Файл: шпоры философия2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2019

Просмотров: 382

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Мировоззрение, его уровни и структура.Мировоззрение - это активное отношение к миру, в результате которого формируется общее представление об окружающей действительности и человеке в ней.Мировоззрение имеет определенную структуру:1.Мироощущение - чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)2.Мировосприятие - опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)3Миропонимание - это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.Выделяют три основных типа мировоззрения:1.житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;2.религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;3.философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира

2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифология - фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф - возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества М. - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В М. отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Вывод. Мифологическое мировоззрение обеспечило социализацию человека, способствовало осуществлению перехода от биологической популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития.

РЕЛИГИЯРел. - фантастическое отражение в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. Основной и решающий признак Р. - вера в сверхъестественное.В течение длительного периода человеческой истории люди не знали никакой Р. Она возникла на определенной ступени развития первобытнообщинного строя как отражение бессилия человека перед грозными и непонятными силами природы.

ФИЛОСОФИЯФил. - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, так и мышление человека, процесс познания. Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом ф.как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если "осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин "Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Ф. возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории.


3. Фил: определение, возникновение, развитие.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости. Фил — особый, научно-теоретический тип мировоззрения Первоначально термином философия обозначали стремление к знанию вообще, поэтому философия охватывала все отрасли доступного древним знания: практические наблюдения и выводы, зачатки наук, раздумья людей о мире и о себе, о смысле человеческого существования. Предметом философии могло стать все: быт и бытие, познание, этические нормы и правила и пр. Возникновение собственно философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.Философия возникла как результат развития общественных отношений и необходимости их регулирования. Мироотношение, основанное на образе, мифе, веровании, постепенно теряет свою функцию — быть единственным, универсальным регулятивом. Потребовалось качественно новое отношение к познанию и преобразованию мира — теоретическое, основанное на понятиях и логике, рациональном объяснении природных и социальных явлений и процессов. Человеку стало мало образов мира, возникла необходимость в теоретическом образе мира в целом.



4.Функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.



5. Основные философские школы Древней Индии.

Классическая философия Индии насчитывает 9 основных школ: 6 ортодоксальных школ (признающих ведическую философию) и 3 неортодоксальные школы (спорящие с Ведами). Признание авторитета Вед практически означает, что духовный опыт проливает больше света на истину, чем разум. Это, однако, не означает полного согласия со всеми доктринами Вед. Непризнание авторитета вед связано с рационалистическими тенденциями этих школ, с их опорой на практику и здравый смысл.Ортодоксальные школы (астика): ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта.Неортодоксальные школы

(настика): буддизм, джайнизм, червака-локаята.Для всех философских школ Индии характерна высокая терпимость друг к другу, не смотря на различие взглядов, особенно среди ортодоксальных школ. Истина одна, но путей к ней может быть много: каждая из систем считает себя одним из таких путей, не исключающим возможности существования других. Ортодоксальные системы расходятся между собой прежде всего во взглядах на субстанциональную основу мира: веданта и миманса усматривают одну такую основу (брахман), санкхья и йога – две (пуруша-дух и пракрити-материя), ньяя и вайшешика – множество (дживы-души). Однако при этом все они признают существование духовной реальности, находящейся за рамками человеческого сознания, – сверхсознания, сущностную духовность мира.Несмотря на различия в духовных практиках и представлениях о методах познания, все ортодоксальные школы видят человеческий разум ограниченным и признают мистическую интуицию главным путем истинного познания. Общей идеей является также идея сансары, представление о цикличности развития мира. Все ортодоксальные мыслители признают естественность космической и социальной иерархии, необходимость кастового деления общества.


6. Древнекит фил: конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство - учение школы учёных интеллигентов возникшее в Китае на рубеже 6-5 веков до н.э. Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии обожествляемого, но практически бездействующего правителя реальная власть принадлежит учёным - интеллигентам (жу), соединяющим в себе свойства философов, литераторов, учёных и чиновни ков. С самого начала конфуцианство отличалось социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом. Конфуций принял традиционную веру в божественно - натуралистичное, судьбоносное небо и в духов предков, что в дальнейшем позволило конфуцианству приобрести религиозный вид, превратиться в религию предков.

Даосизм, восходит к религиозным верованиям древних китайцев, прежде всего к шаманизму. Социальный идеал даосизма - маленькая обособленная страна патриархального типа. Одним из наиболее известных представителей даосизма является древнекитайский философ Чжуан - цзы в центре учения которого концепция дао-пути, неактивного и бесформенного, существовавшего издревле, являвшегося началом и основой для самого себя и породившего небо и землю. Чжуан-цзы развивает диалектические мысли о единстве противоположностей, их взаимообусловленности и естественной взаимозаменяемости, положение о естественности и неизбежности жизни и смерти. Идеи этого философа в значительной мере повлияли на все последующие интеллектуальные традиции Китая. Сам же даосизм из философского учения постепенно превратился, подобно конфуцианству, в религиозное направление с элементами мистики и алхимии; основным же стремлением религиозного даосизма стало достижение бессмертия уже в этой жизни

7.Ранняя греческая философия

1-й философ-Фалес, 2-ой Анаксимандр, 3 Анаксимен. Они поставили вопрос: Что явл первоосновой мира? По мнению Фалеса –вода, Анаксимен воздух, Анаксимандр –апейрон(нечто неопределенное) 4-й Гераклит искал первооснову мира,для него это был огонь.Он первым сказал, что все течет, все движется, придумал слово «логос». Мысль о том, что в мире сущ 2 противоположности и они соревнуются м/у собой. Все фил принадлеж школе «Стихийный материализм». Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон. Они впервые ввели в оборот слово «бытие» Они заявили, что бытие неподвижно.Зенон придумал 3 док-ва неподвижности бытия: Дихетомия(деление пополам), Ахилес и черепаха, Летящая стрела покоится

8. Фил-я Сократа. Атомистическое учение Демокрита.

Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его фактике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы.. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Сократ акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрымиПредпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения. Видным представителем атомизма был Демокрит. Исходное положение атомической системы — существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными соединениями все сложные тела. Согласно Демокриту душа человека состоит из мельчайших, круглых, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Атомическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.





9.Философские системы Платона и Аристотеля

Ядро фил – онтология. Мир имеет 2 начала: веществ и матер. Материя пассивна, форма – активна. Формирует систему категорий философии(10: сущность, кол-во, кач-во, отн-ия, место, время, положения, обладания, действование, страдание). Ощущение – отражение внешн мира, первичн ист нашего знания. В основе вещей лежат 4 элемента: огонь, воздух, земля и вода. Действительное бытие представляет единство материи и формы.. Выделяет 6 видов движения: возникн и гибель, увелич и уменш, перемена, изменение места. Душа присуща всем обьектам живой природы. 3 уровня души: вегетативный(растения), чувственный(животные), разумный(чел). Чел – общественное сущ-во. Различал 3 хорошие(монархия, аристократия, полития) и 3 дурные(тирания, олигархия, демократия) формы гос-ва. Во всём должна быть умеренность. Платон ученик Сократа. Всё имеет свою идею. Идеи первичны, вечны, = бытию, не возникают и не уничтожаются. Материя ничего не порождает, она лишь воспринимает излучение от идей. Идет пребывают в вечности. Мир вещей изменяется. Самая высшая идея – блага=бога(красота, истина, соразмерность). Источник истины – воспоминание бессмерт души о мире идей до вселения в тело чела. Сущ 2 мира: мир идей и мир вещей. В основе идеального гос-ва – разделение труда.


10. Осно этапы развития средневе фил, ее проблематика и предста¬вители. Патристика

Средневековая философия проходит два этапа своего развития: патристику и схоластику.Патристика — первый этап, начало концептуализации текстов Библии. Патристика возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против гностицизма и других ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения. Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможна вывести из самосознания человека, Он анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека — в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека — разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, — нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна.

Главными проблемами патристики были:1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян).3. Понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели - "град божий".4. Рассмотрение свободы человека через возможность спасения или гибели его души.5. Проблема происхождения зла в мире, почему его терпит Бог, и другие проблемы.


11. Схоластика, ее метод и основные проблемы. Спор об универсалиях.

Начало схоластики приходится на IX столетие, и ее развитие продолжается до конца XV столетия. Она носила лишь религиозный характер. Мир, согласно представлениям схоластов, не имеет даже самостоятельного существования, все существует лишь в отношении к богу.Метод схоластической философии был предопределен еще в ее исходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е. философии. Из этого вытекают три цели: первая - с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; вторая - придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов; третья - используя философские аргументы, исключить критику святых истин.

Основной проблемой схоластики была проблема существования универсалий, то есть общих понятий. Сторонники реализма, основанного на философии Платона, считали, что идеи не менее, а более реальны, чем вещи. Сторонники номинализма, восходившего к Аристотелю, утверждали, что реально существуют только отдельные тела и вещи. И универсалии в таком случае — это только имена (лат. «номина»). Точка зрения, примиряющая обе эти крайности, называется концептуализмом (Пьер Абеляр (1079-1142 гг.)). Универсалии не обладают самостоятельным существованием, но получают некоторую реальность в качестве понятий в сфере ума.


12. Философия Фомы Аквинского

Центральным звеном концепции Фомы Аквинского был принцип гармонии веры и разума при определяющей роли веры. В отличие от многих христианских мыслителей, которые учили, что Бог непосредственно правит миром, Фома считал, что Бог управляет физическими, природными процессами посредством естественных(инструментальных причин. Тем самым Фома невольно признает поле деятельности для естествознания науки и техники. Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Фома становится высшим авторитетом церкви, признавшей его доктрину в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.



13. Специфика и круг проблем фил эпохи Возрождения: гуманизм, натурфило¬софия, пантеизм, социально-политическая мысль.

Философия эпохи Возрождения – учения эпохи перехода от феодального общества к буржуазному. Культура имела переходный характер – религиозные ценности постепенно утрачивали своё господство и во многом уступали место светским. Церковь потеряла авторитет и власть, утратила исключительное право на обладание истиной. Философия освободилась от её власти. Появилось свободное, независимое философствование, которое подвергло критике схоластику. Гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности -желаемой нормой отношений между людьми. Система взглядов Г. впервые формируется в эпоху Возрождения. Г. выступал как широкое течение общественной мысли, охватившее все сферы познания общества и запечатлевшееся в сознании эпохи.

Натурфилософия - философия природы, истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Н. явилась первой исторической формой философии. Широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса. Понимание природы во многом носило фантастический характер. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией. Пантеизм — философское учение о том, что все существующее есть Бог, отождествляющее Вселенную, природу и абсолютное начало бытия. Соц.-политич. мысль. Богатство личностного и социального опыта нашло свое отражение в различных гуманистических идеях и учениях. Новые концепции государства и права исходили из других предпосылок, чем в средние века. Вместо религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях. Соц.- политич. философия: философия Реформации, политическая философия, философия социалистов-утопистов.


14. Проблемы научн позн в фил Нового времени. Рационализм и эмпи¬ризм.

Основные проблемы, поднимаемые философией Нового времениЧеловек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? подчинен ли мир каким-либо законам? может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? в чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания. Проблемы философии: начальный период характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность; следующий период.: антропоцентризм - проблема человека, этики, общественного устройства; средневековье: теоцентризм - природа и человек как творение Бога; Новое время: проблема познания, научных методов, общественного устройства.На первый план выходят проблемы гносеологии. Гносеологическая философия состоит в изучении отношения “мир-человек”. Теория познания рассматривается как отношение объекта и субъекта познания, выявляется связь чувственного и рационального, исследуются проблемы истины и другие гносеологические вопросы.Два основных направления философии Нового времени:Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.а) идеалистический эмпиризм (представители Беркин, Юм). Эмпирический опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира равны величине опыта.б) материалистический эмпиризм (представители Бекон, Гоббс) - источник чувственного опыта существующий внешний мир.Рационализм выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классич. рац-зм 17-18 вв. (Р.Декарт, Б.Спиноза, Н.Мальбранш, Г.Лейбниц) исходил из идеи естеств. порядка- бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рац-зму, достижимо только посредством разума- одновременно источника знания и критерия его истинности.

15.английский эмпиризм Бэкон, Д.Беркли .Юм

представ эмпиризма, источником познания -опыт. Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и ф-ия должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм <Знание - сила>.Достижению истины мешают предрассудки сознания.(идолы): идолы пещеры - индивидуальные особенности людей , мешающие познанию. И. теат-ра - вера в авторитеты, к-ые мешают познавать мир без предубеждения. И. рынка - многозначность языка. Идолы рода - коренятся в самой чел-ской сущности. Ч-к пытается объяснить все по аналогии с собой, переносит на природу понятие цели. Большое значение Б. придает индукции(от частн к общ).Его сущность –проверка на практике. Б. разработал классификацию наук. В ее основе 3 гл особенности чел души: 1) память - естественная и гражданская история 2) воображение - поэзия 3) разум – философия. В узком смысле слова ф-фия - наука о методе познания. .Беркли ставит задачу опровергнуть материализм, используя сенсуализм. Для этого подвергает критике понятие материи. По его мнению ощущ – ед воспр челом реальность, но у чела нет чувств восприят материи. След существовать, быть – быть воспринимаемым. Понятие станов общим, т к явл знаком мн частных идей, поэтому ум в сост создав только общ идею вещи, но не общее понятие материи. Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимого от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Юм считал, что наше познание начинается с опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).


16. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

Фил: Рационализм Нового Времени: Декарт, Спиноза, Лейбниц.Рационализм отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания — ощущениями, восприятиями, представл. В познании природы особое значение он придавал математическим методам исследования, склонялся к дедукт. методу, включающему интеллект интуицию. Предст рационалистической философии XVII века являлись: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Р. Декарт предполагала использование метода радикального сомнения, с одной стороны, и математического языка как способа выражения научного знания — с другой. Обособив ум человека от всего телесного, Р. Декарт сформулировал концепцию двух субстанций: души и тела, атрибутами которых являются мышление и протяжение. Дуализм Р. Декарта преодолел Б. Спиноза, выдвинувший материалист. идею единой субстанции — протяженной и мыслящей, являющейся причиной самой себя. Идеи рационализма Б. Спиноза воплотил и в решении этических проблем. Человек, с его точки зрения, должен руков-ся в своей деят-ти только разумом. Учению Б. Спинозы о единой субстанции представитель идеалистического напр. в рационализме Г. Лейбниц противопоставил идею множественности субстанций — монад. Благодаря Г. Лейбницу в фил проникла идея эволюции. В своей монадологии мыслитель предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде — Абсолюту, Богу.





17 Идея «естественправа» и концепция «общество договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

Т.Гоббс. Один из основателей концепции «общественного договора». Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа. Учение Гоббса оказало большое влияние на последующее развитие философской и социальной мысли.

Дж. Локк. основатель английского сенсуализма предлагает иную концепцию общества и государства, нежели Гоббс, хотя отправные точки у того и другого одинаковы. Локк исходит из того, что естественное состояние, в котором пребывали люди на заре своей истории, отнюдь не представляет «войну всех против всех», как об этом писал Гоббс. С его точки зрения, первоначально в человеческом обществе царила доброжелательность и взаимоподдержка, ибо людей было мало и каждый владел участком земли, который он и его близкие были способны обработать. Индивид владел собственностью, которую сам создавал и не покушался на собственность себе подобных. Говоря другими словами, Локк считает, что частная собственность существует изначально, а не возникает на определенной стадии развития человеческого общества. Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию. Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни.

Ж.-Ж. Руссо. Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор». Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды, иначе осмыслить договорный способ происхождения государства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен. Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения. Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная законодательная инициатива и такие политические требования, как возможное сокращение срока депутатских полномочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.


18. ФилПросвещения: общая характ Идеи французских просветителей (Вольтер, Дидро, Руссо).

Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения. Решалась она преимущественно с позиций открытого материализма (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) или же с позиций деизма, точнее деистской формы материалистической философии (Вольтер, Руссо) . Свое понимание человека французские материалисты противопоставляли религиозно-философской антропологии, решительно отвергали дуалистическую трактовку природы человека как сочетания телесной, материальной субстанции и нематериальной, бессмертной души. Что касается философов-деистов, то Руссо, например, допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как Вольтер отрицал, что душа бессмертна, а по поводу того, возможна ли "божественная справедливость" в загробной жизни, предпочитал хранить "благоговейное молчание".


19. Особе и достиж немецкой класс фил. Фил е воз¬зрения И. Канта.

Немецкая классическая фил – одно из самых мощных интеллектуальных течений в истории западной культуры. Ее можно рассматривать как последнюю фазу развития классического европейского философствования.Первая особенность учений мыслителей, причисляемых к немецкой классике, -- сходное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры философии. Они вверяли высочайшую духовную миссию -- быть критической совестью культуры. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности. Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том, что ей выпала миссия придать фил облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной и многоплановой, отдельные звенья которой увязаны в единую интеллектуальную цепь фил абстракций. Классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках филправа, нравственности, всемирной истории, искусства, религии. Фил каждого из представителей немецкой классики - разветвленная система идей, принципов, концепций, связанных с предшествующей фил и новаторски преобразующих фил наследие. Всех их объединяет еще и то, что проблемы фил решаются ими на базе весьма широких и фундаментальных мировоззренческих размышлений, всеобъемлющего философского взгляда на мир, человека, на все бытие.Родоначальником классической немецкой фил был Иммануил Кант (1724-1804). Фил Канта называется трансцендентальным идеализмом. Понятие трансцендентального (не просто трансцендентного, т. е. запредельного) в философии Канта выражает все то, что относится к априорным (до всякогопознания и независимо от него) условиям нашего опыта, к формальным (идеальным и чистым) предпосылкам познания.Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе.Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания. В фил Нового времени до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей. Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые в фил ставит вопрос о всеобщности

20. Диалектическая фил Г. Гегеля. Важнейшей харак-ой фил Гегеля является ее единство с ее диалектической состав, с диалектической фил Гегеля*. Диалектическая фил (в) фил Гегеля – начинающаяся непосредственная актуализация диалект фил, которая непосредственно в духе, всецело соответствует развитию духа, собственно, почему и была актуализирована грандиозная фил Гегеля. в Новейшей филиспользуются два различающихся термина: «фил Гегеля» – диалектическое учение, и «диалектическая философия Гегеля» – составляющая учения великого мыслителя Но следует все же отметить, что воспроизведение диалектической философии Гегеля есть продолжение и развитие непосредственно фили Гегеля. Поэтому также можно сказать, что воспроизведение диалектической фил Гегеля есть воспроизведение фило Гегеля * соврем диалектическая фил является образующей для Новейшей фил, но имеет себя оппозицию – российскую диалектику.** - фило Гегеля. Для современной диалектической фил идея, сознание, бытие и категориальности структурированы и позиционированы как в развитии вообще, так и относительно друг друга.


21. Антропологическая фил Л. Фейербаха.

Он резко и решительно отверг идеализм своих великих предшественников (Фихте, Шеллинга, Гегеля) и объявил себя материалистом и атеистом.С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а фил и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе фил - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу фил Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания.Материализм Фейербаха не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела.Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.


22. Фил иррационализм С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

С. Кьеркегор. Глубокая критика этического рационализма (путь к добродетели исчерпывается ее познанием). По Кьеркегору философы-рационалисты сосредоточивались на всеобщих характеристиках человеческого рода, на сущности человека вообще; конкретный человек при этом терялся (переживания не учитывались). Необходимо перейти от эссенциалистического (эссенция - сущность) подхода к человеку к Экзистенциалистическому (экзистенциа - существование), сосредоточиться именно на конкретной личности, ее жизни и судьбе, объясняемой лишь субъективными причинами. Назначение человека - сохранить себя во враждебном мире, где личность ощущает свое "полное одиночество", но сохранить достойно. Для этого мало знать добро, надо принять его, чтобы оно стало фактом собственного выбора. А. Шопенгауэр. Воля - слепая, бессознательная жизненная сила, которой придается космический характер. Поскольку у воли нет никакой разумной цели, она - носительница зла и саморазрушения. Поэтому все свое учение назвал "Пессимизмом" (наихудший). Выход видел на путях индивидуального спасения: надо порвать с "волей к жизни", подавляющей в себе естественные порывы.

Ф. Ницше разделяет идею бессмысленности мира Шопенгауэра. Принцип "воли к жизни" трансформирует в "волю к власти", критикует разум, утверждая приоритет воли и действия. Центральная проблема - поиск такого идеала человека, который в максимуме выразил бы подлинные "жизненные" ценности. Современный человек далек от идеала, ибо в нем "тварь и творец соединены воедино". Ответ философ ищет в лоне культуры. Причину "дряблости" современного ему человека усматривает в ущербности культуры, на которой он воспитывается, она подсовывает ему нечто остановившееся, омертвевшее, повторяющееся. Вина лежит прежде всего на науке (выявляет общее, но теряет единичное, неповторимое), потеснившей искусство.













23. Марксистская философия.

Классическая марксистская фил возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия . Специфика марксистской фил состояла в ее изначальной обращенность к проблемем земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.Фил марксизма есть исторический и диалектический материализм. Материализм был применен к исследованию природы, общества и самого человека. Марксистской фил присуща диалектика, как метод философского мышления и теория развития. Для этой философии характерна ориентация на практическое изменение мира, в котором существует человек труда.Марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленное Руссо, опираетсяна представление, что акпиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая пораждает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процес был разделен на две крупные эпохи: 1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации). В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или государства, ститией рынка и т.д. На смену предыстории должна придти подлинная история, которая будет твориться людьми сознательными. Идея социалистической революции – идея радикального способа перехода общества из состояние несвободы в царство подлинной свободы Основное в системе марксизма – это дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.

24. Позитивистская фил: а) классический позитивизм; б) эмпириокритицизм; в) неопозитивизм. Анализ науки в постпозитивизме.

Позитивизм в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении фил и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт , французский фил и историческая форма позитивизма связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса и австрийского физика и философа Эрнста Маха Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений. Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика Рудольфа Карнапа . В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением.Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что фил проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу фил он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.



25.Особенности и основные направления развития современной философии

К сер- концу 19 в. возникла потребность в пересмотре философских взглядов.Современную Западную Ф называют неклассической. Ее осн направления:Позитивизм философское направление, кот в кач-ве единственного источника знания признает конкретные (естественные) науки. Эмпериокретицизм возникновение относится к 70-90г 19в. Представители: Мах, Авенариус. В 20-30г 20в развитие позитивизма приводит к формированию неопозитивизма. Связано с именем "Венского кружка". Представители: Шлик, Карнап. В рамках неопозитивизма назревает кризис и в 60-е годы возникает постпозитивизм. Представители: Поппер, Кун. Их объединяет:перешли от анализа языка науки к анализу проблем истории науки.•отказ от жесткого разделения эмперического (естественные науки) и теоретического(напр, Ф) знаний.•Экзистенциализм (Экзистенция значит существование) Ф существования.

Направление возникло между 20- 40г. 20в. Очень разнообразно и многослойно Представители: англ. Ясперс, нем. Хайденгер, фр. Сартр, Камю, Мерло-Понти, руск. Бердяев, Шестов. Основная идея- антология- учение о бытие. Реальном чел. бытие, а не о том как надо жить Феноменология. Представитель Гуссерль.Структурализм. Представитель Леви-Стросс.Постструктурализм. Представители: Леотар и ДерридаФилософия 20-21 вв характеризуется плюрализмом, обилием школ и направлений.


26. Феноменология (Э.Гуссерпь) и экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и другие).

Для феноменологической психологии характерна, прежде всего, критическая, очистительная функция, суть которой во многом выражена сформулированным Э. Гуссерлем принципом, определяющем смысл любого феноменологического исследования. Это принцип — «к вещам самим». В соответствии с данным принципом критический потенциал феноменологии должен быть направлен против ложного теоретизирования, против отрыва теории от реальности и превращения теории в самостоятельную реальность, против замещения реальности теоретическими конструктами1. Экзистенциализм — направление философии, главным пред¬метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно¬сти, существование в окружающем мире. Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора.По Сартру, свобода человека абсолютна (то есть безотноси¬тельна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покон¬чить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю¬бых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внеш¬ней реальности, но это тоже выбор).Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст¬венности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое"). Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни.Главный тезис философа — жизнь человека в сущностбес¬смысленна.Большинство людей живет своими мелкими заботами, радостя¬ми, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понима¬ют, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований).Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни.Мартин Хайдеггер (1889 — 1976) занимался разработкой са¬мих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется фи¬лософом "бытие в мире"). В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:• "бытия с другими";• "бытия самого себя"."Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его пол¬ную ассимиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все"."Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окру¬жающем мире — главная проблема и забота человека.Особенность философии Э. Гуссерля состояла в выработке нового метода. Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов», т. е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».В настоящее время экзистенциализм является одним из популярных философских направлений.

27.Философские идеи психоанализа(З.Фрейд,К.Юнг,Э.Фромм)

Основой психоанализа является предложенная Фрейдом топографическая модель психики. Фрейд утверждал, что психика человека включает 3 слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени. Предсознательное содержит в себе все то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано без особых усилий. Бессознательное – самая глубокая и значимая часть психики, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, выход которого на уровень сознания сильно затруднен и связан с чувством тревоги, угрозы, беспокойства. Согласно Фрейду, неосознаваемый материал проявляет себя в символической или замаскированной форме – в виде сновидений, в оговорках, ошибочных действиях и шутках. Фрейд считал, что символы являются заместителями вытесненных предметов и влечений. Структура личности, по Фрейду, включает 3 компонента – Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-я). Ид полностью находится в предсознательном и содержит врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке напряжения, связанного с их неудовлетворенностью и облегчению болезненного напряжения любой ценой.. Ид – это самая глубокая и масштабная часть человеческой психики.. Супер-эго – это, так сказать, общество внутри человека. Оно состоит из моральных норм, запретов, традиционных ценностей и идеалов. Супер-эго формируется в детстве благодаря механизму идентификации со значимым взрослым своего пола. Эго-система задерживает инстинктивную разрядку, контролирует и осуществляет ее с помощью различных механизмов (в том числе и механизмов защиты, о чем будет позже).Юнг, как глубинный психолог, выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании.Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное.. Юнг настаивает на том, что инстинкты являются безличными, универсально встречающимися наследственными факторами. Они часто настолько удалены от сознания, что современная психотерапия в лечении неврозов и депрессий сталкивается с задачей помочь пациенту осознать их. В ряде работ Э. Фромм подчеркивает, что у человека есть неизменная сущность, сохраняющаяся как ядро во всех культурах и при всех исторических обстоятельствах Воспитание и социализация формируют социальный характер, но человек в состоянии раскрепостить себя от пороков западной культуры и сформировать свои способности к любви, вере и гуманистическому размышлению Обращаясь к читателям, Фромм подчеркивает, что смысл бытия человека — "быть и переживать свою самобытность в акте бытия, а не во владении, накоплении, стяжательстве и потреблении".Решающую трудность современного бытия Фромм видит в том, что развитие человеческих эмоций значительно отстает от умственного развития человека и этот конфликт привести человечество к самоуничтожению

28. Герменевтика, структурализм и постструктурализм. Философия на рубеже веков. Постмодернизм.

Герменевтика учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников. Понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения. Применительно к Библии Г. означает выяснение троякого смысла текста: чувственно буквального, отвлеченно-нравоучительного и идеально-мистического. Помимо литературы, Г. применяется также в музыке, в юриспруденции (толкование законов). Понятие Г. теперь мало употребительно и перекрывается более широким понятием интерпретация, имеющим в виду также и новую литературу.Структурализм— направление современной философии, возникшее на основе специальной методологии анализа лингвистических, семиотических, антропологических проблем, мифов и сказок, других художественных текстов. Основоположник — швейцарский лингвист Фердинанд Соссюр

Структурализм — реакция на обвинения в «ненаучности» гуманитарных наук. Гуманитарные науки якобы погрязли в эмпиризме, их обобщения недостоверны, субъективны, неформализуемы. Но перестройка гуманитарных наук по образцу естественных уничтожает их специфику. Значит, они должны иметь собственные методы объективного анализа. За их открытие структурализм приобрел всемирную известность. Гуманитарное знание признали научным. Принципы структурализма: - целостность (целое определяет свои части); - имманентность (структура — сущность, «скрывающаяся» за эмпирическим бытием своих проявлений); - безличность {объективность);

Постструктурализм — движение критиков структурализма. Яркий представитель — французский философ и социолог Мишель Фуко. По их мнению, структуралисты переоценили самодостаточность структур, оставили за пределами анализа контекст, диалогичность и индивидуальные особенности человека, от проявления которых очень часто зависят направление и результаты развития истории.Постмодернизм как относительно новый этап философии постструктурализма начинается в работах французских мыслителей Ж. Дерриды и Ж. Делёза.В основе мировоззрения постмодернизма лежат принципы космизма, экологизма, феминизма, постгуманизма, новой сексуальности как ответы на новые проблемы нового мира.











29. Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма.Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения и Реформации. В целом, философия Великого княжества Литовского ориентирована на проблемы, которые озвучивает западное Возрождение – антропоцентризм, антиклерикализм, право человека на постоянное нравственно-интеллектуальное самосовершенствование. . Наряду с этими проблемами отечественные мыслители решают вопросы веротерпимости, соотношения общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых норм регуляции общественных отношений. Развитие философской мысли Беларуси 17 – нач. 18 вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Развертывались философские дискуссии между представителями разных направлений анализируются проблемы познания (опыт, истина), методы научной деятельности, способы построения науки.


30.Просветительская деятельность Е.Полоцкой и К.Туровского

ЕФРОСИНЬЯ ПОЛОЦКАЯ (светское имя Предслава, ок. 1110-1173) - дочь полоцкого князя Георгия Всеславо-вича, внучка Всеслава Брячиславича (Чародея). Избрала путь служения Богу и жизненным подвигом оправдала этот выбор. Первая женщина в Беларуси, признанная святой. Равно почитаема и православной и католической церковью. Цель и смысл своей жизни видела в утверждении христианских идей и принципов. Известна своим подвижничеством и культурно-просветительской деятельностью. Великий духовный подвиг Е.П., проявившись в Полоцке, зажег свет Истины и Добра над этим городом, осветив будущее всей Беларуси.

Крупнейший древнерусский мыслитель и писатель Кирилл Туровский всю свою жизнь прожил в Турове Уже в зрелые годы Кирилл ушел в Туровский Борисоглебский монастырь В монастырский период для Кирилла вообще не существовало проблемы познания, постижения божественной истины: она дана изначально в откровении, изложена в Священном писании. Основная тема литературного наследия Кирилла Туровского – человек. Согласно его представлениям, человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако сам человек в силу своей «телесности и самовластности» обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения. Туровский считал, что грамотность и просвещение являются условием самосовершенствования человека. Основные достижения: его взгляды носили явно выраженных теоцентрический характер, высказывал тезис о необходимости гармонии чел и прир. Отдавал предпочтение вере при рассмотрении соотнош с разумом, человек состоит из протеворечивого единства тела и души


31.Соц-филос и гуман идеи в бел филос эпохи возрожд и просвещ

Философия возникает на Б со временем принятия христ. В 10-11в на бел землях появ-ся лит памятники, содержащие фрагменты трудов античных философов. 9-11в формир бел народности. Фил эпохи В. – философ и социологические учения, развивается в Европе в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного об-ва. Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности, права чела на свободное развитие и проявление своих способностей.

Отличительные черты гуманизма Б в эпоху Возр:1) идея индивид свободы больше ограничена, чем в ЗЕгуманизме, идеей всеобщего блага. 2) все культурные ценности дб доступны всем. 3) синтез светских и христ гуманист ценностей. 4) Тесная связь гуманизма с реформацией. Почти все гуманисты были близки к реформации, либо являлись реформаторами.

Ф.Скарына. Утверждал самоценность человеческой личности, реабилитировал земное бытие. Идея авктивной любви к Родине. Патриотизм, первый добродетель. Доступ простого народа к дух и культур ценностям. Преимущество духовных ценностей над метериальными. Человек – сущ-во разумное, нравственное, общественное. Идея совершенной земной жизни. Все взгляды распространял на белорусском языке, тем самым сод-л развит бел нац культ. Полит идеал – гуманная и сильная монархия.

С.Будны. Отрицал учение о троице. Бог – Бог-отец. Святой Дух его творческая сила. Христос высокоморальный чел. Отрицал бессмертие души и существование загробного мира. Приоритет разума над верой. Осуждал смертную казнь. Чел личность должна быть свободна и неприкосновенна. Полит идеал – монархия во главе с образованным правителем.

С.Полоцкий. Мир сотворён Богом. В нем сущ два начала: матер и дух. Из их сочетания образовался чел. Душа бессмертна. Бог непознаваем, природа познаваема.чел отличается от др тем, что мыслит. Чел не имеет врождённых идей. Фил явл средством, без кот чел не может жить. За сильное гос-во во главе с образованным монархом.


32 развитие белорусского самосознания в XX веке.

В н.XVIII в. В Европе зародил. Просвещние (общест-полит течение, пред-ли кот. Стремил устранить недост-ки сущ-го об-ва, изменить нравы, политику,быт путем распростр идей добра справедливости знаний. Ф-фы прос-я объявили прос-е народа реш. факт-ом об-го прогресса. Особенность бел. Про-я – смещение хронолог-их рамок прос-я. Если запад-му П-ю предшест рационализм нового вр., то бел. П-е начиналось в направл-ии преодоления схоластики. Вырази­тели этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали сво­боду мысли обязательным условием развития науки.

Кастусь Калиновский (1838—1864). Печат­ное и рукописное наследие Калиновского — семь номеров газеты "Мужыцкая прауда", революц. ин­струкции, призывы, приказы, известные "Пiсьмы з-пад шыбенщы". К. последовательно раскрывал сущность крепос­тнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал враждебную народу гос. машину абсолютизма, ре­шительно выступал за отмену в будущем об-ве всех классо­вых, национальных, религ. привилегий и ограничений. Значит. место отводил обоснованию демократ. форм правления, считая наилучшей из них демократ. Респ-ку. Пока бел. народ не станет свободным, в об-ве не может быть справедливости, богатства и знания. К. был приверженцем всеобщего образования и воспитания, кото­рыми должно заниматься непосредственно гос-во, под­черкивал необходимость развития науки и культуры на род­ном, белорусском, языке.



33. Русск фи-ия- расцвет 2 пол19-н 20в. Рус-ской ф-ии свойственна самобытность, практич-ность. Ф-ия в России до к 19в никогда не стояла на 1 месте. 10-11в- появл ф-ии в Рос. Рус ф-ию можно разделитьна несколько этапов: 1 этап:11-17в. Христианск проблематика. Ф-ия была прак-тич, учение о том, как надо жить, каким дол-жно быть гос устройство, размышл о Боге и ч-ке, в рамках провославной ф-ии..Представители: метрополит Илларион, Вла-димир монамах, патриарх Никон. 2 этап 17-сер19в времена Петра 1 реформирование страны, идеал св Руси. Сменяется идеалогия мощного светского гос-ва. 3. втор четв 19в Русская фил. этого времени - это фил. Предуп-реждения, кот. не услышали. У истоков русс-кой фил. 19 века стоит Чаадаев. Чаадаев напи-сал серию фил. писем. После публикации 1-ого письма, он был объявлен сумасшедшим. Это был открытый протест против самодер-жавия и крепостничества. Ч. рассматривает каким путем должна идти Россия: путем За-пада или своим путем. Чаадаев остро ставил вопрос о необходимости развития Росии в русле мировой цивилизации. В основе прогресса должны лежать православные, которые должны являться основой мировоззрения. Славянофи-лы (Камеров, братья Аксановы) видели и вскрывали противоречия м/у властью и об-ам, м/у народом и дворянством. Западники-(Бакунин, Белинский,) ориентация на зап кул-ру и образ жизни. Русский народ не имеет особой мисси  С петровских времен необратима привязан к западу и должен идти по капиталистическому пути. 4 этап к19-н20 - ф-ия была религиоз. Соловьев



