Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (Понятие системы права, ее структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

государства, организаций, между и государственными , между государственными - область права.

право - это нормы и , регулирующие го деятельность в сфере ( право, право, право, суд и ), т.е. такие , в которых государственный . Публичное регулирует по вертикали, а не по , т.е. отношения . В области права действовать не : "Что не , то дозволено", а : "Разрешено то, что правом".

публичное и связано с государством и его тной деятельностью, но в нем с тем должны выражены ипы, закрепляющие права и личности, их , а также , ограничивающие власти.

корни права, как и права, в развивающихся отношениях. Это общественные отно, интересы, , без обеспечения невозможно удов как личных , так и общезначимых, интересов в целом. общества и его , функционирование политической, , социальной служат рода и гарантией частного . А следовательно, сделать : публичное и право ески связаны и между .

1.3. Материальное и процессуальное право

система норм на материальное и про право. Как отмечено , все нормы призваны ре и упорядочивать отношения в с теми и задачами, стоят ними. группа норм существующие отношения, тем придавая им характер. направлены на этих в жизнь, так как, (санкционируя) нормы, одновременно порядок их . Следовательно, к ма праву конституционное , гражданское , уголовное , административное , а группу отраслей составляют , гражданско-процессуальное, и административно-процессуальное .

Предметом регулирования материального являются отношения, с материальными жизни , а нормы права общественные отно, возникающие в реализации материального .

Таким , государство особую правовых , призванных претворение материального в жизненных . Все то, что связано с норм права, - это процессуального . Процессуальное - это в каком-то форма норм права. Это не значит, что законности от норм права и меньше - от процессуального . Для состояния и правопо в стране право больше, чем право.

Нормы права (регулируют) уже ющие общественные . Без норм права, без ссуального фактически отношения не су, иначе процессуальные выступают формой материального , обслуживают реализации материального . Следовательно, особенность процессуального - это их процедурный .

Можно вывод: материального и права связаны собой и друг . От их согласованности и "" во многом состояние и обеспечение в стране.


1.4. Отрасли права и их институты

В зависимости от , какие отношения права ре, они объединяются в , относительно ьные группы. большие группы отраслями . Отрасль - это часть права, собой правовых , регулирующих однородную общественных , с присущим ей методом регулирования.

права относиться к частного или права и к "" или процессуальному .

Каждая права от другой права особым и методом регулирования. Под правового понимаются те отношения, регулиру правом. , что предметом юридической является как общественное . Каждая права с определенным общественных . Предмет регулирования яв основанием или построения правовых в отрасли , подотрасли правового . Именно этих элементов права отличаются от друга, имеют назначение, определенные . Следова, под предметом регулирования отрасли понимается однородная общественных , регули нормами отрасли [6].

Если правового каждой права нам на то, что регулируется данной (какие отношения), то правового показывает, как тся эти отношения, приемами и . Метод регули служит основанием или построения юридических . Метод регулирования - средства и обеспечения и предписаний норм. метод следующими качествами:

- установления прав и обязанно;

- степенью их и "автономности" субъектов;

- средствами и обеспечения прав и обязанностей.

особенности проявляются при анализе права и . Так, например, в или семейном допускается поведения правоотношений в закона. А для права властный правового путем запретов опреде деяния ( или бездействия), в нормах части законодательства.

В плане автономный () и императивный () методы регулирования. метод самим правоотношений определять тот или вариант в рамках, нормами . Он характеризуется свободой сторон, их положением в отношениях. , в гражданском праве отношения методом и свободного сторон.

метод использованием правовых , которые порядок конкретных и обязанностей у правоотношений. Так, в ативном и праве правовых регламентируют, каким не следует участникам , так как иначе могут нежелательные последствия.

В отрасли следует как общие правового , так и свои , вытекающие из регулируемых отношений.

В современного права в от предмета и правового можно следующие отрасли .

1. Во главе системы права находится консти права, является отраслью для других слей права. (государственное) - это область чного . Главная конституционного - организация вления власти и ее рамками закона. право отношения, между твом, личностью и . Однако не все эти регулируются правом, а те, которые общие прин организации и государственной . Конституционное регулирует , устанавливающие конституционного , конституционный статус , форму устройства, организации и государственных , основы самоуправления. и положения, в конституционном , являются для всех отраслей . Нормы РФ[7] обладают юридической силой.


2. право - это публичного . Нормы ад права отношения, в сфере го управления, т.е. власти и . Это испол деятельность государственной . Нормы права отношения, принципы и деятельности органов твенной , систему органов, их и полномочия. истративное устанавливает, общественно деяния тся административными , определяет администра взысканий за эти и систему , уполномоченных дела об правонарушениях.

3. право - это частного . Гражданское регулирует отношения и с ними личные неимущественные . Имущественные , регулируемые правом, на вещные, с облада имуществом ( собственности, хозяйственного , право оперативного ), и обязательственные , связанные с имущественных от одного к другому. неиму отношения, нормами права, своим нематериальные (честь, , доброе имя, де репутация, авторства). гражданского закрепляют и различные собственности, собственников, ре права и участников правоотношений, способы права , других и неимущественных и законных субъектов права. право различные правовой юридических лиц и их , определяет реорганизации или этого .

4. Уголовное - это область права. право ре отношения, с совершением и применением мер наказания. уголовного дают преступ и определяют преступлений, состав . В уголовном содержится перечень наказуемых и видов , рассматриваются , исключающие деяния, смягчающие и уголовную обстоятельства.

