Файл: Роль мотивации в поведении организации ОАО "Мечел".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все предыдущие годы производство ОАО «Мечел» росло опережающими темпами по многим показателям. Компания существенно расширила свою промышленную базу, географию присутствия, ассортимент продукции. Обратной стороной одновременного ускоренного развития во многих направлениях стал рост долговой нагрузки.

С учетом сегодняшней волатильной конъюнктуры и отсутствием четких индикаторов роста мировой экономики, текущий уровень долга может наложить ограничения на развитие бизнеса. Поэтому одним из основных приоритетов для компании является снижение уровня долговой нагрузки.

В мае 2012 года Совет директоров компании принял новую стратегическую программу развития ОАО «Мечел».

Основной упор в ней сделан на ключевые элементы бизнеса. Таким образом, целью компании является реализация максимума возможностей в тех областях производства, где мы обладаем неоспоримыми преимуществами.

Новая стратегия определила элементы, с упором на которые компания продолжит свое развитие в рамках вертикально интегрированной горно-металлургической модели бизнеса.

Представленная модель неоднократно доказала свои преимущества для цикличных секторов индустрии и устойчивость в периоды турбулентности на рынках сбыта.

Первый элемент новой стратегии компании направлен на закрепление лидирующих позиций в производстве металлургических углей.

ОАО «Мечел» – крупнейший в России производитель коксующегося угля, входит в тройку его крупнейших мировых производителей и обладает вторыми в мире по величине запасами углей для металлургии по стандартам JORC. Горнодобывающее направление в течение последних лет развивалось опережающими темпами.

В августе 2011 года компания начала промышленную добычу на Эльгинском месторождении, крупнейшем в мире неразработанном месторождении с запасами 2,2 млрд тонн коксующегося угля.

Упрочению успеха в реализации данной части стратегии способствует уникальная комбинация богатейшей ресурсной базы компании, географической и продуктовой диверсификации, близости к ключевым рынкам сбыта, низкие издержки производства, обеспеченность собственной логистикой и наличием огромного опыта реализации проектов в горной добыче.

Контроль над транспортной составляющей бизнеса, включая портовые мощности, компания считает важнейшим фактором успеха. В связи с этим ОАО «Мечел» постоянно расширяет свои логистические возможности. Сегодня компания реконструирует порт Посьет в Приморском крае с целью увеличения его мощности.


Вторым элементом новой стратегии является дальнейшее упрочение позиций на рынке металлургического сортамента. ОАО «Мечел» является одним из лидеров на рынке России и стран СНГ в этом сегменте.

Компания обладает широчайшим сортаментом данных видов продукции. Ассортимент станет наиболее полным после запуска универсального рельсобалочного стана на Челябинском металлургическом комбинате, который, помимо рельсов, будет выпускать фасонный прокат широкого марочного профиля.

Введение в эксплуатацию стана укрепит ведущие позиции компании на рынке строительного сортамента, существенно расширив продуктовую линейку.

Лидерство ОАО «Мечел» на рынках металлопродукции подкреплено собственной международной сервисно-сбытовой сетью «Мечел Сервис Глобал».

Она обеспечивает компании непосредственную связь с конечным потребителем, что гарантирует устойчивый сбыт независимо от настроений трейдеров.

Это придает компании дополнительную стабильность в период сезонных колебаний спроса в различных регионах, а также устойчивость в условиях сложной конъюнктуры на рынках.

Так, в период 2008-2011 годов, когда большинство металлургических компаний испытывали проблемы с реализацией продукции, ОАО «Мечел» не только не ослабил свои позиции, но и сумел использовать наблюдавшийся на ряде рынков спад для увеличения своей доли на них.

Увеличение доли ОАО «Мечел» на рынках высокомаржинальной продукции является третьим элементом новой стратегии.

ОАО «Мечел» представляет собой лидера российского метизного рынка и рынка проката из нержавеющих и специальных марок сталей, где по производству целого ряда продукции компания занимает первое место.

