Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Характеристика партнерской стратегии).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Сущность стратегического управления в организации
2 Политика, цели, принципы кадровой стратегии
2.1.Содержание кадровой стратегии
2.2 Аспекты кадровой стратегии
2.3 Принципы формирования стратегии
2.4 Фазы развития управления персоналом
2.5 Характеристика партнерской стратегии
3. Стратегическое управление персоналом на предприятии и в организации: цели, задачи, особенности
Основные типы стратегий
Выделяют такие основные типы кадровых стратегий предприятия:
•Потребительская. Интересы сотрудников согласованы с общими интересами организациями. Тем не менее руководство относится к персоналу, прежде всего, как к ресурсу, а каждый работник использует организацию для удовлетворения собственных потребностей (в заработной плате, самореализации и так далее).
•Партнерская. Имеет место согласованность между ценностями и целями организации и сотрудников. Между руководством персоналом установлены взаимовыгодные партнерские отношение. Каждый работник стремится увеличить свой вклад в деятельность организации, а менеджеры стараются максимально улучшить условия работы и уровень жизни подчиненных.
•Идентификационная. Отношения между сотрудниками и руководителями выстраиваются на основе согласованности целей и ценностей. Работники стремятся реализовать свой потенциал ради развития предприятия. В то же время руководство вкладывается в развитие сотрудников, понимая, что от этого зависит достижения целей предприятия.
•Деструктивная. Это негативный вариант стратегии, при котором менеджеры и подчиненные не признают целей и ценностей друг друга. Стиль руководства основан на ситуативных интересах. В деструктивных ситуациях руководители и подчиненные могут подрывать репутацию друг друга.
Характеристика потребительской стратегии
На предприятиях, в которых принята потребительская кадровая стратегия, управление персоналом характеризуется определенными параметрами. А именно:
•Присутствует скрытый отток квалифицированных кадров, вызванный неудовлетворенностью условиями и результатами труда.
•Работники максимально используются на тех видах работ, которые не требуют введения инновации.
•Основной мотивационный инструмент - предоставление льгот.
•Вознаграждение за труд формируется исходя из формальных критериев (должность).
•Кадровая работа обеспечивается минимальными усилиями и ресурсами, которые необходимы для поддержания стабильной работы.
•Планирование потребности в персонале производится не упорядоченно, а стихийно.
•Руководство не проводит работу по управлению карьерой сотрудников, а также не формирует кадровый резерв.
•Основная работа по управлению кадрами заключается в контроле за исполнением сотрудниками своих должностных инструкций.
•Формирование корпоративной культуры происходит за счет искусственного манипулирования этическими нормами.
•Между руководством и персоналом отсутствует чувство взаимной ответственности.
2.5 Характеристика партнерской стратегии
Для партнерской стратегии кадровой политики организации характерны такие основные моменты:
•Текучесть кадров вызвана резкими изменениями в стратегическом направлении деятельности предприятия.
•Руководство заботится о развитии тех сотрудников, которые способны обеспечить реализацию инновационных идей.
•Размер вознаграждения за труд определяется вкладом конкретного сотрудника в достижение целей.
•Мотивация направлена на поощрение саморазвития сотрудников.
•Значительные финансовые ресурсы вливаются в мотивационные, социальные и образовательные программы для сотрудников.
•Руководство всячески поддерживает инициативу ценных сотрудников.
•Отбор новых работников производится на основе объективных параметров компетентности.
•Менеджеры заботятся о формировании кадрового резерва по ключевым специальностям.
•Постоянный мониторинг социально-психологической ситуации с целью поддержания благоприятных условий.
•Деловое взаимодействие осуществляется с соблюдением этических норм.
Характеристика идентификационной кадровой стратегии
Данный механизм применим на предприятиях, которые характеризуются стабильным ростом. Идентификационная кадровая стратегия персонала характеризуется такими чертами:
•Приток новых кадров планомерный и упорядоченный.
•Кадровый состав полностью сбалансирован по всем ключевым показателям.
•Количественный и качественный состав персонала стабильный, а текучесть вызвана исключительно объективными факторами.
•Расчет размера заработной платы строго индивидуализирован и зависит от личных усилий сотрудника.
•Производится поощрение тех сотрудников, которые проявляют наиболее высокий уровень приверженности ценностям организации.
•В приоритете стоят инвестиции, направленные на развитие профессионального потенциала сотрудников.
•Между руководителями и подчиненными присутствует взаимное доверие и взаимное уважение.
•Отбор новых сотрудников ведется на основе личного потенциала и ценностных ориентаций претендентов на должность.
•Проводится регулярная оценка деятельности работников с целью выявления слабых мест и проведения корректирующих мероприятий по данному направлению.
•Замещение вакантных должностей производится преимущественно из собственного кадрового резерва.
•Планирование персонала долговременное.
•Между сотрудниками и руководителями присутствует взаимная социальная ответственность.
•Каждый сотрудник направляет свои усилия на поддержание имиджа организации.
Таким образом, эффективная кадровая стратегия - это одна из гарантий успешного функционирования организации. При ее составлении нужно руководствоваться такими советами специалистов:
•Соответствие общей стратегии развития предприятия. Стратегия кадровой политики не должна противоречить или идти вразрез с глобальной целью. Более того, она должна поддерживать ее и способствовать эффективной реализации. Если какие-то изменения происходят в общей стратегии, также должны быть внесены коррективы в кадровую составляющую.
