Файл: Менеджмент человеческих ресурсов (Особенности формирования внутрифирменного механизма).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время человеческий потенциал и способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становится основополагающим фактором успешной работы организации. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими ресурсами предприятия.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что любое предприятие (организация, фирма) является целостной финансово-экономической системой, в которой можно выделить ряд подсистем низшего порядка. Реалии современного экономического пространства определяют следующие подсистемы: управление деятельностью и управление людьми. Элемент системы управления, который связан с персоналом, занимает в ней особое место, поскольку человеческие ресурсы предприятия являются основным стратегическим ресурсом и крупнейшей его ценностью, независимо от вида деятельности и формы собственности.
Система менеджмента основана на элементах формирования и развития человеческих ресурсов предприятия. Именно персонал или человеческие ресурсы способны организовать эффективную работу организации в заданном направлении и обеспечить достижение установленных целей организации. В связи с этим возникает объективная необходимость поиска новых механизмов, инструментов системы управления человеческими ресурсами для обеспечения эффективности предприятия.
Цель работы: выявить роль управления человеческими ресурсами в рыночной экономике.
Задачи:
- раскрыть понятие человеческих ресурсов и показать взаимосвязь понятий человеческий капитал и человеческие ресурсы;
- определить особенности планирования потребности в человеческих ресурсах.
- изучить эволюцию управления человеческими ресурсами.
1. Сущность и характеристики человеческих ресурсов
Человеческие ресурсы (human resourсes) – это трудоспособное население, являющееся материальной основой человеческого потенциала, который характеризует степень развития физических и духовных способностей человека. [1]
В зарубежной практике это понятие трактуется следующим образом: «Люди и их объединения составляют человеческие ресурсы, необходимые для рационального использования существующих природных богатств, а также для разработки новых способов совершенствования или же, напротив, разрушения систем жизнеобеспечения». [2]
С учетом многоплановости данного понятия человеческие ресурсы (ЧР) рассматриваются с точки зрения участия их в трудовой деятельности. Поэтому важны такие их характеристики, как:
- уровень образования и интеллектуального развития;
- степень профессиональной подготовки (знания и компетентность);
- способность к творчеству, самосовершенствованию;
- уровень информационно-технологической подготовки;
- креативность и др. [2]
Общим свойством всех ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных и др.) является их количественная и качественная ограниченность. Поэтому одной из ключевых проблем экономики является проблема эффективности их использования – поиска путей наилучшего применения ограниченных ресурсов, с условием удовлетворения конкретных потребностей. Кроме того, трудовые ресурсы, в случае, когда они используются не как ресурсы, а как инструменты, «изнашиваются», то есть теряют свои способности к эффективной работе, а, следовательно, нуждаются в расходовании средств на их «ремонт», обновление и развитие. При этом человеческие ресурсы заметно выделяются своей главной особенностью – люди наделены интеллектом и креативностью, и, в отличие от машин и приборов, их участие в производственном процессе носит не механический, а сознательный и эмоциональный характер. Это вытекает из представления о том, что только человек обладает творческими способностями, необходимыми в технической, организационной, экономической, предпринимательской и других видах деятельности.
В человеке скрыты практически неограниченные интеллектуально-креативные ресурсы, способные к повышению эффективности использования всех других видов ресурсов ради успешного функционирования организации. То есть именно интеллектуально-креативные ресурсы приводят в движение и организуют взаимодействие всех остальных ресурсов. В этом их ключевая и стратегическая роль в современной организации. Поэтому практика эффективно работающих производственных организаций показывает, что повышение качества человеческих ресурсов приводит к большей отдаче материальных и других видов ресурсов через их более эффективное использование.
Он может их использовать в своей трудовой деятельности, направленной на удовлетворение своих материальных и нематериальных потребностей. А это возможно только через использование человеком своей физической (мышечной) и/или творческой (cозидательной) энергии.
Отсюда следует, что человеческие ресурсы необходимо рассматривать как экономические ресурсы человека. То есть понятие «управление человеческими ресурсами» отличается от понятий «управление персоналом» и «управление кадрами», так как относится, прежде всего, к организационно-экономической деятельности.
Персонал как объект развития – личный состав (или его часть) учреждения, предприятия, организации, представляющий собой группу по профессиональным или иным признакам. Управление развитием персонала обеспечивают непосредственно сотрудники службы управления, которых часто называют менеджерами по персоналу. Менеджмент имеет различные определения: способ общения с людьми; власть и искусство управления; административные навыки; орган управления. Однако, несмотря на различие формулировок, в их основе достижение целей от использования предлагаемых менеджментом методов.
