Файл: Теории происхождения государства (Закономерности возникновения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- во-первых, увеличение размеров социальной системы возможно только до определенного порога, до предельной величины;

- во-вторых, при чрезмерном увеличении стрессовой нагрузки, уменьшается эффективность существующей организации, эффективность принятия решений.

Для того, чтобы нормализовать ситуацию необходимо ввести организационную иерархию, которой и является государство.

Важную роль в закреплении государственного механизма играла идеология.[32] Именно идеология узаконила сложившееся статусное неравенство. Формирование идеологии играло огромную роль в период ранних государств, не менее важную, чем экономическое и политическое принуждение.

2. Культурологическая теория происхождения государства.

Данная теория пытается объяснить феномен возникновения современного государства, апеллируя к культуре человеческой цивилизации, считая, что культура влияет на политическую жизнь любого народа.

Культура обеспечивает общение, регуляцию поведения людей в социуме. Культура - это явление общественное, социальное, коллективное, через нее и посредством нее осуществляется передача социального опыта одного поколения людей другому. С этой стороны, культуру можно рассматривать как форму хранения и передачи накопленного обществом знания, информации в самых различных сферах общественной жизни. Культура транслирует информацию о знаниях, навыках, технологиях (производственных, социальных, политических), навыках поведения, генерирует новые программы деятельности и поведения, которые реализуясь в человеческом обществе, порождают новые изменения. Именно в культуре и через культуру осуществляется процесс осмысления мира обществом и отдельными его представителями.

Культура - это универсальный способ реализации человеческой личности человечества в целом и одновременно, продукт творчества человечества.

В культуре сосредотачивается и накапливается профессиональный социокультурный опыт, формируются и усваиваются ценности социума. Культура выступает как связующее звено различных элементов: хозяйственной политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной деятельности. Внутри культуры происходит взаимодействие всех уровней, передача информации поколениям. Таким образом, культура собой структуру функциональную, целую и многоэлементную. Существует несколько моделей культуры. [33]


Каждая культура включает в себя определенные общие принципы, на основе которых совершается выбор тех или иных форм поведения, их упорядоченность, и таким образом складывается определенная вариативность культурных моделей338. Культурные модели позволяют видеть все элементы культуры в единстве: политическое устройство, форму государства, форму политического режима, форму государственного устройства, одежду, пищу, произведения искусства, технологию строительства жилища и т.д.

Культура является условием социума (общества). Общество, его структура, по отношению к культуре является средством, инструментом, который культура использует, чтобы объективировать себя. Культура устанавливает новый отличный уровень реальности, более высокий, чем человеческое общество. Модели культуры служат скелетом, архетипом, архетипической основой для формирования и развития культурных черт вдоль определенных «осей». Культуры, существуя рядом, бок о бок конкурируют, взаимодействуют. Большая и сильная культура может переживать несколько серьезных кризисов, но по воле случая, находясь в «слабой фазе» может быть вытеснена другой культурой, находящейся в сильной фазе[34].

Культура приобретает значение фактора консолидации, сплочения общества, преодоления тенденции изоляционизма, выработки самосознания и чувства причастности к историческому процессу. Внутри культуры происходит эволюционное развитие, связи усложняются и рационализируются, обновляются и расширяются во времени и пространстве социальные связей и структуры ив конечном счете возникает такой феномен, как государство.

3. Синтетическая теория происхождения государства

Синтетическая теория эволюции (СТЭ)— современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма. Синтетическая теория эволюции также опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию и другие, на политологию и социологию.

В современной теории государства ряд исследователей, подходя к проблеме происхождения государства, стараются совместить в одной теории ряд факторов, учитывая причины, усложняющие общество и способствующие зарождению и эволюционированию, дальнейшему формированию государства.

Так, профессор К.Ренфрю обращает внимание на такие факторы, как влияние развития земледелия на процесс усложнения социальной организации, который вызывает развитие и усложнение ремесленного производства. Весь комплекс процессов (развитие земледелия и ремесла) способствует эволюции административной системы.


Ярким представителем синтетического подхода к возникновению государства является К. Фланнери. Он рассмотрел проблему происхождения государства, как проблему происхождения культурной сложности сточки зрения общей теории систем на примере культур Мезоамерики. Исходя из общей теории систем, общество сложная, многофункциональная, многоэлементная система, в которой мы наблюдаем целую плеяду подсистем: экономическую, религиозную, политическую, социальную. Все эти подсистемы требуют постоянного контроля.

В синтетической теории происхождения государства важное место занимают два процесса: централизации и сегрегации.

Централизация-это степень связи между различными подсистемами, определяющая наиболее высокий уровень контроля в обществе.