34. «Рус идея» и фил идеи западников и славянофилов

Особенности русской фил:1) свободная форма философствования; 2) Особая роль нравств и эстетич мотивов; 3) идея миссионизма, утопизма. Миссия, спасение чел-ва России. 4) Слабый интерес к проблемам гнесеологии. 5) Антииндувидуализм. К западникам относятся: Чаадаев, Герцен, Чернышевский. Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России. Особое место в русской философии XIX в. вообще, а в западничестве в частности занимает Чаадаев, мыслитель, положивший начало идеям западников. По-своему понимал Чаадаев и вопрос о сближении России и Запада. Он видел в этом сближении не механическое заимствование западноевропейского опыта, а объединение на общей христианской основе, требующей реформации, обновления православия. Это обновление Чаадаев видел не в подчинении православия католицизму, а именно в обновлении, освобождении от застывших догм и придании религиозной вере жизненности и активности, чтобы она могла способствовать обновлению всех сторон и форм жизни. Эта идея Чаадаева позже была глубоко разработана виднейшим представителем славянофильства А. Хомяковым Второе направление в русской философии первой половины XIX в. — славянофильство. О сторонниках этого направления (Киреевский, Хомяков, Самарин) сложилось устойчивое мнение как о представителях либерального дворянства, провозглашающих особое историческое предназначение России, особые пути развития ее культуры и духовной жизни. Славянофилы действительно противопоставляли Восток Западу, оставаясь в своих философских, религиозных историко-философских воззрениях на русской почве. Славянофилы признавали и высоко ценили достоинства западноевропейской культуры, философии, духовной жизни в целом. Славянофилы отрицали и не воспринимали негативные стороны западной цивилизации: социальные антагонизмы, крайний индивидуализм и меркантильность, излишнюю рациональность. Славянофилы исходили из убеждения, что русский народ должен обладать самобытными духовными ценностями. Многообразие их взглядов объединяет общая позиция: признание основополагающего значения православия, рассмотрение веры как источника истинных знаний. В основе философского мировоззрения славянофильства лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви. Церковь как живой, духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей.


35. Философия «Всеединства» Владимира Соловьева

Владимир Соловьев (1353-1900) — мыслитель России. Он обладал знанием мировых философских систем и учений и критиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность. Он первым в России создал свою особую философскую систему. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего, предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма. Им Была заложена основа собственно философского принципа всеединства Реальный мир представал у Соловьева как самоопределение, или воплощение абсолютно сущего, — это тело Божие или материя Божества, Осуществление «живого всеединства», по Соловьеву, свершилось в лице ХристаС точки зрения Соловьева, материализм также послужил христианской идее о воскресении и вечной жизни тел.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности право, высший любовь);идея прогресса как всеобщей связи поколений;идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото рой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра


36. Ф. и «новое религиозное сознание» (Бердяев, Флоренский)


Бердяев предлагает свою концепцию миросторения, ориентированную на человека. Личность – сосредоточение индивид. духовн. сил и сферы свободы. В своих произведениях (Ф. свободы, Я и мир объектов, О рабстве и свободе человека) он бросает вызов духу того времени, в кот. стали господствовать рассудок, расчет и матер. интерес. Нет человека «вообще» и никогда не будет, а для конкретно живущего чел-ка важно не улаживание масштабных научн., обществ. вопросов, а проблемы о собственном существовании и поиске смысла жизни, но жизнь протекает в мире абсурда, и чел-к ощущает ограниченность и заброшенность в этот чуждый ему мир. Дух природы чел-ка не соответсвует повседневному абсурду, чел-к находит свободу в сфере творчества. Ф.-чистое творчество и отлич. от науки, кот. всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. Зло в мире истекает из природной свободы. Зло (по Бердяеву)-это испытание, кот. послано людям Богом. Чел-ку необходим Бог как нравственный идеал и надежда на спасение. Богу нужен чел-к как покаявшийся грешник, стремящийся к Богочеловеческому идеалу. Достичь этого результата чел-к сможет лишь через катастрофу, конец света, то, что наз. страшный суд, в рез-те наступает новый мир, т.е. царство свободы духа.


Флоренский разрабатывает религиозно-фил. проблему, учение об интуитивном постижение мира. Основ. труд – «Стобп и утверждение истины» - где истина – сверхрациональная ценность, кот. не мб познана на основе законов логики. Познание истины возможно на основе разумной ситуации, кот. равняется религиозн. переживанию и движению от высшего к низшему.