Файл: шпоры микроэкономика4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2019

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Кривые безразличия и их свойства. Карта безразличия.

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. (рис)Свойства кривых безразличия 1)Кривые безразличия не могут пересекаться. 2)Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем предыдущая. 3)Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. 4)Предельная норма замещения MRS одного блага другим уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. Все стандартные кривые безразличия не только имеют отрицательный наклон, но и вогнуты к началу координат карты безразличия. Степень вогнутости зависит от степени замещения одного товара другим. Предельная норма замещения (MRS) товаром Q1товара Q2показывает количество товара Q2, которым потребитель готов пожертвовать, ради приобретения одной дополнительной единицы товара Q1, при сохранении общего уровня удовлетворения неизменным. MRS = ΔQ2 / ΔQ1 Данное соотношение в силу убывающего характера стандартной кривой безразличия всегда отрицательно. Иногда для удобства перед правой частью вводят минус, что делает значение MRS положительным, однако в большинстве случаев нас интересует абсолютное значение коэффициента. Если представить зависимость между количеством Q1, Q2 и уровнем полезности U в виде функции типаQ2 =f(Q1), то предельная норма замещения равна производной функции полезности: MRS=f(Q1).
Графически
MRS равна тангенсу угла наклона касательной к кривой безразличия в данной точке.

5. Бюджетная линия и ее свойства. Влияние изменения цен и дохода на бюд­жетную линию. Бюджетная линия: Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство: P1Q1 + P2Q2 = R Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид: Q2 =R/P2 P1 /P2 *Q1 (рис) Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2. В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом: P1Q1 + P2Q2 + ... +PnQn + сбережения = R Смещение бюджетной линии Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары. Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.(рис) Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии (рис) Свойства бюджетной линии: 1) отрицательный наклон; 2) если изменяется доход покупателя при постоянных ценах на товар, то бюджетная линия сдвигается параллельно; 3)если изменяется цена одного из благ при неизменном доходе и цене другого товара, то изменяется наклон бюджетной линии (поворот); 4) точка А означает, что весь доход использован не полностью, точка С - недостижима при таком доходе и ценах.(рис)

















7. Кривая «цена-потребления», ее построение и различные варианты. Кривая «цена-потребление» и кривая спроса

Цена - потребление

Когда при фиксированной номинальной величине бюджета изменяется цена одного из благ, тогда бюджетная линия поворачивается вокруг точки своего пересечения с осью другого блага, переходя от одной кривой безразличия к другой. Это показывает рис. 3.10 (верхняя часть) Все точки касания поворачивающейся бюджетной линии с кривыми безразличия образуют линию «цена-потребление» (PC). Она отражает реакцию потребителя на изменение цены одного из благ. Рис. 3.10. Построение кривой индивидуального спроса

Нижняя часть рис. 3.10 показывают, как на основе линии «цена – потребление» строится график индивидуального спроса. Если изменится бюджет потребителя, то «веер» бюджетных линий сместится и вслед за ним в том же направлении сдвинется график индивидуального спроса (см. рис. 3.10). Кроме того, с изменением цены одного из благ меняется объем спроса не только на это, но и на другое благо. Таким образом, зависимость между объемом индивидуального спроса и определяющими его факторами, выведенная в ординалистской концепции, в общем виде представляется такой же функцией, как и в кардиналистской:


9. Совершенная конкуренция: признаки, определение цены и объема для отрас­ли и для фирмы. Совершенная конкуренция и эффективность.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения. Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели. Признаками идеального рынка являются: 1)отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства; 2)отсутствие ограничений на количество участников рынка; 3)однородность одноименных представленных продуктов на рынке; 4)свободные цены; 5)отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство. Линия спроса фирмы. Спрос фирм на рынке совершенной конкуренции совершенно эластичен (т.е. минимально возможное изменение цены приведет к бесконечно большому изменению количества). Таким образом, графически спрос изображается в виде горизонтальной кривой спроса: независимо от того, какое количество продано, цена остается одна и та же и это существующая на данный момент цена на рынке. TR =P*Q – общий доход; MR= ∆TR/ ∆Q= PQ/ ∆Q= P- предельный доход; AR = TR/Q-средний доход Линия спроса совпадает с линией предельного дохода. Средний доход равен цене и линия совпадает. (рисунок). Цена устанавливается в результате рыночного равновесия.


















11.Три стратегии поведения конкурентной фирмы: максимизация прибыли; минимизация убытков и закрытие фирмы (анализ с точки зрения сопоставления общих издержек и общего дохода).

минимизация убытков — реализуется, когда рыночная цена продукции предприятия больше минимальной величины средних переменных издержек, но меньше минимальной величины средних общих издержек (ATCmin > P >AVCmin ). Если фирма прекратит производство (даже временно) ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения каких-либо текущих доходов. Это означает, что убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому-то предприятие продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их. В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения средних переменных издержек (P >AVCmin ), предприятие прекращает производство продукции . Действительно, данная цена не только не покрывает все издержки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издержки. То есть каждая выпущенная единица к неизбежному убытку в размере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском этого товара. В этих условиях, чем больше производство, тем больше убытки.

Мы исходим из того, что фирма предпочтет производить продукцию даже в случае возникновения временных убытков, при этом ее задачей станет их минимизация. Закрытие — крайне нежелательный вариант. Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции. Производя продукцию в количестве Оо, при котором обеспечивается равенство цены (предельного дохода) и предельных издержек, фирма получает прибыль, поскольку сложившаяся на рынке цена Р0 превышает минимальные средние валовые издержки (рис. 11.4). Рис. 1 1.4. Максимизация прибыли фирмой в условиях совершенной конкуренции

Предположим, что по каким-то причинам рыночная цена продукции снизилась до уровня Р1 и стала ниже минимума средних валовых издержек фирмы, однако выше минимума средних переменных издержек. В этом случае фирма продолжит производство в объеме, который позволит максимально сократить возникшие убытки и хотя бы частично компенсировать постоянные издержки (затраты на аренду помещения, оборудование и т.п.) (рис. 11.5). Рис. 11.5. Минимизация убытков фирмой в условиях совершенной конкуренции

Что произойдет, если рыночная цена снизится до уровня P2 и окажется ниже минимальных средних переменных издержек? В этом случае фирма не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат и единственным приемлемым выходом для нее станет прекращение производства. Подобная ситуация отражена на рис. 11.6.

Рис. 11.6. Соотношение цены и издержек, когда единственным выходом для фирмы является прекращение деятельности

Из вышеизложенного можно сделать выводы: 1. Объем производства фирма будет определять, сравнивая валовой доход и валовые издержки либо предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).

2. В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. Если цена окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма предпочтет остановить производство и закрыться.












13. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

9 В долгосрочном периоде: -все ресурсы являются переменными, что означает возможность для действующей на рынке фирмы изменения размеров производства, внедрения новой технологии, модификации продукции; -изменение числа предприятий в отрасли (если получаемая фирмой прибыль ниже нормальной и преобладают отрицательные прогнозы на будущее, возможно закрытие предприятия и его уход с рынка, и наоборот, если прибыль в отрасли достаточно высокая, возможен приток новых компаний). Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной отрасли (рис)

Механизм формирования долгосрочного равновесия

При этих условиях оптимальный объем выпуска фирмы в краткосрочном периоде составит q1 единиц. Производство данного объема обеспечивает фирме положительную экономическую прибыль, поскольку рыночная цена (Р1) превышает средние краткосрочные издержки фирмы (SAТC1).

Наличие краткосрочной положительной прибыли приводит к двум взаимосвязанным процессам: -с одной стороны, уже действующая в отрасли фирма стремится расширить свое производство и получать экономию от масштаба производства в долгосрочном периоде (в соответствии с кривой LAТC); -с другой стороны, внешние фирмы начнут проявлять заинтересованность в проникновении в данную отрасль (в зависимости от величины экономической прибыли процесс проникновения будет протекать с различной скоростью). Появление в отрасли новых фирм и расширение деятельности старых смещает кривую рыночного предложения вправо до положения S2 (как это изображено на рис. 4.9). Рыночная цена понижается с Р1 до Р2, а равновесный объем отраслевого производства увеличится с Q1 до Q2. В данных условиях экономическая прибыль типичной фирмы падает до нуля (Р=SAТC) и процесс привлечения в отрасль новых компаний замедляется. Если по каким-то причинам (например, крайняя привлекательность первоначальной прибыли и перспектив рынка) типичная фирма расширит свое производство до уровня q3, то отраслевая кривая предложения сместится еще правее до положения S3, а равновесная цена упадет до уровня Р3, более низкого, чем min SAТC. Это будет означать, что фирмы не смогут больше извлекать даже нормальной прибыли и начнется постепенный отток компаний в более прибыльные сферы деятельности (как правило, уходят наименее эффективные). Оставшиеся же предприятия постараются снизить свои издержки путем оптимизации размеров (т.е. посредством некоторого сокращения масштабов производства до q2) до уровня, при котором SAТC=LAТC, и возможно получение нормальной прибыли. Смещение кривой отраслевого предложения до уровня Q2 вызовет рост рыночной цены до Р2 (равной минимальной величине долгосрочных средних издержек, Р=min LAC). При данном уровне цен типичная фирма не получает экономической прибыли (экономическая прибыль равняется нулю, п=0), и способна извлекать только нормальную прибыль. Следовательно, мотивация для входа в отрасль новых фирм исчезает и в отрасли устанавливается долгосрочное равновесие.

Основные условия долгосрочного равновесия: -Действующие фирмы наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде максимизирует свою прибыль, производя оптимальный объем продукции, при котором MR=SMC, или поскольку рыночная цена тождественна предельному доходу, P=SMC. -Не существует побудительных мотивов вхождения в отрасль для других фирм. Рыночные силы спроса и предложения настолько сильны, что фирмы неспособны извлекать больше чем это необходимо, чтобы удержать их в отрасли. т.е. экономическая прибыль равна нулю. Это означает, что P=SATC. -Фирмы отрасли не могут в долгосрочном периоде снижать совокупные средние издержки и получать прибыль за счет расширения масштабов производства. Это означает, что для получения нормальной прибыли типичная фирма должна производить объем продукции, соответствующий минимуму средних долгосрочных совокупных издержек, т.е. Р=SATC=LATC.

В условиях долгосрочного равновесия потребители платят минимально экономически возможную цену, т.е. цену, требующуюся для покрытия всех производственных издержек.


14. Монополия: признаки, виды. Определение объема и цены

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям. Модель монополии: единственный продавец; отсутствие близких продуктов-заменителей; диктуемая цена. Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.


16. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия

12 Во многих случаях фирма-монополист использует ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация – это практика бизнеса, когда одинаковые по качеству и уровню издержек товары продаются разным покупателям по различным ценам. Ценовая дискриминация отражает готовность покупателей платить различную цену за одинаковые товары. Цель этой политики – расширить рынок сбыта товара и перераспределить потребительский выигрыш в свою пользу. Если при этом фирма точно знает, какую цену готов заплатить за товар каждый потребитель, и продает товар по этой цене, то имеет место совершенная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация на основе резервированной цены называется совершенной, или идеальной. В этой ситуации предельный доход стремится к цене, а график предельного дохода сливается с графиком спроса. Нарисуем это. При ценовой дискримина¬ции весь потребительский излишек переходит к продавцу, увеличивается его прибыль. Исчезают безвозвратные общественные потери за счет расширения рынка сбыта – это увеличение эффективности чистой монополии. Т.к. большая часть потребителей имеет доступ к товару, то ценовая дискриминация может увеличивать благосостояние, а значит, она выгодна и фирме и потребителю. Таким образом, очевидно, что ценовая дискриминация способна смягчить недостатки монопольного ценообразования, повысить эффективность хозяйственной деятельности в условиях чистой монополии. Даже если имеет место несовершенная ценовая дискриминация, то увеличивается рынок сбыта и прибыль монополиста. Условия ценовой дискриминации: -невозможность для потребителя перепродать купленный у монополии товар; - возможность разделить всех потребителей данного товара на группы в соответствии с готовностью заплатить. Процесс деления потребителей на группы называется сегментацией рынка. Ценовая дискриминация может носить как систематический, так и временный характер. Ценовая дискриминация может быть временной в данные периоды времени по мере обострения конкурентной борьбы. При осуществлении политики ценовой дискриминации монополист учитывает эластичность спроса на товар. Чем спрос неэластичнее, тем выше потребительский выигрыш и тем больший соблазн перераспределить его в свою пользу. Поэтому, как правило, объектом ценовой дискриминации является малоэластичный товар. Таким образом, проводя ценовую дискриминацию, фирма может: а) увеличить объем продаж, понижая цену не на всю партию товара, а на дополнительный выпуск. б) для каждого объема выпуска предельный доход становится выше, чем в условиях моноценовой политики, поэтому экономическая прибыль монопольной фирмы увеличивается. Существуют следующие виды ценовой дискриминации:

1.Пространственная (продажа в городе и деревне);

2.Временная (вечерний и утренний сеанс в кино);

3.По доходам потребителей (услуги для бедных и богатых);

4.По объему потребления блага (минимально необходимое количество и сверх того).









18. Основные черты монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция(полиполия) осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: 1)товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами; 2)на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; 3)продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж; 4)на рынке есть условия для входа и выхода Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.


20. Основные черты олигополии

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья. Характерные черты олигополии: 1)На рынке доминирует небольшое количество фирм. 2)Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой. 3)Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер. 4)Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска. 5)Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль. Последствия всеобщей взаимосвязи: нельзя оценить спрос; нельзя определить MR; нельзя определить P* (равновесная цена ) и Q* (равновесный объем продаж). Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.
































21.Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модель Курно

Модель Курно — модель равновесия в условиях некооперированной олигополии. Фирмы могут не действовать по принципу лидер-ведомый, а одновременно принимать решения об установлении объемов продаж. В этом случае каждая фирма должна предположить, сколько товара выставит на продажу другая фирма. Обозначим Q10, Q20 – ожидаемые объемы продаж фирм. Если фирма 1 выпустит количество товара Q1 , она ожидает, что фирма 2 выпустит количество товара Q2 , и наоборот. Т.о. функции реакции обеих фирм можно представить как Q1 = f (Q2) (кривая А), Q2 = f (Q1) (кривая В),рис. Выбор оптимального объема производства должен удовлетворять системе указанных двух уравнений реакции фирм. Совокупность точек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величины своего выпуска. Точка пересечения кривых реакции обоих дуополистов, совмещенных на единых координатных осях, называется точкой равновесия Курно. В точке равновесия объем прибыли каждой из фирм максимален при данном ожидаемом объеме продаж конкурирующей фирмы. Графическое изображение данных кривых реагирования представлено на рис.1.Если первоначальное состояние рынка находится в точке 1, то фирма 1 считает выгодным снизить объемы продаж (движение из т1 в т2), так как это передвинет ее на более выгодную изопрофитную кривую. Далее фирма 2 посчитает целесообразным увеличить объем продаж (движение из т2 в т3), после чего фирма 1 сочтет выгодным снизить объем продаж (из т3 в т4), и т.д., пока равновесие не установится в точке Х, после чего ни одна из фирм не сочтет необходимым изменять далее ситуацию на рынке


22.Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модель Штакельберга.

Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объём выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее. Основные предпосылки 1)Отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену 2)Фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса. 3)Существует так называемая фирма-лидер, на объём производства которой ориентируются остальные фирмы. Частный случай: моделирование дуополии Пусть существует отрасль с двумя фирмами, одна из которых «фирма-лидер», другая — «фирма-последователь». Пусть цена на продукцию является линейной функцией общего объема предложения Q: P(Q) = abQ. Предположим также, что издержки фирм на единицу продукции постоянны и равны с1 и с2 соответственно. Тогда прибыль первой фирмы будет определяться формулой Π1 = P(Q1 + Q2) * Q1c1Q1, а прибыль второй соответственно Π2 = P(Q1 + Q2) * Q2c2Q2. В соответствии с моделью Штакельберга, первая фирма — фирма-лидер — на первом шаге назначает свой выпуск Q1. После этого вторая фирма — фирма-последователь — анализируя действия фирмы-лидера определяет свой выпуск Q2. Целью обеих фирм является максимизация своих платёжных функций.

















