Файл: Депозитные и электронные деньги: общее и особенное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оплата работ (услуг), товаров через специальные онлайн сервисы, программы, с помощью банковских или иных карт и есть суть электронной платежной системы. Благодаря электронным платежным системам, возможно, переводить денежные средства на счет моментально, не используя наличные.

К электронным платежным системам относятся:

  1. системы кредитных организаций, которые имеют дистанционное управление счетами с помощью интернет - мобильного банкинга;
  2. системы, позволяющие мгновенно произвести оплату без образования счета;
  3. электронные сетевые системы расчетов и платежей с централизованной структурой.

В России электронные платежные системы впервые начали функционировать в 1998 году. Первая платежная система имела название PayCash, но уже в 1999 году появляется WebMoney и становится более общепризнанной и известной.

В 2002 году случилось еще одно важное событие в развитии и совершенствовании электронных платежных систем. В Российской Федерации был заключен договор между системой PayCash и самой крупной российской поисковой системой Яндекс. Проект получил название Яндекс.деньги.

В 2006 году появляется «Мобильный кошелек», который впоследствии получил название QIWI, и уже в 2010 году и по сей день является очень известной электронной платежной системой как в России, так и в зарубежных странах.

2011 год ознаменован появлением в России такой электронной платежной системы как PayPal, к этому времени данная система уже функционировала в разных странах более 8 лет. PayPal является самой используемой электронной платежной системой в мире. Рассмотрим наглядно рейтинг популярности электронных платежных систем в России по состоянию на 2016 год (Рисунок 1) и сравним его с рейтингом по состоянию на 2019 год. (Рисунок 2).

Рисунок 1. Наиболее распространенные и известные электронные платежные системы в Российской Федерации, и количество их пользователей по состоянию на 2016 год, млн. чел.

Рисунок 2. Наиболее распространенные и известные электронные платежные системы в Российской Федерации, и количество их пользователей по состоянию на 2019 год, млн. чел.

Как видно при сравнении 2-х инфографических изображений, за несколько лет произошло существенное перераспределение внутри рынка электронных платежей.

В настоящее время перспективы развития электронных платежных систем в основном связаны с мобильной коммерцией и локальными микроплатежами. Факторы, оказывающие воздействие на развитие электронных платежных систем связаны с заинтересованностью пользователей и контролем регулирующих органов за развитием данных систем. Но электронные платежные системы еще продолжают развиваться. Финансовые институты должны быть заинтересованы в таких платежных системах и тем самым они дадут ход еще большим инновациям в сфере электронных платежных систем.


2.3 Влияние санкций на денежную систему РФ

В настоящий период времени потери от западных санкций для российской экономики составляют порядка 1-1,5 п. п. ВВП в год по оценкам МВФ[3]. По оценкам Экономической экспертной группы, накопленные потери роста от санкций за период 2014-2017 гг. составили 8,4%. По оценкам Bloomberg, Россия за последние четыре года лишилась 6% ВВП[4]. По нашим оценкам, потери российской экономики в терминах экономического роста составляют порядка 1 п. п. ВВП в год. При этом воздействие санкций имеет прямые и косвенные эффекты, выражающиеся в сокращении двусторонней торговли России с западными странами, отказе от сотрудничества не только с западными инвесторами, но и с компаниями третьих стран из-за распространения «токсичности» российских компаний и риска введения вторичных санкций, снижении притока прямых иностранных инвестиций и оттоке капитала из России, росте неопределенности, выражающемся в высокой волатильности рубля и колебаниях на финансовом рынке, и других аспектах.

С 2013 г. стоимостный объем экспорта в ЕС сократился на 117 млрд долл., а импорт из ЕС — на 53 млрд долл., в связи с чем доля ЕС во внешнеторговом [5]обороте России снизилась с 47,6% в 2013 г. до 39,3% в 2017 г. Такое сокращение торговли вызвано не только санкциями в отношении России, а скорее продуктовым эмбарго России на ряд европейских товаров. В наибольшей степени с 2013 г. снизился стоимостный экспорт в ЕС минерального топлива, продуктов неорганической химии, железа и стали, жиров и масел животного происхождения, органических химических соединений. Наибольшее снижение импорта из ЕС произошло по ядерным реакторам, котлам, средствам наземного транспорта, электрическим машинам и оборудованию, фармацевтической продукции. Тем не менее в 2017 г. произошло незначительное восстановление объема двусторонней торговли с ЕС.