Управление человеческими ресурсами на стратегическом уровне иерархии управления – управление трудовыми ресурсами, занятостью, персоналом, а на уровне предприятия в целях его развития – совокупность индивидуальных, субъектных, личностных качеств персонала, определяющих трудоспособность к производству материальных и духовных благ.
Человек – основная ценность общества и важнейший ресурс предприятия. Человеческий фактор (ЧФ) "кроется" в высокопрофессиональном кадровом потенциале персонала организации и управленческой деятельности менеджеров, организующих его использование. Природа происхождения ЧФ определяется наличием у человека психофизиологических резервов, заложенных в него в процессе исторического развития.
Человек, который смотивирован на высокопродуктивную деятельность, поставлен в условия, стимулирующие его интеллектуальный или физический труд, способен увеличить свой потенциал во множество раз.
Человеческий фактор появляется в трудовой деятельности при учете рекомендаций социальной психологии, т.е. в процессе формирования групп, коллективов, команд. В основе проявления ЧФ – системный эффект, возникающий вследствие учета особенностей совместной трудовой деятельности (функциональной, ролевой структуры, групповой динамики и т. п.). Особо следует отметить проявление ЧФ в феномене самоорганизации в социально-экономических системах, где сочетаются централизм и демократизм в управлении.
Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обладающая способностями к трудовой деятельности (физическими и интеллектуальными).[3]
Работающее (занятое) население может рассматриваться в нескольких разрезах: по отдельным отраслям, профессиональным группам, в том числе физического и умственного труда, режимам труда (полногодовая занятость, неполный трудовой день, неделя и т.п.).
По видам деятельности организации выделяют:
- персонал основных видов деятельности, занятый созданием продукции, услуг, управлением или обслуживанием этих процессов (продавцы, специалисты, администрация);
- персонал неосновных видов деятельности, к которому относятся работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйств, подразделений социальной сферы (например, электрики, охрана, водители, уборщики) (Рис.1).
Рисунок 1 – Структура человеческих ресурсов организации
Все занятые на предприятии подразделяются по категориям: рабочие, руководители, специалисты, служащие, для чего создан Классификатор профессий. [6]
К рабочим относятся лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещение грузов и т.д.
Основные рабочие непосредственно создают товарную (валовую) продукцию и заняты в технологических процессах.
Вспомогательные рабочие обслуживают оборудование и рабочие места в производственных цехах или работают во вспомогательных цехах и хозяйствах.
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений.
К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, экономисты. [4]
Служащие – это работники, осуществляющие подготовку, оформление документации, учет и контроль, хозяйственное облуживание, в частности, агенты, делопроизводители, кассиры, коменданты, статистики и т.д. [4]
Работники предприятия распределяются по профессиям, специальностям и классификации.
Профессиональная структура персонала организации — это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области. Профессиональное разделение труда применяется для руководителей, специалистов, служащих, рабочих.
Профессия – род трудовой деятельности работающего, связанный с выполнением комплекса работ, характеризующегося определенным методом воздействия на предмет труда путем применения соответствующих орудий труда. [5]
Специальность представляет собой вид трудовой деятельности, отличающейся от профессии наиболее четко ограниченным кругом работ (повар-кондитер). [5]
В настоящее время, помимо рабочей силы, на рынке труда представлен человеческий капитал, имеющий приложение в различных сферах общественного производства.
Человеческий капитал (human сapital) – оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Включает врожденные способности, таланты, а также образование и приобретенную квалификацию. [6]
В содержательном плане человеческий капитал включает запас знаний, здоровья, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:
- потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности;
- целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда;
- прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника;
- увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать.
Анализ содержания и условий капитализации человеческого капитала позволяет выработать обобщенное определение человеческого капитала как экономической категории современного информационно-инновационного общества. "Человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка". [7]
К ресурсам человека необходимо также отнести предпринимательские способности, значимость которых в общественном производстве неоспорима. Очевидно, предпринимательские способности необходимо причислить к определенному виду человеческого капитала. Предпринимательские способности включают в себя знания, умения, талант ведения бизнеса, экономическое чутье и везение.
Особое место в анализе человеческих ресурсов занимают информационные ресурсы, прежде всего потому, что названный вид ресурсов является результатом человеческой деятельности, то есть результатом функционирования человеческих ресурсов.
Человеческие ресурсы также включают трудовой потенциал, который может быть реализован в определенных условиях, но может остаться невостребованным в условиях конкретного производства.
Трудовой потенциал – это ресурсная категория; он должен включать в себя источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для какой-либо задачи, достижения определённой цели, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области. [8]
Система управления трудовыми ресурсами предприятия представляет собой взаимосвязанную совокупность целей, задач и основных направлений деятельности, а также различных видов, форм, методов и соответствующих механизмов управления, направленных на обеспечение постоянного роста эффективности производства, производительности труда и качества работы.