23.Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модель Бертрана

Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану — модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке. Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана. В модели приняты следующие предположения: 1.На рынке имеется по меньшей мере две фирмы, производящие однородный продукт; 2.Фирмы ведут себя некооперативно; 3.Предельные издержки (MC) фирм одинаковы и постоянны; 4.Функция спроса линейна; 5.Фирмы конкурируют, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо и одновременно; 6.После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию; 7.Если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар; 8.Если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях. 9.Модель статична (рассматривается принятие решения в единичный момент времени). Предположение о ценовой конкуренции означает, что фирмы могут легко изменять объем выпуска продукции, однако изменить цену после выбора очень трудно или невозможно. Оптимальная цена фирмы 1 зависит от ее ожиданий относительно цены, назначаемой фирмой 2. Назначение своей цены немного ниже цены конкурента позволяет получить весь спрос потребителей D и максимизирует прибыль. Если фирма 1 ожидает, что фирма 2 будет устанавливать цену, не превышающую предельных издержек MC, то ее наилучшим ответом является установление цены, равной предельным издержкам. Модель Бертрана имеет два разумных исхода: 1.кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей; 2.конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек. В несимметричном случае, когда одна из фирм имеет более низкие предельные издержки (например, при использовании лучшей технологии производства), она может устанавливать цену ниже предельных издержек конкурента и получить весь рынок. Это явление получило название "предельного ценообразования". Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией. Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель


































24. Устойчивость цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.

Ломаная кривая спроса.

Предположим, что в отрасли сущест¬вует олигополия со следующими параметрами: на рынке функ¬ционируют три фирмы — А, Б, В; у каждой из них приблизи¬тельно 1/3 рынка данного товара; между А, Б и В нет тайного сговора о ценообразовании; фирма А имеет объем производства, равный QA, реализуемый по цене РА.

Возникает вопрос как будет выглядеть кривая спроса на продукт фирмы А? Ответ на него во многом будет зависеть от поведения конкурентов (Б и В) и их реакции на изменение цены у фирмы А. Существуют два возможных варианта поведения фирм Б и В: вариант выравнивания цены и игнорирование дей¬ствий фирмы А. Рассмотрим подробно вариант выравнивания цены. Если фир¬мы Б и В будут следовать в своей политике ценообразования по¬ведению фирмы А, то фактически подобная модель рынка будет соответствовать рынку чистой монополии, так как А, Б и В сольются по своему поведению в одну фирму. В этом случае гра¬фики спроса и предельного дохода фирмы А будут выглядеть, как Представлено на рисунке а, т. е. отливаться низкой степе¬нью эластичности. Если фирма А снижает цену, ее продажи уве¬личатся незначительно, потому что конкуренты (Б и В) тоже со¬кратят цену, чтобы помешать А добиться конкурентного пре¬имущества в цене. Небольшое увеличение в продажах А, Б и В произойдет за счет других отраслей, т. е. А не увеличивает объе¬мы реализации за счет Б и В. Если фирма А повысит цену, то ситуация будет развиваться в обратном направлении: отрасль по¬теряет небольшой объем продаж за счет других отраслей (в ре¬зультате межотраслевой конкуренции), но А не теряет потреби¬телей в пользу Б и В.

Другая возможная реакция — фирмы Б и В игнорируют изме¬нения в политике фирмы А. Это соответственно сказывается и на кривых спроса и предельного дохода фирмы А. График спроса на продукцию фирмы А будет значительно эластичнее, так как у фирмы А появились конкуренты (рисунок б). Если фирма А по¬низит цену, а ее конкуренты нет, то она увеличит объемы продаж за счет фирм Б и В. И наоборот, если А поднимет цену, то ее клиенты перейдут к фирмам Б и В, которые не изменили цен. Здравый смысл и наблюдение за деятельностью олигополистических отраслей показывают, что в реальной действительности существует некий симбиоз рассмотренных выше вариантов:

при снижении цены фирмой А, фирмы Б и В будут вырав¬нивать свои цены, чтобы не лишиться рынка;

при увеличении фирмой А цен на свою продукцию ее кон¬куренты игнорируют подобную политику фирмы А, чтобы вытеснить ее с рынка, «перехватить» ее покупателей.

В связи с этим олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на выпускаемый им товар (рисунок в). Говоря другими словами, если фирма А повышает цену сверх уровня РА, то ос¬тальные две фирмы используют отрезок DSA (игнорируют повы¬шение цен), а если цена снижается ниже уровня PА, то фирмы Б и В используют отрезок AD, т. е. выравнивают цены.

Ломаная D1AD и есть кривая спроса олигополиста. График предельного дохода тоже становится ломаной линией, но не просто ломаной, а «разорванной» по оси Оу и представляет собой два отрезка — D1MR и mr.

