Файл: Социальное обслуживание населения (Полномочия федеральных органов государственной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 352

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ключевую роль для любой из отраслей права играют принципы, определяющие сущность регулирования общественных отношений, которые составляют предмет данной отрасли. Принципы права социального обслуживания не являются исключением. Однако вопрос о том, что понимается под данными принципами, является дискуссионным.

В настоящее время существуют различные взгляды на то, что следует понимать под принципами права социального обслуживания. Одни ученые подразумевают под принципами сами нормы права, которые закрепляют основы регулирования отношений по социальному обслуживания. Но более

состоятельной принято считать позицию о том, что принципы права социального обслуживания – это руководящие начала, выражающие сущность

норм данной отрасли права.

В данном определении ставится акцент на отражение в принципах свойств правовых категорий и специфики отрасли[7].

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Для того чтобы определить значение принципов социального обслуживания в целом, необходимо определить их и отдельно рассмотреть некоторые из них.

Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

1.2 Формы и виды социального обслуживания в РФ.

Несмотря на практическое применение различных форм социального обслуживания, в законе 1995 года отсутствовало разделение по формам.

Закон 2013 года установил формы социального обслуживания.
Отличительной особенностью новой системы социального обслуживания является закрытый список видов социальных услуг. Некоторые формы социального обслуживания, содержание которых раскрывалось в законе о социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов, преобразовались в самостоятельный вид социальной услуги, например, социально-консультативная помощь или срочное социальное обслуживание[8].


Для осуществления социального обслуживания в настоящее время существуют специализированные учреждения, составляющие основу социальных служб. Все социальные учреждения от специализации и категории граждан носят типовые наименования и включают: специализированные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты и пансионаты для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда; реабилитационные центры; психоневрологические интернаты; дома-интернаты милосердия; дома-интернаты малой вместимости; геронтологические и геронтопсихиатрические центры; социально-оздоровительные центры; учреждения социального обслуживания, предоставляющих жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования (социальные квартиры, дома для одиноких престарелых граждан); учреждения полустационарного социального обслуживания на дому; учреждения социального обслуживания, оказывающие консультативную помощь[9].

Существуют различные виды социального обслуживания:

Социально-бытовые услуги. Основная функция – поддержание жизнедеятельности граждан в быту: содействие в получении преимуществ и льгот в социально-бытовом обеспечении; предоставление помещений для организации лечебных и реабилитационных мероприятий, бытового и культурного обслуживания, учебной и лечебно-трудовой деятельности; предоставление одежды и обуви, постельных принадлежностей; оказание социальных услуг в стационарных учреждениях индивидуального гигиенического характера лицам, не способным выполнять обычные процедуры по состоянию здоровья; предоставление транспорта и помощь при транспортировке; организация ритуальных услуг и т.д.

Социально-медицинские услуги. Ориентированы на поддержание и по возможности - улучшение здоровья граждан: предоставление санитарно-гигиенических услуг (обмывание, обтирание, причесывание, гигиенические ванны и др.); содействие в проведении медико-санитарной экспертизы; госпитализация в лечебно-профилактические учреждения; организация медицинского консультирования; содействие в прохождении диспансеризации; содействие в получении протезно-ортопедической, зубопротезной, слухопротезной помощи; организация медико-санитарного обследования; организация лечебно-трудовой деятельности; организация экстренной медицинской помощи и многое другое.

Социально-психологические услуги. Направлены на организацию мероприятий по коррекции психологического состояния граждан: психологическая диагностика и коррекция; социально-психологическое консультирование; социально-психологический патронаж; психотерапевтическая помощь; психологические тренинги; экстренная медицинско-психологическая помощь; предоставление психологической помощи (общение, беседы, подбадривания, мотивация к активности и т.д.).


Социально-педагогические услуги. Включают мероприятия, направленные на профилактику девиаций в поведении и нарушений личного развития граждан: социально-педагогические консультирование, диагностика и обследование; педагогическая коррекция; социально-педагогический патронаж; анимационные услуги (посещение театров, выставок, экскурсии, организация праздников и др.); обучение инвалидов применять технические средства реабилитации; профессиональное консультирование и профессиональная реабилитация инвалидов; содействие в организации для детей-инвалидов обучения на дому и т.д.

