ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2019
Просмотров: 173
Скачиваний: 8
1.Культурология, её предмет. Причины интереса к проблемам культуры в XX веке.Термин культурология придумал американский учёный Лесли Уайт. Предмет культурологи – Культура. Объект культурологи – сущность, структура, свойства культуры; типология культуры. Культура – среда обитания человека. Культура – главный отличительный признак человека от животного. До 1917 г. – 12 определений культуры. Сейчас 1500. Аспекты культуры: 1) система материальных и духовных ценностей; 2) деятельность человека по созданию этих ценностей; 3) потребление этих ценностей – усвоение человеком опыта предков. Причины интереса к проблемам культуры в XX в.: 1) социальные изменения в XX в. (революции привели к смешению сословий; мировые войны показали хрупкость христианской культуры; выход на мировую арену стран третьего мира); 2) усиление взаимодействие культур; 3) повышение роли средств массовой коммуникации; 4) формирование массовой культуры; 5) культура стала важной сферой гос регулирования. Культурология: история культуры; теория культуры: базируется на знаниях лингвистики, семиотики, искусствоведения, истории, археологии, антропологии, этнографии, соцологии, психологии.
2. Проблема происхождения культуры. Единство антропо-, социо- и культурогенеза.
Антропогенез – происхождение физического типа человека. Социогенез— процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.Культурогенез – происхождение культуры как специфически человеческого способа приспособления к среде. Проблема культурогенеза состоит из двух аспектов: - происхождение культуры; - происхождение основных форм культуры (формогенез). Культура невозможна без человека. Человек невозможен без культуры. Любая культура антропогенна. Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.1)трудовая 2)символическая(кул-ра появл-ся вместе с символами(письменность,речь и т.д.) 3)Концепция Фрейда(Кул-ра возникает вместе с запретами;Первые запреты –акцест и людоедство в племени.)
3. Представление о культуре в Древнем мире и средневековье.
I. Греция: Воспитание отличало человека от животного, эллина от варвара, свободного от раба. Пайдейя – единство воспитания, обучения, мастерства. Культура понималась как единство Истины, Добра и Красоты. В эпоху эллинизма - культ знания, учёные были секретарями и учителями правителей. Аристотель: «Признак знатока – способность научить». II. Древний Рим:culturaagri – правильное, интенсивное возделывание земли и душевное отношение к ней (Катон Старший); coler – целенаправленное преодоление хаоса в обществе (Тацит); culte, cultus – высокое напряжение творческих сил человека, физическое и духовное самосовершенствование. Цицерон: culturaanimi – «возделывание души», «выпалывание» из неё пороков. HUMANITAS – «Человеческое достоинство». С точки зрения Древних римлян достойный человек: политически зрелый, высокий художественный вкус, фатовское искусство. III. Средние века: Христианство отказывало человеку в праве на творчество. Удача творца – снисхождение на него божественной благодати. В эпоху Возрождения человек – смертный Бог. В моде подчёркивалась индивидуальность. Бог и человек способны творить.
4. Представление о культуре в Новое время.
Культ рационализма. Рене Декарт: «Человек без воспитания и обучения способен открыть все истины мира». Томас Гоббс: «Культура искусства придумана человеком». Джамбаттисто Вико: принцип «верум-фактум» - истинно гуманитарное знание, а не естественное, так как Бог создал мир, а человек – историю»; «Исторический этап надо оценивать по его критериям, нельзя модернизировать историю». Фрэнсис Бэкон: Культура – это практическая деятельность людей, направленная на преобразование и использование природы. Эпоха Просвещения: Вольтер: «Рассуждение о человеке», «Опыт о нравах и духе народов». Жан-Жак Руссо: идеализировал дикаря, критиковал буржуазную культуру; культуры отделяет человека и народы от природы, подрывает его здоровье, ведёт к вырождению и к гибели. Иоганн Готфрид Гербер: «Идеи к философии истории человека»; Сторонник равноправия народов; Против преувеличения роли Европы в развитии мировой культуры: решающая роль в развитии культуры – язык и общественные институты; Теоретик и собиратель фольклора; Испытывал уважение к культуре славян; Считал человека высшим и последним звеном природы; Культура не дана человеку от природы, а появляется по ходу исторического прогресса; Человек учится всему от других людей. Иммануил Кант: Воспринимает культуру через мораль. Гегель: Использовал термин «культура»; символическое воплощение мирового духа – в культуре, а объективное воплощение – в государстве.
5. Современные культурологические теории.
Герменевтика: искусство толкования, появилось как метод для исследования античных тестов и иносказаний Библии в эпоху Возрождения. Структурализм: представители – К. Леви-Стросс, Ж. Лакон, М. Фуко – поставили задачу преодолеть описательность в изучении культуры; изучать её строго научными методами (математика, компьютер); методы взяты из лингвистики. Основа метода – Выявление структуры как совокупности отношений, постоянных при любых изменениях. Культура – совокупность знаковых систем, самая важная из них – язык. Структура культуры: наука, искусство, мода, религия, реклама, хорошие результаты при изучении примитивных обществ. Культурная антропология: Франц Боас – теория возникла от понятия «культурный шок». Варианты выхода из культурного шока: геттоизация – люди одной культуры занимаются в одной культуре; ассимиляция. Аккультурация – процесс длительног взаимодействия культур, результат которого – изменение в развитии обеих культур. Семиотика: Эрнст Кассирер – Культура – единица разных символических систем. Человек способен создавать искусственный мир, обозначая символами реальности. Человек живёт в символической Вселенной. Человек – «символическое животное». Анализ национальных особенностей по Хоффстеде:1. «Дистанция власти» - отражает отношения между людьми, которые занимают различное социальное положение. Может быть большой и малой. 2. «Индивидуализм и коллективизм» - отражает степень связей между людьми. Коллективистские культуры: люди объединены в группы, защищают свои интересы вместе, но требуют преданности; высокий уровень агрессивности по отношению к чужакам; эти страны бедные. Индивидуалистские культуры: более вежливы к чужакам; богатые; человек не привык надеяться на помощь со стороны; более инициативные. 3. Женственность и мужественность – параметр отражает степень разделения ролей между мужчинами и женщинами в обществе. Женские культуры: функции мужчин и женщин в обществе похожи; ценится скромность, равноправие, забота о других; споры решаются через компромисс; скандинавские страны, Голландия, Франция, Беларусь; толерантность. Мужские культуры: споры решаются через конфликт; более агрессивны; Латинская Америка, арабские страны. 4. «Избежание неопределённости» - отражает степень опасности, которую чувствует человек в новой для него ситуации. 5. Краткосрочная или долгосрочная ориентация» на будущее – показывает традицию планирования своей жизни. Игровая теория – исследование роли мифов, фантазии в мировой цивилизации, игры как всеобщего принципа становления человеческой культуры. Игровая теория включает в себя три сферы анализа: собственно историографию; разработку теории возникновения и развития мировой культуры; критику эпохи. Особое значение в возникновении и развитии мировой культуры придается игре как основе человеческого общежития в любую эпоху. Ее цивилизационная роль — в следовании добровольно установленным правилам, в обуздании стихии страстей. Игровая теория подчеркивает антиавторитаризм игры, допущение возможностей выбора игровых средств, отсутствие гнета “серьезности” фетишистских представлений.
