Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Роль МВФ в современной валютной системе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сокращённая Бреттон-Вудская:

Q = (0,01Y + 0,025R + 0,05P + 0,2276VC) (1 + C/Y),

Преобразованная по схеме III:

Q = (0,0065Y + 0,02051R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C/Y),

Преобразованная по схеме IV:

Q = (0,0045Y + 0,03896768R + 0,07P + 0,76976VC) (1 + C/Y),

Преобразованная по схеме М4:

Q = 0,005Y + 0,042280464R + 0,044 (P + C) + 0,8352VC,

Преобразованная по схеме М7:

Q = 0,0045Y + 0,05218008R + 0,039 (P + C) + 1,0432VC,

где Q - квота, Y - ВНП (1985 год), R - среднемесячный уровень резервов (1985 год), P - средняя ежегодная сумма текущих платежей (1981 - 1985 гг.), VC - изменяемость текущих поступлений, которая определяется как одно стандартное отклонение от пятилетнего изменяемого среднего значения за 1973 - 1985 гг.

Данные формулы были использованы при определении квот в 1990 г. Для того, чтобы определить основной размер квоты, расчеты производятся с помощью всех формул. Затем Фонд сопоставляет полученные результаты с соответствующими показателями стран, которые имеют похожие показатели экономического развития и рекомендуют размер квоты. [7]

Полученные квоты служат основой для обсуждения и внесения изменений с учётом всех аспектов и функций квот в МВФ.

На сегодняшний день, когда в состав МВФ вошло большинство стран мира, размеры долей и количества голосов каждого государства имеют значительную разницу.

Например, учитывая квоту в капитале Фонда, страны «большой семерки» имеют в своем запасе 45% голосов, в т. ч. на США - 18%.

После того, как Совет утверждает членство страны, она должна подписать статьи соглашения и затем становится членом МВФ. Но страна не имеет право на использование в полном объеме всех механизмов Фонда до того, как она внесет полную сумму взноса. Так же квота страны-участника не может быть увеличена, до того как страна не договорится на такое увеличение и выплатит полную сумму взноса.

2. Особенности деятельности МВФ в мировой экономике

2.1. Роль МВФ в современной валютной системе

В системе валютно-финансового сотрудничества в международном масштабе МВФ занимает ведущие позиции.

В основе функционирования МВФ лежит цель в сохранении стабильности международной валютной системы – системы обменных курсов и международных платежей. Данная цель предоставляет возможность обмена товарами и услугами между станами-участниками в обоюдном порядке.


Изначальные цели Мирового валютного фонда, который создавался как компонент послевоенной системы, значительно изменились с момента его создания по сегодняшний день. Главными приоритетами длительности в момент создания выступали рост мирового товарооборота и восстановление мировой экономики. В целях ликвидации возникающих дефицитов платёжных балансов, МВФ определил свою главную уставную функцию – помощь в финансовых проблемах, возникающих у стран-участников. В настоящее время первенствующей целью является исполнение программ поддержки, направленных на структурные преобразования отдельных национальных экономик. Данная цель является главенствующей, так как это необходимо для устойчивого экономического роста, а так же для повышения уровня жизни населения.

Такое преобразование в основных целях в значительной мере связано с изменением кредитных механизмов, которые используются Фондом. В конце XX – начале XXI века МВФ прибегнул к использованию механизмов для государств-членов с низким уровнем дохода.[8] К их числу относится:

1. Механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому развитию (введён в 1999 г.). Сущность механизма заключается в более продолжительной помощи в преодолении глубоко укоренившихся проблем платежного баланса структурного характера и предназначен для достижения устойчивого роста, который помогает значительно сократить уровень бедности.

2. Механизм финансирования для преодоления внешних шоков (введён в 2006 г.). Этот механизм заключается в обеспечении краткосрочной помощи для решения краткосрочных проблем платёжного баланса, которые возникли в результате внешних шоков.

