Файл: Товароведение и его задачи в условиях рыночной экономики в (выбрать из ОКВЭД) промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Экономическая деятельность в условиях рыночных отношений, ужесточение конкурентной борьбы и иные причины требуют постоянного совершенствования методов планирования и управления продажами товаров на предприятиях торговли.

На сегодняшний день сложно недооценить ту роль, которую играет торговля в экономике как Российской Федерации в целом, так и в экономиках отдельных регионов России. Ведь, в первую очередь,  именно отрасль торговли обеспечивает население товарами и услугами.  Нельзя не отметить, огромное значение  торговой отрасли в наполнении федерального и региональных бюджетов, поскольку она, на сегодняшний день,  обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. Как источник поступления денежных средств торговля способствует обеспечению финансовой стабильности регионов и создает условия для развития социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Рынок мужской одежды в России является на данный момент одним из самых перспективных рынков. Особенность его развития заключается в росте и расширении за счет поставок импортной продукции. Однако и российские производители все увереннее занимают позиции и составляют конкуренцию маркам западных производителей.

Для того, чтобы более эффективно управлять продажами на рынке одежды, необходимо иметь информационную базу о потребностях в товаре и наличии его на складе, контролировать и управлять товарными запасами, иметь информацию о конкурентах, и в том числе об их финансовом положении, постоянно отслеживать и учитывать ее при принятии решения.

Перечисленными факторами обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.

Однако в современной экономической литературе уделяется недостаточно внимания этой важной теме, что свидетельствует о новизне исследований, проводимых в рамках данной курсовой работы.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что товароведение способствует развитию предпринимательства, поскольку именно оно является первым шагом для перехода предпринимателей в другие сферы деятельности. Начиная просто с торговли товаров новое предприятие, может затем расшириться, например, за счет открытия собственного производства.

Целью данной работы является анализ товароведения  на примере сети магазинов мужской одежды «Риол».


Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:

  • изучить теоретические аспекты товароведения;
  • провести анализ товароведения на примере предприятия ООО «Риол»;
  • предложить пути совершенствования товароведения ООО «Риол».

Объектом исследования является сеть магазинов мужской деловой одежды «Риол».

Предмет исследования - анализ товарной политики торгового предприятия.

В качестве информационной базы для написания этой работы использовались регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, результаты оперативного учета и планы ООО «Риол» за 2014-2015 гг.

Теоретической основой данной работы являются труды современных экономистов по изучаемым вопросам, таких как, Голубков Е.П., Зиглар З., Ингрэм Томас Н., учебники, учебные и методические пособия по маркетингу, публикации в периодической печати.

Методы исследования: теоретические - анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические - анкетирование, наблюдение; статистические - количественный и качественный анализ информационного материала.

Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, публикации в СМИ, информация ООО «Риол».

Глава 1. Теоретические аспекты товароведения в промышленности

1.1 Сущность, цели и задачи товароведения

Объектом товароведения являются продукты труда, который распределяются путем купли-продажи, то есть приобретают форму товара, и удовлетворяют личные и общественные потребности. В сферу рассмотрения товароведения включат также услуги, поскольку услуги обладают полезностью, и у них можно выделить показатели качества, можно говорить о качестве услуг[1].

Товар характеризуется меновой и потребительской стоимостью.


Меновая стоимость характеризует товар с точки зрения его обмена на другие вещи. Денежным выражением меновой стоимости выступает цена.

Потребительская стоимость товара — это полезность товара, то есть способность товара удовлетворять определенные человеческие потребности. Под потребительской стоимостью товара понимают максимальную пользу (материальную или нематериальную), которую товар приносит потребителю. Потребительская стоимость присуща всем продуктам труда, но проявляется лишь при потреблении или эксплуатации товара. Если товар не используется, то он будет обладать потенциальной потребительской стоимостью. Таким образом потенциальная потребительская стоимость отражает многообразие возможностей производителя, а реальная потребительская стоимость — многообразие запросов потребителей[2].

Термин "эксплуатация" применим к товара, которые в процессе использования расходуют своей ресурс (одежда, обувь, бытовая техника). Термин "потребление" относится к товарам, которые в процессе использования расходуются сами (продукты питания, стиральные порошки, краска).

Виды потребительской стоимости:

  • Индивидуальной потребительской стоимостью обладают продукты труда, произведенные исключительно для личного потребления (продукты питания, выращенные на даче).
  • Общественной потребительской стоимостью обладают продукты труда, созданные производителя не для личного, а для общественного потребления[3].

