Файл: Теории происхождения государства (Закономерности возникновения государства).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ МНОГООБРАЗИЯ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1.1 Причины многообразия теорий происхождения государства
1.2 Закономерности возникновения государства
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
2.1 Характеристика традиционных теорий происхождения государства
Во всей Галлии, писал по этому поводу еще в глубокой Древности Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.), «существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имели над ними все права господ над рабами».
Об аналогичной ситуации, складывающейся между различными классами и слоями населения в связи с имущественным неравенством, во все последующие столетия писали многие авторы. Но особое внимание данному фактору, оказавшему огромное влияние на процесс возникновения государства, уделялось в период становления капитализма и в последовавшие за этим годы. Так, в частности, всемирно известный английский экономист Д. Рикардо обращал внимание на то, что «продукт земли – все, что получается с ее поверхности путем соединенного приложения труда, машины и капитала, – делится между тремя классами общества, а именно, землевладельцами, собственниками денег или капитала, необходимого для ее обработки, и рабочими, трудом которых она обрабатывается».
К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из того, что с возникновением и существованием классов неразрывно связано возникновение и существование государства. Государство, писал Энгельс, существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью[7].
В.И. Ленин рассматривал государство как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». «Государство, – писал он в работе «Государство и революция», – возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены»[8].
В отличие от многих буржуазных авторов, считавших, что государство существуют на всех стадиях развития человеческого общества, пролетарские ученые и идеологи придерживались иного мнения. С их точки зрения, государство неотъемлемо лишь классовому обществу. Что же касается доклассового, первобытного общества, то в нем существуют лишь зачатки государства. «Доклассовое общество без государства и классовое общество с государством», – заключал Ленин3.
При первобытном строе начавшееся расслоение общества первоначально ведет к тому, что из общей массы членов рода выделяется знать – обособленная группа вождей, военачальников, жрецов. Используя свое общественное положение, эти люди присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда. Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных, для удержания в повиновении рабов и неимущих соплеменников. Появились и другие признаки разложения первобытнообщинного строя и соответствующей ему родоплеменной организации, которая постепенно стала вытесняться государственной организацией.
В новых общественно-экономических условиях прежняя система организации власти – родоплеменная организация, рассчитанная на управление обществом, не знавшим имущественного разделения и социального неравенства, оказалась бессильной перед растущими изменениями в сфере экономики и социальной жизни, усиливающимися противоречиями в общественном развитии, перед углубляющимся неравенством. «Родовой строй, – писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», – отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством»[9]. Государственные органы и организации частично появились в результате преобладания органов и организаций, сложившихся в рамках первобытнообщинного строя. Частично путем полного вытеснения последних.
О появлении признаков государства в любой стране свидетельствует прежде всего выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами. Об этом же свидетельствует наделение данного слоя людей особыми правами и властными полномочиями; введение различных налогов и всевозможных податей, займов; подразделение членов общества не по кровнородственному признаку, как это было при первобытнообщинном строе, а по административнотерриториальному; появление на постоянной основе особых отрядов вооруженных людей, дружин, призванных, с одной стороны, защищать территорию и общество от нападения извне, а, с другой – самим вести новые территориальные завоевания.
О появлении признаков государственной организации общества и вытеснении ею первобытнообщинного строя свидетельствуют и другие факторы. Они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникло на его основе естественным путем. Вместе с тем оно развивается и совершенствуется. «Все древнейшие государственные организации, – писал в середине XIX в. немецкий историк Г. Ландау, – возникли не из человеческого произвола, не благодаря организационным эдиктам. Как раз наоборот. Они выросли, словно растение из зерна, брошенного в землю, в силу объективной необходимости, в силу неизменных, самой природой данных законов».
Аналогично обстоит дело и с государственной (или публичной) властью, являющейся признаком государства.
До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу интересами[10].
Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что причинами многообразия теорий являются:
- сложность и многогранность самого процесса происхождения государства, и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия;
- неизбежность различного субъективного восприятия данного
процесса со стороны исследователей;
- преднамеренность искажения процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу различных соображений;
- в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства с другими соотносящимися с ними процессами.
1.2 Закономерности возникновения государства
На сегодняшний день, в науке теория государства и права, существуют различные закономерности возникновения государства, это такие, как:
- возникновение государства представляет собой достаточно длительный исторический процесс;
- государство возникает объективно, не возникнуть на определенном этапе развития общества оно просто не может;
- государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку возникающие внутри общества, а также между обществом и природой противоречия объективно примирены быть не могут;
- возникнув на определенном этапе развития общества, государство будет в обозримом будущем неизменным его спутником, оно не исчезнет, а только будет видоизменяться, принимая те или иные формы;
- основания для возникновения государства различны, и в связи с историческим развитием отдельно взятого региона могут выдвигаться на первый план те или иные, или действовать комплексно, но базовыми всегда являются социально-экономические отношения.
Анализируя теории происхождения государства, можно выделить два универсальных основания для возникновения и генезиса государства:
- всеобщий закон развития природы, в том числе и социально-политических структур – закон борьбы и единства противоположностей;
- всеобщий закон специализации и рационализации всех направлений развития мироздания, в том числе и государства.
Рассмотренные теории также можно разделить, по форме возникновения, на два варианта: первоначальный и производный.
Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество. В обществе создавались предгосударственные формы и предпосылки, которые приводили к образованию государства или не приводили[11].
К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А. Августин, Ф. Аквинский).
Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других, и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т. Гоббс). Другие философы (Ж.Ж. Руссо), наоборот, считали человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, разумным. Исходя из этой установки, они считали, что в целях сохранения безопасности жизни люди заключили между собой договор для общей пользы.
Существует теория, которая объясняет возникновение государства с коллективистских позиций, в основе которых лежит насилие или внутреннее, или внешнее. При внутреннем насилии в обществе одна группа людей подчиняет себе остальную массу населения (JI. Гумплович). При внешнем насилии государство необходимо и возникает для управления покоренными племенами и территориями (Ф. Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К. Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.
Среди отдельных современных теоретиков получила распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:
Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;
Аристократический – власть знати как в Древнем Риме; Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства)[12].
В российской теории государственности преобладает многофакторный подход к первоначальному образованию государства.
В процессе образования государства наиболее важную роль играют, видимо, следующие факторы:
- Социальная сущность человека и связанная с этим необходимость управления общностью людей; - Выполнение «общих дел»;
- Социальная асимметрия;
- Необходимость особого института принуждения для разрешения социальных конфликтов из-за противоречий, возникающих в результате неоднородности общества.
Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.
К подобному варианту образования государства относится революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия -1917, Китай – 1947).
Образование нового государства возможно благодаря организационным изменениям: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).
Другим способом является образование независимого государства на месте колоний. После Второй мировой войны возникло, таким образом, более 100 новых государств.
При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то, и другое[13].
Таким образом, на разных исторических этапах в качестве условий, ради соблюдения которых и существует государство, выступают различные обстоятельства. Одним из первых таких условий были принудительное запрещение инцеста (кровосмешения) и межплеменный обмен женщинами во имя воспроизводства рода, доклассовыми были и обстоятельства, связанные с созданием и поддержанием ирригационных сооружений для блага земледелия и сохранения среды обитания.
Позже на первый план выступает защита частной собственности и недопущение того, чтобы возникшие классы уничтожили друг друга, а затем уже смысл существования государства обуславливается всей совокупностью причин, требующих поддержания цивилизационного порядка, права и т.д.