Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Характеристика партнерской стратегии).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность стратегического управления в организации
2 Политика, цели, принципы кадровой стратегии
2.1.Содержание кадровой стратегии
2.2 Аспекты кадровой стратегии
2.3 Принципы формирования стратегии
2.4 Фазы развития управления персоналом
2.5 Характеристика партнерской стратегии
3. Стратегическое управление персоналом на предприятии и в организации: цели, задачи, особенности
Достоинства и недостатки рациональной модели
Стратегическое управление персоналом, производством, финансами и прочими составляющими деятельности организации может проводиться при помощи разных подходов. Рациональная модель является одной из самых известных и востребованных сегодня. У нее есть как достоинства, так и недостатки.
К положительным качествам представленной модели относится ее ориентированность на приоритеты корпорации. Система передачи целей разрабатывается на самом высоком уровне, а затем концепция передается сверху вниз. Процесс стратегического планирования в этом случае становится объективным и прозрачным. В этом случае все уровни менеджмента становятся вовлеченными в процесс оформления и реализации стратегии.
Недостатком рациональной модели является ее недостаточная гибкость. Чтобы разработать тщательно продуманную стратегию на всех уровнях, требуется прилагать значительные усилия. Эта система стратегического управления требует значительных затрат времени. Его может быть просто недостаточно для принятия адекватных решений своевременно.
Именно из-за этих недостатков были разработаны альтернативные подходы. Они отличаются более высокой гибкостью. Это позволяет оперативно реагировать на все изменения в рыночной среде и внутри самой организации.
Выбирая среди множества вариантов административных методов управления, руководство может отдать предпочтение альтернативным моделям формирования стратегии организации. Такие подходы основаны на том, что выбор направлений деятельности компании основан не только на тщательной проработке планов.
Альтернативные стратегии делятся на 2 типа. К первой группе относятся концепции, которые построены на данных стратегического анализа. На основе определенного перечня коэффициентов получается выполнить процедуру планирования. Эта группа моделей основана на рациональном подходе. Далее, после проведения анализа и прогнозирования, выстраивается несколько стратегических планов. Однако реализуется из них только один.
Второй тип моделей включает в себя неотложные стратегии. Они не запланированы. Поэтому такие модели не входят в число стратегических альтернатив. В процессе своей деятельности компания может столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, которые в значительной мере влияют на достижение компанией поставленных целей.
Второй тип моделей выплывают не из директив руководства, а из особенностей поведения подчиненных структур. Это позволяет оперативно реагировать на быстро меняющиеся условия окружающей среды[4].
В условиях реального производства руководители применяют различные инструменты управления, которые выбирают на основе продуманных и неотложных стратегий. Каждый из перечисленных методов разработки и реализации планов дополняет один другого. Соотношение элементов каждой модели определяется особенностями функционирования компании, внешними условиями ее окружающей среды.
Этапы формирования модели
Стратегическое управление персоналом, производством или общим направлением деятельности организации проходит определенный процесс формирования. Он проходит в несколько этапов. На начальной стадии разработки модели управления определяется период, за который поставленная цель должна быть достигнута.
После этого проводится тщательное исследование условий внешней среды, а также внутренние финансовые возможности организации. На основе собранной информации проводится оценка сильных, слабых сторон компании. Это определяет особенности его финансовой деятельности. Также определяются резервы и возможности для дальнейшего развития, оцениваются возможные риски.
После этого оценивается финансовая позиция организации. К этому процессу подходят комплексно. Только после этого могут быть сформированы стратегические цели. Компания стремится повысить свое благосостояние, максимизировать свою рыночную стоимость.
Далее проводится разработка стратегических нормативов в соответствии с поставленными целями. Среди множества альтернатив выбирают наиболее оптимальные направления. Далее оценивается эффективность разработанной стратегии.
После этого создаются условия для реализации созданного плана, выбираются оптимальные административные методы регулирования и донесения информации нижестоящим структурам. Проводится контроль выполнения поставленных задач, их соответствие главной цели.
Рассмотрев особенности формирования и применения моделей стратегического управления, можно не только понять важность подобного планирования, но и перспективы, которые открывает применение подобных подходов для любой организации. Современные методы и технологии проведения этого процесса позволяют организации быстро реагировать на меняющееся состояние окружения.
2 Политика, цели, принципы кадровой стратегии
Кадровая стратегия - это набор инструментов, методов, принципов и целей работы с персоналом в конкретной организации. Данные параметры могут отличаться, в зависимости от типа организационной структуры, сферы деятельности предприятия, а также ситуации во внешней среде.
2.1.Содержание кадровой стратегии
Кадровая стратегия организации должна давать ответы на ряд существенных вопросов. А именно:
•Сколько работников определенного уровня квалификации понадобится в конкретный момент времени?
•Какова ситуация на рынке труда?
•Рационально ли управление персоналом в организации на данный момент?
•Каким образом можно привести численность персонала к оптимальному показателю (наем и увольнение) с соблюдением социальных требований?
•Как по максимуму использовать способности сотрудников для достижения глобальной цели организации?
•Как привести уровень квалификации персонала в соответствие с постоянно растущим требованиями?
•Какие расходы необходимы на управление персоналом и каковы источники средств?
