ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2019

Просмотров: 889

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эластичность по цене:

  1. Точечная – Es/p = (∆Qs/∆P)*(P/Q) = S’(P)*(P/Q).

  2. Дуговая – Es/p = (∆Qs/∆P)*((P1+P2)/(Q1+Q2)).

Типы эластичности:

  1. E>1 – эластичное предложение, если ∆P=1%, то ∆Qs>∆P;

  2. E<1 – неэластичное предложение, ∆Qs<∆P;

  3. E=1 – единичная эластичность предложения, ∆Qs=∆P;

  4. E=0 – совершенно неэластичное предложение, Qs не изменяется;

  5. E→бесконечности – совершенно эластичное предложение, P не изменяется.

Перекрёстна эластичность предложения показывает, насколько процентов изменится объём предложения на товар X, если цена на товар Y изменится на 1%.

Es/xy = ∆Qsx,% / ∆Py,%.

Если:

  1. E>0 – товары комплиментарные;

  2. E<0 – субституты;

  3. E=0 – нейтральные товары.




























  1. Факторы эластичности предложения. Эластичность предложения в различных временных периодах.

Факторы эластичности предложения:

1)Период времени:

а) мгновенным называют период времени, в течение которого все факторы производства постоянны (трудовые, материальные и финансовые ресурсы), поэтому предложение товара не может быть изменено, E=0. В течение этого периода производитель практически не может изменить объём выпуска своей продукции;

б) коротким называют период времени, в котором производитель может, в некоторой степени, приспособиться к изменяющейся цене, E>0. В коротком периоде времени одни факторы продолжают рассматриваться как постоянные, в то время как другие становятся переменными величинами;

в) в длительном периоде возможности приспособления ещё шире, а коэффициент эластичности – больше, чем в коротком периоде, т.к. в данном периоде все факторы производства могут быть изменены, приспособлены под изменившуюся конъюнктуру рынка.

2) типы предполагаемых к продаже товаров и услуг, технология производства которых может быстро изменяться, имеют эластичное предложение по цене и наоборот;

3) наличие свободных производственных мощностей: если резервов нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены;

4) возможность длительного хранения продукции и стоимость хранения: чем более длительный срок хранения, тем более эластично предложение;

5) степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;

6) технологические особенности налаживания производства определённого товара.


S S



P2 P2

P1 P1

P3 D2 P3

D1

D3 D2

D1

D3

мгновенный Q1,2,3

Q3 Q1 Q2 короткий




S


P2

P1

P3 D2

D1

D3



Q3 Q1 Q2

длительный



  1. Влияние эластичности спроса по цене на излишек потребителя и излишек производителя.



















































  1. Экономические субъекты: домашнее хозяйство, фирма, государство.

Субъекты

Цели

Функции

Ограничения

Потребитель (домашнее хозяйство)

Максимальное удовлетворение потребностей

Владельцы основных факторов производства, продают факторы и получают факторные доходы; основные потребители товаров и услуг

Уровень цен на товары и услуги; Величина дохода; ограничения со стороны государства (алкогольные напитки, табачные изделия).

Производитель (фирма)

Максимизация прибыли

Основные товаропроизводители; основные покупатели ресурсов.

Технологические ограничения; экономические ограничения (стоимость ресурсов, величина издержек); ограничения со стороны рынка (спрос со стороны покупателя); ограничения со стороны конкурентов.

Государство

Повышение общественного благосостояния.


С точки зрения потенциала

















  1. Понятие рационального потребителя. Функция полезности. Полезность и предельная полезность. Первый закон Госсена.

Рациональный потребитель – это такой потребитель, который сопоставляет затраты и выгоды от каждой дополнительной единицы покупаемого блага. Потребитель обладает свободой выбора на рынке и ведёт себя рационально с позиций общего критерия «затраты-выгоды». Потребителя окружает огромной количество товаров. Каждое решение о покупке – это не только прирост выгод, но и определённые потери, поскольку потраченные деньги всегда имеют альтернативный вариант использования, который мы исключаем делая покупку.

Анализируя поведение потребителя, теория исходит из того, что его мотивация основывается на утилитаристской концепции потребления, в соответствии с которой потребление благ приносит потребителю определённую полезность (Утилитаризм – этическое учение, согласно которому основой нравственности и критерием человеческих поступков является польза, понимаемая как средство достижения «наибольшего счастья для наибольшего числа людей»).

Полезность (U) – это общее удовлетворение, которое получает потребитель от данного количества потребляемого блага в определённые промежуток времени.

Полезность имеет две стороны:

  1. Объективную – все вещи обладают определённой полезностью. Одна и та же вещь может обладать рядом полезностей;

  2. Субъективную – определяется человеком в процессе удовлетворения потребностей.

Полезность зависит от двух факторов:


  1. От количества благ, имеющихся в наличии, от потребности в них;

  2. От степени насыщения потребности. По мере удовлетворения насыщение растёт.

Два вида полезности:

  1. Общая (TU) – полезность от всех потреблённых благ, TU=f(x1,x2,…,xn);

  2. Предельная полезность (MU) – полезность от каждой дополнительно потреблённой единицы, MU=∆TU / ∆x = (TU2-TU1) / (x2-x1) = (TU)’.

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) – заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает всё более медленно. С увеличением количества потребляемого блага предельная полезность каждой последующей единицы этого блага меньше предельной полезности предшествующей единицы.



















  1. Графическое и математическое соотношение общей полезности и предельной полезности. Правило максимизации полезности.

MAX

MAX TU


TU





















а) MU б) MU


а) Пока MU положительна, TU возрастает; TU достигает максимума при MU=0; TU уменьшается когда MU отрицательна (благо превращается в антиблаго).

б) Принцип убывающей MU не является универсальным. В некоторых случаях MU сначала увеличивается, достигает максимума, а затем только уменьшается.

Правило максимизации полезности – потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

MUx/Px = MUy/Py = … = MUz/Pz = λ, где λ – некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег.

Это означает, что максимальная полезность от покупки достигается тогда, когда имеет место равенство отношений предельной полезности блага к цене данного блага – II-ой закон Госсена.












  1. Субъект хозяйствования. Предпринимательство. Фирма. Основные формы фирмы.

Предприятие – это хозяйственная единица, обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять коммерческую деятельность под свою имущественную ответственность.

Определения фирмы:

  • Неоклассическая теория фирмы рассматривает её как производственную единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли;

  • Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности;

  • Поведенческая теория фирмы исходит из неприемлемости предпосылок о рациональности и максимизации в отношении анализа деятельности фирмы;

  • Эволюционная теория фирмы сводится к тому, что фирма – это саморазвивающаяся организация, которая руководствуется накопленным опытом и решения принимаются исходя из потребностей развития.


Фирма – самостоятельный хозяйственный объект, обладающий правом юридического лица, который на основе имеющегося имущества производит продукцию, оказывает услуги и выполняет работы.

Признаки юридического лица:

  1. Утверждается согласно закону;

  2. Обладает организационным единством и структурным оформлением. Владеет определенным имуществом;

  3. Несёт самостоятельную имущественную ответственность;

  4. В хозяйственном обороте выступает от своего лица.

Фирма обладает экономической обособленностью и самостоятельностью.

Экономическая обособленность – обособление ресурсов, воспроизводство за счёт собственных средств, наличие собственных интересов и идей, присвоение прибавочного продукта или чистого дохода.

Экономическая самостоятельность – самостоятельное решение трёх основных вопросов: Что производить? Как производить? Для кого производить?

Классификация фирм: 1) по формам собственности (частное, совместное, государственное, кооперативное, арендное); 2) по размеру предприятия (малый, средний, крупный); 3) по сферам деятельности (промышленные, транспорта, торговые); 4) по структуре организации и количеству владельцев (индивидуальное, партнёрство, корпорация).

