ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2019

Просмотров: 886

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Спрос. Объём спроса. Линия спроса. Изменение спроса и изменение объёма спроса.

Спрос – желание и готовность платить за товар; платёжеспособная потребность.

Qd – объём (величина) спроса; максимальное количество товара, которое готов купить потребитель по данной цене в единицу времени.

Pd – цена спроса; максимальная цена, которую согласны заплатить покупатели за данный товар.


P

B







A

Q


Каждая точка на линии спроса – это объём спроса. Точка A – максимальное количество товара, которое может приобрести покупатель. Точка B – резервная цена – та цена, при которой потребитель отказывается от приобретения товара.




p1 a1




p2 a2





q1 q2


Изменение величины спроса






D2


D1

D3



Изменение спроса






  1. Закон спроса и причины его действия. Функции спроса и способы выражения. Исключения из закона спроса.

Qd = f(P;Pc;Ps;I;N;O;B;E) – развёрнутая функция спроса.

P – цена данного товара.

P c – цена товара комплиментариев (взаимодополняемые).

Ps – цена товаров субститутов (взаимозаменяемые).

I – доход покупателя. постоянны; неценовые

N – количество покупателей.

O – ожидание покупателей.

B – вкусы и предпочтения.

E – прочие факторы.

Qd=f(P) – прямая функция спроса – изменение объёма при изменении цены.

Pd=f(Q) – обратная функция спроса.

Между Pd и Qd существует обратная зависимость – закон спроса:

При прочих равных условиях при увеличении цены товара уменьшается объём спроса, и наоборот.

Закон спроса имеет три способа выражения:

  1. Табличный

  2. Графический

  3. Аналитический:

Q d=a-bP – прямая функция.

константы

b – наклон линии спроса, который показывает насколько изменится Q, при изменении P на одну единицу.

b=ΔQ/ΔP. a=Q при P=0.

P=a-Q/b – обратная функция.

Причины действия закона спроса:

  1. Более низкие цены привлекают больше покупателей;

  2. Эффект дохода – при увеличении цен снижается реальный доход покупателя и количество товара, которое может приобрести покупатель;

  3. Эффект замещения – при увеличении цены покупатель замещает дорогие товары более дешёвыми;

  4. Закон убывающей предельной полезности – чем большим количеством товара обладает покупатель, тем меньшую ценность имеет для него каждая последующая единица товара и тем меньше он готов платить за неё.

Исключения из закона спроса:

  1. Цена – показатель качества;

  2. Товары Гиффена – покупка более необходимого количества товара вне зависимости от возрастания цены занимает основную долю в структуре потребления беднейших слоёв населения;

  3. Эффект/товары Веблена – высококачественные и дорогостоящие товары, которые определяют социальный статус покупателя;

  4. Инфляционные ожидания – цена и спрос возрастают.










  1. Неценовые факторы спроса и их влияние на кривую спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Способы определения рыночного спроса.

Неценовые факторы – это все факторы спроса кроме цены данного товара. Изменение неценовых факторов приводит к изменению всего спроса. Выражается в смещении линии спроса.

X и Y – взаимозаменяемые товары. Предположим, что цена товара X возрастает а объём спроса товара X уменьшается/товара Y возрастает. Если товары взаимозаменяемые, то изменение цены одного товара приводит к тому же изменению объёма спроса другого товара.

Если товары взаимодополняемые, то изменение цены одного товара и изменение объёма спроса разнонаправленные: увеличение цены товара X приводит к уменьшению объёмов спроса товаров X и Y.

Индивидуальный спрос – спрос отдельного потребителя.

Рыночный спрос – сумма индивидуальных спросов при каждой цене.







































  1. Предложение. Объём предложения. Линия предложения. Изменение предложения и изменение объёма предложения.

Предложение – готовность и желание продать определённое количество товара.

Объём предложения – максимальное количество товара, которое готов продать продавец по определённое цене в единицу времени.

Цена предложения/цена продавца – минимальная цена, по которой согласен продать продавец определённое количество товара.

P


S






Q

Кривая предложения показывает количество предлагаемого товара при каждом значении цены, при этом другие факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными.

Линия предложения имеет положительный наклон и возрастающий характер.













Изменение величины предложения


S1 S S2













Изменение предложения



  1. Закон предложения и причины его действия. Функции предложения и способы выражения.

Qs=f(P;C;T;V;N;O;E) – прямая функция предложения.

P – цена данного товара

C – затраты/цены на ресурсы

T – налоги

V – дотации (субсидии) постоянные факторы

N – количество продавцов

O 0 ожидание

E – прочие факторы


Закон предложения – при прочих равных условиях при увеличении цены, объём предложения будет увеличиваться, и наоборот.

С ростом цены растут доходы продавцов

P=f(Qs) – обратная функция предложения

Закон предложения имеет три способа выражения:

  1. Табличный;

  2. Графический;

  3. Аналитический:

Qs=c+dP

Qs=c при P=0

С – может быть положительной и отрицательной

d – наклон линии предложения – показывает насколько единиц изменяется объём при изменении цены на одну единицу.





























  1. Неценовые факторы предложения и их влияние на кривую предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Способы определения рыночного предложения.

Неценовые факторы – все факторы кроме цены данного товара.

Изменение неценовых факторов предложения ведёт к сдвигу кривой предложения.


Индивидуальное предложение – предложение одного продавца.

Рыночное предложение – сумма всех предложений всех продавцов.














































  1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Графическое и математическое обоснование.

В конце XIX века английский экономист Маршалл доказал, что в формировании рыночной цены одновременно участвуют спрос и предложение. На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Одни намереваются купить товар дешевле, а при той же цене – приобрести товар более качественный. Другие, руководствуясь своими интересами, рассчитывают дороже продать произведённую продукцию. Чаще всего покупатель и продавец достигают согласия. Ситуация, когда планы покупателей полностью совпадают с планами определённой группы продавцов, так что при данной величине предложения формируется соответствующий объём спроса, называется рыночным равновесием – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цен объём спроса равен объёму предложения.


P S P Избыток S


Pe E


D

Дефицит D

Q

Qe Q

Если Qd>Qs – избыток спроса (дефицит). Если Qd=Qs – равновесие. Если Qd<Qs – избыток предложения (профицит). Избыток и дефицит означают что рынок несбалансирован и требуется восстановление рыночного равновесия:

1) Главным в подходе Вальраса является разница в объёме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2-Q1 при цене P1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения (при цене P2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. 2) Главным в подходе Маршалла является разность цен P1-P2. Маршалл исходил из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объёма предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены. Короткий период лучше характеризуется моделью Вальраса, длительный – моделью Маршалла.


P P


P1


E

Pe

Pe E



P2




Q1 Qe Q2 Q Q1 Qe Q2 Q



  1. Излишек потребителя и производителя. Общественная выгода торговли.

Излишек потребителя – разница между максимальной ценой, которую уплатил бы потребитель за то количество товара, на которое он предъявляет спрос, и фактически уплаченной суммой.

И злишек производителя – это разница между рыночной ценой, которую получили производители за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы его продать.




P

Излишек потребителя





Pe




Излишек производителя






Общественная выгода торговли равна сумме излишков потребителя и производителя.




























  1. Ценовая эластичность спроса. Графическое и математическое выражение точечной и дуговой эластичности спроса по цене.

Эластичность спроса – это мера чувствительности величины спроса на товар к изменению какой либо из детерминант спроса на этот товар. ED=ΔQdx,% / ΔPx,%.

Выделяют эластичность: 1) по цене; 2) по доходу; 3) перекрёстную.

Эластичность спроса по цене показывает, насколько изменится объём спроса на товар при изменении цены на этот товар. Ed/p = ΔQdx, % / ∆Px, %.

Точечная эластичность – это мера чувствительности величины спроса к очень малому изменению цены в данной точке. Ed/p=(∆Q/∆P)*(P/Q)=D'x(P)*(P/Q).

Дуговая эластичность – это мера чувствительности величины спроса, отражающая конечное изменение цен (оно характеризуется перемещением от одной точки на кривой спроса к другой). Ed/p = (∆Q/∆P)*((P1+P2)/(Q1+Q2)).









































  1. Свойства и факторы эластичности спроса по цене.