Существенная доля на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью – еще одно важнейшее конкурентное преимущество ОАО «Мечел». Оно усилено уникальными технологиями, развивая которые можно существенно расширить маржинальную продуктовую линейку и улучшить качество продукции.

Производственные и сбытовые подразделения компании со временем позволят не только заместить импорт продукции данного сегмента в Россию, но и нарастить экспорт в Европу, где компания уже продает продукцию как собственного производства, так и производства третьих лиц.

Доступ к конечному потребителю дает представление о требованиях к качеству и потенциале роста продаж в этом сегменте не только на российском рынке, но и в Европе.

Данные элементы стратегии позволяют компании ОАО «Мечел» сконцентрироваться на тех направлениях бизнеса, которые являются наиболее прибыльными и одновременно обеспечивают Группе лидирующие позиции в соответствующих сегментах рынка.


2.2 Анализ мотивации сотрудников компании ОАО «Мечел»

Благоприятный социально-психологический климат, выражающийся в деловых, корректных, уважительных и даже дружественных отношениях между членами коллектива, отсутствие межличностных ссор, конфликтов, интриг, слухов и противоречий, все это положительно влияет на общую удовлетворенность работника своим трудом в компании ОАО «Мечел», сказывается в конечном итоге на укрепление трудовой дисциплины, снижение текучести кадров, на повышение работоспособности и производительности труда.

Морально-психологическое состояние в коллективе компании ОАО «Мечел» достаточно нормальное, ярко выраженные конфликтогенные зоны отсутствуют, производственный коллектив достаточно сплоченный, разногласия между участками носят рабочий, конструктивный характер, в наличии имеется механизм согласования между начальниками участков, систематических нарушений трудовой и производственной дисциплины нет.

Имеется определенная отчужденность между «цехом» и «офисом», но данная разделенность обусловлена характером работы и не носит конфликтного характера.

Работники «торговых площадей» более сплоченны, чем сотрудники «офиса», т. к. более склонны к взаимодействию в рабочем процессе, они работают над единым изделием, присутствует определенный универсализм работников, взаимозаменяемость и взаимопомощь в производственных операциях.

Отмечается склонность к проведению совместных праздничных мероприятий, совместные обеды, празднования дней рождений.

Сотрудники «офиса» компании ОАО «Мечел» при этом более разобщены, характер их работы не предполагает тесного взаимодействия, что влияет и на сплоченность коллектива во внерабочее время.

Удовлетворенность трудом в компании ОАО «Мечел» также является основным оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности.

Удовлетворенность трудом слагается из следующих компонентов:

- удовлетворенность базовыми условиями труда (уровень и система заработной платы, санитарно-гигиенические условия труда, качество и уровень организации работ);

- удовлетворенность содержательными условиями труда (важность и содержательность работы, престижность работы как фактор повышения личностного статуса, отношения в рабочей группе как возможность удовлетворения социальных потребностей).


Как показывают исследования трудовой деятельности в компании ОАО «Мечел», удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда.

Общее снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении бизнес-системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небережного отношения к имуществу компании вплоть до прямого воровства.

С другой стороны, полностью удовлетворенный работник — плохой работник, у него отсутствует стремление к совершенствованию (профессиональному и личностному), снижается напряженность мотивационной энергии, ухудшается заинтересованность в результативности собственного труда.

Таким образом, удовлетворенность трудом у работников должна быть не максимальной, а оптимальной.

Для установленных целей повышения эффективности труда в компании ОАО «Мечел» определенный уровень неудовлетворенности у работников (особенно в области содержания работы) должен присутствовать.

Результаты оценки удовлетворенности трудом персонала компании ОАО «Мечел» можно сравнивать со следующими нормами (в соответствии с методом оценки мотивации работников по стандартам ISO 9000):

- высокий уровень удовлетворенности — 3 балла (при максимальном уровне в 5 баллов);

- нормальный уровень — от 2 до 3 баллов;

- снижена удовлетворенность — от 0 до 1,5 баллов;

- необходимы срочные меры по повышению удовлетворенности — менее 0 баллов.

