Файл: Социальное обслуживание населения (Полномочия федеральных органов государственной власти).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена возрастанием роли социального обслуживания в современный период. В многонациональной России в начале 90-х гг. ХХ в. происходит развитие института социального обслуживания, вследствие ухудшения социально-экономического положения и снижение жизненного уровня населения.
Принятие нового закона, по мнению законодателей, было необходимо в связи с устареванием модели социального обслуживания, основой которого являлись законы 1995 года, и невозможностью удовлетворить потребности нуждающегося населения. Новый закон объединил теоретический и практический опыт социального обслуживания, и должен был способствовать развитию системы социального обслуживания, повысив его качество, эффективность и уровень в целом.
Социальное обслуживание представляет собой сложную целостную систему, эффективность которой зависит от ее структуры и выполняемых функций. К сожалению, до сих пор остаются нерешенными проблемы распределения полномочий в рассматриваемой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, споры о месте законодательства о социальном обслуживании в системе российского законодательства, о месте правовых норм о социальном обслуживании в системе отрасли права социального обеспечения, а также некоторые терминологические вопросы.
Тема курсовой работы является актуальной и раскрывает основы организации социального обслуживания населения в условиях адаптации к новой системе предоставления гражданам социальных услуг. Это дает основание полагать, что изучение данной темы в рамках действия нового законодательства придает выпускной квалификационной работе научную новизну и практическую значимость.
Цель работы заключается в полном и всестороннем исследовании института социального обслуживания в российском праве. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
− определить роль института социального обслуживания в системе социальной защиты населения;
− рассмотреть правовые основы реализации и защиты прав граждан на социальное обслуживание;
− рассмотреть особенности правового регулирования социального обслуживания граждан в условиях модернизации сферы социального обслуживания в Российской Федерации путем анализа совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
− выявить недостатки правового регулирования в системе социального обслуживания Российской Федерации и найти возможные пути их устранения.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе социального обслуживания граждан.
Предметом являются нормы права, закрепляющие понятие, принципы, виды и формы социального обслуживания.
Методы исследования представлены диалектическим, сравнительно-правовым, системным, формально-юридическим.
В качестве теоретической основы исследования использовались труды российских и зарубежных ученых, специалистов в области правоведения, социологии, социальной работы, которые рассматривали проблемы социального государства, социальной политики, социального развития, в том числе социального обслуживания, значимость социального обслуживания как социального института, проблемы правового регулирования социального обслуживания и другие вопросы.
Для анализа правового регулирования социального обслуживания в Российской Федерации было изучено федеральное и региональное законодательство.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, КАК ИНСТИТУТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1 Понятие, принципы, функции и система социального обслуживания в Российской Федерации
Правовой основой социального обслуживания является ряд международных документов, которые имеют как универсальный характер, так и специализированный. Отметим наиболее крупные международные акты в области социального обслуживания.
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. Положения 22 статьи Всеобщей декларации гласят о том, что человек способен развиваться при условии уважения к своей личности, а также при создании для него условий, когда все люди имеют равные социальные, политические, экономические и иные права в соответствии с ресурсами государства, в котором он проживает, и его структурой.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года. Нормы пакта закрепляют право всех на социальное обслуживание, а также его нормами гарантируется достаточный уровень жизни.
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Положения Конвенции обязуют государства обеспечить ребенку такую защиту и поддержку, которая необходима для его гармоничного развития и благополучия. Согласно положениям Конвенции, дети имеют право на пользование совершенными услугами здравоохранения, право на образование, а также на социальное обеспечение и социальное обслуживание в первоочередном порядке.
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. Конвенция закрепляет право людей с особенностями развития на полное вовлечение в общественную жизнь без дискриминации в связи с инвалидностью, на защиту всех прав инвалидов, на равный доступ к ресурсам. Европейская социальная хартия.