Сегрегация - выражение внутреннего разнообразия и специализации подсистем.

Несмотря на несомненные успехи в понимании сложных обществ, в решении проблем их происхождения остается много противоречий. Как сказал Э. Сервис, долго существующие государства имели столько много различных функций в их поздней истории, что их начальные этапы не поддаются изучению

Синтетическая теория происхождения государства обращает внимание исследователей этой проблемы на то, что процесс происхождения - это сложнейшая динамика, систематизация и генезис множества процессов: биологических, генетических, социальных, политических, структурных, производственных. Материалом для эволюции служат, как правило, мелкие дискретные изменения в различных подсистемах биолого-социальной жизни всей цивилизации.

Единственный направляющий фактор и биологической и социальной эволюции - естественный отбор, основанный на сохранении и накапливании случайных и мелких изменений, закрепленных как наиболее рациональных в жизни биологического мира и социума.

4. Теория государственного управления

Государство – это прежде всего аппарат управления, регулирования, охраны и подавления.

Государственный аппарат (государство)возник из аппарата управления родоплеменными объединениями.

Основоположники: А.С. Пиголкин, И.Л. Бачило, В.В. Лазарев, Н.И. Глазунова, А.В. Малько.

Сторонники данной теории считают основным фактором сложения государства консолидацию общества, находящегося в состоянии стресса. В частности, при увеличении населения потребности в интеграции могут настолько возрасти, что это вызовет появление управленческих структур. Государственное управление – это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп (политических, социальных, культурных и т.д.), в котором реализуются общественные потребности и интересы, обозначенные цели, и воля общества.


Государственное управление - специфический тип социального управления, которое представляет собой воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования, рационализации, спецификации и общего развития.

Управление, как социальное явление возникает вместе с возникновением социальной организации: первобытное стадо -> семья-род-> племя-> фратрии-> союз племен-> государство, то есть система управления возникает и начинает функционировать достаточно рано.[35]

Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой, обусловливало возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий. Иными словами, в обществе постепенно складываются объективные предпосылки возникновения государства и права.

Таким образом, необходимость (возникновения государства) государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Общественная обусловленность вытекает из практики государственного управления как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан, всего социума, всех его структур. Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (то есть соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков, исходя из ориентаций, данных публичной властью.

Положительным аспектом данной теории является то, что в реальности развитие управления социальными процессами возникает гораздо раньше, чем государственной управление.

Первые государства, возникшие на земле, были доклассовыми. Развитие производства, сельского хозяйства, скотоводства, взаимоотношений внутри социума и с другими социальными группами требовало развития и усложнения управленческих связей, что на определенном этапе привело к возникновению классового государства.


Данная теория дополняет и расширяет практически все теории, о которых говорится в пособие, она является дополнением каждой из теорий и одновременно составной частью.

5. Теория происхождения государства Г.А Твердохлебова

Государство зарождается в период перерождения стада человекообразных существ в человеческое общество. Движущей силой этого процесса был естественный отбор, который отбирал те популяции гоминид, которые более успешно осознавали зарождающиеся в популяциях правоотношения. Менее способные в этом плане популяции посредством внутрипопуляционных конфликтов и межпопуляционной конкуренции элиминировали.

Зарождение же правоотношений происходило на основе производства гоминидами орудий многократного использования. Производитель орудия стал требовать признания за ним права собственности на орудие собственного изготовления, что и рождало конфликты. Необходимость осознания правоотношений системы понятий «мое – не мое орудие» определила направление эволюции гоминид на увеличение объема мозга и совершенствование его структуры, что, в конечном счете, рождает способность матери, - через осмысление системы понятий «мой – не мой ребенок» - осознавать свое материнство. Мать, покровительствуя своим детям, начинает регулировать конфликты между своими детьми, а затем и между всеми членами материнского рода. Рождается первая форма государственной власти – матриархат.

В процессе исторического развития человеческого общества, с развитием, совершенствованием средств производства, получением большего объема жизненных благ, с изменением, совершенствованием форм собственности на средства производства, с развитием общественного сознания изменяются правоотношения между субъектами права тех или иных государственных образований. Меняющиеся правоотношения перерастают свою диалектическую форму - государственную власть, требуя качественных изменений этой формы. Что периодически и происходит, чаще - посредством революций, реже - посредством эволюционных социально-экономических преобразований. Но какие бы изменения ни претерпевала государственная власть, начиная с самой первой - матриархатной - своей формы и кончая современными государствами, сущность этого явления остается неизменной: государственная власть остается диалектической формой развития правоотношений между образующими данное государственное образование субъектами права.[36]

6. Теория мирового государства и правительства