Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Роль МВФ в современной валютной системе).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Валютно-финансовые организации занимают одну из главных позиций на арене международных экономических отношений. Они являются основой для накопления и перераспределения международного валютного капитала, которая дает возможность для его целенаправленного и эффективного использования.
Международный валютный фонд является основным звеном в эконмическом развитии стран, являющихся членами МВФ, а также в развитии международной экономики в целом. Именно Фонд является организацией, которая определяет международные принципы, имеющие решающее значение для развития всей мировой валютной и финансовой системы. Актуальность данной темы состоит в изучении сущности МВФ, его структуры, и роли в мировой экономике, что является немаловажной частью для создания полноты картины о функционировании международных экономических отношений.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении цели, функций и особенностей деятельности Международного валютного фонда.
Задачи работы:
1. рассмотреть цели, задачи, функции и структура Фонда;
2. обобщить историю создания МВФ;
3. изучить порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран;
4. проанализировать особенности деятельности МВФ в мировой экономике;
5. изучить тенденции и перспективы развития МВФ.
Объектом исследования выступает деятельность Международного валютного фонда.
Предметом исследования является цели, функции и особенности деятельности Международного валютного фонда.
При проведении данного исследования будет использован так же исторический подход к становлению данной организации, а так же к значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.
Данная работа включает следующие элементы исследования: анализ различных данных о деятельности Международного валютного фонда, а так же обобщенной информации о его работе, которая включает в себя формы и методы его взаимодействия со странами, являющимися членами Фонда. Итоги анализов будут синтезированы в соответствующие выводы, которые затрагивают сущность и роль МВФ в международной валютно-финансовой системе.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Общая характеристика МВФ
1.1. Цели, задачи, функции и структура Фонда
Изначально МВФ был создан для регулирования взаимоотношений между странами-участниками валютных отношений на мировой арене и для предоставления им финансовой помощи при возникающих валютных проблемах. МВФ работает как специализированная организация системы ООН. На практике МВФ представляет собой институциональную основу современной международной валютной системы.[1]
Первоначальные цели МВФ:[2]
- помoщь в прoцессах развития валютнo-финансoвогo сотрудничества на международной арене;
- пособничество процессу расширения и сбалансированного роста международной тopговли;
- поддержание стабильности валют;
- предoставление помощи в создании многoсторoнней системы расчетщв;
- пpедoставление ресурсов государствам-членам, испытывающим временное затруднение в вопросах финансирования платежного баланса.
МВФ имеет основную задачу, которая заключается в поддержке постоянстве валютно-финансовой системы в международном масштабе, системы курсов обмена и международных расчетов, позволяющая странам (и их гражданам) вести операции между собой. Важность этой системы заключается в поддержке устойчивого экономического роста, улучшении качества жизни и сокращения уровня бедности.
Структура управления МВФ представляет собой: Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет Развития, Исполнительный Совет, Управляющий, региональные отделы.
Государства, являющиеся членами МВФ, представляют собой главный орган МВФ-Совет управляющих, состоящий из управляющего и заместителя управляющего из центрального банка или министерства финансов, которые избираются на 5 лет. Один раз в год на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка Совет управляющих собирается, для того, чтобы принять решения по вопросам, которые, согласно Уставу, нельзя передать другому органу. Совет решает такие задачи как: изменение статей Соглашения, прием новых государств и исключение их из МВФ, определение и переоценка величины долей в капитале государств-членов, назначение исполнительных директоров.[3]
Двадцать четыре управляющих из состава Совета (министры или другие официальные лица похожего ранга.) входят в другой орган – Временный комитет. Члены ВК встречаются два раза в год, для того, чтобы доложить Совету Управляющих о руководстве и работе международной валютной системы, а также поднять вопросы о реформировании Статей Соглашения.
Комитет развития дает консультацию Совету по управлению платежных балансов, принципам эффективного использования ресурсов МВФ, по вопросам смягчения кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и т.д.
В ведении Исполнительного совета находятся вопросы по административному и операционному характеру, он также занимается вопросами, которые касаются политики Фонда. Страны, имеющие наибольшие квоты (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония) выбирают 7 из 24 исполнительных директоров, остальных избирают управляющие от других стран следуя принципу регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят достаточно часто (несколько раз в неделю). Принимаемые Исполнительном советом решения , базируются на материалах и докладах, подготовленных административным аппаратом.[4]
Управляющий. Управляющий назначается Исполнительным советом МВФ возглавляет Исполнительный Совет, а также руководит персоналом организации. В ведении Управляющего находится повседневная деятельность МВФ. Управляющий имеет срок исполнения полномочий, который составляет 5 лет, затем он может быть переизбран на повторный срок.
Региональные отделы помогают государствам- членам кооперировать с МВФ. Существуют следующие региональные отделы Европейский I, Европейский II, Среднегo Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии Африканский и Тихooкеанского региона. Также существуют отделы валютных и торговых отношений, по бюджетнo-налоговым вопросам, правовой и исследовательский центральных банков.
