Файл: шпоры психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.06.2019

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Психология-наука о механизмах, функциях, закономерностях развития психики.

Отличие житейского психологического знания от научного. Житейские знания конкретны, т.е. они приурочены к конкретным ситуациям, к конкретным людям и задачам. Научные знания стремятся к обобщениям, для этого используют научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Научные понятия чётко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Житейские знания носят интуитивный хар-ер, т.к. они приобретаются путём практических проб и прилаживания. Научные знания кристализ. в понятия и законы, фиксируются в научной лит-ре, передаются с помощью вербальных средств. Житейские знания получаются с помощью наблюдения и размышления, а научные-путём эксперимента.


2.Методологические принципы современной психологии. Принцип системности в психологии –методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней. Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира. Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений. Принцип развития (психики) – принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития.


3. Место психологии в системе современных наук. Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями.С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез.С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. Выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии; связь с генетикой выражается в создании психогенетики, с юриспруденцией отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.



4. Основные методы психологии. Наблюдение(самый распространённый метод)

Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, внешнее или внутреннее, включ. или невключ., лабораторное или естественное, свободное(без правил). Опрос- может быть устным или письменным. Устный опрос позволяет гораздо глубже проникнуть в психол. испытуемого.

Письменный даёт возможность использовать большее кол-во людей. Опрос даёт возможность получить конкретные ответы испытуемых на заданные вопросы. Эксперимент - предполагает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемых. Цель создание наилучших условий для изучения социальных явлений и процессов. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определённые условия для эксперимента или окружить испытуемого спец. аппаратурой. Тест-кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.Анкета. Может быть устный или письменный. Устный опрос позволяет гораздо глубже проникнуть в психологию испытуемого. Письменный дает возможность использовать большее количество людей. Но глядя, как испытуемые отвечают на вопросы анкеты, у исследователя нет возможности уловить интонацию, многозначительную паузу.


5. Понятие о психике человека. Психика- это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающейся в способности отражать своими состояниями окружающий действительный мир.


6. Функции психики. 1. Отражение объективной действительности. 2. Регуляция поведения и деятельности. 3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.


7. основные этапы развития психики.

А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики : новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней – 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства ( 3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).


8. Кризисы личности. Три года – особенный рубеж в жизни малыша. Теперь он получает возможность во многом быть самостоятельным, потому и начинает стремиться к познанию нового в этом мире. В три годика малыши любознательные и активные, они постоянно перемещаются, заглядывают в шкафы, берут в ротик предметы, наблюдают за людьми. Желание делать все независимо от взрослых превращает детей в непоседливых и капризных созданий. В это время наиболее часто упоминаемая ими фраза: «Я сам!». Если вы заметили перемены в поведении своего чада, возможно, кризисный период уже наступил. Еще один рубеж, который психика маленького человека переносит как критический – семилетний возраст. В этот период в жизни ребенка наступает ответственный период – он становится школьником. Следующий-юношеский возраст, кризис среднего возраста- Личность – это многогранная и сложная единица. На пути своего развития она проходит несколько этапов, которые ведут ее к развитию и усовершенствованию или же угнетению (если этап оказывается непреодолимым). кризис среднего возраста имеет отличительную черту: он способствует переходу человека в более спокойный период жизни и приближает его к старости.


9. Структура психики. 1.процессы-позновательные(ощущение,восприятие,внимание,память,речь,воображение,мышление,интеллект),эмоцианально-волевые, свойства(темперамент,характер,способности), состояние(угнетение,подъём), образование (знание,умение,навыки)


10. Хар-ка человеческого сознания. Сознание- высшая свойственная человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых закономерностей окруж. мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окруж. действительности. Сознание вкл. ряд важнейших компонентов: 1. Совокупность знаний об окружающем мире. 2. Постановка жизнен. Целей и задач. 3. Самосознание и отношение чел. к другим людям и окруж. миру.

11. состояния сознания. 1. Бодрствования-состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром. 2. Сон- это специфическое состояние нервной системы с характерными особенностями и циклами мозговой деятельности.


12. активное бодрствование-. Бодрствования-состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром. То, как мы осознаем внешний мир и одновременно наш внутренний мир, меняется на протяжении дня. Наше восприятие событий в значительной степени зависит от нашего состояния - от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. В процессе активного бодрствования человек либо занят физической деятельностью, либо чувственным восприятием окружающего мира. Таким образом, обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов.По мере усиления активизации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента может ухудшиться, если активизация чрезмерно возрастет. Это может произойти из-за чересчур сильной мотивации или же в результате серьезного расстройства чувств.






13. Изменённые состояния сознания. Измененное состояние сознания (ИСС) - особое функциональное состояние, при котором нарушается адекватность психического отражения реальности, возникает как следствие искажения нормальной работы головного мозга.

14. Сон. Сон- это специфическое состояние нервной системы с характерными особенностями и циклами мозговой деятельности

15. Бессознательное. Принципиально недоступное сознанию составляющее энергетическое ядро личности включ. в себя ценностные установки,ориентации,мотивы.


16. понятие о личности в психологии. Личность-включ. в систему социальных отношений качеств. определённой субъективностью и сознанием активное образование.

17. соотношение понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»

Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес­кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свой­ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются лю­дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые сви­детельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развива­ются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной по­ходки. Развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исто­рического опыта человечества стать человеком, приобрести специфи­ческие человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.

личность — не только объект обще­ственных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через кото­рые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, само­сознания.Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развия.Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мне­ний, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуаль­ность свою мы доказываем, утверждаем. «индивид»- человек как природное сущ. Представитель вида хомосапианс, единства врождённого и приобретённого,носитель индивидуально-своеобразных биологически обусловленных черт.


18. развитие личности- процесс формирования соц. Качества индивида в результате его социализации и воспитания.

19. структура личности. Рубинштейн основными составляющими структуры личности считал характер, направленность и способности человека. Другие психологи, например, Мясищев, Ананьев, Мерлин, считали, что к вышеперечисленным характеристикам структуры личности необходимо добавить темперамент, который и будет являться базовым.