Кадровая стратегия - это важный механизм организации работы предприятия. Она способствует таким положительным процессам:
•усиление конкурентоспособности на рынке труда, а также в основной сфере деятельности;
•эффективное использование сильных и нейтрализация слабых сторон при работе со внешней средой;
•создание условий для максимально эффективного использования кадрового потенциала;
•формирование квалифицированного и компетентного рабочего коллектива;
•раскрытие творческих способностей персонала для инновационного развития организации.
2.2 Аспекты кадровой стратегии
Кадровая стратегия организации охватывает ряд существенных аспектов. А именно:
•совершенствование методик управления персоналом;
•оптимизацию численности сотрудников (с учетом нынешнего положения и прогнозируемой ситуации);
•повышение эффективности затрат на персонал (заработная плата, дополнительное вознаграждение, обучение и так далее);
•развитие персонала (адаптация, продвижение по карьерной лестнице, повышение квалификации);
•развитие корпоративной культуры.
Кадровая стратегия - это механизм подверженный внешнему влиянию. Ее содержание зависит от таких факторов, как:
•стадия жизненного цикла развития организации;
•глобальная стратегия развития предприятия;
•уровень квалификации менеджера по персоналу и его личный взгляд на проблему;
•уровень менеджмента в организации;
•финансовая ситуация на предприятии;
•степень удовлетворенности сотрудников условиями труда;
•законодательные нормы, регламентирующие работу с персоналом;
•влияние внешней среды.
Выработка кадровая политики и стратегии управления подразумевает следующие моменты[5]:
•Планирование будущей потребности сотрудников, основываясь на производственной мощности, применяемой технологии, динамики изменения количества рабочих мест.
•Анализ текущей ситуации в кадровой сфере с целью выявления избыточной численности или дефицита работников определенной категории.
•Разработка системы мероприятий по оптимизации численного и качественного состава персонала.
•Оптимизация соотношения между внутренними перемещениями сотрудников и привлечения новых кадров извне.
•Выработка системы и принципов оплаты труда работников различной категории и квалификации.
•Планирование развития карьеры сотрудников и повышение квалификации, связанной с развитием НТП.
•Определение принципов и форм оценки деятельности сотрудников.
•Планирование затрат на выплату вознаграждения за труд, а также покрытие социальных гарантий.
2.3 Принципы формирования стратегии
Разработка кадровой стратегии должна осуществляться в соответствии с такими ключевыми принципами:
•Многоплановость. Стратегия должна быть комплексной. При ее формировании должны учитываться не только интересы руководства организации, но также нужды трудового коллектива и возможное влияние на внешнюю среду.
•Формализация бизнес-процессов. Каждый сотрудник должен четко осознавать свою роль в рамках реализации кадровой стратегии.
•Персонифицированность системы мотивации. До каждого сотрудника должна быть донесена понятная информация о том, что и как он должен делать, чтобы получить максимальное вознаграждение за труд.
•Социальная направленность. Кадровая стратегия должна обеспечивать не только достижение целей фирмы, но также способствовать улучшению условия труда.
Взаимосвязь между кадровой и глобальной стратегией
На стратегию кадровой политики персонала оказывает влияние глобальная стратегия предприятия и наоборот. В таблице описаны основные виды взаимосвязи.
Кадровая стратегия зависит от общей стратегии
- Эффективная форма организации работы с сотрудниками;
- при достижении целей учитываются как интересы организации, как и потребности сотрудников;
- быстрая адаптация персонала и кадрового менеджмента к переменам в работе организации;
- использование новых возможностей по управлению ресурсами
Общая стратегия зависит от кадровой стратегии
- Работодателю трудно заинтересовать и привлечь на предприятие персонал нужной квалификации;
- освоение новых направлений развития ограничено уровнем профессионализма сотрудников;
- основной ресурс организации - это компетенции имеющихся работников
Кадровая и общая стратегии независимы друг от друга
- Человеческие ресурсы рассматриваются как инструмент, который нуждается в постоянном совершенствовании;
- низкие требования и поверхностный подход к отбору персонала;
- строгая дисциплина и система надзора компенсирует недостаточную квалификацию работников;
- к сотрудникам выдвигаются невысокие требования, а также не прилагаются усилия к повышению их квалификации;
- главный и единственный инструмент мотивации - это оплата труда
Кадровая и общая стратегии взаимозависимы
- Управление персоналом оказывает непосредственное влияние на ведение бизнеса;
- бизнес-мероприятия тесно соотносятся с мероприятиями по работе с персоналом;
- потенциал развития персонала рассматривается как гарантия развития организации в целом;
- человек рассматривается как ресурс, который нуждается в непрерывном развитии;
- существуют строгие требования к отбору сотрудников
2.4 Фазы развития управления персоналом
При разработке и внедрении выбранной стратегии кадровый потенциал проходит такие основные стадии развития:
•Хаотическое реагирование на изменения во внутренней и внешней среде.
•Узкое стратегическое планирование, связанное с предвидением возможных будущих осложнений. Происходит разработка вариантов ответных действий с целью нормализации ситуации.
•Управление стратегическими возможностями для выявления внутреннего потенциала к адаптации в изменяющихся условиях. В данном контексте прогнозируются не только пути решения проблем, но также необходимый уровень профессионализма персонала[6].
•Управление стратегией в реальном времени. Подразумевает непрерывный мониторинг реализации и своевременное внесение изменений.