6. Теории культурно-исторических типов.
1. Н.Я. Данилевский: выделил 13 культурных типов, каждый из которых объединяется близостью языка, осознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку. Славянский тип культуры, будучи наиболее перспективным, и призванный осуществить руководство всемирно - историческим процессом, объединяет различные виды деятельности. 2. О. Шпенглер: выделил 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, апполоновскую (греко-римскую), магическую (византийско-арабскую), фаустовскую (западно-европейскую), майя, и предсказал возникновение русско-сибирской. Каждая культура существует около 1000 лет и умирая превращается в цивилизацию. 3. А.Дж. Тойнби: культура имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается повседневная жизнь - от самых грубых ее проявлений до высоких взлетов творческой фантазии.Каждая культура проходит стадии возникновения, расцвета, надлома и заката. «Возникновение и рост» происходят за счет энергии «жизненного порыва», а надлом, упадок, разложение связаны с «истощением жизненных сил».
7. Представление о культуре в психоанализе. Концепция культурных архетипов К. Юнга.
К. Юнг ( выводит сущьность культуры из явлений коллективного бессознательного.. Предложил в бессознательн. психику наличие «мифообраз» структурных элементов. Архитип- представляет собой врожденную установку, образ ситуации, в которой заложена модель инстинктивного поведения.Архетипы: мать-земля; дерево жизни; дьявол отриц герой; мудрый старец;герой.
Психоанализ(Фрейдизм): Бессознательное-ОНО(инстинкты);Я-сознание;СВЕРХ Я - -самосознание.Фрейд: Культура лишает чел-а счастья.По его мнению,кул-ра- система запретов.
8. Постмодернизм в понимании культуры.
Термин условен, широко применяется с 1979 года после выхода книги Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние». Самая постмодернистская страна – Япония. Фёдоров назвал Европу «цивилизацией молодых» - нет желания подчиняться старшим (традициям). Эта тенденция привела к тому, что культура развивается без опоры на традиции. Отказ от истины. Анархия – признак свободы творчества. Тяготение к неопределённости. Нацеленность на перестройку и разрушение традиционной культуры (нет уважения к авторитетам). «Двойное кодирование» художественного произведения (адресовано одновременно к массе и профессионалам). Культуре свойственно «Передразнивание» (статуя Свободы). Замена гуманистический принципов игровыми («мы из будущего», Акунин). Обесцениваются годы труда, которые потрачены на овладение мастерством (делетантизм в искусстве). Искусство воспринимается как чистое экспериментаторство. Идея – художника окружают враги, а не ценители. НО: освобождение от догматизма; стимулирует интеграцию культур; поиск новых смыслов существования культуры.
9. Многозначность понятия культуры. Основные определения культуры.
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. В немецком языке слово Kultur означало высокий уровень цивилизации. Применительно к нашей сегодняшней жизни можно сказать, что совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Культура: "комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор); "каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс); "социальное наследование" (Б. Малиновский); "культурный аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения" (П.. Сорокин); "организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт); "то, что отличает человека от животного" (В. Оствалъд); "процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса" (Э, Кассирер); культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский).
10. Материальная и духовная культура.
Материальная культура: — производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; — воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Под материальной культурой понимается деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Духовная культура: — содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.); — показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.). Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
— теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни; — этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления; — эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
11. Основные функции культуры.
Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.Духовным производством является производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:идеи, теории, образы, духовные ценности;духовные общественные связи индивидов;духовность человека». Коммуникативная функция – воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.
12. Основные функции культуры(адаптация, социализация, игровая, компенсаторная)
формирование основных жизненных принципов и идеалов, развитие духовных качеств. Развитие через матер культуру вкуса к определенным технич достижениям. В момент рождения с первых шагов человек начинает творить, что является естесственной потребностью закономерностью развития.
Коммуникативная – На уровне языка происходит связь в малых и больших соц группах. Символический язык рисунков прошлых лет дает возможность постичь глубины знания древних египтян, шумеров, ацтеков. Музыка в своих символических знаках передает опыт духовных переживаний. Средства массовой печати кино способны в кратчайший срок объединить, дать определенное знания большому кол-ву людей.
Компенсаторная – многие виды искусства способны восстановить утраченные физические и духовные силы человека (физ.куль-ра, танец, музыка, театр).
Социализации – культура формирует соц группы. Эволюционно человек поставлен в условия выживания в сообществе.
Трансляции культ опыта - функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа через механизмы передачи – язык, традиции, системы воспитания и тд.
Адаптации – через культуру происходит приспособление к новым условиям(миграция), конденсатором культуры ее символическим выразителем является язык с помощью которого человек приспосабливается.
13. Типология культуры. Многообразие типологий и критерии типологизации.
Типология от греч – вид, форма, учение о видовых отличиях культуры, основных типах культуры. Проблемы типологии возн в различных науках когда они имеют дело с большим объёмом материала, который необходимо упорядочить. В типологии принято различать конкретно исторические и идеальные культурные типы. Принципы при построении – геограцический, национальный, хронологический.В построении синхр типологий Мб исп критерии: дифференциация культуры на материальную и духовную, по социо-биологическим признакам. Выделение этапов жизненного цикла – детская, подростковая, юношеская, взрослых. Деление по расовому признаку, по социальному, по типу поселения.
14. Массовая культура и элитарная культура.
Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. Термин «массовая культура» получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал — формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности.
15. Понятие субкультуры и контркультуры.
Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.Контркультура - совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; специфическая субкультура, порожденная «молодежным бунтом» 60-х - начала 70-х 20 в., основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его «естественному состоянию». Термин К. был впервые введен американским социологом Т. фон Роззаком для обобщенного обозначения альтернативистских тенденций в искусстве, общественной мысли, религиозной жизни, политике и быту. К. представляет собой опыт разнопланового социального экспериментирования, не связанного жесткими идеологическими, конфессиональными, национальными или возрастными границами. Строго говоря, это не единое движение, а набор разнообразных культурных инициатив, объединенных негативным отношением к существующей системе ценностей.
16. Понятие национальной культуры.
Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств. Междукоторыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.
17. Понятие культурной динамики.
Культурная динамика — изменения, происходящие в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Культурная динамика — это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Культурная динамика может реализовываться в следующих основных видах: постепенно-линейном и циклическом. В линейной концепции можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную. Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фреэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры можно выделить три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизацию.