Основные функции МВФ
Содействие международному сотрудничеству в денежной политике:
- расширение мировой торговли;
- кредитование;
- стабилизация денежных обменных курсов;
- консультирование стран-дебиторов (должников);
- разработка стандартов международной финансовой статистики;
- сбор и публикация международной финансовой статистики.
Структура МВФ подвержена изменению развитию из-за постоянно меняющихся целей и функций под влиянием преобразований в мирoвoй экономике и международных валютно-финансовых отношений.
1.2. История создания МВФ
Разрушенная из-за Великой депрессии экономика в 30-е годы нуждалась в новых способах регулирования валютной системы, а так же в новых органах, которые смогли бы дать ей «свежий голоток» воздуха. Именно в это время, когда мировая экономика достигла кризисных позиций, на мировой экономический арене появляется МВФ.
Золото в это время получило высокий спрос из-за недоверия к бумажным деньгам, которое возникло в условиях кризиса. Однако запасы золота, имеющиеся в финансовых органах, были значительно меньше, чем потребность в них.
У группы стран, которую возглавила Великобритания, возникла необходимость отказаться от золотого стандарта. Именно он на протяжении долгого времени определял стоимость денег как неизменную величину.
Неясность измерения стоимости валюты, которая потеряла фиксированное соотношение в соответствии с золотым стандартом, привела к затруднению обмена деньгами между странами, сохранившими золотой стандарт и странами, отказавшиеся от него. Вследствие этого объем денежных операций стал значительно меньше, сократилось количество рабочих мест, уровень жизни снизился. Произошло несоответствие между стоимостями различных валют, а так же между деньгами и стоимостью товаров и услуг.
Все это привело к краху мировой экономической системы: в 1929- 1932 годах уровень падения цен достиг 48%, объем мировой торговли упал на 63%.
Многократные старания найти необходимое решение валютных проблем на международных встречах, не оправдались успехом. Возникла крайняя нужда в том, чтобы возобновить и наладить сотрудничество между всеми странами и создать новую валютную систему, а также создать организации, осуществляющие постоянный контроль и регулирование этой валютной системы.
40-е года положили начало созданию МВФ. Первую инициативу проявили Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания), которые почти одновременно предложили создать новую мировую валютную систему и международную организацию на постоянно действующей основе. Долгие переговоры, отягощенные военным временем, привели к конечному решению, которое состояло в принятие новой модели валютной системы и созданием организации. Заключительная и решающая встреча по вопросу создания Международного валютного фонда МВФ прошла июле 1944 года в американском штате Нью-Гемпшир в г.Бреттон-Вудс. Встреча собрала представителей 44 государств. В столице США в составе 39 стран в мае 1946 года начал свою работу МВФ.[5]
1944 г. стал годом активного участия СССР в Бреттон-Вудской конференции, а также подписал заключительный Акт об учреждении МВФ и МБРР. Однако эти акты не были ратифицированы. Страны бывшего СССР стали членами МВФ в мае-сентябре 1992г.
На сегодняшний день в составе МВФ 188 государств. Обязанности генерального директора исполняет Кристин Лагард. А штаб-квартира находится в г.Вашингтон, Колумбия.
1.3. Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
В Уставе Фонда нет особых положений, регулирующих порядок вступления в МВФ. МВФ - открытая организация, которое готово принять в ряды участников абсолютно любое государство, если оно соглашается выполнять определенные обязанности. Каждая страна должна выполнять следующие обязательства:
Каждый раз предоставлять другим странам информацию о действиях, направленных на определение стоимости своей валюты по отношению к валюте других стран;
Исключить случаи отказа обмена национальной валюты на другие валюты;
Осуществлять внутри страны экономическую политику, которая в дальнейшем может привести к росту не только своего национального богатства, но и улучшить состояние всего общества в целом.
Государство, которое становится участником Фонда, должно внести определенную сумму денег (взнос по предоплате), это своего рода членский взнос. Эта сумма именуется квотой. Квоты выполняют такие функции как:
Являются основой для создания объеденного денежного запаса, который используется в Фонде для выдачи займов странам-участникам;
Являются помощью при установлении суммы, которое государство, внесшее квоту, имеет право получить от МВФ при периодическом распределении специальных активов, которые назваются СДР (Special Drawing Rights, SDR). Если сумма внесенных взносов большая, то страна имеет право получить большой кредит при возникающей необходимости.
Служат источником при определении «веса» и значимости голоса каждого из участников Фонда.
По принципу работы МВФ напоминает акционерное общество. По этой причине возможность каждого участника принимать участие в вопросах Фонда определяется размером его части в капитале. Однако абсолютно каждая страна изначально имеет 250 голосов, которые не зависят от суммы внесенного взноса в капитал Фонда и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в этом капитале. В ходе голосования по определенным вопросам кредиторы могут получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, которые Фонд предоставил им ко дню голосования, но голоса стран-должников, соответственно уменьшаются. [6]
Определенный в процессе вступления в МВФ размер квоты, пересматривается периодичностью в 5 лет. Расчет квоты проводится по определенным формулам, отличающихся друг от друга элементами и значимостью. На сегодняшний день Фонд использует следующие формулы