Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Сущность сведений о фактах ОРМ и их основные признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Соотношение уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности 

Глава 2 Правовой статус сведений о фактах О.Р.М.

§ 2.1 Нормы оперативно-розыскного закона, определяющие статус оперативно-розыскной информации в косвенной форме

§ 2.2 Нормы оперативно-розыскных законов, непосредственно  определяющие статус оперативно-розыскной информации

Глава 3 Сущность оперативно-процессуальной информации и ее основные признаки

§ 3.1 Содержание оперативно-розыскной информации    

§ 3.2 Правовой порядок получения оперативно-розыскной информации в оперативно-розыскном процессе

§ 3.3Фиксация оперативно-розыскной информации

§ 3.4 Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение для возбуждения уголовного дела

Глава 4 Соотношение оперативно-розыскной информации и доказательств в уголовном судопроизводстве

Глава 5 Организационно-правовые меры, благоприятствующие доступу информации в уголовном процессе

Заключение

Библиографический список

Следователь или руководитель следственного аппарата, ознакомившись с материалами, отражающими результаты оперативно-розыскного процесса, могут прийти к выводу о том, что они могут использоваться для формирования доказательств, удовлетворяющих требованиям уголовно-процессуального законодательства. В этом случае определяется, через какие следственные действия соответствующее оперативно-розыскное мероприятие может войти в уголовный процесс. Например, непосредственное или опосредованное восприятие конкретными физическими лицами — источниками оперативно-розыскной информации обстоятельств, явлений, процессов могут войти в уголовный процесс и использоваться в доказывании через показания свидетеля, потерпевшего в виде устного сообщения в ходе допроса.

Иным доказательством является заключение эксперта. Для его формирования могут использоваться оперативно-следственные документы, отражающие результаты такого ОРМ, как исследование предметов и документов, а также сбора образцов для сравнительного исследования, проверочной закупки, контролируемой поставки, обследования различных
объектов, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Однако предметы и документы, полученные за счет перечисленных ОРМ, результаты применения средств оперативной техники должны сохранить в неизменном виде свойства, составляющие в уголовном процессе предмет экспертного исследования. Кроме того, предметы и документы, полученные за счет проведения ОРМ в ходе оперативно-розыскного процесса, если они сохранили свойства и состояния, связанные с расследуемым преступлением, могут использоваться для формирования вещественных доказательств. В этой ситуации важно, чтобы не в ущерб принципу конспирации следователь был проинформирован о времени, месте, условиях получения конкретного предмета или документа, об индивидуальных особенностях предмета и документа в момент их получения, подтверждающие то обстоятельство, что следователю предъявляется именно тот документ или предмет, который получен сотрудниками оперативного подразделения при проведении соответствующих оперативно-розыскных мероприятий.

В качестве доказательств в уголовном процессе используются и иные документы. По этому поводу следует отметить, что факт подготовки и результаты осуществления всех оперативно-розыскных мероприятий оформляются определенными документами. Каждый из них удостоверяет определенные факты, события, явления, данные о конкретных мерах, что подтверждается подписью обладающего соответствующей компетенцией должностного лица оперативного подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Подобного рода процедура закреплена оперативно-розыскным законом, что и создает предпосылки для формирования анализируемого уголовно-процессуального доказательства.


Доказательством по уголовному делу являются протоколы следственных и судебных действий. Они удостоверяют определенные факты и обстоятельства. Вполне закономерно, что если следователь своевременно проинформирован об обнаружениив ходе ОРМ этих фактов и обстоятельств, то возможно произ-водство соответствующего следственного, судебного действияи формирование анализируемой категории доказательств.

Глава 4 Соотношение оперативно-розыскной информации и доказательств в уголовном судопроизводстве

Анализируя каталог оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих решение задач оперативно-розыскного процесса, нельзя оставить без внимания проблему соотношений оперативно-розыскной информации и доказательств в уголовном судопроизводстве. Негативным обстоятельством, усложняющим формирование уголовно-процессуальных доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности, следует признать отсутствие в оперативно-розыскном законе полного перечня и категорий оперативно-служебных документов, призванных удостоверить происхождение соответствующей оперативно-процессуальной информации. Не в полной мере определены условия осуществления оперативно-розыскных мер.

Указанные пробелы в оперативно-розыскном законодательстве устанавливают для результатов отдельных оперативно-розыскных мероприятий (оперативного внедрения, агентурного метода, оперативного эксперимента и др.) барьеры, труднопреодолимые за счет уголовно-процессуальных процедур, предназначенных для формирования доказательств.