Таблица 5 - Приоритетность трудовых ценностей сотрудников компании ОАО «Мечел»

«Производство» (Цех)

Процент выбравших

«Офис»

Процент выбравших

Профессиональный рост и развитие: перспективы собственного развития, возможность личного и профессионального роста, карьеры

59,1%

Высокая заработная плата

80%

Гарантия стабильности: постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем.

54,5%

Содержание работы: важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю

60%

Высокая заработная плата

50%

Гарантия стабильности: постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем.
Социальные льготы: развитая система социальных льгот, пособий и поддержки со стороны компании.
Профессиональный рост и развитие: перспективы собственного развития, возможность личного и профессионального роста, карьеры.
Самостоятельность в работе: возможность самому определять методы и способы решения рабочих заданий, самостоятельно планировать время и усилия на их выполнении

40%

Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д.

45,5%

Содержание работы: важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю
Самостоятельность в работе: возможность самому определять методы и способы решения рабочих заданий, самостоятельно планировать время и усилия на их выполнении

22,7%

Социальные контакты: хорошие отношения с начальством и коллегами, возможность дружеского общения.
Социальные льготы: развитая система социальных льгот, пособий и поддержки со стороны компании

18,2%

Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д.
Социальные контакты: хорошие отношения с начальством и коллегами, возможность дружеского общения.
Признание со стороны коллег: Признание моих успехов и достижений в работе со стороны коллег и руководства

0%


С удовлетворенностью трудом в компании ОАО «Мечел» при этом достаточно тесно связны основные понятия трудовых ценностей работников и структуры их трудовой мотивации.

Таким образом, в компании ОАО «Мечел» наблюдается достаточно тесная связь между общей мотивацией и трудовыми ценностями работника, которые оказывают определенное воздействие на влияние структуры ценностей в общей структуре трудовой мотивации.

Если для «производства» - демонстрационного центра достаточно приоритетными являются основные ценности профессионального роста и развития (59,1%), наличие определенных гарантий стабильности и защищенности при выполнении поставленных производственных задач (54,5%) и затем получение более высокой заработной платы (50%), то для «офиса» приоритетной ценностью при этом является именно наличие достаточно высокой заработной платы (80%) и общей содержание выполняемой ими работы (60%).

Социально-психологический климат в компании ОАО «Мечел», а также в его демонстрационных центрах является достаточно благоприятным, при этом общая удовлетворенность трудом у работников достаточно высокая, а представленная структура основных трудовых ценностей и мотивации сотрудников компании является вполне благоприятной для планомерной реализации стратегии развития данной организации.

Структура корпоративных ценностей компании ОАО «Мечел»: ориентация на покупателя, ориентация на «завтрашний день» (предвидеть, что будет нужно потребителю завтра, а не сегодня), ориентация на соотношение цены + качество товаров и услуг, ориентация на персонал данной компании, так как это основная составляющая всего, что есть в организации.

С целью исследования организационной культуры и имеющейся системы мотивации сотрудников был проведен опрос, в котором приняло участие 492 человека.

Сотрудникам компании ОАО «Мечел» предлагалось ответить на следующие вопросы анкеты

Методика I. Осуществляемое социологическое исследование

1. Довольны ли Вы отношениями между коллегами в Вашем трудовом коллективе?

Да Нет Затрудняюсь ответить

2. Устраивает ли Вас информативность по основным вопросам жизнедеятельности трудового коллектива?

Да Нет Затрудняюсь ответить

3. Какие изменения в Вашем коллективе были бы интересны в работе? (напишите ответ, можно с пояснениями)

4. Какие основные цели деятельности организации для Вас являются приоритетными?

(напишите ответ, можно с пояснениями)

5. Легко ли Вам выстраивать свои отношения с представителями администрации?