Развитие идёт по пути усовершенствования человеческого рода путём усложняющейся организации общества и человека. В рамках многолинейной эволюционной модели признаётся множественность путей социокультурного развития, отказ от всеобщих законов эволюции. Основное внимание уделено изучению и обобщению эмпирических данных, полученных при изучении региональных культур, фиксацией исторических параллелей и повторов. Основное внимание уделено изучению проблем культурной адаптации. Концепции линейного развития культуры противопоставляется идея цикла — обобщённого представления об универсальной форме внутренней динамики культуры в период существования от возникновения до распада. Каждая культура, с точки зрения этого подхода, проходит определённый жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу.
18. Типы культурных изменений.
1) Фазовый (Маркс). Исключение: африканские племена. 2) Смена духовных стилей, направлений, мод, и т.д. присущ в основном Европе; барокко, готика и т.д. 3) Обогащение и дифференциация культуры – никогда не происходит во всех сферах культуры. 4) Культурный застой – длительная неизменность или повторяемость норм, ценностей и смыслов при резком ограничении или запрете нового. Характерен малым этническим культурам, адаптированным к окружающей среде. 5) Упрощение культуры – может привести к факту деградации. Присущ малым народам, попавшим под влияние сильных культур. Чтобы выжить они замыкаются в себе. 6) Кризис культуры – ситуация разрыва между прежними духовными структурами и формированием новых, которые больше соответствуют современности. Пример: Ветхий Завет – рассказ о кризисе на Древнем Востоке. Поиск выхода из него – появление христианства. 7) Циклические изменения – преобразования: могут иметь естественное, природно-биологическое происхождение. Смена поколений, времён года, инверсия – изменение по принципу маятника. 8) Возрождение – обращение к предыдущему и более богатому периоду культуры. 9) Преобразование (трансформация) культуры.
19. Источники культурной динамики.
Инновации представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Причинами возникновения новаций являются неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, регулятивных норм, традиций, обычаев, правил поведения и поиск своих собственных путей культурного и социального самоутверждения. Это означает, что новации возникают как в традиционных, так и в модернизированных культурах. На массовом уровне создателями культурных инноваций нередко выступают выходцы из других стран или другой социокультурной среды, оказывающиеся гетерогенными для данного общества.Носители новаторства – творческие личности и группы, которые выбиваются из общества. Инновация реализуется в том случае, если общество готово его воспринять. Факторы развития инновации: 1) степень интенсивности контактов с чем то новым; 2) условие контакта – насильственное навязывание ведёт к отторжению; 3) состояние и степень дифференцированности общества.
20. Взаимодействие культур.
Взаимодействие культур – особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействие культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне. Т.к. подобные результаты подготавливаются постепенно, иногда незаметно, исподволь, то процессы взаимодействие культур — как правило, крупномасштабное по длительности явление (не менее нескольких десятилетий). Элементарный обмен товарами, информацией, эпизодические контакты или даже устойчивые хозяйственные и другие отношения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности, в ценностных ориентациях, в образе жизни представителей той и другой культуры, не могут быть отнесены к взаимодействие культур, но выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом. Выделяют разные уровни взаимодействие культур: 1) Этнический уровень взаимодействия характерен для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и др. общностями. 2) Национальный уровень – взаимодействия регулятивные функции в значительной степени выполняют государственно-политические структуры. 3) Цивилизационный уровень взаимодействия приобретает спонтанно-исторические формы, однако на этом уровне и прежде, и в настоящее время возможны наиболее существенные результаты в обмене духовными, художественными, научными достижениями. В повседневной практике общения стран и народов мира чаще всего перекрещиваются процессы и отношения, характерные для всех трех уровней взаимодействия.
21. Первобытная культура: общая характеристика.
Первобытность - самая ранняя и продолжительная стадия развития человеческого общества. Существование древнейшего человека на 2—2,5 млн. лет назад. Именно это - нижняя грань первобытности. Верхняя ее грань колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В современной науке принято различать собственно первобытную культуру, существовавшую до возникновения цивилизации, и традиционную первобытную культуру, существующую одновременно с цивилизациями разного типа и уровня.Археологическая периодизация: история человечества делится на три века: каменный, бронзовый и железный. Каменный век, в свою очередь, включает палеолит -древний каменный век, в котором также различаются ранний (нижний), средний и поздний (верхний); мезолит - средний каменный век; неолит - новый каменный век; энеолит - меднокаменный век. Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился примерно 100 тыс. лет назад, средний - 4540 тыс. лет назад, верхний - 12-10 тыс. лет назад, мезолит - не ранее 8 тыс. лет назад, неолит - не ранее 5 тыс. лет назад, бронзовый век длился до начала I тыс. до н. э., когда начался век железа. Общеисторическая периодизация:праобщины (первобытного человеческого стада), первобытной родовой общины и первобытной соседской общины. Человеческий род существует около 2,5 млн. лет. Homosapiens (человек разумный) - около 40 тыс. лет. Орудиями труда человек пользовался более 2 млн. лет. Их употребление открыло перед человеком более широкие возможности использования природных ресурсов, приспособления к окружающей среде, коллективной охоты, защиты в борьбе с хищниками. При этом совместная трудовая деятельность сплачивала первобытное общество. Естественный процесс биологической и культурной эволюции породил в человеке новое отличительное свойство: способность использовать символы. Самой важной формой символического выражения является членораздельная речь, котораяобеспечила коммуникацию идей. Использование символов привело к возникновению и развитию культуры. Ойкумена (греч. oikeo - населяю) - заселенная человеком часть земного шара. Характерной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. «соединение»), то есть такое состояние, когда все стороны духовной культуры существуют в синтезе, настолько тесно переплетены, что только условно можно говорить отдельно об изобразительном искусстве, танцах, пении, мифологии, религиозных верованиях.
22. Культура древних цивилизаций: общая характеристика.
Экономика ранних рабовладельческих государств, включая Древний Египет, была основана на разделении труда и частной собственности. Характерной формой политического устройства большинства государств являлась деспотия. Единоличным собственником государственных богатств, а также властелином и повелителем своих поданных были царь и фараон. В ближайшем окружении фараона находились жрецы и малочисленная знать из особо приближенных. Внизу общественной лестницы находились бесправные рабы, трудом которых воздвигались колоссальные храмы, пирамиды, дворцы и гробницы царей, возводились ирригационные сооружения, обрабатывались металлы. Повелитель считался существом высшего порядка и провозглашался сыном бога. Ореол божественности поддерживался всем его окружением. В его честь исполнялись гимны, воспевающие могущественность и силу царя царей, которую сравнивали с природными стихиями. Монарха наделяли сверхчеловеческими способностями и для того, чтобы подчеркнуть его власть, уподобляли небесным светилам, горам, зверям.
23. Культура Древнего Египта.
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тис до н э в Юго- Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.
Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 гг. до н.э.) , второй - Среднее Царство (2050 - 1700 гг. до н.э.) , третий - Новое Царство (1580 - 1070 гг. до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Уже в древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятки культуры гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественны достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений целого мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м.). Это действительно необыкновенный памятник неограниченной власти фараона и каторжной роботы рабов. Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали им почести, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался "сыном солнца" с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. В скульптурах он изображался спокойно-холодным, неземным, как за стойкой (физически), так и за выражением лица и взглядом глаз, отходил в вечность. В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений - масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо. Очень интересны росписи гробницу Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги - в профиль, а торс - развернутым. Только в УІІ в до н э в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения. Значительные достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой счисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии..
24. Культура Древней Месопотамии.
Месопотамская цивилизация возникла на Ближнем Востоке на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат, в ІУ тыс. до н э. На юге Месопотамии, где широко проводилось с/х, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносно значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое впечатление на последующий прогресс на только в Месопотамии, а ай всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготовлять цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система счисления (счеты). Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.
Жрецы вычислили протяжность (длину) года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек.). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.
Достаточно высокая художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений - заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.
В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых - эпическая легенда "Гильгамеш".
В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались из вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до УІ в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров. Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.
25. Античная культура: общая характеристика.
К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Достижения древних греков и римлян впечатляюще поразительны во всех областях, и на них основана вся европейская цивилизация. Античная культура сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме в период с начала I тыс. до н.э. по V в. н.э. Античная цивилизация многими достижениями обязана еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции в III-II тыс. до н.э. Центрами эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким уровнем развития и своеобразием. В историческом развитии Древней Греции принято выделять следующие периоды: гомеровский (XI-IX вв. до н.э.); архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV–I вв. до н.э.).История Древнего Рима делится на три основных этапа: ранний, или царский Рим (VIII–VI вв. до н.э.); римская республика (V–I вв. до н.э.); римская империя (I–V вв. н.э.).
Поскольку Греция раньше Рима вступила на арену мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации античного типа. Эти особенности были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими название архаической революции, культурного переворота. Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории она по своим результатам единственная и уникальная. Архаическая революция позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, способствовали возникновению и других структур, определявших специфику античного общества. К ним относятся различные политические правовые и социокультурные институты: появление полиса как основной формы политической организации; наличие концепций суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого гражданина, признание его личного достоинства; система социокультурных принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете – расцвету античного искусства.
26. Культура Древней Греции, роль греческой культуры в становлении европейской культуры.
В Древнегреческих полисах сформировалась могучая духовная культура, которая оказала большое влияние на развитие цивилизации многих стран мира. Сегодня мы используем слова, понятия, названия, имена, выражения которые дошли до нас именно из культуры Древней Греции. Основой общественной жизни в античных государствах был полис, то есть город-государство который объединял город и окружающие земли с селами. Полис был самостоятельной политической, хозяйственной и культурной единицей, объединение свободных граждан. С 6 в до н э у большинства полисов установилась демократическая форма правления, которая охраняла права всех граждан, делала их сознательными и активными участниками политической жизни. Почти все граждане полисов были грамотными. Городами-государствами управляли коллективно их свободные граждане. Это была своеобразная рабовладельческая демократия, она воспитала у греков особенное мировосприятие, потому что общественным идеалом стал свободный и политически активный человек. Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, герой же культуры Древней Греции - реальный человек. Даже греческие боги имеют человеческое подобие, владеют человеческими достоинствами и способностями: они ошибаются, ссорятся, ревнуют, клевещут и т.п. Греки высоко ценили уравновешенность, спокойность, меру поступков человека, который был свободным гражданином и брал участие в руководстве государством. Отсюда отсутствие в греческом искусстве гигантомании, отсюда желание вписывать сооружение и скульптуры в природную среду. Образцом того удачного вписывания в ландшафт есть комплекс Акрополя в Афинах.. В древней греческой философии берут начало материалистическая атомистическое учение (Демократ) и идеализм (Сократ и Платон). В Древней Греции возникла новая отрасль знаний - история. "Отец истории" Геродот. Архимед - механики. Древняя Греция - это родина европейского театра. В конце 5 начало 4 века до н.э. театры были уже во все больших греческих городах. "Театр" - греческое слово, в переводе обозначает "Место для зрелищ".
В Афинах театр был устроен на склонах Акрополя. Это был один из наиболее крупных театров Эллады - на 17 тыс. зрителей. В греческих театрах была чудесная акустика. Все, что говорилось на сцене, было хорошо слышно даже в последних рядах.
спектакли 2-3 раза в год, начинались утром и длились до самого вечера несколько дней подряд. В архитектуре греки славились колоннами. Они применяли колоны трех типов: дорийские, ионийские, коринфские. Часто вместо колон греки использовали каменные статуи которые своими телами поддерживали крышу или карниз. Такие статуи-колоны в виде мужчин называются атлантами, а в виде женщин кариатидами. Эти виды колон использовались архитекторами всего мира. Известные греческие скульпторы - Физий, Мирон, Поликлет и др. Статуи отливали с бронзы или высекали из белого мрамора, которые разрисовывали. Греки никогда не изображали некрасивых людей, они считали изображать нужно лишь красоту. Самые известные статуи "Дискобол" Мирона, "Афродита Милосская" неизвестного скульптора, статуя Аполлона Бельведерского и "Геракл с львом" Лиссиппа.
27. Культура Древнего Рима.
Во 2-м веке до н. э. (146 г.) Греция оказалась под властью Рима. Но, как писал Гораций "завоеванная (полоненная) Греция победила некультурного победителя". Гордовитый Рим, перед которым дрожали завоеванные народы, вынужден был склонить голову перед величием культуры маленькой Эллады. Позже, когда он станет великой империей, создаст свою самобытную культуру, но только тогда, когда наберется опыта в завоевании соседа. Прежде всего Рим позаимствовал весь пантеон греческих богов, сменил их имена на римский лад, скульптуры и художники старательно копировали греческие образцы, поэты и драматурги переписывали сюжеты неповторимой греческой поэзии и драмы. Влияние греческой культуры было настолько сильное, что сначала, после завоевания Эллады, римская наука стала двуязычной. В римских образованных семьях принято было разговаривать наряду с латинским еще и греческим языком. Только со временем римские филологи разработали лексическую и синтаксическую системы латыни настолько, что ей можно было передавать все тонкости всесторонне развитого греческого языка.
В развитии культуры Древнего Рима можно выделить такие основные периоды:
1. этрусский VІІІ-ІІ в до н. э.
2. "царский" VІІІ-УІ в до н. э.
3. Римской республики 510-31 гг. до н. э.
4. Римской империи 31 гг. до н. э. - 476 г н. э.
В 1-2 в.в. постепенно расцветает римская культура, в первую очередь гражданское строительство.
В 75-80 гг. н. э. в Риме был построен знаменитый Колизей, который стал известной памяткой староримской архитектуры. За назначением - это большой амфитеатр (высота 48,5 м, в плане - эллипс, оси которого 190 и 156 м) для проведения гладиаторский сражений, цирковых зрелищ.
В первой четверти 2 века н. э. создана еще одна памятка архитектуры - Пантеон ("храм всем богам". Это большое цилиндрическое сооружение, перекрытое полусферическим куполом, извходом в виде портика. Активно строили и другие сооружения: арки, лазни, термы, форумы, палацы, крепостные стены. Рим обрел солидного и роскошного вида.
Значительного развития обрели санитария, гигиена, право, которые стали гордостью Рима. Расцвели живописное искусство, поэзия, театр.
Для укрепления своей власти римские императоры широко использовали разнообразные массовые зрелища. Цезарь в 46 году приказал выкопать на Марсовом поле озеро, на котором было организовано сражение между сирийским и египетским флотами. В ней брало участие 2000 гребцов и 1000 матросов. А император Клавдий устроил на Фуцинском озере битву Сицилийского и Родосского флотов с участием 19000 человек. Эти зрелища впечатляли своими масштабами и пышностью, убеждая зрителей в могуществе правителей Рима.
В 476 году Рим был захвачен вестготами и вандалами. Так отошла в историю Римская империя и ее культура.
28. Христианство в культуре средневековья.
В средневековье натуральное хозяйство было примитивным, производительные силы, техника были развиты слабо. Войны и эпидемии обескровливали народы. Любую мысль, идущую вразрез с церковными догмами, инквизиция подавляла, жестоко расправляясь с носителями еретических учений и подозреваемыми в пособничестве дьяволу.В это время начинают применяться машины, появляются ветряные мельницы, водяное колесо, рулевое управление, книгопечатание и многое другое.Само понятие «средневековье» никак не может быть некой целостностью. Выделяют Раннее, Высокое средневековье и Закат. Каждый период имеет свои особенности духовной сферы и культуры.Столкновение культурных ориентаций рождало многослойность и противоречивость сознания средневекового человека. Простолюдин, живущий во власти народных верований и примитивных образов, имел зачатки христианского мировоззрения. Образованный человек не был полностью свободен от языческий представлений. Однако для всех несомненной доминантой была религия.Сущность средневекового способа отношения к миру определялась божественной моделью мира, которая поддерживалась всеми имеющимися в распоряжении церкви (и подчиненного ей государства) средствами. Эта модель и определяла особенности средневековой эпохи. В качестве основных черт этой модели можно выделить следующие: 1) специфически средневековое понимание Вселенной, где Бог выступает главной мировой творческой силой, вмешательство человека в божественное дело было недопустимо; 2) средневековый монотеизм, в котором Вселенная мыслилась как абсолютно подчиненная Богу, которому только и доступны законы природы и божественный космос. Это сила, беспредельно могущественнее человека и довлела над ним; 3) человек – ничтожное, слабое, греховное существо, пылинка в божественном мире, и частицы божественного мира ему доступны только через искупление грехов и поклонение Богу.Центральным событием средневековой модели мира был Бог. В это событие вписывалась вся совокупность сверхсложной общественной иерархии событий средневекового мира. Особое место в этой иерархии занимала церковь, на которую была возложена божественная миссия.Основное население средневековья составляли крестьяне.Идеологическая позиция церкви состояла в том, что она фактически была на стороне господ, являясь к тому же сама крупнейшей собственницей. И все же церковь старалась сглаживать конфликты в обществе, проповедуя равенство перед Богом, смирение и святость бедности. Бедняки испытывают беды и невзгоды на земле, но они божьи избранники, достойные Царства небесного. Нищета – моральное достоинство.Средневековая церковь признавала труд следствием первородного греха. Труд для обогащения осуждался.
29. Светские элементы в средневековой культуре. Рыцарская культура.
Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан. Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Создателем и носителем рыцарской культуры являлось военное сословие, зародившееся еще в VII - VIII вв., когда получили развитие условные формы феодального землевладения. Рыцарство на протяжении веков выработало собственные традиции и своеобразные этические нормы, собственные воззрения на все жизненные отношения. Одним из элементов светской культуры стала рыцарская культура. В обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным "правилам чести", так называемому "кодексу рыцарской чести". Основа кодекса - идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. К числу рыцарских достоинств относились благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утонченно ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорбленных. В число "семи рыцарских добродетелей", наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой в шашки, умелым обращением с копьем, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в ее честь. Рыцарские ценности легли в основу светской, так называемой куртуазной литературы - рыцарской лирики и рыцарского романа. Возникла она в XII в. одновременно со средневековым героическим эпосом. Однако, если последний выражал общенародный идеал, то куртуазная литература ориентировалась на определенную сословную среду. Наиболее известным куртуазным поэтом был Бернард де Вентадорн (XII в.). Среди трубадуров - Бертран де Борн (умер в 1210 г.), ПейреВидаль (XII в.), Гильом де Кабестань (конец XII в.), Гильом IX, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071 - 1127). Стихи сочиняли и знатные женщины, самая известная из них - герцогиня АквитанскаяАльенора. В XIV в. в идеологии рыцарства начинает увеличиваться разрыв между мечтой, идеалом и действительностью. Рыцарская этика с ее принципами верности долгу, сюзерену, даме переживает глубокий кризис. В новых условиях сама "куртуазность" становится анахронизмом, да и сами рыцари в изменившихся исторических условиях все реже обращаются к поэзии. Куртуазная поэзия уступает место литературе, становясь все больше объектом насмешек и пародий. Вопреки религиозным произведениям, прославляющим аскетизм, рыцарская литература воспевала земные радости, выражала надежду на торжество справедливости уже в этой, земной жизни. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Образ рыцарского романа - герой, стремящийся к славе, совершающий чудесные подвиги (рыцари в них нередко сражались с драконами, колдунами). Рыцарские романы впервые появились во Франции. Пожалуй, самым знаменитым автором их стал Кретьен де Труа (XII в). Одним из трех обширнейших эпический циклов, разработанных в средневековой литературе, был так называемый Артурианский цикл. Сказание о любви Тристана и Изольды (XII в.) стало сюжетом для многочисленных рыцарских романов.
30. Художественные ценности средневековья. Романский стиль и готика в средневековом искусстве.
