Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ( ООО «РИФИНГ»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Природа возникновения конфликта
1.2 Теоретические аспекты конфликтов в организации
1.3 Методы управления конфликтами в организации
Глава 2. Природа конфликта в организации ООО «РИФИНГ»
2.1 Структурные методы разрешения конфликтов
2.2 Анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО «РИФИНГ»
2.3 Управление и разрешение конфликтов на предприятии ООО «РИФИНГ»
Введение
Конфликты сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Часто люди, связанные узами совместной деловой активности, сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда им начинают управлять эмоции, а не разум. Если в рядовой жизни конфликтные ситуации по большей части кроме стресса и временной психической неуравновешенности ничего нам в жизни не преподносят, то для менеджера конфликт является одним из главных врагов, так как последствия от него могут быть самые непредсказуемые. Поэтому одной из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, является умение предотвращать возникновения конфликтных ситуаций, сглаживание их последствий, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарного владения конфликтологией. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Исследования показали, что руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Но при всем при этом, конфликт способен иметь как разрушительные, так и конструктивные последствия.
Объектом исследования в данной курсовой работе является конфликт в организации, а предметом – управление процессами конфликта в организации.
Методами исследования являются: анализ литературных источников, группировки и обобщение.
Теоретической базой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области управления персоналом организации, тематические статьи.
Отметим, что конфликты, возникающие внутри организации, всегда рассматривались, да и рассматриваются как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта – условие не только невозможное, но и нежелательное.
Объектом курсового исследования является конфликт и причины его возникновения.
Предметом курсового исследования это теоретическая сущность конфликта и особенности его управления и разрешения на конкретном предприятии.
Целью данной работы является составление рекомендаций для разрешения конфликтной ситуации на предприятии ООО «РИФИНГ»
Задачи курсовой работы – выявить функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций, рассмотреть модели конфликтов, дать подробную характеристику стратегиям и методам разрешения конфликтных ситуаций и на основе их разрешить конфликтную ситуацию на предприятии ООО «РИФИНГ»
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.
Проблеме конфликтов на предприятии посвящено множество работ. Это работы Спатарь, Сергеев, Зайцева.
Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая сущность конфликта и причины его возникновения», «Анализ поведения в конфликтных ситуациях на предприятии ООО «РИФИНГ»»), заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Природа возникновения конфликта
1.1 Конфликт и его сущность
Конфликт, как и многие другие понятия, имеет несколько вариантов трактовки. Так в широком понимании этого слова конфликт - столкновение сторон, мнений, сил. Однако, по мнению Замедлиной Е. А., при подобном подходе можно считать, что конфликты возможны и в неживой природе. «Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему Замедлина Е.А.
Исходя из этого, возникает необходимость выделить более узкое определение конфликта, применимое только к живым существам, в том числе и к человеку. Мельникова Н. А. определяет конфликт как «открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия»[1]. При этом субъектом конфликтного взаимодействия могут выступать отдельный человек, люди или группы людей.
Отсюда Замедлина предлагает сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты могут возникать только при социальном взаимодействии. Сущность конфликта же заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия в целом.
Исходя из всего выше сказанного, полным определением данного понятия можно считать: «конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».
Конфликты проявляются в общении, поведении, деятельности. Это так называемые сферы противодействия субъектов конфликта. Поэтому очевидно, что конфликты изучает не только социальная психология, но и такие науки как военные науки, история, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология, философия, экономика и т. д.
В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей.
Участниками конфликтной ситуации являются: субъекты, объекты конфликта. Субъектами конфликта могут выступать отдельные личности, каждая из которых имеет собственное мнение по определенному поводу.
Объектом конфликта является то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей[2].
Особенностью конфликта является тот факт, что он является подвижным, легко трансформируется и меняется в зависимости от направления течения сложившейся ситуации. Это может произойти по причине изменения взглядов на проблему одного из участников конфликта, а также при заменен существующего объекта конфликта[3].
При взаимодействии субъектов на поведение каждого из них оказывает влияние формальный, а иногда и не нормальный статус оппонентов, их ранг, т.е. уровень власти, которым реально они располагают.
Когда в конфликт вовлечен статус и должность, то течение конфликтной ситуации может резко измениться при изменении внешний условий. Например, когда бывший подчиненный становится начальником. Тогда конфликтная ситуация может измениться в корне. Может ликвидироваться сама собой, а может и перерасти в более глубокий, даже агрессивный конфликт.
Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта:
а) наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
б) неделимость объекта конфликта, то есть предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
в) желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.
Любое явление имеет свои причины. И конфликт не является тому исключением. Рассмотрим, какие причины провоцируют возникновение конфликтной ситуации.
1) Распределение ресурсов. Данная причина состоит в том, что ресурсы всегда имеют ограниченное значение. Руководство предприятия стремиться распределить ресурсы наиболее рациональным и эффективным образом. А сотрудники предприятия желают получать больше ресурсов, а не экономить в интересах организации. Отсюда и причина конфликта, которая в сложившейся ситуации является неизбежной[4].
2) Взаимозависимость обязанностей. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта[5].
3) Расхождения в целях. Цели у людей всегда различны, так как цели определяются уровнем развития, самоуважения, потребностями, ценностями и жизненным опытом. Что касается организации, то конфликт по причине различности целей может возникнуть у подразделений. Подразделение ставит перед собой цель и стремиться к ее реализации. Часто данные цели сталкиваются в общими целями организации.
4) Различия в ценностях.
5) Различия в жизненном опыте и манерах поведения.
6) Плохие коммуникации[6].
Бывают ситуации, когда руководство не может внятно и понятно объяснить, для чего нужна та или иная стратегия в организации. То есть, даже стратегия, которая направлена на жесткую экономию ресурсов, если она будет донесена правильно, не спровоцирует конфликт между сотрудниками[7].
Таким образом, в заключении данного раздела можно прийти к следующим выводам:
- конфликт – это отсутствие согласия между субъектами в отношении определенного объекта конфликта.
- особенностью конфликта является тот факт, что одна сторона пытается всеми способами навязать и утвердить свою точку зрения на ту или иную проблему, а другая сторона противится таким действиям.
- конфликт может быть спровоцирован серьезными причинами, а может быть спровоцирован и мелочью. В таком случае говорят об инциденте конфликта.
- существуют различные причины возникновения конфликтов. Часто это противоречия, возникающие по причине расхождения в ценностях, жизненном опыте, целях, потребностях. Часто конфликты возникают также по причине направлений распределения ресурсов и плохих коммуникаций в организации.
1.2 Теоретические аспекты конфликтов в организации
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системе связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.
Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение - противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.
Конфликт - это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Это, в частности, конфронтации, противоречия и т.п.
Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Некоторые фирмы вводят в штатное расписание должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).
Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.