Социально-экономические услуги. Их цель – поддержание и улучшение жизненного уровня населения. К социально-экономическим услугам относятся: содействие в получении пособий, льгот, консультаций, алиментов и др.; оказание материальной помощи; содействие в обеспечении слуховыми аппаратами, протезно-ортопедическими изделиями, очками; улучшение жилищных условий; консультирование по вопросам самообеспечения, развития семейного предпринимательства; содействие в трудоустройстве и т.д.

Социально-правовые услуги. Направлены на изменение или поддержание правового статуса, защиту законных прав граждан, оказание юридической помощи. К социально-правовым услугам относятся: консультирование по вопросам, относящихся к правам на социальное обслуживание; оказание помощи в подготовке жалоб на бездействие или определенные действия работников социальных служб; помощь в оформлении документов; консультирование по поводу пенсионного обеспечения; содействие в получении льгот и преимуществ, установленных законодательством; содействие в получении медицинского полиса и т.д.

Социальное обслуживание семей включает следующие подвиды: социальное обслуживание малообеспеченных семей; семей инвалидов; семей с детьми инвалидами; семей, в состав которых входят ВИЧ- инфицированные лица; семей, в состав которых входят лица с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью; семей с беспризорными, безнадзорными детьми н д[10]р.

Социальное обслуживание граждан подразделяется на: социальное обслуживание инвалидов; граждан пожилого возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; детей-сирот; детей, оставшихся без попечительства родителей; безнадзорных и беспризорных детей; несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; детей, подвергшихся жестокому обращению в семье; малообеспеченных; граждан без определенного места жительства и занятий; мигрантов; женщин, подвергшихся психическому или физическому насилию; граждан, оказавшихся в экстремальной ситуации (пострадавших от стихийных бедствий, катастроф, вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцев и вынужденных переселенцев и т. д.)[11].


Закон 2013 года сохраняет бесплатную основу всех форм социальных услуг только для ограниченной категории получателей услуг, коими являются несовершеннолетние и лица, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций.

Расширить круг лиц, получающих услуги бесплатно, могут субъекты РФ. Закон о социальном обслуживании сохраняет право некоторых категорий на получение некоторых видов социальных услуг бесплатно. Например, инвалиды и ветераны ВОВ имеют право на получение социальных услуг на дому и в полустационарной форме на безвозмедной основе, инвалиды с детства обладают право на получение услуг бесплатно в стационарной форме.

Законом ограничивается предельная плата за оказание социальных услуг, которая не должна превышать пятидесятипроцентной разницы между размером среднедушевого дохода клиента и полтора прожиточных минимума для социальных услуг на дому и в полустационаре, или не выше семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода клиента в случае получения услуги в стационаре[12].

Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

Анализ положений Федерального закона свидетельствует о закреплении на федеральном уровне значительного числа норм рекомендательного характера, реализация которых на местах должна осуществляться путем нормотворчества субъектов Российской Федерации (Приложение 1).

Дополнительно к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено также решение достаточно широкого круга и иных вопросов, среди которых:

1) определение уполномоченного органа субъекта РФ, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы;

2) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации;

3) утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

4) утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;


5) разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;

6) утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление такого контроля;

7) установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;

8) утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания, а также ряд иных полномочий организационно-технического характера.

Создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания закреплено в совместную компетенцию Российской Федерации и ее субъектов[13].

В указанных условиях федеральное законодательство, оставив за собой лишь установление рамочных (рекомендательных) положений в области социального обслуживания, делегирует достаточно широкие полномочия по реализации данного вида социального обеспечения субъектам РФ, а также предоставляет большие возможности для участия в социальном обслуживании коммерческих структур, стимулируя тем самым развитие в данном виде социального обеспечения государственно-частного партнерства[14].

Как известно, экономическое развитие в Российской Федерации ее субъектов и уровень жизни граждан в них далеко не единообразны, что естественным образом должно отражаться на дифференциации показателей социального обслуживания.

Таким образом, новым витком в развитии системы социального обслуживания стало принятие нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения», который позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создал возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.

Нововведением закона стало четкое разграничение предмета ведения в области социального обслуживания федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. Так, федеральные органы устанавливают минимальные требования к социальным услугам, в то время как региональные органы занимаются реализацией социального обслуживания на уровне, соответствующем законодательству, а также региональные органы получили возможность устанавливать требования к социальному обслуживанию более высокие, с учетом региональной специфики.