20. характеристики личности. динамические тенденции – потребности и мотивы, установки, ценностные ориентации и отношения личности, интегрированные в ее направленности.Во-вторых, ее возможности, реализуемые посредством задатков, способностей, одаренности, интеллекта.В-третьих, характер и самосознание личности.

21. взаимосвязь психических познавательных процессов. Психически познавательные процессы-общее название ощущений,восприятий,внимания,памяти,мышления,воображения,речи. Все они учавствуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности.Ориентировка в обстановке,практическое использование средств деятельности основываются на работе психич. познов. процессов, особенно мышление. Осмысление информ. способствует её запоминанию. Внимание включ. в позновательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчётливыми, восприятия более точными, улучшаются память, мышление. Мышление и речь влияют на протекание ощущений, восприятия, памяти и др. процессов.

22.типы высшей нервной деятельности. Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.

Сангвинический тип характеризуется достаточной силой и подвижностью возбудительного и тормозного процессов (сильный, уравновешенный, подвижный).

Флегматический тип отличается достаточной силой обоих нервных процессов при относительно низких показателях их подвижности, лабильности (сильный, уравновешенный, инертный).

Холерический тип характеризуется высокой силой возбудительного процесса с явным преобладанием его над тормозным и повышенной подвижностью, лабильностью основных нервных процессов (сильный, неуравновешенный, безудержный).

Меланхолический тип характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью (слабый, неуравновешенный, инертный).


23. особенности различных типов темперамента. Меланхолический темперамент,определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв. У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.


24. понятие о характере. Характер-совокупность существенных,устойчивых психических свойств чел-ка, которые проявляются в его отношение в действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки.

25. акцентуация хар-ра. Преувелич. развитие отдельных свойств характера в ущерб другим в результате чего ухудшается взаимодействие с окруж. людьми.

26. взаимосвязь темперамента и хар-ра. Характер формируется на основе темперамента. Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент - лишь их манеру, стиль, динамику. Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента. Более того, индивид, у которого победа в борьбе оказывается на стороне характера, имеет более совершенные личностные качества. Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера.

27.понятие о способностях. Способность-совокупность таких психических свойств, которые характеризуются скоростью и результативностью овладения той или иной деятельностью.


28. взаимосвязь задатков и способностей.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют успешность её обучения в какой-либо деятельности и совершенствования в ней. Нельзя быть способным только в одном или во всём. Однако наши способности превращаются в действительность в рез-те упорного труда.

Человек не рождается со способностями, врождёнными могут быть только задатки. Задатки – особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, данные каждому от рождения. Задатки многозначны, а способности развиваются и отрабатываются на том, что мы делаем.


29.общие и специальные способности.

Общие-поним. система индивидуально-волевых качеств личности. Общие делятся: элементарные-способности присуще всем людям, но в разной степени их выраженности.

Сложные- способности к общечеловеч. видам деятельности.

Специальные- поним. такую систему свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо сфере деят.

Спец. делятся: элементарные-способности присуще не всем людям и предполагают определённую выраженность каких-то качественных процессов. Сложные- присуще не только в разной степени, но и всем людям.


30. талант, одарённость, гениальность- уровни развития способностей.

Одаренность (сочетание спос-стей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.) ТАЛАНТ ( определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта) Гениальность ( практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом.)


31. природные предпосылки способностей и таланта. Психологи утверждают, что каждый ребенок рождается с набором способностей. От того, в какую среду попадает ребенок, как родные и педагоги стараются их развить, зависит, проявятся эти способности или нет. Т.е. данное от рождения не является постоянной величиной, все можно утратить. Есть свидетельство, что заблудившуюся девочку воспитали волки. К 4 годам девочка Камилла умела ходит, говорить, есть ложкой и т.д. Нашли её в 14 лет. Есть ложкой и говорить она так и не научилась, иногда ходила вертикально, но чаще на четвереньках. Задатки как природные предпосылки способностей


32. понятие личностного роста. Рост личности, личностный рост - увеличение потенциала личности. Личностный рост понимается двояко: как некоторые изменения в человеке (личностный рост как результат работы с личностью) и как особый процесс, идущий именно как рост, как естественное разворачивание в человеке того, что заложено в нем природой или стало его второй природой - в отличие от развития и формирования личности.


33. потребности человека.

1. Физические потребности: Это основные потребности человека, которые включают необходимость в воздухе, воде, сне, еде. Так же нам важно близкое общение с людьми противоположного пола.

2. Эмоциональные потребности: Это – потребность в похвале, любви, доверии, безопасности, спокойствии и самовыражении.

3. Общественные потребности: Это потребность в товарищеских отношениях и дружбе. Это обычное уважение в группе сверстников или в социальной группе.

4. Интеллектуальные потребности: Это потребность в получении ответов на интересующие вопросы, удовлетворении любопытства, чтении, изучении чего-то нового и занимательного.

5. Духовные потребности: Это потребность в вере,большинство из нас верят в более высокую божественную власть. Духовные потребности человека позволяют обрести внутренний покой и гармонию,пережить различные неприятности и содействовать более глубокому пониманию мира.

6. Творческие потребности: Это потребность выразиться в любом образе, в котором Вы желаете. Это может быть искусство, танец, сочинение стихов или прозы – все то, что позволяет Вам творить и вызывает вдохновение.


34. мотивы деятельности. Мотив — это побуждение к деятельности, то ради чего совершается та или иная деятельность.

Мотивы оказывают решающее влияние на характер деятельности. Нужно отметить что, деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, среди которых можно выделить ведущие и второстепенные. Мотивы же деятельности не всегда ясны. Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.


35.-45 социальные мотивы. 1.мотив аффилиация-проявляется как стремление чел-ка наладить добрые, эмоц. положительные взаимоотношения с людьми. Отвергание-проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми людьми. Власти- устойчивая и отчётливо выраж. стремление чел-ка иметь власть над др. людьми. Просоц. поведение – любые альтруистические действия напрявленные на благополучие др. людей, желание помочь им. Агрессивности- действие наносящее чел-ку какой-либо ущерб: моральный, матер., физич., или намерение причинить вред.


36. психические процессы- психические явления в динамике проявляющ. в виде реакции. Конец одного психич. процесса связан с началом новым. Поэтому в состояние бодрствования психическая деятельность непрерывна.

37. психические свойства- это относительно устойчивый уровень психич. деятельности определивш. в данное время и проявляющ. повышенной или пониженной активности личности.

38. психические состояния- это типичные для данного чел-ка устойчивые образования определяющие количественно качественный уровень его поведения и деятельности.


39. воля. воля-свойство(процесс,состояние)

чел-ка, проявляющ. в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Воля проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

40. функции воли. Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека .Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия (человек, который испытывает потребность в поддержке во время своего выступления, призывает высказаться единомышленников; пребывая в глубокой печали, человек жалуется на всех окружающих и т.д.) .

Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям о образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.

стабилизирующая, связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех разного рода.

41. волевые качества человека. сила воли- максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Самостоятельность- волевое качество, заключ. в возможности чел-ка не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели. Решительность- волевое качество чел-ка, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твёрдые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Настойчивость- волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающ. в его деят. на пути достижения достаточно отдалённых целей. Энергичность- волевое качество, представляющ. собой возможность чел-ка действовать быстро и с большим напряжением своих физич. и дух. сил. Инициативность- волевое качество, благодаря которому чел-к действует творчески

42. понятие «потребность», «мотив», «мотивировка». потребность-

осознанное и переживаемое человеком состояния нужды в чём-либо. мотив— это побуждение к деятельности, то ради чего совершается та или иная деятельность. Мотивировка - даваемое человеком объяснение своим поступкам и действиям, их причинное обоснование.


43. мотивация и личность. Мотивация- совокупность психических процессов, которые предают поведению человека энергетический импульс и общую направленность. Личность-включ. в систему социальных отношений качеств. определённой субъективностью и сознанием активное образование.

Мотивационные явления неоднократно повторяющие со временем становятся чертами личности,к ним относят: мотив достижения успехов- стремление чел-ка добиваться только успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегание неудач- относительно устойчивое стремление чел-ка избегать неудач в жизненных ситуациях связанных с оценкой другими людьми, их деятельности. Локус контроля- хар-ка локализации причин, исходя из которых чел-к объясняет своё поведение и ответственность как наблюдаемое им поведение др. людей. Уровень притязаний- желаемый уровень самооценки личности, максим. успех в общение, которого чел-к рассчитывает добиться. Самооценка- складывается из оценки др. людей.


44.теория мотивации. содержание теорий мотивации является определение внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать установленным способом.











46. -47. классификация потребностей.

Физиологические потребности- состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.

Потребность в безопасности- (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).

Потребность в принадлежности и любви

Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.

Потребность в познании.Стремление к получению новой информации.

Потребность в уважении и признании

Эстетические потребности-Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.

Потребность в самореализации. Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.


48. Ощущениепсихически познавательный процесс отдельных св-в и качеств воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущения необходимо воздействие на органы чувств в данный момент явлений данного мира, кот. наз-ся раздражителями. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение наиболее совершенных по своей организации систем нервных клеток при обязательном участии коры головного мозга приводит к появлению ощущения. Анатомо-физиологические аппараты специализированных для приема воздествий отдельных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения наз-ся анализатором (каждый анализатор состоит т из 4 частей. 1. Рецептор – орган чувств преобразующий энергию в нервных сигналах. 2. проводящие нервные пути передающие сигналы в мозг. 3. мозговой центр в коре. 4. Апцептор обратной связи


49. Свойства ощущений. Качество - основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других. Например, специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в то же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида: слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления. Она зависит от силы воздействия раздражителя и от функционального состояния рецептора. Продолжительность (длительность) – временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя. По отношению к продолжительности ощущений употребляют такие понятия, как «латентный период реакции» и «инерция». Пространственная локализация – свойство ощущений, которое заключается в том, что переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель


50. Виды ощущений.

Дистантные ощущения.

1) зрение (электромагнитные колебания, отражение света от предметов)

2) слух (звуковые колебания)

3) обоняние (пахучие частицы, химический анализ) Контактные ощущения

4) тактильные (ощущения прикосновения и давления. Даже небольшое снижение тактильной чувствительности негативно влияет на психику. Наиболее чувствительны: а) язык, б) губы, в) кончики пальцев)

5) температурные (отдельные рецепторы на холод и тепло. температура тела принимается за 0 )

6) вкусовые (рецепторы в сосочках языка, реагирующие на химический состав пищи)

7) вибрационная чувствительность (реакция на низкочастотные колебания окружающей среды. самая древняя чувствительность. прородительница слуха и тактильных ощущений. нет специальных рецепторов, все ткани тела участвуют в передаче информации)

8) Болевая чувствительность (стоит на службе у инстинкта самосохранения. Люди без болевой чувствительности не доживают до 10 лет) ощущения, относящиеся к самому телу. Ощущения на события внутри тела.

9) Вестибулярные (определяют то, как тело размещено по отношению к земному притяжению. Нужны, чтобы понимать, где верх, где низ. Рецепторы во внутреннем ухе)

10) Мышечные (кинестические / динамические / скелетно-мышечные / проприорецепция) (специальные датчики во всех мускулах, местах прикрепления сухожилий и суставов. Реагируют на напряжение и расслабление. Благодаря им мы с закрытыми глазами можем сказать, что делает наше тело. Все виды скелетных движений регулируются психикой с участием мышечных ощущений).

11) Интроцепивные ощущения / интрорецепция (совокупный результат работы нескольких видов датчиков внутри организма (хеморецепторы - хим.события внутри тела, барорецепторы - реагируют на изменение давления, болевые, и др.). Зачастую не доходят до психики, до осознания. Управляются подкорковыми структурами. Что доходит до сознания (Сеченов): "темное валовое чувство организма" - плохоосознаваемое, недифференциированное. События внутри тела оказывают влияние на виды сенсорной чувствительности извне).


51. -55. свойства восприятия.

1. Предметность- спос-ть человека воспринимать мир не видя набора, а в форме отдельных друг от друга предметов обладающих свой-ми вызывающие данное ощущение.

2. Целостность - образ не дан в готовом виде а как бы мысленно достраивается до некоторой формы на основе небольшого элемента. Происходит в том случае, если некот. Детали предмета человеком в данный момент не воспринимается

3. Константность – опре-ся как спос-ть воспринимать предметы относительно постоянные по форме, цвету и величине, независимо от меняющихся физ-ких условий восприятия.

4. Категориальность - каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом «понятие» и относим к опред-ому классу.


52. общая характеристика восприятия. Восприятие –психически познавательный процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействие их на органы чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Ошибочно полагать, что восприятие является простым суммированием отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.


53.-56. классификация восприятия. В зависимости от целенаправленности, участия воли восприятие делится на две формы: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и произвольное, преднамеренное (целенаправленное). По модальности рецепторов восприятие подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное. Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени. В зависимости от сложности, развернутости, перцептивной деятельности восприятие бывает симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным),

Существует четыре уровня восприятия:

1) сенсорный - чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2) перцептивный - осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;

3) оперативный - охват какой-либо функции, стороны объекта;

4) деятельностный - взаимодействие с объектом как целью деятельности (классификация автора).

Виды восприятия могут классифицироваться и в соответствии со спецификой объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве самостоятельной деятельности.


54. отличие восприятий от ощущений. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человечес­ким сознанием предмету, явлению, процессу.


57. иллюзии восприятия. иллюзии- ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Иллюзии бывают: Аффективные- иллюзии, которые обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. Вербальные- иллюзии заключ. в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окруж. Парейдолические- иллюзии, которые вызываются из-за снижения тонуса психической деятельности, общей пассивностью.


58.общая хар-ка внимания. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание –психически познавательный процесс направленный на определённые объекты имеющий для личности устойчивую или ситуативную значимость.

59. виды внимания. Непроизвольное- возникает само собой бес сознательного сосредоточения, не требует волевых усилий со стороны чел-ка. Причины вызывающие непроизвольное внимание: новизна раздражителя; яркий эмоциональный тон; интерес. Произвольное- сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. К основным условиям возникновения относят: задача и сознательная программа действия; цель деятелньости; активность личности.


60. свойства внимания: объём внимания- такая хар-ка измерения того кол-ва объектов, которые восприним. одновременно. Концентрация внимания- степень сосредоточения на объекте, обеспечив. углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, можно успешно организ. деятельности. Распределение- выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюд. за несколькими процессами, чем лучше чел-к овладел действием, тем легче ему выполнять их. Отвлекаемость- выражается отвлеканием внимания конкретному объекту или деят-ть. Переключение- состоит в перестройке внимания с одного объекта на другой.

61. общее понятие о памяти. память- психически позноват. процесс отражения заключ. в закрепление, сохранение и последоват. воспроизведении прошлого опыта.


62. виды памяти. генетическая- сохраняет информ., которая определяет генетическое и физиологическое построение организма в процессе развития и враждённые формы видового поведения хранятся в ДНК. Прижизненное- хранит информ. полученную с момента рождения до момента смерти.

По хар-ру псих. активности: 1. зрительная- память на зрительный образ,2. эмоциональный- воспроизведения опред. чувствен. состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоц. состояние возникло впервые. 3. двигательная- память на позу, положение тела в пространстве лежит в основе проф., спортив., автомат. навыков. Виды памяти в зависимости от волевых усилий: непроизвольная- инф-ия запомин. сама собой в ходе выполнения деят. без спец. заучивания; произвольная- инф-ия запомин. целенаправленно с помощью спец. приёмов. По времени хранения материала: мгновенная- связана с удержанием до одной сек. точной и полной картины только что восприн. органами чувств без какой-либо переработки; Кратковременная- способ хранения инф-ии в течении короткого времени(несколько суток); Оперативная- рассчитана на хранение6 инф-ии на заданный срок; долговременная- хранит инф-ию в течении длительного времени.

63. процессы памяти. запоминание- процесс направленный на сохранение в памяти полученные впечатления. Сохранение- процесс активной переработки, систематизации, обобщения, материала и овладения им. Воспроизвед. и узнавание- процессы восстановления прежде воспринятого. Забывание- процесс вытеснения полученной информ.


64. общая хар-ка мышления. Мышление- высший познавательный психический процесс опосредованного и обобщённого отражения объективной действительности в её закономерностях наиболее сущ. связях и отношениях. Психология изучает : Мышление конкретного человека. Мышление является формой рационального познания. Оно раскрывает то, что невозможно познать восприятием. Мышление характеризует образы действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление познает глубинную сущность объективного мира, законы его существования, позволяет предвидеть будущее, планировать практическую деятельность. Мышление определяется как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Обобщенность как важнейшая характеристика мышления заключается в отражении и фиксации общего в предметах и явлениях и применения этих обобщений к единичным предметам и явлениям.


65. мыслительные операции. Анализ- мыслительное разделение целого на части. Синтез- объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически заданных частей. Конкретизация- применение общих законов к конкретному случаю. Обобщение- мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений. Сравнение и классификация- объединение предметов и явлений по наиболее общим признакам; сходства и различие.


66. свойства мышления. Любознат. и пытливость- стремление узнать как можно больше и досканальнее. Глубина- умение проникнуть в сущность предметов и явлений. Гибкость- умение правильно ориентироваться в новых обстоятельствах. Критичность- умение поставить под сомнение сделанные выводы и вовремя отказаться от неверного решения. Логичность- умение мыслить неограниченно. Прогностичность- умение на основание каких- либо данных выдвигать гипотезы, наиболее точно отображать истину. Быстрота- способность принимать правильные решения в кратчайшие сроки. Самостоятельность- способность мыслить независимо, операясь на собственную инициативу и силы.

67. типы мышления. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

68. формы мышления. причинно-следственный (детерминистский, представители этого типа мыслят цепочками строго вытекающих друг из друга причин и следствий),диалектико-алгоритмический (представители которого разделяют поток мысли на несколько конкурирующих направлений),фрактально-голографический (его представители реконструируют проблему, совмещая несколько её чётких срезов),вихревой (его представители склонны к хаотическому мышлению, быстро перескакивая с одного витка мысли на другой, отсекая не оправдавшиеся варианты).

69.интеллект. интеллект- глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Сущ. 3 трактовки понятия интеллект: биологическое- способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации; педагогическое- способность к обучению и обучаемость; структурный подход- способность адаптации средств к цели.

70. уровни и истоки интеллекта. Для оценки интеллекта используется коэффициент «интеллектуальности», который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. На основе соотношения расчётов умственного и хронологического возраста был выведен показатель IQ. Cуществует стандартизированные значения или уровни IQ: IQ в диапозоне 65 - 85 означает низкий уровень инттелекта;IQ в диапозоне 85 - 100 означает нормальный урвоень, нижняя граница нормы;IQ в диапозоне 100 - 115 означает нормальный урвоент, верхняя граница нормы;IQ в диапозоне 115 - 130 означает высокий уровень развития интеллектуальных способностей;IQ в диапозоне 130 - 160 означает, что у человека умственная одаренность.

71. понятие эмоций. эмоции- психические процессы отражающиеся в форме переживания, личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.


72. функции эмоций. Биологического индикатора- т.е. отражается реальная действительность в форме переживаний. Информационная- помогает ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности. регулятивная- способствует мгновенной мобилизации сил для избегания опасностей и страданий.


73. аффект- сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.





74. особенности эмоций и чувств. 1. эмоции и чувства взаимосвязаны, взаимообусловлены, но не равнозначны. Чувства обладают относительной устойчивости, а эмоции возникают на конкретную ситуацию. 2. Одно и то же чувство может переживаться по-разному. 3. Чувства и эмоции относительно не зависимы от воли человека. 4. иррадиация- распространённость на всё, что связанно с объектом наших чувств. 5. Для эмоций и чувств характерна двойственность переживаний; один и тот же объект вызывает противоречивые переживания, из-за того что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности чел-ка. 6. Часто высшие чувства вступают в конфликт с теми чувствами, которые считают себя более нужными. 7. Чувства отличаются от познават. процессов по содержанию, т.к. чувства субъективны, их формировать гораздо сложнее, чем знания. 8. Чувство качествнно, весьма разнообразно. Ощущений 12 видов, чувств-10-ки. 9. Полярность чувств- каждое чувство имеет свой антипод. 10. Эмоции универальны для всех людей планеты, но есть определённое нац. различие определяющ. традициями.


75. стресс - это врождённый защитный механизм, который на ранних этапах развития человека помог ему выжить, т.е. стрессовая реакция позволяет организму подготовиться к возбуждению.

76. настроение- достаточно продолжительный эмоциональный процесс не высокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.

77. фрустрация- психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

78. страсть- сильное, стойкое, доминирующее над другими, положительно окрашенное чувство чел-ка, хар-ся интузиазмом или сильным влечением к объекту страсти.


79. классификация эмоций. Существует множество различных классификаций эмоций у человека. Они могут различаться по силе переживания, по влиянию их на жизнедеятельность и по содержанию. В основе другой классификации лежат два признака: длительность и степень выраженности того ияи иного чувства. В зависимости от этого различают настроение, страсть и аффект. Наряду с этой общей классификацией все эмоции (и настроения, и чувства, и аффекты) в зависимости от того влияния, которое они оказывают на жизнедеятельность организма и общий тонус психических переживаний личности, могут быть подразделены на два вида - стенические (повышают жизнедеятельность) и астенические (понижают жизнедеятельность).

81. виды общения. Духовное- межлич. общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обяз-о прибегать к помощи слов, такое возможно, когда кажд. участник имеет образ собес-ка, знает его лич-ть, интересн. убеждения, может предвид. его реакцию. Монипулятивное- направл. на извлеч. выгоды от собес-ка с использ. разных приёмов в завис-ти от особ-ей личности собес-ка(лесть, запугивание). Светское- суть его в бесперд-ти, когда люди говорят не то что думают, а то что положено в этой ситуации. «Контакт масок»- формальное общ-е, когда люди использ. обычные маски доброты, вежливости и т.п. Примитивное- вид общ-я, при котором другого чел-ка оценивают как нужный или меняющ. объект. Формально-ролевое- когда регументир-ны содержание и среда общ-я, но вместо знания лич-ти собес-ка обходятся знаниями его соц. роли.

82. функции общения. Инструментальная- хар-т общ-е, как соц. механизм управл. передачи информ. необходмой для действия. Интегральная- раскрывает общ-е как средство объедин-ия людей. Трансляционная- функция передачи конктетных способов деятельности, оценок и т.п. Самовыражение- опред. общение как форму взаимопонимания психического контекста. Социализация- формир-ие навыков взаимодействия в соответствии с принятыми нормами. Экспрессивная- взаимопонимание пережив. и эмоциональных состояний.

83. типы межличностного общения. Императивное общение - это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной стороной, "страдательной" стороной.

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

Диалогическое общение - это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

84. барьеры общения. барьеры- препятствия в общение. Выдел-ся след-е: Информационно-дефицитарный- механический обрыв информации из-за её неястности, неверности и искажения. Замещающе-искаж-ий- предание получ. информ. иного значения, возникает когда передача идёт через нескольких чел-к. Фонетич. непонимание- использ. различ. языков, диалектов, дефекты речи и дикции. Стилистический- несоответствие стиля речи и ситуации общения. Семантический- различ. в системных знач. участников общения(жаргон, сленг…). Логический- логика рассужд. либо слишком сложна, либо кажется неверной. Социо-культурные – это соц., политич., религиозные, проф-е опред. степень авторитета и соответв-о степень внимания предполагаемой инф-ии.

85. общение как обмен инф-ии. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «Все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в . коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии интерсубъективности знака, т.е. при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

86. средства общения и их функции. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

87. общение как взаимодействие. Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии.Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнеров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворенности.

Стратегия "контролера" - стремление заставить партнера принять свой план взаимодействия, навязать свое понимание ситуации и довольно часто они действительно достигают контроля над взаимодействием.

Стратегия "нанимателя" - адаптация к партнеру.

Открытость общения - это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Помимо открытого и закрытого общения в чистом виде существуют еще и смешанные типы;

одна из сторон пытается выяснить позицию другой, в то же время не раскрывая своей. общение, при котором один из собеседников открывает партнеру все свои "обязательства", рассчитывая на помощь, не интересуясь намерениями другого.





88. перцептивная сторона общения- социальное восприятие людей. Психологические механизмы восприятия людей: Идентификация- возможность поставить себя на место других и определить как бы вы действовали в подобной ситуации. Эмпатия- понимание на уровне чувств, стремление откликнуться на проблемы другого чел-ка. Рефлексия- осознание действующим индивидам того, как он воспринимается партнёром по общению. Ошибки восприятия: Фактор отношения к нам- люди хорошо к нам относятся, оцениваются выше, чем люди, которые относятся к нам плохо. Отношение к нам проявляется в согласии или несогласии с нашей позицией. Мы склонны тем выше оценивать чел-ка,чем ближе его мнение к нашему собственному. Фактор привлекательности- склонность переоценивать внешне привлекательного человека и недооценивать не привлекательного чел-ка. Доказано что: красивые люди воспринимаются более умными, добрыми, общительными, привлекат.

89. Коммуникативная сторона общения- это общение как обмен информацией. Средства: способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки инф-ии. Вербальные(речевые): Функцией является передача инф-и, которая осущ. при помощи языка. Адекватность восприятия инфор-ии во много зависит от наличия или отсутствия коммуникативных барьеров. Барьеры- препятствия в общение. Выдел-ся след-е: Информационно-дефицитарный- механический обрыв информации из-за её неястности, неверности и искажения. Замещающе-искаж-ий- предание получ. информ. иного значения, возникает когда передача идёт через нескольких чел-к. Фонетич. непонимание- использ. различ. языков, диалектов, дефекты речи и дикции. Стилистический- несоответствие стиля речи и ситуации общения. Семантический- различ. в системных знач. участников общения(жаргон, сленг…). Логический- логика рассужд. либо слишком сложна, либо кажется неверной. Социо-культурные – это соц., политич., религиозные, проф-е опред. степень авторитета и соответв-о степень внимания предполагаемой инф-ии.

Невербальные: Функция-передача отнош. к партнёру по общению.

90. Интерактивная сторона общения- общение как взаимодействие. Главная цель- воздействие на партнёра, которое может быть ориентировано на след. стратегии: Контролёр- стремление контролировать и управлять ситуацией, поведением др., желание доминировать. Пониматель- стремление понять ситуацию, поведение др. людей, желание лучше взаимодействовать, избегать конфликтов. Общение осущ. по поводу того или иного предмета и хар-ся след. позициями: Открытость общения- способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других. Закрытость общения- неспособность или нежелание раскрывать свои позиции, свою точку зрения на предмет общения. Смешанные типы общения- одна сторона пытается узнать позиции другой, не раскрывая своих. Одни из собеседников раскрывает партнёру свои позиции, рассчитывая на помощь и не интересуясь его мнением.



91. этапы установления контакта. 1.Установка контакта- задача этого этапа побудить собеседника к общению. 2. Ориентация- помогает определить стратегию и тактику общения, развить интерес к нему, вовлечь партнёра. 3. Активное обсуждение вопроса не в принуждённой обстановке. приёмы, которые можно использовать: шутка, повышение эмоц. тонуса содес-ка, включ. собес-ка в выполнение физич. деятельности. 4. Принятие решения- определяется предыдущей стадией и логически вытекает из неё. 5. выход из контакта- цель: создать хорошее послед. впечатление, что будет влиять на будущее отношение.

92. невербальные средства общения. Невербальное общение совершается без словесного контакта.

1) оптокинетические:

жестикуляция,

мимика,

пантомимика - движение и позы,

направление взгляда,

визуальный контакт,

покраснение и побледнение кожи,

стереотипы моторики).

2) паралингвистические:

интенсивность,

тембр,

интонация голоса,

качество голоса,

диапазон голоса,

тональность голоса.

3) экстралингвистические:

паузы,

темп речи,

связность речи,

смех,

покашливание,

заикание.

4) проксемические:

физическая дистанция контакта:

персональное пространство:

= интимная (0-40-45см)

= личная (45 -120-150см)

социальная (150-400 см)

публичная (400-750-800см)

угол поворота к собеседнику

5) предметные контактные, тактильные действия:

рукопожатия,

объятия,

поцелуи,

похлопывание,

толчки,

поглаживания,

касания,

пощечины,

удары.

6) ольфакторные - связанные с запахом.


93. механизмы социального восприятия.

Социальное восприятие — восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Механизмы социального восприятия (социальной перцепции):

  • идентификация (мы в других видим то, что находится в нас самих). Идентификация - отождествление себя с кем-то или чем-то.

  • каузальная атрибуция (мы во многом видим в другом человеке то, что о нем сами надумали и ему приписали). Каузальная атрибуция - то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

  • рефлексия (то, как человек понимает себя, свои чувства и мотивы, сильно влияет на восприятие им других людей). Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки. Понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов.

94. деловое общение- это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.


95. виды делового общения. По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

· Приветственная речь;

· Торговая речь (реклама);

· Информационная речь;

· Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

· Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

· Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

· Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

· Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

· Дискуссия;

· Совещание (собрание);

· Пресс-конференция.

· Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

· Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

96. принципы делового общения.

принцип информированности — перед вступлением в делово контакт желательно иметь достаточную информацию об имщ же партнера, его компетентности, профессионализме, финансовой обеспеченности, культурном и образовательном уровнях;

принцип морально-психологического настроя нацеливает участнг ков делового общения на создание теплой, дружеской, доверительной обстановки, т.е. на атмосферу, располагающую к откровенному диалогу;

принцип наименьшего действия предусматривает деловое общение с учетом четкого обоснования расходов на осуществление намеченной бизнес-операции от замысла до ее окончательно реализации в условиях минимизации совокупных затрат;

принцип реальных возможностей организации делового общения - коммуникатор должен предварительно оценить свои реальны возможности в области финансов, наличия важнейших эле ментов рыночной инфраструктуры, профессиональных кадров необходимых для вступления в деловое сотрудничество с пс тенциальными партнерами;

принцип надежности — на каждом этапе делового общения не обходимо четко следовать данным обещаниям, быть до конца коммерческой сделки убедительным, конструктивным и oтветственным за все пункты договорных условий.

97. виды слушания. Техника слушания.

Виды слушания

Существуют несколько видов слушания:

Вообще не слушаю собеседника (активное "неслушание")

Взгляд мимо, ответы невпопад, занят своими делами. Все слова собеседника пропускаю мимо ушей.

Демонстрирую, что слушаю собеседника (псевдослушание)

Делаю вид, что слушаю, как бы поощряю собеседника говорить, но на самом деле пропускаю все мимо ушей.

Слышу то, что хочу услышать (избирательное слушание)

Слышу не все, а только часть сказанного. Не внимаю собеседнику, а скорее выискиваю в его словах то, что нужно мне. Выхватываю отдельные фразы или слова из контекста сказанного, криво интерпретирую или понимаю суть сказанного.

Слушаю и слышу собеседника (Активное слушание)

Поддерживаю с собеседником зрительный контакт. Выразительно реагирую мимикой и телом на сказанное (откликаюсь эмоционально). Киваю, одобряю, «угу-каю» и «ага-каю», давая понять собеседнику, что есть интерес к разговору. Задаю уточняющие вопросы. Дословно повторяю или перефразирую собеседника. Выражаю Понимание. Подытоживаю основные мысли собеседника в процессе разговора.

Техника слушания имеет следующие виды: поощряющая, узнавающая, отражающая, суммирующая.

Поощряющая техника слушания - это поддержка разговора без комментариев. Цель: стимулировать монолог партнера.

Узнавающая - это усвоение основных идей разговора. Цель: показать, что вы слушаете и понимаете.

Отражающая - отражение ощущений партнера по разговору. Цель та же, что и выше: показать, что вы слушаете и понимаете.

Суммирующая - это усвоение, отражение и суммирование идей собеседника. Цель - собрать вместе все важные идеи и сформировать основу для дальнейшего обсуждения.

98. понятие конфликта. конфликт- столкновение целенаправленных интересов, позиций, мыслей, или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жёсткой форме. Для того, чтобы конфликт начал развиваться необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать ущемляя интересы 2 стороны.

99. структура конфликта. Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами. Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.



100. классификация конфликтов.

В зависимости от источников и носителей конфликта выделяют: социальные, психологические, организационные (управленческие). По длительности протекания различают кратковременные конфликты, которые быстро распознаются и разрешаются, и долговременные, влекущие глубокие нравственно-психологические травмы людей. По направленности действий выделяют вертикальные конфликты - между руководителем и подчиненными, и горизонтальные - между сотрудниками одного уровня. По степени открытости существуют открытые конфликты, когда ярко выражены внешние агрессивные действия, такие как споры, ссоры, драки, а так же закрытые, когда используются косвенные методы.

По количеству участников различают внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, в которую она входит, конфликт между организациями или группами одного или различного статуса. Наиболее распространенная форма конфликта в организациях - межличностный конфликт. Как правило, это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, вакантное место, рабочую силу, время использования оборудования и т.д.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда член группы отступает от сложившихся в группе норм поведения и труда. Конфликт между руководителем и группой возникает при неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и специалистов, из-за неприятия нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповой конфликт возникает между различными группами в организации, между высшим и более низкими уровнями управления.

101. Причины конфликтов:

*информационные

И - искажение или слухи

Н – невольная дезинформация

Ф – факты ( неточные, посторонние, умышленное сокрытие)

О – обнародование нежелательного

Р – репрезентотив-сть ( ненадежность экспертов и свидетелей)

М – многозначность смысла

*Факторы отношений

Б – баланс силы и нарушение

С – совместимость и нарушение совместимости

С – кто сколько вкладывает

*структурные

С – статус, столкновение

Т – традиции

Р – ресурсы

У – услуги и товары

К – контракты

Т – техника и эффективность ее ис-ния

У – уважение к старшим и др. соц. Нормы

Р – религия и ритуалы

А – авторитет

*ценностные

Ц – ценности

Э – этика

Н – нужды

Н – нормы

О – опасения

С справедливость

Т – традиции (неписанные)

И – идеология (нарушения ценностей)

*Поведенческие факторы, конфликт вызывает поведение, если оно:

А- агрессивно

Б – безответно

В – властно

Г – глухо

Д – демонстративно

Э – Эгоистичное


102. управление конфликтами.

Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности.

Р. Вердербер и К. Вердербер предлагают 15 общих рекомендаций по управлению конфликтом

1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.

2. Доброжелательное, уважительное отношение.

3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.

4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.

5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.

6. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.

7. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.

8. Обращение к фактам.

9. Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).

10. Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.

11. Предложение рассмотреть альтернативные решения.

12. Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.

13. Повышение значимости партнера.

14 Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.

15. В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»).


103. технологии бесконфликтного общения

Решать спорный вопрос в настоящем времени, не вспоминая прошлые обиды и конфликты.

Адекватно воспринимать, осознавать и отражать существо конфликта с точки зрения психологических механизмов—интересов, потребностей, целей и задач противоборствующих сторон. Почаще задавать вопрос: "Правильно ли я Вас понял (поняла)?", что поможет избежать смысловых барьеров.

Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

Попытаться понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.

Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять нелестных эпитетов. Резкость вызывает резкость.

Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или иных вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот, кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.

104. внутриличностный конфликт.

Внутриличностный конфликт (острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутренней структуры, отражающее противоречивые связи с окруж. средой и задержив. принятие решений)

Показатели:

1. Когнитивная сфера (снижение самооценки, осознание своего состояния как тупика, глубокие сомнения в истинности принципов)

2. Эмоциональная сфера ( психо - эмоц. Напряжение, частые и знач-е эмоц-ные переживания)

3. Поведенческая сфера ( снижение качества интенсивности деят-сти снижения удов-сти деят-сти, негативный эмоц-ный фон общения)

4. Интегральные показатели (ухудшение механизма адаптации, усиление стресса)

Виды:

-истерический(хар-ся завышенными интересами личности в сочетании с недооценкой объективных условий)

-психо-астенический (хар-ся противоречиями собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом и личным поведением)

-нервостенический ( хар-ся противоречивыми возможностями личности и ее завышенными требованиями)


105. виды выхода из конфликтных ситуаций.

1. уход- стиль когда человек стремится уйти от конфликта.2. приспособление- когда чел-к отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти на встречу. 3. Компромисс- когда одна сторона принимает точку зрения др., но лишь до опред. степени. 4. Сотрудничество- когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что даёт им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. 5. Принуждение- когда участники конфликта пытаются заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало не интересуясь мнением и интересами др.


106. понятие «малой группы», её особенности и черты.

Малая группа – это относительно небольшое число непосредственно контактирующих ин-ов объединенных общими целями или задачами.

Типичным особенности и черты группы:

1) взаимоотношение и взаимовлияние между ее членами, без чего группа не существует;

2) известную определенность ролей, которые выполняют отдельные индивиды;

3) обособление лидеров, влияющих на мнение остальных;

4) определенную общую цель, деятельность и организацию;

5) существование у членов группы чувства “мы”, единства группы;

6) сплоченность, чья степень зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения между ее членами, а с другой - от интереса, вызванного деятельностью в группе



107. этапы развития группы.

1. Конгломерат – группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся в одно и тоже время на одной и той же территории

2. Номинальная группа – группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование и связанные с этим социальный статус, общие цели и способы деятельности.

3. Ассоциация (группа работников) – группа людей, объединенных совместной деятельностью

4. Кооперация (группа сотрудников) – группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата деятельности

5. Автономия (группа соратников) – целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней

6. Коллектив (группа единомышленников) – группа людей осуществляющих совместную деятельность и добивающихся результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей.

7. Корпорация – группа людей характеризующихся гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп.


108. феномены малой группы. феномен соц. пасилитации- заключ. в возрастание активности индивида в присутствие других членов группы. Соц. лени- люди трудятся ради общей цели хуже, когда их усилия анонимны, нежели в случае индивидуальной ответственности, когда виден вклад кажного в общее дело. Де-индивидуализации- утрата самосознания и индивид. ответсвенности, когда нормальное сдерживание значительно ослабевает.


109. уровни развития группы.

По уровнем развития различаются следующие группы:

диффузные;

ассоциации;

корпорации;

коллективы.

Низкая форма существования группы – диффузная. под диффузной понимают группу людей, которые случайно объединенными на короткий промежуток времени.

Ассоциация - Это более сложное образование. Это группа в которой отсутствует деятельность, ее объединяет, организация и управление. Ценностные ориентации членов ассоциации проявляются в условиях группового общения.

Корпорация - организованная группа, характеризующаяся замкнутостью структуры, максимальной централизацией и авторитарностью руководства.

Высшая форма развития группы - коллектив. Коллектив - это группа людей, объединенных общей целью и которые достигли высокого уровня развития в ходе социально -значимой деятельности.


111. социально-психологический климат группы. Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными.

Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.


112. основные категории характеризующие положение индивида в группе.

Позиция- официальное определяемое должностью положение. Статус- реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень её авторитетности может быть высоким, средним, низким относительно положения. Внутренняя установка- субъективное восприятие личности своего статуса. Роль- нормативно-заданный или коллективно-одобряемый образец поведения личности. Групповые нормы- общее правило поведения, которых придерживаются все члены группы.


113. лидерство и руководство. Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Руководство

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

4. Явление более стабильное

5. Более определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

Лидерство

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Возникает стихийно

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Менее определенная система различных санкций

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа


114. отрасли психологии. соц. психология- предметом изучения является соц. психологические проявления личности, его взаимоотношение с людьми, психологическую совместимость, соц. псих. проявления в группе. Педагогическая психология- изучает закономерности развития личности в процессе воспитания и обучения. Возрастная психология- изучает закономерности развития нормального здорового человека в онтогенезе. Детская- изучает развитие сознания психических процессах деятельности личности растущего человека в условиях ускоренного развития. Психология труда- изучает психологич. особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, соответствие профессии. Инженерная- изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования в создание и эксплуатации новых видов техники. Мед. психология- изучает особенности деятельности врача и поведение больного, методы лечения и психотерапии. Военная- изучает поведения человека в условиях боевых действий. Психология религий- предметом изучения является понимание и объяснение поведения верующих, представителей различных конфессий.


115. Бихевиори́зм — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.


Глубинная психология — общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология», хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте — как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.


Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы.

Гештальтпсихология – это направление в психологии, основанное Максом Вертгеймером, была до некоторой степени восстанием против молекулярной программы Вундта для психологии, и приобрела приверженцев среди многих ученых, включая Уильяма Джеймса. Фактически, слово Гештальт означает объединенное или значащее целое, которое должно было быть центром психологического исследования. У этого течения психологии были свои корни в работах многих философов и психологов, работавших до появления Гештальтпсихологии.

Деятельностный подход - теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом (см. Филогенез), историческом (см. Социогенез), онтогенетическом (см. Онтогенез) и функциональном развитии.