На основе приведенного анализа можно сделать выводы:

любое изменение цен для олигополиста является нецелесо¬образным, поскольку, с одной стороны, рост цен ведет к оттоку клиентов к конкурентам, которые не изменили цены. С другой стороны, снижение цен будет наверняка подхвачено фирмами-конкурентами и ощутимых выгод не принесет, а может даже привести к снижению выручки, если участок кривой спроса AD будет неэластичным. Поми¬мо этого фирмы-конкуренты могут начать ценовую войну против фирмы А, т. е. снизить цены в еще большей пропор¬ции, и, как результат, — значительные убытки у фирмы А;

ломаная («разорванная») линия предельного дохода пока¬зывает, что изменение издержек на достаточно большом интервале от С1 до С2 не ведет к каким-либо заметным из¬менениям объема производства и цены. В нашем случае объем производства останется QA, а цена ра. Это также обуславливает негибкость цен. Ведь изменение издержек от С1 до с2 не оказывает влияния на цену. Единственная проблема, остающаяся в данном случае нераз¬решенной, заключается в способе определения первоначальной цены ра. На практике это чаще всего происходит методом проб и ошибок.


27 Рынки ресурсов и их особенности

Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От эффективности функционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы фирм, предприятий. Все экономические ресурсы разделяются на материальные ресурсы (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Соответственно различаются рынки природных ресурсов (земли), капитала и труда. Совокупность этих рынков выполняет в современной рыночной экономике важнейшие функции: во-первых, содействует более эффективному производству товаров и услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства, с тем чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, так как плата за экономические ресурсы является основным доходом большинства людей. Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Цены экономических ресурсов выступают в рыночной экономике в виде денежного дохода: прибыли (предпринимательский доход), заработной платы (доход от продажи труда), ренты (земельный доход). Следовательно, ценообразование на ресурсы есть образование определенных доходов – прибыли, заработной платы, ренты. Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, что вследствие ограниченности ресурсов неизбежно ограничен и сам объем производства. В силу ограниченности эконом ресурсов спрос на них весьма устойчив; более того, для рынка ресурсов характерна концентрация спроса, которая делает типичными явления монопсонии и олигопсонии. Здесь вполне реальна такая ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма. Если к тому же эта раб сила немобильна, т.е. по тем иным причинам не может переместиться на др участок рынка, фирма имеет все возможности для того, чтобы понижать величину з/пл. Наем меньшего колва работников обеспечивает этой фирме макс прибыль.


38. Рынок капитала и его структура.

Рынок капитала включает два вида рынков:рынок средств производства, или капитальных благ,и денежного капитала, который используется для приобретения средств производства.Арендной платой за использование капитала как фактора производства является годовая процентная ставка, или норма процента на капитал.Это годовой доход на капитал, или цена капитала как фактора производства.Размеры годовой процентной ставки определяются спросом и предложением на рынке капитала и зависят от предельной производительности капитала как фактора производства.Капитал обладает чистой производительностью. Это значит, что с помощью капитала производится дополнительное количество продукции, которое можно представить в форме процента, рассчитанного за год.Чистая производительность капитала есть выраженный в процентах годовой доход, рыночная норма процента на капитал, или норма чистой прибыли от расходов на инвестиции.




























29.Совершенная конкуренция на рынке ресурсов

Любая фирма, функционирующая на конкурентном рынке ресурсов, имеет возможность закупить любой объем ресурсов по рыночной цене. Отрасль с постоянными издержками производства может приобрести все необходимые ресурсы по данной цене. Поэтому кривые предложения ресурсов для такой отрасли всегда совершенно эластичны при рыночной их цене. При этом эти отрасли закупают лишь незначительную часть общего рыночного предложения ресурсов, а рост их спроса на ресурсы слабо влияет на цены ресурсов. Отрасли с увеличивающимися при росте масштабов производства издержками производства приобретают крупные объемы соответствующих ресурсов, и расширение этих отраслей вызывает повышение цен на ресурсы. Кривые предложения ресурсов в таких отраслях имеют восходящий наклон.

Предложение производственных ресурсов на отраслевом рынке зависит от решений собственников. Если цена ресурса выше альтернативных издержек, то ресурсы продаются на данном рынке. Превышение извлекаемых доходов над альтернативными издержками образует экономическую ренту владельцев ресурсов.

Альтернативные издержки продавцов ресурса определяют минимальную цену, по которой ресурс может быть предложен на данном отраслевом рынке. Если цена ресурса ниже минимальной цены предложения, то собственник ресурса или предложит его на других рынках, или откажется от продажи. Для большинства ресурсов в долгом периоде предложение находится в прямой зависимости от цен на ресурсы, а кривая предложения имеет положительный наклон. Допускается, что предложение земли не зависит от цены, поэтому кривая ее предложения имеет вертикальный характер. В тех случаях, когда доход от ресурса возрастает, кривая предложения может стать убывающей (рис. 37.1).