Термин " романский стиль" условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 12 веках церковь достигла вершины могущества . Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была глывным заказчиком произведений искусства. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспресии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролинкского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искуства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма. В очертаниях форм проебладают простые верктикальные или горизонтальные линии , а также полуциркульные арки. Храм романского стиля чаше всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику. Больше всего их во Франции , которая в 11 - 12 веках была не только центром филосовского и теологического движения , но и широкого распространения еретических учений. В архитектуре и скульптуре встречаются наибольшее разнообразие форм и решенных конструктивных проблем . В 12 веке впервые за все время развития западноевропейской культовой архитектуры скульптурные изображения начинают широко использоваться для декорирования фасадов церквей. Самым замечательнм творением романской монументальной пластики являются гигантские рельефные композиции над порталами храмов. Возрождения , которые впервые применили этот термин , характерезуя средневековое искусство. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны , высоки, нарядны , зрелищно декорированы . Динамичность , легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх и городсктепосройки. Готическуий собор по ставнению с романским новая ступень в развитии типа постройки , в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готичекого собора - устойчивая каркасная система , в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды , провезенные сетью выстыпающих ребер, выложенных из камня , арки стрельчатой формы определяющие во многом внутреннмй и внешний облик собор. Классическое выражение готический стиль получил во Франции. Величайшее сооружение - собор Парижской богоматери (заложен 1163 г, достраивался до середины 13 века).
31. Культура Возрождения: общая характеристика. Итальянское и Северное Возрождение.Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа. Искусство в период возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественные произведения наиболее полно выражают и идеал гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства. Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие. Характерная черта культуры Возрождения - тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого и художника в одной творческой личности было возможно только в эпоху Ренессанса. Титаны Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие художники-ученые, воплотили характерные черты Ренессанса - универсальность, разносторонность, творческую одаренность. В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие. ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ«Термин «возрождение» указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и последовавших за ними регулярных сношений с Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями итальянской городской интеллигенции. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры». Плеяда выдающихся поэтов и писателей, ученых и деятелей различных видов искусства участвовала в этом новом великом интеллектуальном движении. Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани средневековья и нового времени («последний поэт средневековья и в то же время первый поэт нового времени»), был флорентиец Данте Алигьери (1265–1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, впитала всю идеологию средних веков. «Ад», «Чистилище» и «Рай» составляют три части его поэмы. Но в то же время в поэзии Данте уже чувствуются новые, глубоко реалистические мотивы. Сама классовая борьба в родном городе Данте – Флоренции отразилась в поэме, как в зеркале. "Божественная комедия" была написана на тосканском наречии, которое легло в основу будущего национального итальянского литературного языка. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕВозрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии».
32. Культура Реформации. Особенности реформации в Беларуси.
Реформация - широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в XVI в. в Германии и направленное на преобразование христианской церкви и вероисповедания. Реформация стала первым решительным выступлением поднимавшейся буржуазии против отживших средневековых порядком. Преобразуя христианскую религию, изменяявероиспоисповедальные установки и мироощущение массового человека, она дала мощный толчок развитию новых, капиталистических, общественных отношений и становлению буржуазно го типа личности. Непосредственным зримым результатом Реформации стало отпадение от католического вероисповедания третьей разновидности христианства -- протестантизма и ограничение всевластья римско-католической церкви. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый рядпротестантских сект -- баптистов, евангелистов, адвентистов, методистов, квакеров и др. В то же времядействительное содержание и смысл этого движения, его объективные результаты были, как часто случается с массовыми движениями, скрыты от сознания не только его рядовых участников, но и вдохновителей-идеологов, что ставит перед исторической наукой проблему выявления подлинного значения Реформации для культурно-исторического процесса.Реформация и контрреформация в Беларуси частично совпали в своем развитии, что привело к особенному конфессиональному напряжению в последние десятилетия XVІ в. В то же время историческое сосущестоввание двух, а затем трех христианских церквей в ВКЛ выработало нормы толерантности, поэтому контрреформация не приобрела в ВКЛ таких жутких форм, как местами в Западной Европе, и религиозные гонения не были такими суровыми, как в Московском государстве, где господствовала идеология одной церкви. В отличие от западноевропейских стран, где в результате Реформации от католической церкви откололась ее часть и образовала национальные протестантские церкви, в Беларуси силам контрреформации удалось вернуть в католицизм охваченную протестантизмом знать и обратить в него знать православную, а народные массы - наблизить через церковную унию. Постепенно обновленный и усиленный иезуитами католицизм начал вытеснять кальвинизм, арианство и другие протестантские секты в Беларуси.
33. Европейская культура Нового времени: общая характеристика
Культура XIX в.
является культурой сложившихся
буржуазных отношений. К концу XVIII в.
капитализм как система полностью
сформировался. Он охватил все отрасли
материального производства, что повлекло
соответствующие преобразования в
непроизводственной сфере (политике,
науке, философии, искусстве, образовании,
быту, общественном сознании). Для
культуры этого
периода характерно отражение внутренних
противоречий буржуазного общества.
Столкновение противоположных тенденций,
борьба основных классов — буржуазии
и пролетариата, поляризация общества,
стремительный взлет материальной
культуры и начавшееся отчуждение
личности определили характер духовной
культуры того времени. В
XIX в. происходит
коренной переворот, связанный с
появлением машины, которая отдаляет
человека от природы, ломая привычные
представления о его главенствующей
роли, и превращает человека в зависимое
от машины существо. В условиях
интенсифицирующейся механизации
человек уходит на периферию духовной
жизни, отрывается от духовных основ.
Место ремесленного труда, связанного
с личностью и творчеством мастера,
занял монотонный труд. Духовная
культура XIX в. развивалась
и функционировала под влиянием двух
важнейших факторов: успехов в области
философии и естествознания. Ведущей
доминантой культуры XIX в. была
наука. Различные
ценностные
ориентации основывались на двух исходных
позициях: установлении и утверждении
ценностей буржуазного образа жизни, с
одной стороны, и критическом неприятии
буржуазного общества, с другой. Отсюда
— появление столь несходных явлений
в культуре XIX в.: романтизма, критического
реализма, символизма, натурализма,
позитивизма и т.д. Особенности
мировоззрения
Европейская
культура XIX в. является отражением тех
противоречивых начал, которые являет
собой развитое буржуазноеобщество,
но, тем не менее, она не имеет себе равных
по глубине проникновения в бытие и
духовный мир человека по творческому
напряжению в науке, литературе, философии
и искусстве.
