ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2019
Просмотров: 381
Скачиваний: 1
45.Основные модели отношния человека к природе. Экологич проблема. Нач. с 20 в. Европа начала испытывать последствия промышл революции: загрязнение атмосферы, земли, водных ресурсов, нарушение водного баланса, вырубки лесов, исчезновение многих видов раст и жив. Это привело к тому, что чел-ство начало задумываться как строить свое отношение к природе. И появилось новое нарпавление в фил-ии – биологич ф-ия. Сущность: 1.Ч-к в рмках этой ф-ии не явл властелином природы, а стоит на одном уровне с ней.2. Взаимодействие с природой 3. Баланс интересов и природы 4.Гармония во взаимоотношениях 5. Взаимопонимание. Цель-создать отношения в к-ых существовала гармония, создать с-му в к-ой гармонично развивались бы ч-к и природа. Экологич ф-ия –понимание любых взаимоотношений: -м-у ч-ком и общ-ом; - -//- и ч-ком; - ч-ком и семьей; -ч-ком и природой. Лежит взаимопонимание, взаимоуважение, взаимопомощь и возможности развития для каждого из элементов с-м. (взаимосотрудничество) беречь друг друга, ценить друг друга. Наши действия к природе: 1.на бытовом уровне(не мусорить)2. профессионально макс снизить нагрузку пр-ва на природу 3. природа живая и надо давать ей возможность тоже жить и развиваться. 4 типа отношения с природой: 1) древнейший(присвоение с пом-ю примитивных орудий труда), 2) аграрный(земледелие и животноводство), 3) промышленный(машинное пр-во), 4) современный(бурное НТразвитие, Возрастание масштаба потребления природных ресурсов, стремление к их воссозданию). Возникает ряд проблем: обострились эколог проблемы(загрязнение окр среды, исчерпание ресурсов, обеднение жив и раст мира). Пути решения: 1) создание экологического простр-ва, кот призвано не разрушать а умножать, совершенствовать природу. 2) сохранять и поддерживать равновесие в окр среде. |
46. Человк как объект философского анализа .Основные подходы к пониманию природы. Фил иссл прежде всего процесс возникнов ч-ка, связь развит человека и социума. По своей сущности чел выступает как соц сущ-во. По содерж человек выступ, как единство биологич и соц, телесн организац ч-ка – та основа, на котор развив его соц бытие. Филосо́фская антрополо́гия — направление в западноевропейской философии первой половины XX века стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук. Натурализаторская-Человек – это природное живое существо, рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. В философии ХХ в. в его рамках появляется идея принципиального несовершенства биологической природы организма. Культура – это совокупность механизмов, компенсирующих биологическую недостаточность человека. экзистенциально-персоналистская (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) человек как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Ж.-П.Сартр -у человека нет «природы». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя. рационалистическая (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. Разум – это то начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке.социологизаторская Аристотель, К. Маркс «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Человек как производная функция от обусловливающих его опыт социальных, политических и семантических факторов. Религиозная - взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги. Креационизм - концепция, объясняющая происхождение многообразия форм органического мира как акт божественного творения. Известна игровая концепция, согласно которой предпосылкой происхождения человека, человеческой культуры является игра. Трудовая - труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. Антропогенез— часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.
|
47.Проблема антропосоциогенеза в философии и науке Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире- одна из основных проблем в истории философской мысли. Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышленияПредполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека- это жить в согласии с этим миром. В философии средних веков Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий. Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в бога. философия эпохи Возрождения превратила человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека. В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке- это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания. |
48.Соотношение биологического и социального в человеке Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. |
49.Понятие и структура чел деят-ти Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически обусловленные возможности. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, социальными, духовными. Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело Всякая деятельность имеет определённую структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности .деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. |
50. Экзистенциональные характеристики личности:смысл жизни, жизнь и смерт,бессмертие..Выделяют след. подходы в определении смысла жизни: 1)СЖ изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях, поэт. ч-к обязан прожить жизнь достоино. 2)СЖ наход-ся за пределами ж-ни – в совершенстве и могуществе будущего человечества. 3)СЖ созидается самим чел-ом, т.к. в самой жи-ни нет никакого раз и навсегда заданного определенного смысла. Жизнь есть способ бытия человека, пространство для раскрытия его сущности. Смерть — это не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Это вполне естественный процесс перехода из живого состояния в неживое. Бессмертие — идея о том, что очевидный закон жизни, что всё живое смертно, может нарушаться. Эвдемони́зм — этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье, удовольствие или пользу (одного или всех) как мотив и цель всех стремлений. Основные идеи Трансцендентализма: социальное равенство «равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от «вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм. Ригори́зм — строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. Самый простой образ свободы для человека - это свободное время. |
51. Познание как особое отношение к миру. Формы познания. Познание — процесс целенаправленного активного отобра¬жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует чело¬века, то есть самого себя.В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:• познает окружающий мир непосредственно;• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений ().В философии существуют две основные точки зрения на про¬цесс познания:• гностицизм;• агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) опти¬мистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально без¬граничными возможностями познания. Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:• сам человек обладает ограниченными познавательными воз¬можностями (благодаря ограниченным познавательным воз¬можностям разума);• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".Основной формой познания и критерием истины при по¬знании является практика.Практика — конкретная деятельность людей по преобразова¬нию окружающего мира и самого человека. |
52. Проблема познаваемости мира и основные подходы к ее решению. Процесс познания сопровождает всю нашу жизнь.Мы познаём вещи ,явления объекты,связи и отношения,самих себя и других людей. Познание мира - это задача не только философии, но и всех других наук. Философия дает общую теорию познавательного процесса и его закономерности. Гносеология как раздел философии делает предметом своего исследования само знание. Она производит знание о знании. Поэтому гносеологию можно определить как учение о знании, его возникновении (природе), закономерностях развития и функционирования, овидах и формах знания, их взаимосвязи, о превращении одних форм в другие, о способах, т.е. методах получения, производства знания, а также критериях его достоверности. Необходимо различать познание и знание. Познание есть процесс (деятельности человека по воспроизведению в своей голове действительности), знание - это результат познавательных усилий человека.Суть познания - выработка правильного, адекватного воспроизведения действительности в голове человека, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и продуктивное преобразование этого мира.В целом познание можно определить как социально-опосредованную, исторически развивающуюся деятельность отражения действительности.В решении данного выделяют сосновные позиции: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.Скептицизм признает существование вещей вне человека, вне его сознания. Но человеческие чувства могут давать разные показания о вещах. Поэтому скептики подвергают сомнению возможность познания, т.е. достижения адекватного знания. Скептицизм возник в глубокой древности. В теории познания агностицизм существует как принцип, предполагающий, что поскольку познаваемый в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью. . |
53. Представления о субъекте и объекте познания в истории философии 1)Субъект по-ия – носитель ч-ой творч активности, направл на адыкват воспроизве-е природной, соц и дух реальности в ф-ме знаний (индивид, соц группа, ч-ое об-во, человеч-во). 2)Объект п-я –то в сфере дух, природ, соц реальности, на что направлена познават деят-ть субъекта, что противостоит как неознанное. 3)Познават отношение – отношение между субъ-ом и реаль-ю, ориентирующие активность субъ-а на ее адыкват восроизв-е в ф-ме знания. 4)Познават деят-ть – творч активн-ть ч-ка, напр на адыкв воспроизв-е природ, соц, дух реаль-и. 5)Знание – проверенный общ-о-истор практикой и логикой рез-ат познав деят-ти выраж св-ва и связи объекта прир, соц, и дух реальности. Субъект и объект взаимодействуют. Существует несколько типов познания: мифологическое(тип целостного дотеоритического объяснения действительности при помощи чувственно- наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни); религиозное (объектом является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность); философское (философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира); чувственное; научное (разработка теоретической картины мира). ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ — вовлеченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, к-рые в данных исторических условиях подлежат познанию. П. п. не тождествен объекту. Последний есть фрагмент мира самого по себе, тогда как первый есть фрагмент мира для нас. Один и тот же объект может быть П. п. различных дисциплин: напр., человек изучается социологией, биологией, медициной, биохимией и т. д. |
54. Эмпиризм и рационализм в классич. теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Эмпирическое познание включает чувственную ступень(познание при помощи органов чувств).Субъективность ощущений определяется влиянием наследственности,степенью развития органов чуств,в процессе их тренировки,интересами познающего индивида ,эмоциональным настроением.формы чувственного познания:1.ощущение-первичный элемент чувственного познания,содержит тданные об отдельных свойствах предметов.2.восприятие-целостный ,наглядный образ предметов.3.представление-наглядный образ предмета,сохраняется в памяти.Формы рационального познания:1.понятие=форма мышления ,отражающая предметы в их существенных и отличительных признаках.3.суждение-это форма мышления,в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах,явлениях,их свойствах,или отношениях.3.Умозаключение-форма мышления ,посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. |
55. Познание как постижение истины. Концепции истины. Критерии истины. Истина-соответствие знания объекту,это адекватная информация,получаемая по сре-ам чувственного или рационального познания.Истина существует как субъективная духовная реальность.Ценность знания определяется мерой его истинны.Истина свойство знания,а не самого объекта.Истина исторична,т.к. каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества и науки.Относительность истины в том,что она отражает объект не полностью и в вероятностном характере.Относительная истина-ограниченаверно знание о о чёмюто.Абсолютная истина-такое содержание знания которое не опровергается по следующим развитием науки,а только обогащается потверждается жизнью.Критерии истины:-Критерием истины не может быть публичное или всеобщее признание,-истина не устанавливается головованием ,она может быть на стороне меньшенства.История показывает, что истина является достоянием одного человека или небольшой группы людей,-не является критерием истины полезность,хотя прогматизм считает,что истина то,что полезно для меня лично,-не я вляется критериемсамосогласованнность знания,т.е. когда внутренне подгоняются элементы системы.Критерии истины:-логичность,-фундаментальная открытая наука и законы,-главный критерий практика,т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека.Практика носит всегда кокретно-исторический характер |
56. Понятие науки и ее основные функции. Генезис науки и этапы ее развития. Наука-специфический вид познавательной деятельности человека,которая заключается в получении объективных и истинных знаний..Наука-социальный институт или форма жизни.Отец науки Аристотель,который заложил основы классификации знаний.Но в рабовладельческий период научные знания оказывали слабое влияние на производство.При феодализме производство основывалось на руинном труде,и средневековая наука существовала в основном в виде алхимии.Первыми учёными были монахи.Роль науки резко возрастает при капитализме.Наука становится духовным содержанием производства,её достижения воплощались в технических нововведениях.Кроме научного знания сущ.и другие формы знания(мифологическая,религиозная,художественная,повседневная).Научное знание отличаетсяот других видов следующими сво-ми:истинностью и объективностью,системностью и рациональностью,доказательностью и проверяемостью, связью с практикой и специфическим языком,который позволяет профессионально исследовать объекты,а который принят научным сообществом. |
57. Специфика и структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. В структуре научного познания выделяют элементы:1.объект исследования-то,на что напрвлена активность человека.2.предмет исследования-целостная совокупность характеристик объекта ,определяющие конкретные цели исследования.3.цель исследования-приращение научного знания.выделяют два уровня:*эмпирический-уровень непосредственно связанный с практикой.Обычно это опытно экспериментальное исследованеи.Формы эмпирическогоисследования:1.научные данные-результаты наблюдения и измерения после их обоснования они могут стать научными фактами.2.научный факт-достоверное знание о чём-то в рамках определённой научной дисциплины.Научные факты формируются в высказывания.Существуют методы эмпирического исследования:1.наблюдения-целенаправленное,планомерное восприятие объекта(требования:однозначность замысла,наличие плана,использование определённых методов и средств,объективность результатов)При наблюдении процессы представлены естественному ходу событий.2.измерения-устанавливается отношение одной величины к другой,служащей эталоном.3.моделирование-модель похожа на оригинал.Может бытьфизической,математической.4.эксперимент-в котором используются специально созданные исскуственные условия для выявления закономерностей.Эксперимент-испытание изучаемых явлений в контролируемых условиях.Составляющий эксперимент:экспериментатор,изучаемое явление,прибор.Реакция зависит от характеристикприбора,от мысли исследования,что необходимо учитывать.Теоретический уровень направлен на изучение фундаментальной закономрности объективного мира. |
58. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза как формы научного знания Научная теория-специф вид поз-ой деят чел-ка,кот заключ в получении объектив и истинных знаний. Структура: 1. Исследование,2. Предмет исследования, 3. Цель исследования. Функции: 1. Синтетическая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему; 2 Объяснительная функция, 3. Методологическая функция - формулируются многообразные методы,. Предсказательная - функция предвидения. 5. Практическая функция. Проблема – это «знание о незнании», влекущее за собой поиск новых нетривиальных концептуальных средств для объяснения имеющихся научных фактов. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение о существенных характеристиках и глубинных необходимых связях изучаемых явлений и процессов. |
59. Динамика научного познания. Научные революции и их типы. В истории познания предпринимались неоднократные попытки выявить законы и механизмы развития науки. Развитие науки во многом случайный процесс, в котором периоды эволюционного развития сменяются революционными скачками. Революционный скачок заключается в смене научных парадигм. Парадигма - это модель постановки проблемы и ее решения. В период подъема и спокойного развития идет накопление научных данных и их осмысление. Но появляются факты, которые оказываются необъяснимыми в рамках уже существующей теории. Их количество накапливается, они вступают в противоречие с ее исходными положениями. Итогом разрешения противоречия, как правило, является научная революция, проявляющаяся в смене концептуальных моделей и сопровождающаяся качественным скачком в научном мышлении. Научная картина мира никогда не станет завершенной, процесс науного познания неизбежен и непрерывен. Научная революция - период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, несовместимыми со старыми представлениями. Основными критериями сравнения научных революций являются научная картина мира и тип рациональности. Типы:
|
60. Понятие метода и методологии. Методы теоретического и эмпирического исследо¬вания. Язык науки. Метод– это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. Методология — это система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины Методы эмпир. исслед.: 1)целенаправл.; 2)измерение; 3)моделирование; 4)эксперимент. методы теоретич. исслед. :1)аксиоматический, 2)гипотетический (гипотетико-дедуктивный), 3)формализацию,4) абстрагирование, 5)общелогические методы |
61 Развитие представлений об обществе в истории философии. Философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских воззрений. В Древней Греции представления об обществе складывались на основе концепций идей Платона или форм Аристотеля. Платон рассматривал общество как воплощение идеи справедливости, связывая ее с космическим началом. Нравственность, по мнению Платона, подчинена идеалу государства. Аристотель, исходя из необходимости построения справедливого общества, считал справедливость сочетанием добродетелей человека. Он назвал человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. В античности общество рассматривалось сквозь призму государственно-политического института. Государство выступало своеобразным качественным пределом в исследовании общества. Некоторые общественные явления, не связанные непосредственно с государством, исследователями не анализировались. В средние века философское понимание общества основывалось на философии абсолютной личности, Бога. На этой основе Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430) выделяет «град небесный» и «град земной». Смысл истории он видел в движении града земного к совершенству града небесного. Необходимо подчеркнуть, что как христианство, так и другие мировые и национальные религии имеют свои модели устройства общества и государства. Их суть заключается в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни. |
62.Понятие социальной реальности. Общество как система. Социальная реальность — пространственно-временная структура, представляющая собой связи между социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Общество — постоянно изменяющаяся динамическая система, обособившаяся от природы, и тесно с ней связанная часть материального мира. Система - это организованное целое имеющее свою структуру состоящую из элементов. Системы соподчинены друг другу по степени общности. Центральным элементом общественной системы являются люди Максимальная общественная система - это человечество, минимальная - сообщество из двух людей, например, семья. Одним из характерных свойств общественной системы, как, впрочем, любой другой биологической системы, является жизнеустойчивость, т.е стремление к такой структурной организации, которая позволяет жить и развиваться. Жизнеустойчивость общественной системы реализуется посредством осмысленной деятельности людей, прежде всего, в области экономики, посредством определенной политической организации людей |
63. Социальная структура общества, ее типы Понятие «социальная структура общества» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента – социальный состав и социальные связи.Социальный состав – это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношение классов. Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования. Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли большое внимание философы разных времен и поколений. Так, Платон выделял в социальной структуре общества следующие сословия: философы, которые управляют государством, воинов, которые охраняют его от врагов, и работников (крестьян и ремесленников), которые поддерживают государство материально. В европейской философии XVII-XVIII века изучению проблем социальной структуры общества много внимания уделяли такие философы, как Гоббс, Фурье, Руссо и др. Немецкий философ Гегель в своих трудах, прежде всего в "Философии права" развернул глубокую и всестороннюю картину социальных отношений, которая была затем всесторонне развита в трудах Маркса и Энгельса.Для диалектико-материалистического понимания истории особенно характерно то, что в качестве основы социальной структуры общества рассматривается развитие материального производства и те различия, которые связаны с материальными сторонами жизни людей |
64. Источники, движущие силы и факторы исторического развития. Общество находится в состоянии непрерывного движения, изменения, развития. Его развитие представляет собой процесс поступательного движения, в котором осуществляется переход от более низких - к более высоким формам организации. Как уже отмечалось, субстанциональной основой этого процесса является сущность человека. Поэтому можно сказать, что исторический процесс по своей сущности - это процесс становления, функционирования, развития человеческой сущности. Или - это действительность человеческой сущности во всем богатстве и многообразии ее проявлений. Источник этого процесса находится не вне, а внутри самого общества. Относительно источников исторического развития общества существуют различные точки зрения. Абсолютное большинство из них исходят из методологического положения, что источником изменений, движения, развития общества являются внутренние противоречия. Однако, относительно того, какие именно противоречия являются источником общественного прогресса, мнения расходятся. Наиболее распространенной и аргументированной является точка зрения, согласно которой всеобщим источником развития общества является противоречие между материальными и духовными потребностями людей и достигнутым уровнем производства. Однако, эта точка зрения касается только одной стороны процесса материального производства. А ведь в обществе есть и другие сферы: система общественных отношений, общественное сознание и целеполагание, свобода и творчество, отношения общества как целостности и природы. |
65. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции) Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностейНедостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития. Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов - это хорошо. |
66. Техника и ее роль в истории цивилизации. Информационное общество Современная цивилизация, если отвлечься от ее внутреннего многообразия, может быть определена как техногенная. Эта характеристика относится не только к пути развития Запада, но отражает и общую тенденцию развития всего человеческого общества. Именно современность обнаруживает роль науки и техники как ведущих детерминант современной жизни общества. Техника – исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. Техническая деятельность людей и технические изделия, возникают практически одновременно с появлением человека разумного. К. Ясперс считал, что техника – принципиально новый фактор человеческой истории, она обладает огромными материальными и духовными возможностями, но в условиях технической цивилизации человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может освободиться из-под ее власти, В 17 в. в эпоху разворачивания научной революции и постепенного развития промышленного производства «техника» означала совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относились, прежде всего, к производству орудий труда и машин. Развитие ремесла и мануфактурного производства стали одной из предпосылок развития экспериментального математизированного естествознания. В 18-19 в.в. произошел «скачок» в развитии техники – развилось крупное машинное производство, вытеснившее ремесленный труд. Развернувшаяся промышленная революция производит глобальные изменения во всей общественной системе. Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания. |
67. Проблема сознания в философии и основные подходы к его анализу. Понятие «сознания» характеризует важнейший компонент человеческой психики. Благодаря сознанию человек вырабатывает обобщенное знание об окружающем мире, ставит цели и разрабатывает планы, Сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут быть объектами предметно-практической деятельности человека. Психология определяет сознание как способность субъекта выделять себя из окружающего мира, как способность к самоотчету и самонаблюдению, существующим не только в индивидуальной, но и в надындивидуальной форме («Я» и «Сверх-Я»). В философии проблема сознания изучается в онтологии (проблема первичности материального и идеального), гносеологии (проблема соотношения объективного и субъективного моментов в структуре познавательного процесса), социальной философии (проблема взаимосвязи общественного и индивидуального сознания). Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) выявила существование проблемы бессознательного, т. е. скрытых составляющих сознания, не представленных в нем самом. Феномен бессознательного, по мнению авторов различных ветвей психоаналитическои теории, представлен в персональном и коллективном виде, последн символизирует наследие опыта предшествующих поколений в индивидуальной психике человека |
68. Происхождение сознания, его сущность и содержание. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (на¬пример, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. В настоящее время философия с достоверностью может ут¬верждать лишь то, что:• сознание существует;• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное по¬ложение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи В целом в философии существует несколько подходов к пробле¬ме сознания:• физикализм;• солипсизм;• объективный идеализм;• умеренный материализм. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос опроисхождении сознания. Можно выделить три основополагаю¬щие из их числа:• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;• сознание присуще всем живым организмам;• сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек. |
69.Сознание и мозг.Мышление и язык Сознание и мышление неотделимы от речи и языка.Ф-ии языка:1) Экспрессивная(слово выражает мысль) 2)Аккумулятивная 3) Коммуникативная Структура сознания состоит из уровней:чувственно-эмоц, абстрактно-деструктивный, интуитивно-волевой. Мышление-опосредованное и обобщенное отражение действительности.Это вид умственной деят-ти, кот заключается в познании сущности явлений, в познании закономерных связей и отнош м/у ними.*опирается на данные чувств опыта *носит обобщенный характер *оно выступает в форме понятий. Виды: -конкретно-действ(практический): происходит переплетение и абстрактного мышления и действительности; - конкретно-образное(художественное); - абстрактное (словестно-логич) опирирует широкими понятиями |
70.Сознание и другие формы психической деят-ти Память-отражение объективной действительности, кот заключается в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении Виды памяти: *сенсорная(зрительная, слуховая,обонятельная ит.д) *моторная(память на движение собственного тела) * эмоциональная(память на переджитые эмоции, чувства)*словестно-смысловая(память на мысли, выраженные словами). В ависимости от запоминания выдел. Оперативная(кратковременная) и долговремення. Воля-регулирующая сторона сознания, способность чел совершать целенаправленные действия и поступки, требующ преодаления препятствий. Эмоции и чувства- разнообразие переживания чел, вызванные удовлетворением или неудовл его потребностей, соответствием или несоответств объектов, явл окруж мира его интересам, убеждениям, привычкам, склонностям. Чел реализ 3 отношения к миру: познавательные, практические, эмоциональные. Чувства-самые сложные переживания и имеют соц природу, скрытую форму, долговременный характер. Эмоции – явно выраженные переживания. У эмоций сущ четкая физиологическая основа: изменение пульса, давления, состава крови. Формы переживания: 1)настроение –окраска, самочувствие чел 2)аффект- вспышки, порывы, экстаз,панический страх3)стресс-напряжение, переживание4)фрустрация-крайнее проявление(выражается в агрессии и депрессии) Экстраверт-чел-к кот выражает во внешний мир чувства и эмоции. Интроверт-чел кот подавляет эмоции и чувства |