На рис. 37.1 показано, что на отрезке кривой ниже точки А предложение прямо зависит от цен на ресурсы и с повышением цен на них имеет восходящий наклон. На отрезке от А до В кривая предложения совершенно неэластична, принимает вертикальный характер. Это ресурсы с фиксированным предложением (например, для земли). Выше точки В кривая предложения изгибается влево. Это случаи, когда увеличение цены ресурса приводит к значительному росту доходов владельцев (например, в случаях с рабочей силой). Рис. 37.1. Кривая предложения ресурса Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения спроса. Это обеспечивается при условии, когда P = MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и, соответственно, цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков













33. Рынок труда при совершенной конкуренции

Совершенно конкурентный рынок труда - рынок, на котором: -1- большое число фирм (без сговора между собой) конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; -2- многочисленные квалифицированные рабочие (не члены профсоюза), имеющие одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают одинаковый вид труда;
-3- ни фирмы, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы, и ни те, ни другие не диктуют уровень заработной платы.
Рынок труда будет стремиться к равновесию, при котором совокупный спрос на каждую категорию рабочей силы будет совпадать с существующим по ней предложением. Это равновесие зависит также от состояния рынков других факторов: земли, сырья, техники, технологий, потребительских товаров. Важным моментом выступает также наличие конкурентной среды на самом рынке труда, когда при установившемся равновесии спроса и предложения не возникает существенных тенденций к увеличению или уменьшению различий в оплате труда. Особенностью рынков рабочей силы, и в частности предложения труда, выступает то, что во многом работник сам определяет, сколько времени он хотел бы работать, а сколько отвести для альтернативного вида занятий и отдыха. Этим определяется продолжительность контрактов о найме в любом секторе экономики при условии, что уровень оплаты является удовлетворительным для работника. По достижении высокого материального положения и благосостояния работник приостановит дальнейшее предложение своего труда и откажется от дополнительной занятости даже при продолжающемся росте заработной платы. Для данного работника "эффект дохода" не является больше Приоритетным и приносится в жертву ради альтернативного работе времяпровождения и досуга. "Эффект дохода" замещается "эффектом досуга". В целом на рынках труда предложение рабочей силы формируется под воздействием совокупности следующих условий: 1.общая численность населения; 2.численность активного трудоспособного населения; 3.количество отработанного времени за год; 4.качественные параметры труда, его квалификации, производительности, специализации. Общий уровень производительности труда зависит от кооперации капитала, ресурсов, технологий, совершенных методов производства. От них зависит и общий уровень оплаты труда, однако он повышается и тогда, когда предложение труда ограниченно по сравнению с другими факторами производства и фиксированным спросом на рабочую силу.













































32. Рынок труда, его основные элементы и особенности.

Рынок труда — это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение труда, обеспечивается распределение труда и определяются цены на различные виды трудовой деятельности. На этом рынке действуют продавцы и покупатели, которые индивидуально и коллективно (через профсоюзы) вступают в договорные отношения, определяя цену и другие условия продажи и использования труда. В этом рынок труда не составляет исключения. Вместе с тем это — специфический рынок, т.к. сам товар — труд — уникален. Это единственный товар, который неотделим от его собственника — человека. При этом последний объектом купли-продажи не является, ибо продается и покупается не работник, а его способность к труду. Для продавца труда важна не только цена на его труд, но и условия организации труда, опасность получения производственных травм, характер его взаимоотношений с руководителями и т.п. У носителя труда-товара — свои представления о «справедливости» в трудовых отношениях. К тому же он способен образовывать свои организации (в частности, профсоюзы) и нерыночными методами отстаивать (вплоть до забастовочной борьбы) собственные представления об оплате труда и других вопросах. Любое пространственное перемещение товара-труда предполагает перемещение и работника. А это зачастую сопряжено с рядом дополнительных проблем — согласие семьи, возможность обучения детей на новом месте проживания, доступность жилья и т.п. Возможны и административно-правовые ограничения (режим прописки, дискриминация по национальному, религиозному или половому признаку и т.п.). Чем меньше таких ограничений и чем они слабее, тем больше может быть развит рынок труда. Но в полной мере они не преодолимы, поэтому рынки труда имеют явно выраженный сегментарный характер. Принято различать национальный и региональный (местный), отраслевой и профессиональный рынки труда, рынки труда по формам собственности, социально-демографическим группам и т.д. Основными элементами рынка труда являются: субъекты рынка— работодатели и работники, занятые в производстве, и лица не занятые, но желающие работать и ищущие работу; институты рынка труда, регламентирующие отношения субъектов рынка труда и деятельность его инфраструктуры; инфраструктура рынка труда — службы занятости населения, службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и т.д.











































34. Рынок труда при несовершенной конкуренции: модель монопсонии.

Рынок труда имеет ряд особенностей: 1.изначально существует неравенство между работодателями и наемными работниками. Работодатель — владелец капитала и в этом смысле по природе монополист; 2.труд, в отличие от других товаров, не может накапливаться. Поэтому, не продав его сейчас, рабочий теряет весь доход; 3.работник «привязан» к местному рынку труда. Следовательно, свобода действий на рынке труда продавца существенно ограничена, что создает условия для появления монополий со стороны покупателей труда. Ее крайний случай —монопсония. Такая ситуация часто встречается в небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. В данном случае фирма выступает главным покупателем на местном рынке труда, поэтому может влиять на уровень заработной платы. Это достигается путем сокращения числа нанимаемых работников. В результате усиления конкуренции между наемными работниками их заработная плата снижается ниже равновесного уровня. Таким образом, монопсоническая власть обуславливает снижение и масштабов занятости, и уровня заработной платы, одновременно увеличивая прибыль монопсонии. Несовершенная конкуренция на рынке труда может проявляться и со стороны предложения труда — через деятельность профсоюзов. Профсоюзы, как представители наемных работников, заинтересованы в росте заработной платы и занятости членов профсоюза. На практике профсоюзы используют следующие меры: 1.стимулирование спроса на труд членов профсоюза; 2.сокращение предложения труда (политика ограничения членства в профсоюзе, лоббирование законов об ужесточении иммиграции, о лицензировании профессий, об ограничении сверхурочных работ, детского труда и т.д.); 3.использование коллективных договоров для прямого повышения заработной платы; 4.организация забастовок