5. право - это публичного . Делится оно на процесс и процесс. регулирования уго права отношения, с деятельно органов , следствия и по возбуждению, и рассмотрению дел. Нормы права опре права и участников , порядок судеб приговора, его и опротестования. право правоотношения в гражданского су. Нормы права порядок дел по спорам, из гражданских, йных, трудовых , а также обжалования, ания и реального принятого .

Помимо выше права, в норм можно также , в свое отделившиеся от : трудовое , семейное , финансовое , земельное , коммерческое , банковское , природоохранительное , криминология, уго право и др.

права в очередь на подотрасли и овые институты. права - отрасли , регулирующая отно самостоятельный однородных отношений при ей методом регулирования. , в конституционном - избирательное ; в природоохранительном - горное , водное , лесное ; в гражданском - жилищное , автор право, право и др.

институт - это отрасли , включающий пность норм, качественно группу отношений. институты быть и межотраслевыми (). Отраслевой институт вляет однородные юридических внутри отрасли . Например, в праве - правового личности, в праве - государственной , в международном - институт права, в праве - обязательств и т.д. правовые объединяют в правовые , относящиеся к отраслям . Институт права, , включает в нормы го, административного и права.


2. Система законодательства и ее соотношение с системой права

2.1. Понятие и элементы системы законодательства

под законодательством совокупность и подзаконных актов. - это система актов, на принципах и субординации ее элементов.

акты результатом деятельности. акты - это субъектов отворчества, юридические . Нормативно-правовые - основной права не в Российской . Они стали та в настоящее практически во правовых мира, там, где исторически правовой и судебный пре[8].

Нормативно-правовой акт как права большими пре: исходит от определенных органов и лиц, строго компетенцией; установленную и реквизиты; вступления в и сферу ; может быстро в зависимости от потребностей.

правовым присущ ряд . Во-первых, они государственно-властный . Государство органы, ор, должностных лиц готовить и нормативно-правовые . Оно же обеспечивает и принятых актов, и принудительное на лиц, уклоняю от их исполнения. характером акты от нормативных общественных аций.

Во-вторых, акты строго нными , специально на то государством. При каждый правотворческой связан своей . Министр, , может нормативный , но не уполномочен на указа или .

В-третьих, акты с соблюдением процедуры, а требований к и форме и собой акт - .

В-четвертых, они временные, и субъективные действия.

, нормативные всегда юридические , т.е. правила общего (отсюда и - нормативный ).

Нормативно-правовые классифицируются по основа:

По юридической различают (акты, высшей силой) и акты, на основе и во ис законов и им не . Абсолютно все акты, законов, подзаконными.

По действия акты и акты действия. внешнего охватывают субъектов, от их трудовой и деятельности.

акты действия только , входящих в определенного , организации или на той или иной , причем акты прини не только и нижестоящими правотворче, но и высшими власти и . Примером служить «О милиции».

По , издающим акты, подразделяются на референдума, государственной , Прези, органов , должностных лиц и негосудар организаций и т.п. При следует в виду , принятые органом, и , разработанные и совместно государственными . Таковы приказы внутренних дел и по борьбе с , совместные при Министерства дел и Министерства сообщения о со грузов и др.


В с усилением закона в общественных отно и необходимостью закону нормативное ре нередко в (юридической) и литературе мысль о том, что под следует по только законов. их предлагается законодательными .

Слово «» в специальной и литературе, в речи обозначает правило, принудительной государства. В понимании отождествляется, по суще, с правом. Но в юридическом закон это акт, обладающий , только ему признаками.

, закон - акт представительных Российской . Законы, представителями населения, в наи степени интересы , являются первичного , формулируя и отправные для всей законодательства.

, законы наиболее общественные отно. Посредством и, прежде конституции, основы строя, права и граждан, рственное , структура, государственной и управления и т.д. определяются и виды , основы на политики, деятельности, , образования и важные жизнедеятельности и государства.

регулируются не все общественные , требующие опосредования, а те, которые социальной , типичностью и .

Чаще это:

а) установление и конституционных ;

б) фиксирование прав и граждан;

в) и административно-территориальное ;

г) регламентация начал и деятельности твенного ;

д) судоустройство;

е) и осуществление ответственности;

ж) бюджетного и системы ;

з) вопросы коллизионного и некоторые .

В-третьих, это акты, в особом и обладающие юридической . Порядок законов конституцией и высших органов .

Высшая сила выражается в том, что все нормативные акты в издаются на законов, в соот с ними и им не могут. закона яется не , а применительно к нормативным , в сопоставлении с . Свое выражение оно в подчи всех и правоприменительных закону, в соот актов органов [9]. Закон возмож для подразделения нормативных на собственно и другие , объединяемые «подзаконные». не могут или отменить , а наоборот, соответствовать ательным .

Таким , закон - это акт, принятый в особом органами власти, важнейшие отношения и высшей силой. Законы, как и нормативно-правовые , представляют результат . Но их разработка и имеют особенности, обу местом и закона в системе .

Подзаконный акт - это акт, изданный в твии с законом и ему не . Подзаконный акт понятие . Оно охватывает разнообразные предписания от высших органов, идента, до актов местного . Всем актам одно свойство - . Подзаконные ативные подразделяются в от субъектов.

В закреплена система актов:

I. уровень. 1. Российской . а) Конституция; б) Конституционные ; в) Федеральные .

2. Подзаконные акты государственной Российской . а) Указы ; б) нормативно-правовые Правительства; в) акты федеральных государственной Российской .