Общественная потребительская стоимость делится на единичную общественную потребительскую стоимость или просто потребительскую стоимость (она свойственна отдельной единице товара или набору товаров, предназначенных для удовлетворения какой-либо потребности отдельного человека или семьи) и на совокупную общественную потребительскую стоимость или просто рыночную потребительскую стоимость. Рыночная потребительская стоимость товаров создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп. Она присуща большому количеству товаров.

Предметом товароведения является как единичная потребительная стоимость, удовлетворяющая потребности отдельного человека и/или семьи и характеризуемая в товароведении через категорию "качество", так и совокупно-общественная потребительная стоимость, призванная удовлетворять потребности специальных групп и характеризуемая через категорию "ассортимент"[4].


Товароведение состоит из общей и специальной частей.

В общей части товароведения рассматриваются общие теоретические вопросы:

  • Определение категорий товароведения;
  • Разработка и совершенствование классификации товаров;
  • Установление требований к товарам;
  • Разработка перечня потребительских свойств;
  • Оценка факторов, влияющих на сохранение качества товаров;
  • Определение показателей качества товаров, и факторов, влияющих на качество;
  • Оценка конкурентоспособности товаров;
  • Выбор нормативов показателей качества;
  • Определение сроков, способов и условий хранения, потребления и транспортировки товаров;
  • Изучение проблем формирования оптимального ассортимента товаров;
  • Улучшение способов выявления фальсифицированного товара;
  • Правила и порядок сертификации товаров[5].

Специальная часть товароведения состоит из отдельных разделов, посвященных изучению потребительных стоимостей товаров в соответствии с принятой классификацией.

Товароведение как научная дисциплина призвана активно участвовать в управлении качеством и ассортиментом товаров на всех стадиях жизненного цикла:

  • Стадия потребления — определение требований;
  • Стадия проектирования — конкретизация потребительских требований в виде моделей и оценка их эффективности;
  • Стадия производства — контроль качества изготовления товаров;
  • Стадия обращения — оценка общественной потребительской стоимости и обеспечение условий сохранения их качества;
  • Стадия потребления — разъяснение правил пользования товарами[6].

Основные задачи товароведения:

  • исследование и разработка общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров в условиях рыночной экономики;
  • совершенствование научных принципов формирования терминологии, систематизации и кодирования для различных групп товаров;
  • изучение и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управления качеством и ассортиментом товаров в сфере обращения;
  • разработка требований к качеству и закрепление этих требований в нормативных документах;
  • разработка оптимальных условий использования товаров и ухода за ними;
  • изучение влияния режимов хранения и транспортирования на потребительские свойства товаров[7].

1.2 Товарная политика: сущность и основные этапы формирования

Товарная политика является одним из ведущих звеньев в продаже товаров предприятиями (организациями), так как она является составной частью маркетинговой стратегии и представляет собой комплекс мероприятий по развитию ассортимента, созданию новых товаров и исключению из производственной программы тех товаров, которые утратили свой потребительский спрос, разработке новой упаковки и брэнда товара. Разработка товарной политики для каждого предприятия в современных условиях и выработка своей рыночной стратегии является важным направлением в их деятельности[8].

В научной отечественной литературе по данной тематике отмечается следующее: товарную политику необходимо рассматривать как составляющую часть маркетинга; формирование товарной стратегии направлено на ориентацию реальных требований и пожеланий покупателей.

К основным направлением товарной политики относятся:

В части организации товарной политики:

  • определение цели производственной программы;
  • исследование товарного рынка;
  • оценка ресурсной базы;
  • расчет темпов обновления продукции;
  • формирование ассортимента номенклатуры товара;
  • определение состава продукции по видам, маркам артикулам;
  • освоение новой продукции;
  • оценка ее жизнедеятельности;
  • товарной стратегии:
  • инновации;
  • модификации;
  • дифференцирование;
  • вариации;
  • снятие с производства[9].

При формировании товарной политики необходимо учитывать, что товар можно рассматривать как:

  1. физический продукт – товар в узком смысле слова, обладает определенными физическими свойствами (вес, размеры и т.д.);
  2. расширенный продукт – физический продукт, наделенный конкретными специальными характеристиками, что отличает его от продуктов-конкурентов;
  3. совокупный продукт – расширенный продукт с учетом качеств, которые извлекает из него потребитель[10].

Товарная политика – определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целеустремленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров[11].