34. Европейская культура 17 века
XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии — победа буржуазных революций; во Франции и Испании — победа абсолютизма, в Италии и Германии — мелко державный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы. Энгельс назвал римско-католическую церковь интернациональным центром феодальной системы. В ответ на Реформацию ожесточилась католическая реакция. Католицизм огнем и мечом, инквизицией и различными формами идеологической борьбы старается воздействовать на сознание народа. Культура XVII в. воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
35.Культура Просвещения
Просвещение представляет собой широкое антифеодальное движение периода становления капитализма (17-18 вв.). Оно охватило практически все европейские страны. Даже абсолютизм, уступая потребностям времени, становился просвещенным. В Австрии, Пруссии, России монархи используют идеи Просвещения для укрепления централизованной системы управления. Разум и Просвещение превратились в основные лозунги эпохи. Однако разработка идеологии просвещения отвечала в целом интересам иных социальных сил. Новый прогрессивный класс буржуазии через своих идеологов провозгласил культ Разума и Природы. Просветители были убеждены в том, что развитие разума и прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества и перестроить его на началах всеобщего равенства, соответствующего законам природы. Идеология Просвещения наиболее ярко проявила себя в Англии, Германии и особенно во Франции, которая в 18-м веке становится гегемоном духовной жизни Европы. В новую эпоху, как им во времена Версаля, французскому образцу по-прежнему подражают. Даже Англия, извечный антагонист Франции, признает авторитет французской культуры. Это происходит потому, что в последней, наряду со специфически национальными, отразились некие общие социальные процессы, имевшие место в культуре других стран, только были выражены они острее и осознаны глубже идеологами Просвещения. Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо и другие были выходцами из различных социальных слоев, но их объединили ненависть к пережиткам феодально-абсолютистского строя, требования равенства, оценки человека по его личным заслугам, а не по родовитости и знатности. Просветители считали, что причины общественного неблагополучия коренятся, в первую очередь, в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Поэтому главной своей задачей они считают пропаганду знаний, в том числе научных, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимость суждений.Худ культура 18в отразила идеологию и противоречия своей эпохи. Особенностью ее было не только противостояние идей но и противостояние стилей. Основными стилями были классицизм, рококо, сентиментализм, просветительский реализм. Из этих стилей рококо был стилем искусства связанным с французской аристократией. Он в своихформахвыразил настроения исторической обличенности. Классицизм 18в остается похожим на классицизм 17в но меняет свою идеологию.
36.Европейская и белорусская культура 19 в.
Европейская:Модернизм - совокупность художественных направлений в искусстве второй половины 19 - начала 20 столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были акмеизм, импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения - абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. Возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. Главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма. Основные представители архитектурного модернизма — Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.
Белорусская:Б. Культура Б в нач XX века. Два направления: буржуазно-либ и революц-демократическое. Противоположность между ними наблюдалась во всех областях, особенно в худ литре и в общественно-политич мысли.
Демократич культура развивалась под влиянием идей ссоциал-демократии. Представители отражали широкое движение трудящихся масс, крестьянства против остатков феодализма, социального гнета, за политику нац свободу. Поднимающаяся бел нац буржуазия и ее идеологи стремились объединить всех белорусов, не взирая на различия соцо положения, вокруг вопросов культ движения, нац обособить белй народ и подчинить его своему экономич и идеологич господству. Представители буржуазно-либерального направления враждебно относились к идее интернационального сближения народов, установлению единства и дружбы между ними. Но вопреки их усилиям трудящиеся Б поддерживали тесный контакт с трудящимися других народов России, а бел нац культура развивалась в тесном контакте с культурой русского, укр, польского, лит и др народов Российской империи.
Под влиянием развития капитализма и общественно-политич подъема, начавшегося в начале XX векав Б постепенно расширялась система народного образования. В 1910 —1914 годах были открыты 3 учительских института. В нач XX века дальнейшее развитие получили культурно-просветительные учреждения в Б— библиотеки, избы-читальни, клубы и так далее. В списки не включалась политя литра, худ произведения революционно-демократических писателей. В них преобладала церковно-религиозная и черносотенная литра, В большинстве библиотек насчитывалось всего по несколько десятков экз книг.
В 1912 году в Минске возникло Общество любителей природоведения, этнографии и археологии. Инициатором его создания была интеллигенция Минска. Общество объединяло более 80 человек, которые занимались изучением Минской губернии. Оно провело ряд исследовании рек на Полесье.
Из произведений живописи того времени обращает на себя внимание своим демократическим направлением «Рабочий вопрос» И.Трутнева, «Погром» Я.Кругера и другие.
В области пейзажа активно работали художники Ф.Рушчиц, Г.Вейсенгоф, С.Жуковскии. К.Стабровскии и другие. На их творчество наложила отпечаток учеба у передовых русских художников. Рушчиц учился у И.Шишкина и А.Куинджи. К.Стабровскяй — у И.Е Репина, СЖуковский — у И.Левитана. Их творчеству характерны также прогрессивные достижения французских импрессионистов, широко использовавших в живописи свет и воздух, и польских художников, работы которых отличались высокой культурой цветового решения, подчеркнутой декоративностью и лаконизмом композиционного построения.
37. Культура 20 в.: основные тенденции и особенности развития.
Иррациональность становится одной из характерных особенностей искусства XX в. Его питают достижения в области философии фрейдизма и экзистенциализма, чье влияние становится весьма ощутимым. Сами художники все чаще обращаются к философии, чтобы объяснить необъяснимое, понять непонятное, создав с ее помощью манифесты новых художественных течений. Органическая связь философии и искусства:Августин, Данте, Вольтер, Гете, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Ф. Ницше, Н. Бердяев, В. Розанов и др., кот выражали свои идеи не путем построения абстрактных теорий, а средствами искусства ярко и образно.Одним из наследников такой традиции явился франц экзистенциализм: его авторы были в то же время известными писателями, драматургами и публицистами - Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ф. Кафка и др. Камю как-то заметил: «Если хочешь быть философом - пиши романы». Именно благодаря романам и пьесам экзистенциалистов их идеи получили широкое распространение среди читающей публики, войдя в массовое сознание XX в. Мода на экзистенциализм привела к появлению в Европе «экзистенциалистских кафе» с обязательным для них черным потолком, чтобы посетителям было легче сосредоточиться на своих внутренних переживаниях тоски, тревоги и абсурда от бессмысленности существования. Все это вызывало протест у самих экзистенциалистов, поскольку увлечение подобными внешними эффектами, по мнению А. Камю, свидетельствовало об интеллектуальном убожестве публики.Крушение моральных ценностей в сознании миллионов европейцев и, как следствие, присущий этому сознанию нигилизм всех ранее существовавших ценностей являлся фактом исторической реальности XX в. Кризис христианской традиции и морали уже наблюдался в истории человеческой культуры не раз, однако, пожалуй, он не затрагивал всех основ жизни человека, не был таким всеобъемлющим. Серьезно пошатнулись устои всей жизни, которые формировались на протяжении двухтысячелетнего периода христианской истории и культуры. Человек столкнулся с небывалыми трудностями и разрушениями образа своей жизни, который в европейской и мировой культуре формировался по христианскому Образу, спасительному для него, по которому следовали его предки. Подобных серьезных потрясений европейская культура со времен заката античной цивилизации еще не испытывала.
38.Основные художественные стили и направления в культуре 20 в.