•В процесс разработки должно быть вовлечено не только высшее руководство, но также исполнительный персонал. Путем коллегиальных усилий удастся достичь баланса между потребностями организации и нуждами сотрудников.
•Необходимо продумывать стратегию кадрового развития на перспективу. Руководитель должен предвидеть, какие изменения могут произойти в отрасли, и какие требования будут выдвигаться к персоналу организации в связи с новыми условиями работы[7].
•Важно проанализировать все возможности и слабые стороны, которые существуют во внутренней и внешней среде организации. Разработке кадровой стратегии должен предшествовать тщательный анализ текущей ситуации. Все выявленные преимущества и недочеты должны быть учтены при формулировке целей.
•Необходимо выявить и сформулировать риски, которые могут возникнуть в ходе реализации стратегии. Также следует заранее предусмотреть варианты выхода из потенциальных кризисных ситуаций.
•Важно проводить непрерывный мониторинг реализации кадровой стратегии. Это нужно для своевременного выявления отклонений от реализации целей и принятия своевременных корректирующих решений.
3. Стратегическое управление персоналом на предприятии и в организации: цели, задачи, особенности
Согласно понятиям современного менеджмента, стратегическое управление персоналом организации состоит в регулировании создания конкурентоспособного кадрового ресурса компании, принимая во внимание существующие и предстоящие перемены во внешнем окружении и внутреннем состоянии компании. Наличие такого ресурса способствует выживанию, развитию и успешному достижению целей, установленных на долгосрочный период.
Рассмотрение вопроса о стратегическом управлении персоналом в современной организации требует общего определения термина стратегического управления компанией.
Термин «стратегическое управление» появился в научной литературе во второй половине двадцатого века. Такой термин был введен для обозначения различий между операционным менеджментом на уровне отделов, филиалов и служб и высокоуровневым менеджментом.
В конце двадцатого века управление как вид практической работы вступило в новую стадию своего развития, когда топ-менеджеры стали уделять большое внимание вопросам внешней среды. Такой подход позволяет вовремя реагировать и принимать соответственные меры в связи с изменениями внешнего окружения, что также способствует созданию конкурентного преимущества для компании.
Стратегическое управление кадрами – это система менеджмента, опирающаяся на кадровый потенциал, которая гибко и оперативно отвечает на вызовы и изменения внешнего окружения и организует соответствующие изменения в компании. Это повышает конкурентоспособность организации, позволяет больше ориентироваться на потребности клиентов и способствует выживанию компании в условиях растущей конкуренции[8].
Стратегическое управление кадровым потенциалом имеет следующие цели:
- Создание перспективного резерва для удовлетворения будущих кадровых потребностей компании.
- Управление уровнем заработной платы, который должен соответствовать задачам отбора, удержания и стимулирования сотрудников.
- Важная роль развития лидерских качеств на ведущих должностях.
- Планирование тренингов для повышения профессионального уровня сотрудников, создание соответствующей кадровой динамики внутри компании.
- Развитие качественных систем взаимосвязи между отделами и службами и между административным персоналом и другими работниками.
- Разработка механизмов преодоления психологического неприятия изменений.
Цель стратегии кадрового развития состоит в трансформировании общей стратегии компании в направлении расширения перспектив использования сотрудников в будущем. Эта стратегия разрабатывается для координации внутреннего состояния компании и внешнего окружения, а также на долгосрочное развитие кадрового потенциала.
Стратегическое управление кадрами строится на следующих принципах:
- долгосрочный анализ перспектив}
- ориентированность на изменение кадрового потенциала}
- обеспечение реализации трудового потенциала}
- многовариантный выбор в соответствии с изменениями внутреннего состояния компании и внешнего окружения}
- отслеживание статуса и динамики изменений внешнего окружения и своевременная модификация административных решений.
Применение системы стратегического управления кадрами позволяет повысить уровень синергии в организации при выполнении указанных ниже условий:
- хороший уровень адаптации к внутреннему и внешнему рынку трудовых ресурсов}
- гибкая структура организации необходимых работ и исполнения служебных функций}
- гибкая система заработной платы, которая учитывает личный вклад и профессиональный уровень сотрудников}
- демократическое участие коллектива в обсуждении административных решений}
- делегирование прав сверху вниз (наиболее важный и сложный принцип управления кадрами)}
- развитая структура коммуникаций, которая выполняет интегрирующую функцию для всей структуры стратегического управления кадрами.
Стратегическое управление сотрудниками компании направлено на следующие объекты:
- коллектив компании}
- условия работы}
- структура трудового коллектива.
При создании стратегии управления кадрами, направленной на улучшение методики управления, базовую основу составляют трудовые ресурсы в контексте различных компонентов системы кадрового управления:
- условия работы и требования безопасности}
- формы и способы регламентации трудовых отношений}
- способы решения конфликтов в области социальных отношений и производства}
- внедрение норм поведения и взаимоотношений среди персонала, утверждение корпоративного кодекса}
- политика трудоустройства в компании, в том числе анализ трудового рынка, система подбора персонала, режим труда и отдыха}
- работа по профессиональной ориентации и адаптация трудового коллектива}
- мероприятия по увеличению общего кадрового потенциала и использованию сотрудников}
- улучшение способов прогнозирования и составление перспективных планов по развитию персонала с учетом будущих потребностей компании на основании исследования требований к работникам в области специальных навыков и квалификации и обустройству рабочих мест}
- развитие новых требований к специалистам в области специальных навыков и компетенций на основании постоянного анализа и составления планов работ, осуществляемых на различных позициях}