Увеличение количества перечня кредитных механизмов МВФ сразу же привел к пересмотру механизма формирования ресурсов Фонда. В апреле 2008 года, который ознаменовался мировым экономическим кризисом, Исполнительный совет МВФ принял решение о переходе на новую модель, обеспечивающую перевод финансов МВФ на прочную долгосрочную основу.

Значимым элементом новой модели доходов стала выступать прибыль от продажи строго регламентированной части золота, находящаяся в собственности фонда.

Основным компонентом в международной валютной системе до развала Бреттон-Вудской системы, которая включала фиксированный курс валют в 1970-е годы, являлось золото. С тех самых времен роль золота как компонента валютной системы со временем теряет свою важность. Однако, в резервах активов некоторых стран оно по-прежнему занимает ведущие позиции. А МВФ по сей день является одним из официальных держателей золота в мире.


По данным Всемирного золотого совета, объём золотых резервов МВФ на начало 2017 г. составил 3 855,9 тонн, что соответствует третьему месту в мировом рейтинге. Для сравнения: запасы США составляют 8 221,2 тонн (первое место), Германии – 3 536,6 тонн (второе место).

Значительное влияние на деятельность МВФ оказал глобальный экономический кризис 2008 г. В период, когда влияние кризиса распространилось на торговлю, объёмы производства, занятость в странах-членах, МВФ определил следующие приоритеты своей деятельности:

В последние годы МВФ значительно изменил основные приоритеты в своей деятельности. Данные изменения связаны, в первую очередь, с различными экономическими кризисами, произошедшие за последнее десятилетия. На сегодня приоритеты звучат следующим образом:

1. Оздоровление балансов финансового сектора путём рекапитализации банков и очистки их балансов от «плохих» активов.

2. Оказание определенной поддержки денежно-кредитной политики стран-участников, смотря на положения внутренних условий.

3. Реализация бюджетных источников для поддержки внутреннего спроса в 2016 и 2017 гг.

При подведении мероприятий, направленных против кризиса Фонд установил для себя четыре кардинальных сферы деятельности для предотвращения кризисов в дальнейшем:[9]

1. Развитие финансового регулирования и надзора. МВФ не несет основную ответственность в данной области, но проблемы, образовавшиеся в результате деятельности агентств кредитных рейтингов, не лучшим образом отразились на международных финансовых рынках. Фонд считает, что инфраструктура основных финансовых рынков, нуждается в укреплении.

2. Сопоставление основных элементов финансирования с потребностями стран, являющиеся участниками МВФ.

3. Модернизация надзора со стороны МВФ на двусторонней основе, в целях повышения интеграции в области макроэкономики и финансового сектора.

4. Укрепление международного сотрудничества и международного надзора на многосторонней основе, что предполагает более широкое вовлечение стран с формирующимися рынками и стран с низкими доходами в работу организации.

4.Усиление международного сотрудничества и надзора на многосторонней основе, что повлечет за собой более обширное привлечение стран с формирующимися рынками и стран, имеющих невысокие доходы в организацию.

Исходя из этого, функции МВФ в современных валютных отношениях не сводятся лишь к предоставлениям ресурсов для балансировки платежных балансов стран-участников. То есть, сама концепция равновесия платёжного баланса не рассматривается как ведущая цель межгосударственного валютного регулирования. Намного важнее обеспечить благоприятствующие макроэкономические условия для стран-членов МВФ через разные механизмы развития их экономик.[10]


2.2. Кредитная деятельность МВФ

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка (transaction) - предоставление валютных средств странам из его ресурсов:

2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой.

Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем:

  1. сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны;
  2. общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд но подписке).

В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.


МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством - членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны.[11]

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в "письме о намерениях", направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит "в противоречии с целями Фонда" или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны.

Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения "стэнд-бай" (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.

Главным назначением кредитов "стэнд-бай" является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения.