Файл: Соотношение системы права и системы законодательства (Понятие системы права, ее структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II. Уровень Российской . 1. Законы РФ. а) Конституци акты РФ; б) иные субъектов РФ.

2. акты РФ. а) нормативно-правовые глав власти РФ. б) Нормативно-правовые иных исполнительной субъектов РФ.

III. органов самоуправления и акты ( организаций), должны законам и актам органов.

образом, в федеративного России, законодательства имеет «» структуру и систему ативных актов Федерации и нормативных субъектов Федерации.

образом, - это система актов, на принципах и субординации ее рных элементов. имеет (основанную на координации) и (основанную на суборди) структуру.

2.2. Соотношение системы права и системы законодательства

Систему следует от системы . Первая внутреннее права, его норм по и институтам, относится к формам права, ктеризует источников .

Система объединяет все правовые (законы, , положения, , инструкции) в их и взаимосвязи.

системой и системой существует связь как содержания и . «Система » соответствует фило категории «» и представляет внутреннюю ктуру , соответствующую регулируемых им отношений. « законодательства» категории «» и представляет совокупность источников права. права , чтобы права по отраслевому , нормы отрасли или института ялись в кодифицированный акт или законодательства. образом, права основой законодательства. является формой , в частности , что учитывает системы и осуществляется по отрас основанию. большинство актов (, кодексы, , положения и т. п.) нормы отрасли или института .

Система и система тесно , но самостоятельные , представляющие два одной и той же права. Они между как содержание и . Система - это содержание, структура , соответствующая регулируемых им отношений.

законодательства - форма , выражающая ение его источников, т.е. нормативно-правовых . Право не су вне законодательства, а в широком его ании и есть . Структура носит характер, нный экономическим общества. Она не строиться по олу законодателя.

Ее являются права, , подотрасль, и субинститут, в своей призваны учиты многообразие общественных , их специфику и . Обновление права прежде с развитием и общественных , актуальность способствует новых институтов и .

Вместе с тем системы не может раскрыта с аточной и точностью, не видеть ее единства с формой , системой . Законодательство - форма , прежде правовых , средство им определенности и , их организации и в конкретные акты. Но законодательства это совокупность таких , а их дифференцированная , основанная на субординации и ее структурных . Взаимо между обеспечивается за различных , главным из ко является регулирования и законодателя к ьному, построению права.


права для выступает как закономерность. Поэтому в его решении о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношений друг с другом. Система права и система законодательства не тождественна. Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права это строительный материал, из которого складывается та или иная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко[10].

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство). Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения и т.д.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.


В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества.

В этом плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны и, если государство федеративное, то имеет место два уровня законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, а если государство унитарное, то уровень законодательства один - централизованное законодательство.

В пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различий между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему. Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства важная теоретическая и практическая задача.

Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

Таким образом, систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, груп-пировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.

Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права - содержание системы законодательства, отражает внутреннюю структуру права, система законодательства - внешняя форма права, выражающая структуру системы нормативно-правовых актов.

Заключение

Таким образом, система права - это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.


Отрасль права - это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

Правовой институт - небольшая группа норм, регулирующих небольшую группу однородных общественных отношений.

Подотрасль права - выделившаяся внутри отрасли группа норм, регулирующих специфические общественные отношения.

Основанием деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

В систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-про-цессуальное право и др. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Законодательство - это система нормативно-правовых актов, построенная на принципах координации и субординации ее структурных элементов. Законодательство имеет горизонтальную (основанную на принципе координации) и вертикальную (основанную на принципе субординации) структуру. В горизонтальную структуру входят нормативно-правовые акты, сгруппированные в зависимости от предмета правового регулирования, а в вертикальную нормативно-правовые акты, сгруппированные по юридической силе.

Системе законодательства федеративного государства присущи две системы законодательства федеральная и субъектов федерации. Причем законодательство субъектов федерации (включая законы) носит подзаконный характер по отношению к нормативно-правовым актам федерации.

Систему права следует отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.

Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права - содержание системы законодательства, отражает внутреннюю структуру права; система законодательства - внешняя форма права, выражающая структуру системы нормативно-правовых актов.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 2008.
  3. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 2001.
  4. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2008.
  5. Бастрыкин А. И. Теория государства и права. М., 2005.
  6. Дробязко С. Г., Козлов В. С. Общая теория права. М., 2007.
  7. Киримова, Е. А. Система современного российского права: понятие и проблемы развития // Правоведение. 1997. № 4. С. 166– 168.
  8. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права. М., 2008.
  9. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М., 2008.
  10. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2006.
  11. Морозова Л. А. Теория государства и права. М., 2008.
  12. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 43.
  13. Рассолов М. М. Проблемы теории государства и права. М., 2007.
  14. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2001.
  15. Теория государства и права / Под редакцией А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. М., 2007.
  16. Ученые-юристы МГУ о современном праве / Под редакцией М. К. Треушникова. М., 2005.
  17. Чашин А. Н. Теория государства и права. М., 2008.