Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Сущность сведений о фактах ОРМ и их основные признаки).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Соотношение уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности
Глава 2 Правовой статус сведений о фактах О.Р.М.
Глава 3 Сущность оперативно-процессуальной информации и ее основные признаки
§ 3.1 Содержание оперативно-розыскной информации
§ 3.2 Правовой порядок получения оперативно-розыскной информации в оперативно-розыскном процессе
§ 3.3Фиксация оперативно-розыскной информации
§ 3.4 Результаты оперативно-розыскного процесса, имеющие значение для возбуждения уголовного дела
Глава 4 Соотношение оперативно-розыскной информации и доказательств в уголовном судопроизводстве
Глава 5 Организационно-правовые меры, благоприятствующие доступу информации в уголовном процессе
Что касается второй проблемы, то здесь наблюдается другая крайность, связанная с возможностью непосредственного доступа в уголовный процесс сведений, добытых в ходе ОРМ, субъекты которых обладают привилегией конфиденциальности. Безусловно, теоретически допрос их в качестве свидетелей не исключается, но практическая реализация этой идеи сопряжена с комплексом негативных последствий, прежде всего — нанесением вреда указанным лицам. В связи с этим оправдано правило, согласно которому соответствующая информация должна использоваться, как правило, для подготовки и проведения иных оперативно-розыскных мероприятий, результаты которых могут безболезненно попасть в сферу уголовного судопроизводства, а также для подготовки и проведения отдельных следственных действий. Бесспорно здесь то, что сведения о человеке, давшем конфиденциальную информацию, должны, как правило, сохраняться в тайне .
Глава 5 Организационно-правовые меры, благоприятствующие доступу информации в уголовном процессе
Следует отметить, что отдельные юристы, анализируя современное состояние преступности в РФ, высказываются в пользу осуществления кардинальных мер по организационно-структурному обеспечению оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной функции в сфере борьбы с профессиональной, в том числе организованной преступностью. Определенную модификацию касающегося организационных мер, обеспечивающих сближение оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной функции уголовной юстиции, можно наблюдать и в органах внутренних дел России, например, ГУВД Правительства Москвы, где в структуре службы борьбы с экономическими преступлениями, создан отдел дознания, деятельность которого предполагает совместную с оперативными отделами указанной службы реализацию оперативно-розыскных материалов в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона об ОРД.
Согласно Положению о таком отделе, это подразделение осуществляет по указанию органа дознания производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления в порядке, предусмотренном ст. 119 УПК РСФСР. Указанный отдел создан в качестве структурного подразделения Управления по экономическим преступлениям ГУВД г. Москвы в целях повышения эффективности работы УЭП, обеспечения качественного и более оперативного выполнения задач по раскрытию и расследованию преступлений в пределах своей компетенции. Поэтому данное подразделение призвано решать следующие задачи:
-осуществление по указанию органа дознания и в порядке, предусмотренном статьей 119 УПК РСФСР, неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления по делам, относящимся к компетенции УЭП ГУВД г. Москвы;
- совершенствование тактики и методики расследования преступлений, отнесенных к компетенции криминальной милиции, на основе использования новейшей криминалистической техники и достижений науки, внедрение передового опыта и научной организации труда;
- соблюдение законности и гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан.
В интересах их успешного разрешения данном отделу УЭП ГУВД г. Москвы определены определенные функции. Так, данное подразделение: при наличии предусмотренных законом оснований и необходимости безотлагательных мер по установлению и закреплению следов преступления, руководствуясь указанием органа дознания в лице начальника Службы криминальной милиции ГУВД, осуществляет дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и проводит неотложные следственные действия:
- обобщает, анализирует выявленные причины и условия, способствующие совершению преступлений, по результатам анализа вносит предложения о мерах по их устранению начальнику УЭП;
- оказывает методическую и практическую помощь ОