ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2019
Просмотров: 892
Скачиваний: 1
Цена облигаций = (Доходность ценных бумаг / процентную ставку) * 100%.
-
И зменение предложения денег
Предположим, увеличивается предложение денег. В экономике возникает избыточная денежная масса. Население увеличивает спрос на ценные бумаги, доходность ценных бумаг возрастает, процентная ставка начинает снижаться. В результате восстанавливается равновесие при более низкой процентной ставке.
-
Денежно-кредитная система. Структура денежно-кредитной системы.
Денежно-кредитная система – совокупность кредитно-финансовых учреждений, которые занимаются аккумулированием и распределением денежных средств.
Различаются три уровня ДКС:
-
Центральный банк.
-
Коммерческие банки.
-
Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
-
Центральный и коммерческие банки и их функции. Сущность и функции кредита. Формы кредита.
Функции центрального банка:
-
Эмиссионный центр.
-
Обслуживает финансовые операции правительства.
-
Занимается контролем за деятельностью коммерческих банков.
-
Хранит золотовалютные резервы страны.
-
Межбанковский расчётный центр.
-
Осуществляет денежно-кредитную политику (ДКП).
Инструменты ДКП: 1. Изменение нормы обязательных резервов, которая определяет долю привлечённых банками средств, подлежащих отчислению в резервы. 2. Ставка рефинансирования – это та процентная ставка, под которую центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Если она снижается, это означает что банки могут получить средства от центрального банка под более низкую ставку. Следовательно, они будут меньше средств держать в избыточных резервах и снизят ставки по предлагаемым кредитам. 3. Операции на открытом рынке в классическом виде включают операции по покупке или продаже центральным банком ценных бумаг. В первом случае сумма денег в обращении увеличивается, а процентные ставки снижаются. При продаже ценных бумаг центральным банком – количество денег в обращении снижается.
Функции коммерческих банков:
-
Осуществляют кредитные операции с физическими и юридическими лицами.
-
Осуществляют операции по привлечению депозитов.
-
Осуществляют хозяйственные расчёты юридических лиц.
-
Осуществляют различные виды финансовых операций.
Специализированные кредитно-финансовые учреждения: 1. Инвестиционные банки – не занимаются депозитами, за счёт продажи акций могут осуществлять кредитование. 2. Сберегательные учреждения – привлекают мелкие сбережения. 3. Страховые компании – занимаются куплей/продажей страховых полисов. 4. Пенсионные фонды. 5. Чековые инвестиционные фонды.
Кредит – движение ссудного капитала. Источник – временно свободные денежные средства.
Условия кредитования: платность (под процентную ставку); возвратность; обеспеченность (доходы поручителя, залог недвижимостью); срочность (на определённый срок).
Функции кредита:
-
Регулирование экономики (если процентная ставка растёт, то доступ ограничен, развитие бизнеса тормозится).
-
Перераспределительная.
-
Содействие в сокращении издержек обращения (чеки, векселя способствуют ускорению оборота между покупателем и продавцом).
Кредиты:
-
Банковский – кредитно-финансовым учреждениям, хозяйственным субъектам (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный).
-
Коммерческий – предоставляет одна фирма другой, имеет вид отсроченного платежа за товары.
-
Потребительский – для населения для приобретения товаров длительного использования и услуг.
-
Ипотечный – кредит под залог недвижимости, чаще долгосрочный, представляется фирмами.
-
Государственный кредит – гос-во заемщик, население и бизнес – кредиторы. Делается при продаже гос. облигаций.
-
Международный – кредиторы и заемщики – организации, фирмы, др. гос-ва.
-
Понятие финансовой системы и её структура. Государственные и частные финансы.
Финансы – это система экономических отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части ВВП и национального дохода, формирования на этой основе фондов денежных средств, необходимых для удовлетворения потребностей общества.
Функции финансов:
-
Аккумулирующая – связана с формированием фондов денежных средств населения, фирм, государства.
-
Регулирующая – деятельность хозяйственных субъектов.
-
Распределительная – распределение и перераспределение данных средств между субъектами финансовых отношений.
-
Контролирующая – контроль за использованием денежных средств.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовая система = Финансовые отношения + Финансовый механизм + Институты и финансовые рынки.
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, в процессе которых различными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства, а также учреждений и рынков обслуживающих их.
Структура финансовой системы:
-
Государственные финансы – образуют государственные денежные фонды (госбюджет, внебюджетные фонды, госкредит, государственные фонды страхования).
-
Финансы негосударственных предприятий – финансы коммерческих и некоммерческих предприятий и общественных организаций.
-
Финансы домашних хозяйств – семейный бюджет.
-
Сущность и принципы налогообложения. Виды и принципы налогов.
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.
Функции налогов:
-
Фискальная – аккумуляция средств в государственном бюджете, связанная с производством общественных благ.
-
Регулирование экономики – налоги являются основным инструментом регулирования хозяйственной деятельности.
-
Социальная – обеспечение неравенства в доходах населения или социальных групп.
Элементы налогов:
-
Субъект – кто выплачивает налоги.
-
Объект – что подлежит налогообложению.
-
Единица налогообложения – единица измерения объекта.
-
Налоговая ставка – величина налога, взимаемого с единицы измерения объекта.
-
Источник налога – те средства, из которых выплачивается налог.
Налоговая система – законодательно закреплённая совокупность налогов, принципов их построения и способов взимания.
Принципы налогообложения:
-
Однократность – нельзя дважды взимать один и тот же налог.
-
Обязательность.
-
Система начисления должна быть простой, понятной и удобной.
-
Должна быть гибкой.
Налоговое бремя – вся сумма налогов (T). Уровень налогового бремени = T/ВВП.
Виды налогов:
-
Прямые – устанавливаются непосредственно на доход и имущество (подоходный налог, налог на прибыль корпорации, налог на собственность и др.).
-
Косвенные – налоги на товары и услуги, включенные в их цену, и тариф (НДС, акцизы и др.).
В зависимости от ставки налогообложения: твёрдые (исчисляются в абсолютной сумме независимо от разницы дохода и имущества); прогрессивные (ставка растёт по мере увеличения доходов); регрессивный (ставка налога снижается); пропорциональный (не зависит от размера дохода).
Различают:
-
Государственные налоги – взимаются центральным правительством и направляются в государственный бюджет.
-
Местные налоги – взимаются местными органами управления соответствующей территории и поступают в местный бюджет.
-
Общие налоги – обезличиваются и поступают в казну государства и направляются на общегосударственные мероприятия.
-
Специальные налоги – взыскиваются с определённых плательщиков или направляются на определенные цели.
Определение налогов: Конституция, налоговый кодекс, закон о бюджетном устройстве, закон о налогах и сборах.
-
Государственный бюджет. Расходы и доходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит и профицит.
Государственный бюджет – характеризует совокупность денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.
Принципы построению бюджета: единство – доходы и расходы должны быть определены в одном госбюджете; полнота отражения всех затрат и поступлений – все доходы и расходы описаны в госбюджете; гласность – госбюджет – закон, который публикуется в СМИ; отражение реальной экономической ситуации.
Функции:
-
Распределительная – через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода.
-
Контрольная – движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать.
-
Регулирующая – изменения доходов и расходов госбюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т.е. стабилизировать экономику.
Расходы госбюджета:
Трансформационные (государственные закупки) – относятся государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата из бюджета заработной платы.
Трансфертные – затраты государства выступают как прямая передача средств.
Институциональное направление – распределение средств по исполнительным структурам государственной власти.
Функциональный принцип – военные, экономические, на социальные цели, не внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность, на содержание аппарата управления.
Доходы госбюджета: текущие денежные и имущественные переводы средств частного сектора государству; налоговые и неналоговые; обычные (постоянные) и чрезвычайные (временные, специфические).
Сальдо = G (расходы) – T (доходы)
Сальдо:
-
T>G – положительное сальдо – профицит.
-
T=G – нулевое сальдо – бюджет сбалансирован.
-
T<G – отрицательное сальдо – дефицит.
Причины бюджетного дефицита:
-
Низкий уровень доходов в стране.
-
Рост государственных закупок.
Методы покрытия:
-
Увеличение налогов
-
Денежное финансирование
-
Внутренне и внешнее долговое финансирование посредством выдачи и продажи государственных ценных бумаг.
-
Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Факторы, определяющие её траекторию. Неценовые факторы совокупного спроса.
Совокупный спрос AD – сумма планируемых расходов субъектов макроэкономики на приобретение конечных товаров и услуг при каждом возможном уровне цен.
AD = C + I + G + Xn
Отрицательный наклон AD объясняется действием ценовых факторов:
-
Эффект процентной ставки – при росте цен увеличивается спрос на наличные деньги, поэтому увеличивается процентная ставка, т.к. в банковских вкладах денег становится меньше и кредитные возможности банка становятся ниже.
-
Эффект реального богатства – реальное богатство, или реальные денежные знаки – наличные деньги и ценные бумаги. Покупательная способность богатства – количество товаров и услуг, которые может приобрести покупатель за номинальный доход. YР = YН/P. P растёт – Реальный доход снижается – потребительские расходы снижаются – AD снижается.
-
Эффект импортных закупок – При росте цены на отечественные товары спрос на них сокращается, т.к. они становятся более дорогими по сравнению с импортом – Экспорт уменьшается – Импорт растёт – Xn уменьшается – AD уменьшается.
Неценовые факторы приводят к смещению линии AD:
-
Влияют на потребительские расходы C – население, уровень дохода, уровень подоходного налога, величина потребительской задолженности, ожидания потребителя в изменении дохода.
-
Влияют на инвестиционные расходы I – уровень налогообложения бизнеса, ожидаемая прибыль, наличие свободных производственных мощностей, величина процентной ставки.
-
Влияют на величину государственных закупок G – государственная политика.
-
Влияют на чистый экспорт Xn – курс национальной валюты, национальный доход данной страны и зарубежных стран.
-
Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Кейнсианский, промежуточный и классический отрезки. Неценовые факторы совокупного предложения.
Совокупное предложение AS – реальный объём национального продукта, произведённый при каждом возможном уровне цен.
Форма линии AS имеет синтезированный вид, и это объясняется тем, что классическая и кейнсианская школы рассматривали AS в различных временных периодах. В основе деления лежит гибкость цен на ресурсы:
-
Краткосрочный – в этом периоде цены на ресурсы и на товары остаются постоянными. Это связано с тем, что рассматривается экономика не полной занятости, т.е. существуют свободные ресурсы (безработица, свободные производственные мощности). Если увеличивается объём производства то привлекаются свободные ресурсы по прежним ценам, поэтому затраты на производство продукции не увеличиваются, и цены на товары остаются постоянными.
-
Долгосрочный – экономика полной занятости, т.е. все ресурсы максимально задействованы. Цены на ресурсы полностью приспосабливаются к изменениям цен на товары (гибкие цены). Т.к. расширение производства невозможно в национальной экономике, то изменение производства может быть только в некоторых отраслях за счёт уменьшения производства в других отраслях. Расширение возможно только за счёт роста цен на ресурсы. В результате общий уровень цен повышается, и линия AS принимает вертикальный вид.
-
Промежуточный – показывает переход от краткосрочного к долгосрочному.
Неценовые факторы AS приводят к смещению линии AS: рабочая сила; запас капитала; человеческий капитал; сырьевые ресурсы; климатические условия; технология; изменение структуры реального ВВП, стимулы.
-
Макроэкономическое равновесие. Модель «AD-AS».
Макроэкономическое равновесие – это ситуация равенства AS и AD, в результате установления Pe и Ye. Равновесие рассматривается на трех участках:
-
Равновесие на краткосрочном участке.
-
Равновесие на промежуточном участке.
-
Равновесие на долгосрочном участке.
-
Влияние изменения совокупного спроса на макроэкономическое равновесие: Модель «AD-AS». Эффект Храповика.
У величение AD.
Уменьшение AD.
E3 E1
E2
1)
1) уменьшение цен и объёма, но в экономике цены на товары не уменьшаются (общий уровень цен не может уменьшиться). Это называется эффект Храповика – заключается в том, что цены могут изменяться в сторону повышения, понизить общий уровень цен невозможно, т.к. цены не эластичны. В цены на товары заложены цены на ресурсы, договора с поставщиками ресурсов и т.д. Поэтому цены на ресурсы не снижаются и цены на товары не снижаются. Возникает новая точка равновесия при сохранении нового уровня цен.