Тем не менее нельзя не признать, что изменение подхода к законодательному регулированию оперативно-розыскной деятельности и переход от его фиксационной формы к регулированию оперативно-розыскного процесса полномасштабным законом в определенной степени все же создает благоприятные предпосылки для доступа оперативно-розыскной информации в уголовный процесс.

Прежде всего это наличие в оперативно-розыскном законе каталога оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или оперативного подразделения может удостоверить факт происхождения результатов ОРД. Так, к сопроводительному письму на имя руководителя следственного аппарата, следователя, дознавателя он имеет возможность приложить:


а) оперативно-служебные документы, подтверждающие легитимность получения конкретной информации, например, добытой в ходе опроса, отождествления личности и т.п.; подлинники или копии документов, предметов, веществ, полученных в ходе оперативно-розыскного процесса, и подтвердить факт их получения легитимными методами в виде таких оперативно-розыскных мероприятий, как сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, контроль почтовых отправлений, обследование помещений и иных объектов;

  в) материальные объекты — носители информации и удостоверить легитимность их получения в ходе оперативно-розыскного процесса при помощи таких оперативно-розыскных мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, наблюдение, контролируемые поставки;

г) документы, отражающие результаты исследования предметов, документов, веществ, добытых легитимными оперативно-розыскными мероприятиями и подвергнутые научному анализу при помощи такого оперативно-розыскного метода, как исследование предметов и документов.

Указанное письмо соответствующего должностного лица должно убедительно аргументировать и то, что сообщаемая им информация, предметы и документы, добытые в ходе оперативно-аналитического поиска и оперативной проверки криминального события, свидетельствуют о необходимости проведения доследственной проверки, решения вопроса о возбуждении уголовного дела либо — использоваться в ходе дознания, следствия по факту противоправного деяния уже расследуемого в установленном порядке.

Вполне закономерно, что следователь, дознаватель, руководитель следственного аппарата, получив вышеуказанный объем информации о результатах оперативно-розыскного процесса  приобретает опору для деятельности по формированию уголовно-процессуальных доказательств.Так, обладая сведениями о том, кто конкретно проводил то или иное оперативно-розыскное мероприятие, кто из физических лиц был его объектом, в каких условиях проводилось ОРМ, с помощью каких технических средств фиксировалась оперативно-розыскная информация и т. п., следователь или дознаватель определяют тот алгоритм следственных действий, за счет которых результаты соответствующего ОРМ могут изменить свой статус и быть признаны доказательствами.

Например, в ходе наблюдения могут быть получены фотоснимки, кинопленки, видеозапись. Они должны быть официально представлены в орган дознания или следователю. Для этого оформляется официальное письмо руководителя оперативного подразделения или органа, осуществляющего ОРД, удостоверяющего тот факт, что в ходе такого оперативно-розыскного мероприятия, как наблюдение, проведенного в конкретный период времени и месте, в соответствующих условиях были получены указанные объекты-носители информации.


Руководитель операппарата или оперативно-розыскного органа вправе не раскрывать данные о сотруднике оперативного подразделения — исполнителе анализируемого ОРМ. Помимо этого, как правило, указываются сведения и о технических устройствах, обеспечивших фиксацию конкретных явлений, процессов, действий на фото-, кино-, видеопленку, к письму прилагаются соответствующие объекты — носители информации, а также оперативно-служебные документы, удостоверяющие факт осуществления ОРМ, в т. ч. акт, где указывается, что наблюдение с фиксацией соответствующих событий, явлений, процессов проводилось при участии частных физических лиц, содействующих сотруднику оперативного подразделения в его проведении.

Это позволяет дознавателю или следователю: осуществить осмотр указанных объектов-носителей информации, составить об этом протокол указанного следственного действия; вынести постановление о приобщении соответствующих объектов — носителей информации к уголовному делу в качестве вещественных доказательств, если зафиксированные на них факты, события, явления, процессы относятся к расследуемому преступлению, имеют значение для надлежащего разрешения уголовного дела; разрешить вопрос о проведении соответствующего экспертного исследования; разрешить вопрос о допросах оперработника — исполнителя ОРМ, а также частных лиц, содействующих оперработнику при проведении наблюдения; разрешить вопрос о приобщении к уголовному делу в качестве источника доказательства “иного документа” — акта о проведении наблюдения за объектами оперативно-розыскного процесса с участием частных физических лиц. По результатам наблюдения может быть пресечено преступление, и объект — оперативно-розыскного процесса задержан, например, при сбыте наркотических веществ. В этом случае выносится постановление о возбуждении уголовного дела и осуществляется досмотр указанного лица с участием понятых, получение от него образцов почерка, срезов, волос, смывов и т. д. для сравнительного исследования с участием специалистов; проводится тестовый экспресс-анализ изъятых у задержанного веществ, его обследование на предмет выявления следов наркотического одурманивания, допрос задержанного по обстоятельствам появления у него наркотических веществ; производство обыска по месту жительства и работы; назначение криминалистических экспертиз по изъятым у задержанного веществам и образцам.

Возможна иная ситуация, когда оперативный работник, входящий в состав следственно-оперативной группы, расследующей уголовное дело, осуществил иное, чем наблюдение, оперативно-розыскное мероприятие, в частности, прослушивание телефонных переговоров одного из подозреваемых и получил информацию, имеющую значение для оптимизации расследования. В этом случае проинформированный об этом следователь-руководитель следственно оперативной группы может поручить указанному сотруднику оперативного подразделения составить протокол прослушивания звукозаписей, телефонных переговоров абонента соответствующего номера телефонной сети. Оперработник указывает в этом документе, где и когда составлен протокол. В нем он указывает: собственные установочные данные и должностное положение; основания проведения оперативно-розыскного мероприятия в виде прослушивания телефонных переговоров (кто вынес постановление в органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, и кто его санкционировал в суде); данные на следователя, поручившего ему осуществить прослушивание звукозаписей переговоров объекта ОРМ; наименование статьи УПК Российской Федерации, в соответствии с которой составлен протокол прослушивания звукозаписей переговоров абонента — объекта ОРМ (ст. 141 УПК Российской Федерации); тип аппаратуры и пленки, посредством которых осуществлялась звукозапись переговоров; тип и марка магнитофона, на котором осуществлялось прослушивание переговоров; даты и период времени в прослушивании; номера кассет, на которые в соответствии с интенсивностью проводившихся телефонных переговоров были осуществлены записи адекватно определенным датам; какие записи оказались среди произведенных (дата разговора, номер кассеты; слова, с которых начинается и завершается разговор); имена лиц, участвующих в разговоре, индексы, обозначающие участников диалога и его содержание; факт упаковки кассеты с прослушанным разговором в бумажный пакет, который прошивается и опечатывается определенной печатью.


Данный протокол подписывается оперработником, который проставляет, помимо этого, и соответствующую дату.

Впоследствии, если объект анализируемого оперативно-розыскного мероприятия привлечен, например, в качестве обвиняемого, то следователь при участии понятых и при помощи специалиста производит изъятие образцов его голоса, о чем составляет протокол. Далее он разрешает вопрос о назначении фоноскопической экспертизы, о чем составляет соответствующий протокол. В его постановляющей части он фиксирует свое решение о назначении по расследуемому уголовному делу указанной экспертизы и учреждения, экспертам которого поручено ее осуществление. Перед последними могут быть поставлены вопросы о количестве лиц, участвующих в  разговорах, ведущихся на определенном языке и зафиксированных на конкретных компакт-кассетах; о дословном содержании разговоров и принадлежности реплик конкретным лицам; о непрерывности разговором, зафиксированных на исследуемых компакт-кассетах, и наличии или отсутствии признаков монтажа и т. п.

Вышеизложенная процедура свидетельствует о реальной возможности  доступа в уголовный процесс результатов такого оперативно-розыскного мероприятия, как прослушивание телефонных переговоров.

Необходимо особо отметить, что в специальной литературе высказываются суждения о том, что:

- оперативно-служебные документы, удостоверяющие факт проведения и результаты конкретных оперативно-розыскных мероприятий, нельзя использовать в качестве такого самостоятельного вида доказательств, как “иные документы ”;

-возможен допрос конфидентов, штатных негласных сотрудников и вхождение добытой ими информации в уголовный процесс только через их показания, например, как свидетелей.

По поводу первой проблемы представляется целесообразным отметить, что факт принижения правового значения Оперативно-служебных документов, отражающих ход подготовки и результаты проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, положительно оценить нельзя. При таком подходе вполне закономерно возникает вопрос о том, зачем вообще необходимо издание обобщенного (автономного) оперативно-розыскного закона, устанавливающего виды, основания и условия проведения ОРМ, если указанные оперативно-служебные документы совершенно незначительны по той роли, которую они играют для уголовного судопроизводства. В этом случае было достаточно ст. 1 18 УПК РСФСР, признававшей легитимность оперативно-розыскной деятельности в общем виде и допускающей детальную регламентацию данного вида правоохранительной деятельности на уровне ведомственных подзаконных нормативных актов. время проводится работа по подготовке нового УПК РФ.