42. Внешние эффекты. Общественные и частные выгоды и издержки

Внешние эффекты– это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т.е. они касаются и производителей и потребителей. Процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии. Сумма частных издержек и внешних называется общественными (социальными) издержками. Участники рыночных сделок при определении объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают во внимание внешние эффекты и затраты. В результате (при отсутствии государственного вмешательства в рыночный механизм) товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними затратами, выпускаются слишком много. Наоборот, товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними эффектами, выпускается слишком мало. В левой части рис.80 изображена также кривая предельных общественных затрат Мсобщ. Предельные общественные затраты - это сумма предельных частных и внешних затрат. Поэтому кривая МСобщ расположена на Е руб. выше кривой Мсчаст. Если учесть внешние затраты, то оптимальным объемом производства на данном предприятии является q2, при котором МСобщ = Р. Заметим, что Q2 < Q1.
















39. Краткосрочный и долгосрочный спрос на инвестиции. Дисконтирование стоимости будущих доходов.

. С точки зрения срока действия инвестиции разделяются на краткосрочные и долгосрочные. Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года. В долгосрочном периоде к факторам, влияющим на инвестиции, относятся факторы, меняющие величину автономных инвестиций и приводящие к сдвигу графика спроса на инвестиции. К ним относятся: технологические изменения; моральный и физический износ основных фондов; налоги; рост стоимости оборудования; ожидания инвестора относительно рентабельности предприятия; инноваций и другие. В долгосрочном периоде изменения инвестиций вызывают не только изменение совокупного спроса, но и совокупного предложения.

Дисконтированная стоимость выражает стоимость будущих потоков платежей в значении текущих потоков платежей. Определение дисконтированной стоимости широко используется в экономике и финансах как инструмент сравнения потоков платежей, получаемых в разные сроки. Модель дисконтированной стоимости позволяет определить, какой объем финансовых вложений намерен сделать инвестор для получения определенного денежного потока через заданный срок. Дисконтированная стоимость будущего потока платежей является функцией:

инфляции,

-срока через который ожидается будущий поток платежей,

-риска связанного с данным будущим потоком платежей,

стоимости денег с учетом фактора времени

-других факторов.

Показатель дисконтированной стоимости используется в качестве основы для вычисления амортизации финансовых заимствований.

Индекс прибыльности (PI) показывает относительную прибыльность проекта, или дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на единицу вложений. Он рассчитывается путем деления чистых приведенных поступлений от проекта на стоимость первоначальных вложений:

где: NPV — чистые приведенные денежные потоки проекта ();
Со
— первоначальные затраты.

Однако не следует забывать, что очень большие значение индекса прибыльности не всегда соответствуют высокому значению NPV и наоборот. Дело в том, что имеющие высокую чистую текущую стоимость проекты не обязательно эффективны, а значит имеют весьма небольшой индекс прибыльности.

В условиях совершенной конкуренции критерием эффективности инвестиционного проекта является уровень прибыли, полученной на вложенный капитал. При этом под прибыльностью (доходностью) понимается не просто прирост капитала, а такой темп его роста, который полностью компенсирует общее изменение покупательной способности денег в течение рассматриваемого периода, обеспечивает минимальный уровень доходности и покрывает риск инвестора, связанный с осуществлением проекта. Таким образом, проблема оценки привлекательности инвестиционного проекта заключается в определении уровня его доходности.

Краткосрочные инвестиции – это вложения денежных средств в оборотный капитал. С точки зрения срока действия инвестиции разделяются на краткосрочные и долгосрочные. Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года. В краткосрочном периоде к факторам, влияющим на инвестиции, относятся следующие. 1. В кейнсианской модели в отличие от классической объем инвестиций зависит от ожиданий инвесторов – ожидаемой нормы чистой прибыли от инвестиций или предельной эффективности капитала, рассчитываемой как соотношение ожидаемой выручки от капиталовложений к соответствующим затратам. Чем она больше, тем больше вероятность осуществления инвестиций в данную сферу производства. Однако по мере того как наиболее прибыльные из них будут заниматься инвесторами, капиталовложения будут осуществляться во все менее эффективные отрасли.

2. Реальная ставка процента по займам как альтернативная возможность получения дохода, которая в отличие от классической модели не зависит от объемов производства, а определяется на денежном рынке. Если она больше ожидаемой нормы чистой прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, т.к. инвестору выгоднее разместить сбережения в банке, предоставить кредит или купить ценные бумаги; если она меньше – капиталовложения будут сделаны в производственные мощности. Следовательно, функция спроса на инвестиции имеет отрицательный наклон и может быть представлена как

I = Ia + Ir(r),

где Iа – автономные инвестиции, независимые от размера реального процента;

Ir(r) – индуцированные инвестиции, зависящие от реального процента;

i – реальная процентная ставка (рис. 3.9). На графике, если процентная ставка увеличивается с i1 до i2, то инвестиции уменьшаются с I1 до I2. Однако совокупный доход будет зависеть именно от изменения автономных инвестиций, т.е. от сдвига графика функции спроса на инвестиции вверх или вниз (рис. 3.9).