Европейскую социальную хартию можно назвать ключевым международным документом, провозгласившим и гарантирующим социальные права человека, включая право на социальное обслуживание, которое закреплено в отдельной статье Хартии. Ст. 14 Хартии обязывает стран-участников оказывать содействие в деятельности социальных служб, оказывающих социальные услуги, причем допуская как государственные учреждения, так и благотворительные и негосударственные. В Европейской социальной хартии оказаны особенности социальных прав различных категорий граждан, тем самым, хартия позволяет учитывать специфику национальностей и половозрастные отличия[1].
Таким образом, нами названы наиболее крупные международные акты в области социального обслуживания. Они провозглашают и закрепляют права всех категорий населения на равные права и достойные условия жизни без дискриминации по расовому, половому, возрастному и иным признакам.
Социальное обслуживание в России как институт социальной работы начало свое становление в 90-е годы двадцатого столетия. Истории становления социального обслуживания посвящено множество работ, поэтому хотелось бы рассмотреть современное состояние социального обслуживания в России.
Проблема социального обслуживания населения получила определенное освещение в научных работах. Н.В. Путило рассматривает социальное обслуживание через призму гарантированной государством специализированной сферы обслуживания[2].
По его мнению в этом процессе особую роль должно играть государство, которое несет ответственность за социальное обслуживание. Г.С. Максимова отмечает, что социальное обслуживание - подсистема социальной сферы общества, главная составляющая система социальной защиты. Социолог П.Д. Павленок определяет социальное обслуживание, как комплекс мер по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению и укреплению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, формированию взаимопомощи[3].
Современное состояние социального обслуживания, прежде всего, характеризуется и обусловлено принятием нового закона об основах социального обслуживания. Предлагаю рассмотреть, что нового привнес этот закон в текущую систему оказания социальных услуг
В данной работе предпринята попытка рассмотреть систему социального обслуживания и проанализировать проблемы и пути ее реформирования.
В Российской Федерации сформировалось несколько определенных моделей социального обслуживания, которые были представлены Законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно этому закону, система социального обслуживания основана на формировании и развитии всех форм собственности, которые включают в себя: государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.
Государственный сектор социального обслуживания включает:
1. органы управления социальным обслуживанием субъектов РФ;
2. учреждения социального обслуживания.
В муниципальный сектор социального обслуживания входят:
1. местные органы управления социальным обслуживания;
2. учреждения муниципального подчинения.
Негосударственный сектор социального обслуживания включает:
1. общественные объединения по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов;
2. профессиональные ассоциации по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов;
3. благотворительные и религиозные организации по социальному обслуживанию пожилых людей и инвалидов.
Согласно ст.15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[4] гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. На основании договора между поставщиком социальных услуг и гражданином, либо законным его представителем предоставляются социальные услуги, которые указываются в индивидуальной программе, составляемой на основе потребностей гражданина в социальных услугах. Рекомендательный характер индивидуальная программа носит для гражданина, либо его законного представителя и обязательный-для поставщика социальных услуг.
Государство принимает меры, которые направлены на улучшение качества и условий жизни пожилых людей и инвалидов. В этих целях совершенствуется система социально-психологической поддержки и медицинской помощи. Деятельность социального обслуживания направлены на реализацию следующих подходов:
- социальное обслуживание должно нести реинтегрирующий характер;
- необходим индивидуальный подход к клиенту в зависимости от его психологических особенностей;
- клиент должен проявлять активность.
Система социального обслуживания включает в себя:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти);
2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания на территории субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа);
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации (далее - организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации);
5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;
7) организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований (далее - уполномоченные организации)[5].
К человеку ближе всего муниципальная власть. Для того чтобы поднять эффективность социального обслуживания, целесообразно в эту систему включить более активно муниципальную власть, сделав ее седьмым элементом системы. В ст. ст. 14, 15, 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[6] целесообразно включить пункт следующего содержания: "Участие в социальном обеспечении граждан". Отдел социального обеспечения может создаваться на общественных началах в качестве гражданской обязанности в виде общинной самоорганизации без бюджетного финансирования. В каждом поселении следует создать общественную должность, например "уполномоченный по социальному обеспечению". На эту должность можно выбирать на сходе граждан, например, на четыре года. Выбранное лицо может организовать социальное обеспечение в своем поселении.