Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (Понятие системы права, ее структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Темой курсовой работы была выбрана тема «Система права и система законодательства». Интерес к данной теме объясняется тем, что эти два понятия очень близки между собой, но о тождественности этих понятий говорить не приходится.

Эта тема является актуальной в теории государства и права, потому что многие ученые рассматривают различные подходы на характер связи между этими двумя системами. В этой работе будет рассмотрен взгляд большинства ученых, как наиболее жизненный и обоснованный. Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей правовой системы России и системы законодательства, и их разграничения важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.

Эта тема достаточно разработана в правовой литературе. Во-первых, нужно вспомнить о нормативно-правовых документах (указы Президента, Федеральные Законы и т. д), которые регламентируют различные вопросы, связанные с правовой системой и законодательством. Во-вторых, правовая система является относительно молодой и поэтому она находится в постоянном поиске путей своего развития, поэтому существует ряд публикаций в научно-периодической литературе (статьи в журналах и газетах).

Цель работы: изучение системы права и системы законодательства, определение характера взаимосвязи между ними. Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

- дать понятие системы права и раскрыть ее структуру;

- рассмотреть понятие и элементы системы законодательства;

- проанализировать соотношение системы права и системы законодательства.

Глава 1. Понятие системы права, ее структура

1.1. Система права и ее элементы

В отечественной юриспруденции традиционно под системой права понимают совокупность существующих в стране юридических норм и их подразделение на относительно самостоятельные части - отрасли права и институты, регулирующие обособленные группы общественных отношений. Основное назначение понятия "система права" юристы видят в системной характеристике позитивного права в целом[1]. Однако такой подход к понятию системы права сужает ее содержание и не позволяет раскрыть глубинную социальную природу права как сложного явления общественной жизни. Конечно, существующая система объективного права составляет важное звено в правовой системе общества, но этим не должно ограничиваться ее содержание.


Система права общества, помимо существующих в государстве правовых норм, включает и такие элементы, как правосознание и правоотношения. Все эти элементы правовой системы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. При подходе к праву только как к системе юридических норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам носит этатистский характер, исходит из приоритета над ним власти и насилия, предполагает приоритет государства перед правом. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный социальный феномен общественной жизни, искажаем действительную социальную природу права.

Особая значимость юридических норм в системе права связана с некоторыми их характеристиками:

- они представляют собой наиболее развитую форму конкретизации содержания права и придают последнему стройность и логическую завершенность;

- отличаются от других правовых явлений высокой степенью стабильности;

- выступают в качестве средства институционализации права (отражая потребности общества, формулируя социально значимые цели, предусматривая необходимые санкции, закрепляя необходимое для общества взаимодействие правовых статусов, охватывая своим регулятивным воздействием всех членов общества).

Таким образом, именно благодаря системе правовых норм право достигает своего целостного состояния, а система права предстает как целое.

В юридической науке сложилось множество направлений и подходов в изучении понятия права и связанных с ним правовых явлений, которые нередко выходят за пределы позитивизма. Различение права и закона выступает необходимой теоретической посылкой для изучения таких явлений, как система права и система законодательства. Поскольку право и закон, несмотря на их взаимосвязанность в реальной жизни, не являются тождественными явлениями, было бы несправедливо систему права сводить к системе юридических норм.

Содержание системы права шире, чем простая совокупность юридических норм. Система права - это сложное юридическое понятие, состоящее из правосознания, правоотношений и юридических норм, характеризующееся внутренним единством и целостностью, призвана поддержать такой порядок в обществе, который необходим для обеспечения свободы личности и сохранения цивилизованного существования человечества. Нельзя исключать из содержания права, его системы такие понятия, как правовые идеи, ценности, правовые притязания и правовые отношения.


Характеристика системы права предполагает наличие непосредственной связи форм (источников) права с факторами экономического, политического и идейно-нравственного характера. При этом право в соотношении с экономикой выступает в первую очередь как правоотношения, в соотношении с политикой - как закон, а в соотношении с нравственными воззрениями, идеологией и иными духовными категориями - как правосознание[2]. Правоотношения представляют собой конкретную форму, а нормы права и правосознание - абстрактные формы права. Сочетание этих трех форм права и образует некие разноуровневые, но единые образования, представляющие собой системы права.

Система права как сложное юридическое явление характеризуется следующими основными признаками:

- внутренним единством составляющих ее элементов;

- система права имеет единую социальную природу;

- она основана на нравственно-правовых принципах, таких, как идеи свободы, равенства, справедливости и гуманности;

- в основе формирования системы права лежит идея права, суть которой состоит в осознании необходимости существования свободной личности, ее прав и свобод;

- система права призвана регулировать и упорядочивать определенные общественные отношения, возникающие между субъектами права;

- содержание системы права получает свою внешнюю форму выражения в следующих источниках: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой договор и нормативно-правовой акт.

Конечно, система права, сложившаяся в обществе, отражает закономерности исторического развития конкретной страны и ее особенности. Она складывается в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. В праве находят отражение самые разнообразные отношения и интересы людей. Общественная жизнь и практика государственного строительства никогда не стоят на месте. Динамика общественного развития предполагает и диктует необходимость совершенствования существующей системы права. Внутреннее развитие государства и все более углубляющееся международное сотрудничество требуют постоянного развития национального законодательства и его согласования с международным правом. Следовательно, обеспечение правопорядка как в масштабе страны, так и в международном сообществе зависит от того, насколько разумна и эффективна существующая система права. Органы государственной власти обязаны следить за состоянием зако, совершенствовать его, устранять и противоречия, в системе .