Факторы:

  1. Наличие товаров-субститутов (заменителей): чем их больше и чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам данного товара, тем выше эластичность спроса по цене на данный товар, и наоборот;

  2. Доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара или доля расходов в бюджете на данный товар: чем она выше тем сильнее эластичность спроса;

  3. Длительность периода времени, в течение которого продавец изменяет цены. Чем больше промежуток времени, в течение которого производитель повышает цену, тем больше времени у потребителя найти товар-субститут, и тем более эластичен спрос;

  4. Привычность, значимость товара для потребителя. Спрос на товар, который является «привычным» или необходимым с точки зрения потребителя, неэластичен. Однако существует явление, называемое «парадоксом Гиффена»: чем дороже хлеб, тем больше его покупают. Рост цен снижает спрос в первую очередь на высококачественные, но дорогостоящие товары, не фигурирующие в шкале потребностей на первых местах. В условиях роста цен их покупают меньше, чем диктуют требования эластичности, а взамен покупают товары первой необходимости. Это означает, что один товар замещается другим;

  5. Степень срочности приобретения товара: эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на какой-то промежуток времени, крайне низкая;

  6. Универсальность использования товара: чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.

Свойства:

  1. Эластичность всегда отрицательная величина;

  2. Эластичность каждой точки линии различна;

  3. Эластичность зависит от наклона линии спроса.
























  1. Типы эластичности спроса по цене и изменение общей выручки.


Типы ценовой эластичности:

1) эластичный спрос – E>1, ∆Qdx>∆Px;

2) неэластичный спрос – E<1, ∆Qdx<∆Px;

3) единичная эластичность спроса – E=1, ∆Qdx=∆Px;

4) абсолютно неэластичный спрос – E=0, Qdx не изменяется;

5) абсолютно эластичный спрос – E → бесконечности, Px не изменяется.

Общая выручка (TR) – доход, который получает продавец после реализации товара.

TR=P*Q

P

Неэластичный спрос

Эластичный спрос

Единичная эластичность

P увеличивается

TR увеличивается

TR уменьшается

TR=const

P уменьшается

TR уменьшается

TR увеличивается

TR=const








































  1. Перекрёстная эластичность спроса. Коэффициенты перекрёстной эластичности спроса.

Перекрёстная эластичность спроса показывает, насколько процентов изменится объём спроса на товар X, если цена на товар Y изменится на 1%.

Ed/xy = ∆Qdx, % / ∆Py, % = (∆Qdx / ∆Py)*(Py/Qdx).

Коэффициенты могут принимать положительные и отрицательные значения:

  1. E>0 – товары-субституты;

  2. E<0 – комплиментарные товары;

  3. E=0 – нейтральные друг к другу товары.












































  1. Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу показывает, насколько изменится объём спроса на товар в ответ на изменение дохода потребителей.

Ed/I = ∆Qdx, % / ∆I, % = (∆Qdx / ∆I)*(I/Qdx).

Эластичность спроса по доходу отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного дохода.

Коэффициенты эластичности спроса по доходу используются для классификации товаров по качеству:

  1. E<0 – некачественные товары;

  2. E>0 – нормальные товары;

  3. 0<E<1 – товары первой необходимости;

  4. E=1 – товары второй необходимости;

  5. E>1 – товары роскоши.

Кривые Энгеля

Значение эластичности спроса по доходу

E >1

Спрос на товары роскоши, когда с ростом дохода спрос повышается более высокими темпами и насыщение не достигается.

0<E<1

Спрос на товары первой необходимости, когда спрос сначала превосходит доход, но затем снижается, когда достигается насыщение.

E =1

Спрос на товары второй необходимости, когда темпы роста спроса и дохода равны и насыщение не достигается.

E =0

Спрос на товары острой необходимости, которые приобретаются в одинаковом количестве независимо от дохода.

E <0

Спрос на некачественные товары, когда объём спроса по мере роста дохода падает.


  1. Эластичность предложения по цене. Типы эластичности предложения.

Эластичность предложения – это мера чувствительности величины предложения на товар к изменению какой-либо из детерминант предложения на этот товар.

Es=∆Qs,% / ∆P,%.

Два вида эластичности предложения:

  1. Эластичность предложения по цене;

  2. Перекрёстная эластичность.

Эластичность предложения по цене показывает, насколько изменится объём предложения на товар при изменении цены на данный товар.