Файл: Доказательства трудового стажа в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституция РФ[1] на законодательном уровне закрепляет право на свободное распоряжение своими способностями к труду, право на выбор профессии и рода деятельности, а также права на социальное обеспечение при достижении пенсионного возраста, в случае инвалидности, болезни или потери кормильца. Однако, для того чтобы получить большинство из перечисленных видов социального обеспечения наличие одного факта наступления события, именуемого социальным риском, будет недостаточно. Достаточно часто одним из важнейших оснований для предоставления того или иного вида социального обеспечения является трудовой стаж.

Трудовой стаж как правовая категория является многоаспектным понятием, в разных источниках встречаются различные виды его трактования. Ко всему прочему, стоит отметить, что с 1-го января 2015 года в Российской Федерации был введен новый порядок формирования пенсии, который законодательно был закреплен в Федеральном законе № 400 ФЗ «О страховых пенсиях»  В данном законодательном акте отсутствует понятие «трудовой стаж» как правовая категория. Однако, Федеральный закон № 400 ФЗ «О страховых пенсиях»[2], на законодательном уровне возрождает страховые принципы организации пенсионного обеспечения, и понятие трудового стажа сменяется понятием страхового стажа. Под страховым стажем подразумевается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которую начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд.

Страховой стаж должен быть исчислен и подтвержден. Подтверждением и исчислением страхового стажа занимаются органы пенсионного обеспечения. К сожалению, правовая деятельность указанных субъектов правоотношений ограничена. Недостатки существующего законодательства, изъяны и ошибки в правоприменительной деятельности органов и лиц ответственных за начисление и подтверждение трудового стажа способствуют тому, что граждане в целях установления страхового стажа обращаются в органы судебной власти.

Таким образом, тема раскрытия актуальных проблем доказательства трудового стажа является достаточно актуальной на данный момент времени, а вопросы  судебной защиты приобретенных защиты социальных прав (к которым непосредственно относится страховой стаж) являются наиболее важными проблемами защиты прав и свобод человека и гражданина.


Актуальные проблемы доказательства трудового стажа рассматриваются во многочисленных трудах российских ученых-юристов, в частности стоит отметить труды Азаровой Е.Г и Вихрова Д.Г. Проблема подтверждения трудового стажа, а также вопросы о применении принципов правового регулирования в сфере социального обеспечения (в частности, принцип поддержания доверяя граждан к закону и действиям государства) рассматриваются в статье Менкенова А.В. «Установление трудового стажа: актуальные проблемы правоприменения»[3].

Цель работы – изучить особенности доказательства трудового стажа.

Задачи работы:

- рассмотреть правовые основы трудового стажа в РФ

- определить сущность трудового стажа

- проанализировать порядок доказательства трудового стажа в РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Понятие и значение трудового стажа в праве социального обеспечения

1.1 Правовое регулирование трудового стажа в Российской Федерации 

В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов. Во-первых, международно-правовые акты. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств[4]

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.[5]. Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение. Одна из немногих статей ТК РФ посвященных вопросу трудового стажа закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.


Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закон РФ о "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"[6].

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе и конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Итак, на правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разно уровневых нормативных актов. Однако на наш взгляд это больше недостаток, чем достоинство.

В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов – тем больше противоречий и «несостыковок». По-прежнему продолжают действовать ряд устаревших нормативных документов.

Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Население России не подковано по правовым вопросам. Это относится и к порядку начисления трудового стажа, порядку его подтверждения. Так большинство граждан определяет значение трудового стажа, как основу для назначения пенсий.

Однако значение трудового стажа гораздо шире, и заключается в том, что именно от него поставлены в зависимость многие виды социального обеспечения.

Поэтому далее определим сущность трудового стажа.

1.2 Понятие трудового стажа

Один из основных юридических фактов, с каким законодатель объединяет возникновение большого числа правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие значительно воздействует на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Содержание правоотношения, связанного с трудовым стажем, представляет собой единство его свойств и связей, объединенных значением, - это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия для некоторых возрастных категорий граждан[7].

Рассматривая трудовой стаж через призму юридических фактов, можно увидеть, что правовые последствия трудового стажа можно наблюдать в различных отраслях права. Например, такие последствия мы можем увидеть в такой отрасли права, как трудовое[8]. С продолжительностью трудового стажа связано право на реализацию, как основного, так и дополнительного ежегодного отпуска за первый год работы у конкретного работодателя, а также на надбавку к заработной плате за выслугу лет и другие производимые выплаты. Трудовой стаж имеет немаловажную роль для многочисленных профессий. Так, например, стаж работы по юридической специальности играет роль для получения статуса адвоката, для занятия должности судьи.


Согласно ст. 2 ФЗ от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) о "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"[9]. Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

На современной стадии пенсионной реформы роль трудового стажа объединяют с установленными возрастными категориями граждан, надлежащими разновидностями работ для определения пенсии по старости и социальном статусом в системе государственной службы - выслуга лет.

Трудовой стаж имеет следующую классификацию:

1. Общий трудовой стаж.

2. Специальный трудовой стаж.

Общий трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. Его продолжительность определяется в календарном порядке или в кратном исчислении.

Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, которая протекла либо в особых условиях труда, либо по определенной должности, либо в определенной местности (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) или на определенной территории (на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению), либо в связи с социально значимыми обстоятельствами (рождение и воспитание детей, состояние здоровья), с чем законодательство связывает определенные правовые последствия[10].

Отметим, что специальный трудовой стаж включает в себя два понятия такие, как «выслуга лет» и «стаж государственной гражданской службы». В настоящее время на законодательном уровне не закреплено определение специального трудового стажа[11]. В литературе под специальным трудовым стажом понимается, как суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы). А юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере.

В тоже время в законодательстве нет определения понятия «выслуга лет», но отметим, что в законодательстве есть определение стажа службы, поэтому через него можно дать определение выслуги лет. Так в ст. 38 ФЗ № 141-ФЗ от 23.05.16 происходит отожествление понятие стаж службы и выслуга лет[12].


В законодательстве произошло терминологическое столкновение между понятиями трудового и страхового стажа, действия которых связаны в период реформ. Это имеет отношение к женщинам и мужчинам 1962/1966 г.р. и старше, для которых определение трудового стажа непосредственно лежит в основе расчета пенсий. Под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Понятие страхового стажа было закреплено в ст.3 ФЗ от 16 июля 1999 «Об основах социального страхования»[13], где говорится, что страховой стаж - это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов. Отметим, что в ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также указывается, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности[14], за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Страховой стаж имеет две разновидности: для целей пенсионного обеспечения и для назначения пособия по временной нетрудоспособности. Отметим, что в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что понятие страховой стаж шире понятия трудового стажа.

На наш взгляд пенсионное законодательство уменьшило значение трудового стажа, так как сейчас главное значение имеет число лет, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему.

Отметим, что с наличием стажа определенной продолжительности связывается не только возникновение права на различные виды социального обеспечения (денежные и натуральные), гарантии и компенсации в сфере труда, но и исчисление размера различных денежных выплат[15].

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что трудовой стаж является неотъемлемым элементом права социального обеспечения, а также играет большую роль в трудовом праве. Так как трудовой стаж является одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение правоотношений в сфере социального обеспечения. Именно он влияет на наличие прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения но также следует отметить что страховой стаж на сегодняшний день понятие более широкое, чем трудовой стаж а соответственно, имеет большее значение.