Система права - это ее строение, как единое , в котором права между и не действуют друг от . В современном система права не только существующим отношениям, но быть их согласованным , которое не опровергало бы себя в внутренних . Прочный в стране только , когда нормы не противоречат другу, между есть единство и . Единство и правовых обеспечивается на общих принципов, на базируется системы права. Ее достигается , когда она ает потребности развития и выполняет и задачи в правового .

Система права определенное , подразделяется на ее относительно автономные - отрасли и институты, качественно группы отношений. нормы совместно с однородными принадлежат тем или правовым . От такой зависит роль права, их социальное . Правовые объединяются в либо в права, и составляют норм данного .

Можно три общие в системе правовых :

- деление права страны на и частное ;

- подразделение норм на нормы "" и процессу права;

- всей норм на отдельные и институты .

1.2. Частное и общественное право

С пор вся совокупность норм, в том или другом , делилась на так частное и публичное . Деление на частное и является его внутренней . Такое права естественным, выте из природы между и государством (чной властью).

дифференциация не является его делением. Она с различением в относительно частей, вследствие некоторых устойчивых между его и регулируемыми ими . Поэтому права на и публичное, и объясняемое на юридической (систематика ), есть отражение того права, оно имеет в .

Различия публичным и правом не только интересов правоотношений или регулируемых , но и различием в (приемах) регулирования. Для права императивный () метод регулирования отношений. властного регу отношений, положительных , имеет и отрицательные . Государственная , монополизируя все общественной , естественно частную и частную и при известных способна к полному ению [3]. А в частном действует (авто) метод, характеризуется свободой ения сторон, их положением в отношениях.

права на (jus ) и публичное ( publicum) представлено еще юристами, в качестве критерия рассматривали интересов, правом. из римских классического Ульпиан , что публичное - это то, которое к статусу, Римского , а частное - то, которое в виду , интересы от лиц. Такое права на и публичное использовано юристами в их деятельности при институтов , а в последующем воспринято системами европейских . Особенно это тех систем , которые свойственны , принадлежащим к "правовой " (Германия, , Италия, и др.). В англосаксон праве деления реализована иначе. различа общее и право . Не столь данное прослеживается и в США. правовая не признавала деление на частное и . Господствовало убеждение, со которому общество автономное твование как , так и публичного , а все сферы регули якобы государственному () интересу. положение связано с тем, что правовая не призна ничего , все строилось на началах, где твенное в частноправовые абсолютизировалось. В авторитарной системы , государственной всех сторон жизни, экономику, , искусство и , публично-правовой регулирования отношений под себе , демократические правового имущественных и отношений. Это к тормозу частной рыночных отношений, препятствием для правообразования, к торможению прогресса в . По этому по С.С. Алексеев , что "...под тоталитарного , тотального публично-правовых у нас укоренилось, вошло в и в кровь вление о том, что бы все "юридическое" исходит от , от государственного , что везде нужны "" и "согласия"[4]. современная права России с института собственности уже признавать деление на частное и . А это способствует перестройки системы в соответствии с : "Все, что не за, - дозволено".


права на и публичное связано с итым товарным , существованием отношений. От обмена - общественного труда и ости. Диалектически единой сферы и публич права , существуют, функционируют там, где иваются производство и отношения. экономический , требующий и от произвола , предопределяющий материальное и общественный , основанный на и предприимчивости, уренции и , порождает частное и ставит публичному , придавая ему свойства.

России в сообщество, к идеалам еской предполагает прав и личности во взаи с государством, что отражение в ее , в признании интересов, нужно и всемерно .

К частному относят те нормы и , которые ре негосударственную . Это могут правоотношения гражданами в имущественных , семейных ений, авторских , отношения общественными , кооперативными , иными , т.е. такие , в которых частный . Частное - это все то, во что не вмешивается . Частноправовые - это не отношения , а договорные . В них самим предоставлена автономно, по воле и в интересах опре свои и обязанности.

отношения :

- равенством правоотношений;

- свободой и участников тношений;

- субъективными и обязанностями;

- выбора поведения , обусловленного идуальным ("") интересом, с коллективным и бщим ("публичным") , защита передана с общества и по договоренности , в первую - суду, осу правосудие по и непременно по .

Все субъекты отношений равны законом и судом и не никаких по отношению другу. В праве принцип: "Не законом - ". В ряде отдельные частного распространяются и на право.

действия права - творческой личности, своих способностей и потребностей. действия права не быть ющей по отношению к , так как в гражданском публичная является из его институтов. власть не служить и господству аппарата над , напротив, она для правового властно-управленческих .

В Афинах и в Риме, в исторически распростра индивидуальная собственность и формы ической , выделение и публичного было выражено. первым частное на основе твенных . "Естественно-правовые свободы , обеспечения автономной , - отмечает С.С. , - обусловливают развития ( через , судебные решения, через ) такого особой сферы, в могут реализовываться свобода, и равенство , в экономике - , и которая защищать дос личности, собственников, участников от вмешательства , от его произвола. Вот с первых же ступеней складывается и высокий частное право"[5]. В тех , где частная оказывалась ограниченной, права на и публичное .

Однако не абсолютизировать " начало" в и органически интересы интересам и государства. как раз и является политической , который удовлетворять и личные и интересы.