Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Роль МВФ в современной валютной системе).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.
В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита.[12]
1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение протекционистских ограничений в странах-импортерах, появление товаров-заменителей и т.п.
Этот фонд включает три компонента:
1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье;
2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран-импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа:
3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).
Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны, лишь снижением экспортной выручки, либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его компонентов составляет 95 % квоты страны.[13]
2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит - 30% квоты.
3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные средства сверх резервных или расширенных кредитов.
Фактически величины дополнительного кредита определяются Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с учетом "степени радикальности" программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки соответствующей страны.
4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном случае обусловливается выполнением страной-заемщицей набора более "мягких" макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать средства в рамках "промежуточного", или "переходного", кредитования до 50% их квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом в полгода.[14]
Получение странами членами МВФ средств из специальных фондов - это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.
МВФ выполняет роль посредника при перераспределении ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую политику стран-заемщиц, он выступает в качестве гаранта возвращения этих средств.
3. Тенденции и перспективы развития МВФ
В настоящее время Международный валютный фонд представляет собой мощный финансовый институт, который не только оказывает странам финансовую помощь, но и продолжает определять вектор развития большинства стран мира. Фонд помогает странам в укреплении их потенциала для разработки и проведения обоснованной экономической политики, оказывая тем самым им содействие в восстановлении доверия, стабильности и экономического роста.
Помимо кредитования одним из направлений деятельности МВФ служит мониторинг состояния стран-участниц относительно финансовых и экономических изменений, осуществляя тем самым наблюдение за функционированием международной валютно-финансовой системы.
Так, согласно опубликованному октябрьскому выпуску «Перспектив развития мировой экономики» 2016 года МВФ сообщает, что мировой экономический рост в текущем году будет оставаться пониженным в связи с замедлением роста в США и референдума Британии о выходе из Европейского союза. Его прогнозы заключаются в небольшом повышении темпов в 2017 году, главным образом благодаря активному росту стран с формирующимся рынком[15].
По заявлению главного экономиста и экономического советника Фонда – Мориса Обстфельда – прогнозы роста на 2016 год были несколько снижены для стран с развитой экономикой и одновременно повышены для остального мира.
В докладе МВФ уделяется внимание на неустойчивом характере подъема через восемь лет после мирового финансового кризиса. Следовательно, наличие угрозы хронической стагнации, особенно в странах с развитой экономикой, может послужить основой для усиления популистских призывов к введению ограничений на торговлю и иммиграцию, что впоследствии будет являться препятствием к повышению эффективности производительности, экономическому росту и нововведениям. В связи с этим подчеркивается особая важность в защите перспектив расширения интеграции торговли.
Рекомендации Фонда направлены на увеличение производственного потенциала и одновременно на сокращение неравенства путем увеличения расходов по таких статьям, как: образование, технологии и инфраструктура.
Также для многих странах возникает необходимость в противодействии сокращения потенциального роста за счет структурных реформ, следствием чего послужит увеличение коэффициента участия в рабочей силе, обеспечения большего соответствия квалификации работников имеющимся вакансиям и уменьшения барьеров для выхода на рынки.
По мнению МВФ, в текущем году для мировой экономики рост составит 3,1%, этот уровень не изменился по сравнению с июльским прогнозом Фонда. В следующем году отметка экономического роста повысится до уровня в 3,4% в связи с подъемом в крупнейших странах с формирующимся рынком, включая Россию и Бразилию[16]. Динамика данных показателей по состоянию на 04.10.18 г. в разрезе различных стран-участниц отражена в таблице 1.