Постмодернизм в искусстве зарождается в США в конце 50-х и вступает в свою первую фазу в 60-е годы. Его концептуальная новизна состоит в неприятии устоявшегося к тому времени деления искусства на элитарное и массовое и выдвижении идеи их взаимопроникновения. Борьба против стереотипов высокого модернизма приобретает многообразные, иногда агрессивные и далеко не всегда осознанные формы. Хиппи, рок, фолк, постминимализм, поп - контр - и феминистские субкультуры при этом еще авангарднее, чем сам авангард. "Авангардистский постмодернизм" характеризуется поп-артовским возвращением к предметности, фигуративности. Но все более отчетливо просматривается характерная черта постмодернизма - иронический синтез прошлого и настоящего, высокого и низкого в искусстве, установка на разнообразие эстетических вкусов. Выразителями этих тенденций стали такие теоретики, как М. Маклюэн, С. Зонтаг, Л. Фидлер (последний написал эссе с характерным названием - "Пересекайте рвы, засыпайте границы"), И. Хассан, французские постструктуралисты, а также художники (Э. Уорнхолл, Р. Раушенберг), архитекторы (Л. Кролл), писатели (Д. Сэлинджер, Д. Керуак, Г. Миллер), композиторы (Д. Кейдж). Эстетическое обоснование новой чувственности (С. Зонтаг), поп-литературы (Л. Фидлер), литературы молчания (И. Хассан) сопровождались дистанцированием от модернизма как течения, чей статус стал академическим, музейным. Высокому "засушенному" модернизму противопоставлялось освобождение инстинктов, новый культ телесности, бурное сближение с жизнью. Этот период характеризовался также технократическим оптимизмом: будущее постмодернизма связывалось с новыми технологиями - видео, компьютером. Кроме того, активизировался процесс синтеза искусств.Вторая фаза постмодернистского искусства связана с его распространением в Европе в 70-е годы. Ее отличительными особенностями являются плюрализм и эклектизм. Ключевой фигурой теоретического осмысления постмодернизма становится У. Эко с его концепцией иронического прочтения прошлого, метаязыка искусства и постфрейдистской психологии творчества. Г. Маркес, Х. Кортасар, Х. Борхес, К. Воннегут в литературе, С. Беккет, А. Арто в театре, Р.?В. Фасбиндер в кино, К. Мур, Ч. Дженкс в архитектуре, Р. Китаж в живописи создают ауру "другого искусства". В эти годы постмодернистская живопись возвращается к таким традиционным жанрам, как историческая картина, натюрморт, пейзаж. Приемы нео -, фото - и гиперреализма переосмысливаются как звенья реалистической традиции и используются, прежде всего, для интерпретации прошлого. Ироническое сочетание реалистических, аллегорических, символистских принципов позволяет художникам обратиться к вневременным сюжетам, вечным темам и в то же время показать их парадоксальное состояние в современном мире. Вместе с тем, применительно к этому этапу бытует и термин "неоконсервативный постмодернизм", отражающий влияние неоконсерватизма на постмодернистскую эстетику. На смену протесту и критике предшественников в контркультуре "новых левых" пришло самоутверждение "новых правых" на почве консервации культурных традиций прошлого путем их эклектического сочетания. В результате возникает ситуация эстетического равновесия между традициями и инновациями, экспериментом и кичем, реализмом и абстракцией.
39. Особенности формирования белорусской культуры: влияние русской и западной культур, мирное сосуществование различных религий.
Становление белорусской культуры и, соответственно, белорусского этноса происходило в XIV — XVI вв. в ситуации уникального географического положения Великого княжества Литовского, в котором белорусские земли — «мост» между Востоком и Западом. Формировалась белорусская культура на основе синтеза языческой древнерусской, балтской, христианской (точнее византийской, а через нее — античной) культуры с постепенным возникновением собственного этнокультурного своеобразия. Причем шел данный процесс в условиях мощного давления извне — агрессии со стороны
тевтонов и постоянных набегов на белорусско-литовские земли татар. Важными предшествующими вехами на этом пути были: формирование белорусской государственности (Полоцкое, Туровское и др. княжества), строительство городов, храмов, замков, крепостей, возникновение новых ремесел и искусств. Созданный еще в 1161 г. по заказу Евфросиньи Полоцкой мастером Л. Богшем шедевр ювелирного искусства — Животворящий Крест — стал духовным символом Беларуси. Решающим фактором укрепления этнического самосознания белорусов стало возникновение национального языка и письменности. Белорусский язык уже при князе Альгерде (1345—1377) становится языком служебного делопроизводства и средством общения в таком полиэтническом государстве, каким было ВКЛ. А спустя два столетия государственный статус белорусского языка был закреплен в Статуте ВКЛ 1588 г.
Еще одним важным фактором культурного сомоопределения любого народа является религия. Христианство, как известно, пришло на белорусские земли в виде православия. Литовское же население на момент образования ВКЛ не было крещеным, но вскоре стало объектом влияния католической церкви. Приняв католицизм, оно в известной мере стало отличать себя от белорусского и другого населения православной веры. Однако этот фактор не смог решающим образом повлиять на процессы этнической консолидации белорусов. Причиной тому было интуитивное понимание людьми своего кровного единства, которое было заложено еще в древнерусском духовном наследии, сильные на то время позиции старобелорусского языка, который тогда называли «русским».
Вместе с тем в дальнейшем (в период Речи Посполитой) конфессиональная разобщенность населения ВКЛ сыграла отрицательную роль в развитии белорусского народа, закреплении его национального самосознания, складывании белорусской государственности, которая стала реальностью только в начале XX в.
Любая культура самобытна и неповторима и в значительной мере определяется способностью народа к творческим «ответам» на «вызовы» природного и социально-исторического окружения. Особенности культуры белорусского народа во многом связаны с географическим положением Беларуси между Западом и Востоком, с теми влияниями (политическими, духовными, языковыми), которые народ испытывал с Запада и Востока и на которые отвечал в ходе своей истории. Исторический опыт Беларуси свидетельствует о том, что культурные процессы плодотворны тогда, когда сливаются воедино все потоки культурного творчества — как спонтанные, стихийные, так и организованные, институализированные, когда народная культура вдохновляет художников-профессионалов, а достижения высокой культуры становятся достоянием народа.
40. Белорусская культура на современном этапе.
Беларусь находится на границе Восточной и Западной Европы, на разломе их культур и религий, что, сказалось на специфике собственной культуры.Культура Беларуси отличается самобытностью, разнообразием форм, стилей и направлений. Являясь на протяжении столетий пространством пересечения различных культурных влияний и традиций, страна накопила и сохранила свой богатый опыт национального образа.Сегодня культурная политика государства проводится практически во всех направлениях, основанная на основных принципах сотрудничества: дружественные отношения, взаимная готовность к сотрудничеству и помощи. В области сотрудничества поставлены цели активизации культурного обмена с другими государствами в области науки, образования, спорта.На современном этапе Беларусь располагает всеми необходимыми условиями для обеспечения прогресса в культурной жизни. Впитывая в себя без всяких комплексов и предрассудков все лучшее, что создало человечество. Каждое поколение вносит свой вклад в историю своего народа. Хочется верить, что нынешние поколения живущих на белорусской земле сохранят и приумножат лучшее, что сделали их предшественники для белорусского народа.