Индивидуальное предприятие - это предприятие, принадлежащее одному человеку, который полностью отвечает по обязательствам фирмы. Вдобавок к своей ответственности собственника предприниматель чаще всего сам непосредственно работает на своём предприятии, выполняя и управленческие и трудовые функции.

Партнёрство – образуется из двух и более лиц, действующие как совладельцы предприятия. Партнёры делят между собою риск и ответственность каким-то заранее установленным образом. Собственники отвечают всем своим имуществом, а не только той частью, которую они поместили в предприятие.

Акционерное общество (корпорация) – представляет собой наиболее важную форму организации деловых предприятий. Акционеры корпорации являются её законными владельцами, всякая прибыль фирмы принадлежит им. Вместе с тем их экономическая ответственность ограничена, акционеры отвечают по долгам корпорации только в размере своих вложений в дело. Ограниченная ответственность позволяет корпорациям привлекать финансовые ресурсы большого числа собственников, которые не участвуют изо дня в день в управлении предприятия.


  1. Производственные периоды: краткосрочный и долгосрочный. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и её свойства. Типы производственной функции.

Краткосрочный период – отрезок времени, в течение которого нельзя изменить объём одного из используемых в производстве факторов. Фактор производства, объём которого нельзя изменить, называется постоянным (f); фактор производства, объём которого можно изменить, называется переменным (v).


Долгосрочный период – отрезок времени, достаточный для изменения объёмов всех факторов производства, все ресурсы переменные.

Производственная функция – характеризует максимальный выпуск, который может быть получен при определённом сочетании факторов производства и при данном уровне технологического развития общества.

Q = f(x1,x2,…xn). (x1,x2,…,xn) – ресурсы

Технология – определённая комбинация ресурсов.

Технологическая эффективность – характеристика производства, которая определяет в натуральном выражении лучшее из всех возможных сочетание факторов производства, применяемых для заданного объёма выпуска.

Экономическая эффективность – характеристика производства, определяющая такое сочетание факторов производства, при котором заданный объём выпуска обеспечивается с наименьшими затратами.

Виды производственной функции:

  1. Однофакторная

Q = f(x) – зависимость от одного ресурса.






Точки на линии – эффективное использование ресурсов. Точки ниже линии – неэффективный способ производства. Точки выше линии – недостижимый объём.

  1. Двухфакторная

Q = f(x1,x2); Q = f(L,K)

В долгосрочном периоде используется производственная функция Кобба-Дугласа

Q = ALαKβ

A – коэффициент масштабности, который показывает как изменится объём выпуска, если количество ресурсов изменится на одну единицу.

α – коэффициент эластичности объёма выпуска по труду; на сколько изменится Q при изменении L на 1%.

β – коэффициент эластичности объёма выпуска по капиталу; на сколько изменится Q при изменении K на 1%.

α,β<1. α+β<=>1.

  1. Многофакторная

Q = f(x1,x2,…xn).

Свойства производственной функции:

  1. Если изменяется технология то изменяется и производственная функция;

  2. Производственная функция показывает что ресурсы взаимозаменяемые и взаимодополняемые;

  3. В долгосрочном периоде изменение в количестве ресурсов приводит к более значительному изменению объёма выпуска.




  1. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи.

Общий продукт (TP) – это общий объём выпуска, произведённый при данном количестве постоянного и переменного факторов производства.

TR = Q.

С редний продукт (AP) – показывает сколько продукции приходится на единицу ресурса.

AP = TP/x

APL = TP/L средняя производительность

APK = TP/K

Предельный продукт (MP) – это дополнительное количество продукции, произведённой дополнительной единицей переменного фактора с учётом фиксированной величины постоянного фактора.

MP = ΔTP/Δx

MPL = ΔTP/ΔL = (TPL)’

MPK = ΔTP/ΔK = (TPK)’

Закон убывающей отдачи – по мере увеличения затрат переменного фактора при фиксированном уровне остальных предельный продукт данного фактора снижается.

TP III

II





I



X