Таблица 1
Прогнозы экономического роста ВМФ по состоянию на октябрь 2018 г., %
Наименование страны |
2017 г. |
Прогнозы |
|
2018 г. |
2019 г. |
||
Мировой объем производства |
3,2 |
3,1 |
3,4 |
Страны с развитой экономикой |
2,1 |
1,6 |
1,8 |
США |
2,6 |
1,6 |
2,2 |
Германия |
1,5 |
1,7 |
1,4 |
Япония |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны |
4,0 |
4,2 |
4,6 |
СНГ |
-2,8 |
-0,3 |
1,4 |
Россия |
-3,7 |
-0,8 |
1,1 |
Без России |
-0,5 |
0,9 |
2,3 |
Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны Азии |
6,6 |
6,5 |
6,3 |
Страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны Европы |
3,6 |
3,3 |
3,1 |
Ближний Восток, Северная Африка, Афганистан и Пакистан |
2,3 |
3,4 |
3,4 |
Страны Африки к югу от Сахары |
3,4 |
1,4 |
2,9 |
Развивающиеся страны с низкими доходами |
4,6 |
3,7 |
4,9 |
Показатели стран с развитой экономикой имеют незначительную тенденцию к росту, который составит в 2018 году лишь 1,6%, что меньше прошлогодних темпов на 0,5% и представляет собой снижение ожидаемых темпов роста, которые в июле прогнозировались на уровне 1,8%. А начало 2019 года будет характеризоваться незначительным ростом данного показателя на 0,2%.
Специалистами Фонда итоговый прогноз в США по состоянию на октябрь был снижен на текущий год до 1,6% это на 0,5% меньше, чем в 2017 году. Однако, согласно расчетам специалистов МВФ, в следующем году темпы роста в США, вероятно, повысятся на 0,6% в связи с негативным влиянием со стороны более низких цен на энергоресурсы и высокого курса доллара[17].
Япония, являющаяся третьей в мире страной по величине экономики, в текущем году будет характеризоваться пониженным экономическим ростом, оставаясь на отметке в 0,5% и 0,6% в 2019 году. В ближайшей перспективе государственные расходы и проведение мягкой денежно-кредитной политики будут служить поддержкой для экономического роста, в то время как в рамках среднесрочной перспективы негативная динамика экономики Японии будет объясняться сокращением населения.
В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах впервые за шесть лет экономический рост повысится до 4,2%, что выше июльского прогноза на 0,1%. Для следующего года ожидается более значительный экономический рост в 0,4%.
Однако в разных странах и регионах динамика перспектив является разнонаправленной.
Темпы роста в странах Азии с формирующимся рынком, особенно в Индии, характеризуются относительной устойчивостью. Ожидается, что в текущем и следующем году значение валового внутреннего продукта Индии вырастет на 7,6%, что представляет собой самые высокие темпы роста среди крупнейших стран мира.
Для стран Ближнего Востока по-прежнему характерны экономические трудности, в силу пониженных цен на нефть, а также наличия гражданских конфликтов и терроризма.
Таким образом, обобщая прогнозные данные МВФ можно заключить, что будущий 2019 год для каждой из стран будет характеризовать как экономический рост (США, Канада, СНГ, Россия, Латинская Америка, страны Африки к югу от Сахары, развивающиеся страны с низкими доходами), так и спад (Германия, страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны Азии)[18].
Учитывая слабый и неустойчивый характер мирового подъема и стоящие перед ним угрозы, специалисты Фонда подчеркивают о безотлагательной необходимости принять комплексный, согласованный и координированный подход в отношении политики, ориентированной на активизацию экономического роста, обеспечения его более равномерного распределения.
Обобщая октябрьские доклады МВФ о состоянии мировой экономики можно сказать, что мнение его специалистов относительно развивающихся стран в целом за последние 6 месяцев, чьи краткосрочные риски имеют незначительную тенденцию к сглаживанию, так как динамика развития рынков показала гибкость и способность адаптироваться к большому количеству шоков. Снижение давления на развивающиеся рынки обусловлено прекращением падения и роста цен на сырьевые товары.
При этом среднесрочные риски возрастают в связи с повышением политической нестабильности на развивающихся рынках и нарастанием финансовых проблем. Несмотря на относительную надежность банковских систем, характерную для большинства развитых экономик стабильность доходов находится под вопросом. Эти изменения вызывают осложнения в проведении более сбалансированной и стимулирующей политики и могут послужить причиной для продолжения экономической и финансовой стагнации. По мнению МВФ, экономические власти всех стран должны следовать более комплексному и продуманному подходу, стремясь к защитите и усилению финансовой стабильности, и оживлению мировой экономики. Следовательно, закономерным является понимание того, что Международный валютный фонд занимает ключевое место в развитии международной валютно-финансовой системы.