерия и т.п.). О сущности содержания Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь можно судить по тем принципам и приоритетам, которые положены в его основу: •человек — цель прогресса; уровень человеческого развития — мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики; •повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структуры потребления; •приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции хозяйства; •улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений; •переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики; •усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем; •рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию расходов; •развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем; •экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания," морали с учетом новых ценностей. В нашей стране оно приобрело особый статус после обсуждения проблемы инновационной политики Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, который состоялся в Витебске 11 июня 2004 г. |
18.Понятие общественного развития и его теоретическая интерпретация. Общественное развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания – универсальные свойства, всеобщий принцип объяснения истории общества. Общество развивается всегда путями эволюций/революций. По эволюции – развитие общества идет по линии повышения эффективности исользования ресурсов, повышения жизненного уровня населения при повышении уровня социальной справедливости. Революция – коренное, радикальное, глубинное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряженный с открытым разрывом с предыдущим состоянием. В революции скачок в развитии происходит гораздо быстрее, чем в эволюции, напоминая эффект вспышки. Существуют 2 основных теоретических направления обществ. Развития: Социальный эволюционизм — подход к интерпретации общественного развития, пытающийся установить связь между биологическими и социальными изменениями. В рамках данного подхода было разработано множество эволюционных теорий. Одной из характерных черт большинства эволюционных теорий является представление о развитии общества не только как о прогрессивном, но и однолинейном процессе. Однолинейность предполагает существование единственной восходящей линии развития, отклонение от которой невозможно вне зависимости от специфики общества. Исторический материализм — подход к интерпретации общественного развития на основе диалектического метода и теории конфликта. Одним из наиболее ярких представителей данного направления является К. Маркс. С точки зрения Маркса, развитие общества определено процессами, происходящими в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы находятся в подчиненном положении. Маркс выделил 5 общественных формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. |
|
|
|