Действие санкций также влечет за собой отток капитала из страны, который в 2017 г. составил около 20 млрд долл. США (примерно 1,5% ВВП).

Несмотря на то что прямое ограничение на осуществление прямых иностранных инвестиций санкции не предусматривают (за исключением Республики Крым), тем не менее приток ПИИ в Россию крайне чувствителен к ужесточению санкций. В частности, периоды активного введения санкций и поддержания санкционной неопределенности с марта 2014 г. по январь 2016 г. и с апреля 2017 г. приводят к резкому падению (и даже к отрицательным значениям) притока ПИИ, в то время как относительная стабилизация санкционного режима с февраля 2016 г. по март 2017 г. характеризуется восстановлением притока ПИИ в Россию (рис. 2.2). Следовательно, именно стабилизация санкционного режима является наиболее приемлемой стратегией внешнеполитического и внешнеэкономического позиционирования в современных условиях, поскольку только в этом случае (ввиду крайне низкой вероятности смягчения санкционного режима) экономика сможет приспособиться к устойчивым внешним ограничениям—будет достигнуто так называемое второе наилучшее.


Рисунок 2. Динамика ПИИ в Россию (млрд долл. США) и реакция притока ПИИ на санкционные волны Источник: построено авторами исходя из данных Банка России.

Отток капитала из России обусловлен как сокращением вложений западных инвесторов в российский долг, так и продажей их активов. Например, по оценкам, в 2017 г. продажа коммерческой недвижимости иностранными инвесторами составила 1,54 млрд долл., в то время как ее покупка—лишь 502 млн долл.[6]

На самом деле снижение ПИИ и других макроэкономических показателей обусловлено не столько введением новых санкций, сколько обсуждением США и ЕС такой возможности, поскольку создает неопределенность на рынке как для отечественных производителей, так и для зарубежных инвесторов. США всячески поддерживают эту неопределенность, постоянно угрожая введением новых санкций или ужесточением уже действующих. Ведь на любые анонсы американских обсуждений антироссийских санкций рубль и биржевые индексы реагируют падением. К примеру, после введения апрельских санкций в 2018 г. курс рубля резко упал: 11 апреля официальный курс евро вырос почти на 5 руб. и достиг 76,85 руб., а курс доллара—на 3,8 руб. до 62,36 руб. Продавцы и дистрибьюторы бытовой техники сразу анонсировали рост цен на 5-10%[7]. 6 апреля капитализация En+ снизилась на 30%[8], а РУСАЛ объявила о рисках технического дефолта, после чего цена ее акций рухнула более чем на 50%. Санкции повлекли падение котировок металлургических компаний. 9 апреля на Московской бирже «Норникель» подешевел на 16,5% (до 29,1 млрд долл.), «Полюс»—на 14,8% (до 9,6 млрд долл.), «Северсталь»—на 9,4% (до 12,4 млрд долл.), НЛМК— на 8,7% (до 15,8 млрд долл.).

После объявления новых санкций США в августе 2018 г. американские СМИ сообщили о том, что запрет во втором пакете на полеты «Аэрофлота» в США лишит компанию 5% выручки. На следующий день акции компании подешевели на 12%, затем котировки скорректировались (-8%) и стали на 1,5% ниже первоначального значения[9].

В связи с санкциями Правительство РФ реализовало ряд вынужденных мер, в частности ввело требование по хранению данных на территории РФ и локализации программного обеспечения в государственных учреждениях[10], что привело к росту издержек технологических и телекоммуникационных компаний. Для снижения зависимости от западных финансовых сервисов были разработаны и внедрены аналоги платежных систем, кредитные рейтинги, аналог SWIFT—Система передачи финансовых сообщений (СПФС). Произошло существенное увеличение международных резервов России, поскольку в результате санкционной неопределенности могла возникнуть угроза вынужденного погашения российских внешних долговых обязательств: с 1 апреля 2016 г. по 26 октября 2018 г.—на 73,7 млрд долл.[11], при снижении внешнего долга за тот же период — на 53 млрд долл.[12].