3. Уровень налогообложения. Чем он больше, тем меньше инвестиции.

4. Темпы инфляции. Чем они больше, тем меньше инвестиции


46. Особенности спроса на общественные благо. Индивидуальный и общест­венный спрос на общественные блага.

Общественные блага не становятся объектами обычных рыночных сделок; соответственно, предпочтения не проявляются в привычных формах спроса. Спрос на общественные блага может существовать как восприятие потребителем полезности каждого из них в сопоставлении с другими благами, иными словами, как оценка того количества иных благ или денежных сумм, от которых потребитель согласился бы отказаться ради получения дополнительной единицы данного блага. Спрос на общественное благо, как и на частное, по сути, подразумевает цену, которую индивид потенциально был бы готов за него уплатить при том или ином объеме потребления.

Спрос населения и на частные, и на общественные блага формируется путем агрегирования индивидуального спроса. Однако, если применительно к частным благам происходит горизонтальное суммирование, то применительно к общественным благам происходит вертикальное суммирование функций индивидуального спроса. В самом деле, дифференциация запросов потребителей в отношении частного блага проявляется в том, что они приобретают разное количество данного товара по одной и той же рыночной цене.

Общественное же благо в силу неисключаемости не может быть предоставлено одному члену потребляющего его сообщества в меньшем количестве, чем другому. Следовательно, дифференциация запросов должна получить признание в дифференциации той платы, за которую благо в равном количестве достается разным потребителям. Ясно, что свободный доступ к благу, которым пользуется индивид, предполагает, что производство этого блага так или иначе финансируется сообществом в целом, причем бремя финансирования должно быть, в конечном счете, распределено между индивидами.

Можно выделить следующие особенности определения спроса на общественные блага: цена не является переменной величиной, кривая спроса отражает предельную полезность его полного наличного объема, все потребители используют общественное благо целиком.














43.Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффектив­ного размещения ресурсов в рыночной экономике. Теорема Коуза.

Сущность внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов в экономике вследствие несовпадения частных и социальных издержек. Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не находящие отражение в ценах, которые распространяются также на людей, непосредственно не осуществляющих материальных или денежных затрат, но использующих побочные эффекты деятельности других, т.е. они касаются и производителей и потребителей. Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, загрязнение воды, почвы, воздуха в результате работы частного предприятия. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом. Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом. Теорема Коуза – внешние эффекты можно исключить путем закрепления прав собственности на объекты их порождающие, если реализация прав собственности не связана с большими затратами. В этом случае частные издержки будут равны общественным, т.е. в экономике будет производиться оптимальное количество данного блага. Часто этот механизм не действует (например, потому что издержки на реализацию прав собственности слишком высоки). Поэтому, государство может воздействовать на внешние эффекты путем введения налогов (налог Пигу) или закрепления прав собственности на объекты загрязнения. Предположим, на производство данного товара установлен налог в сумме Е руб. на единицу продукции, для предприятия он представляет собой дополнительные денежные затраты. Поэтому кривая МСчаст поднимается на Е руб. вверх и совпадает с кривой МСобщ. Таким образом, с помощью налога внешние затраты включаются в частные. При цене Р оптимальным для предприятия объемом выпуска станет q2, при котором МСобщ = Р. Но дело этим не ограничится, изменится и сама рыночная цена. В правой части рис. 80 по горизонтальной оси откладывается общее количество продукта, выпускаемое всеми предприятиями отрасли (Q). Если первоначально кривая предложения занимала положение S, то рыночная цена равнялась Р*. Введение налога на производство данной продукции вызывает сдвиг кривой предложения вверх на величину налога E. Кривая предложения заняла положение S'. Новая рыночная цена = Р'. При такой цене оптимальный выпуск для нашего предприятия = q2 в левой части рисунка. Этот объем соответствует общему объему производства товара всеми предприятиями отрасли Q2 в правой части рисунка. Таким образом, введение налога на производство товара сокращает объем его выпуска и повышает рыночную цену. Рыночная цена отражает теперь не только частные затраты производителей, но и внешние затраты. На практике точно рассчитать внешние затраты для определения налога очень сложно. Тем более, что на разных предприятиях внешние затраты могут быть очень различными. Поэтому более эффективным считается закрепление прав собственности на объекты загрязнения. Это может проявляться в установлении норм вредных выбросов, продаже лицензий. Государство также может запретить производство какого-либо товара, если внешние затраты слишком высоки. Если производство или потребление некоторого товара сопровождается полезными внешними эффектами, государство может установить дотацию его производителям или потребителям.









45. Чистые частные и чистые общественные блага, Свойства общественных благ.

Все блага можно разделить на частные и общественные.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов. Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан "кока-колы", это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект. И напротив, выгоду от того, что качество и состав "кока-колы" абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода, получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция. Чистые общественные блага Другой "крайностью", противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага. Например, если два человека решат выпить бутылку "кока-колы", то прибавление в компанию третьего снизит их полезность.

Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде: если чистое частное благо в количестве x может быть распределено среди различных индивидов (1, 2, ... , s) следующим образом: то для общественного блага в количестве y одновременно для каждого i-того индивида выполняется условие: y = yi , i = 1, ... , s. Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием внешних эффектов.

Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Подчеркнем, что речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