Наиболее серьезной ограничительной мерой, предпринятой Россией после введения в отношении нее санкций, служило продуктовое эмбарго, введенное 7 августа 2014 г., на ряд продовольственных товаров (мясную и молочную продукцию, рыбу, овощи, фрукты, орехи) из США, ЕС, Норвегии, Австралии, Канады, а позднее из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины. Однако эти меры нанесли ущерб в том числе экономике России, поскольку их негативный эффект, выражающийся в росте цен и снижении потребления населения, не был компенсирован ожидаемым ростом производства отечественного продовольственного и агропромышленного секторов и снижением импорта. Оцененный негативный эффект российских контрсанкций за четыре года составил 0,2 п. п. снижения ВВП и 2-3 п.п. снижения реальных доходов населения[13]. По другим оценкам, средний прирост годовой инфляции за счет введения контрсанкций составил 3,1 п.п.[14]

Также в России был принят рамочный Закон от 4 июня 2017 г. «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств», облегчающий введение ограничительных мер Россией[15].

Тем не менее негативный эффект антироссийских санкций ощущается и Европейским союзом. По оценкам, потери Германии в первый год после введения санкций максимальны в сравнении с другими странами и составили 830 млн долл. в месяц[16]. По другим оценкам, Германия ежемесячно теряет 727 млн долл. и на ее долю приходится 40% потерь западных стран[17]. Подобные заявления западной прессы и исследователей, несомненно, позволяют смягчить риторику властей о введении новых санкций. Следовательно, необходимо наращивать тенденцию к распространению этой информации в странах ЕС, а также сотрудничество с европейскими компаниями в областях взаимного интереса. Это позволит получить лобби российских интересов в странах ЕС, как, к примеру, это произошло при строительстве «Северного потока—2».

В настоящее время Правительством РФ ведется работа по преодолению санкционного давления, однако издержки проведения такой политики находятся на достаточно высоком уровне. Позитивным решением стало создание в Министерстве финансов Департамента контроля за внешними ограничениями—аналога американского Управления по контролю за иностранными активами (OFAC). Россия и Китай обсуждают создание трансграничной системы расчетов в национальных валютах для дедолларизации двусторонней торговли и снижения санкционных рисков[18]. Со Швейцарией обсуждается возможность создания системы- аналога SWIFT, при этом Россия предлагает использование своей разработки—СПФС, однако ее покрытие составляет на сегодняшний день только порядка 400 участников.


Кроме того, Правительство реализует ряд мер помощи пострадавшим от санкций компаниям. К примеру, планируется закупить для Росгвардии бронетехнику на сумму 2 млрд руб. (из резервного фонда) у компаний «Урал» и «Арзамасский машиностроительный завод», которые входят в группу компаний «ГАЗ» и «Русские машины», включенные в санкционный список США. Также субсидии в 1,5 млрд руб. будут направлены производителям техники, работающей на природном газе, что позволит дополнительно загрузить производственные мощности предприятий, попавших под санкции. Ранее Минпром- торгом предлагалось предоставить преференции 11 предприятиям «Русских машин» при закупках на региональном и муниципальном уровнях[19].

Таким образом, негативный эффект санкций на экономику России заключается не столько в их уровне, сколько в неопределенности санкционных параметров, которая выражается в существенных колебаниях на финансовых рынках, волатильности рубля, отказе зарубежных инвесторов от сотрудничества с российскими компаниями, оттоке капитала из России и др. Поэтому усилия государства должны быть сфокусированы в краткосрочной и среднесрочной перспективе на стабилизации текущего уровня санкций для снижения неопределенности, а не на их полной отмене. Для снижения рисков зарубежных компаний целесообразно создание благоприятных условий для инвесторов, особенно в «несанкционных» секторах, повышение транспарентности структуры собственности.

Глава 3. Криптовалюта в системе депозитных и электронных денег

3.1 Понятие и виды криптовалюты

Актуальность создания новых валютных систем, их возможные место и роль могут быть правильно поняты только в контексте фундаментальных проблем мировой финансовой системы и при сопоставлении с альтернативными предложениями по ее реформирования.

В настоящее время цена валюты определяется на свободном рынке Forex, хотя в финансовых операциях доминирует доллар США. Ценность денег основана на доверии. [20]

Финансовый кризис 2008 г. подорвал доверие к ведущим мировым валютам, $ и €. Нынешнюю денежную систему критикуют за возможность бесконтрольно печатать деньги.[21]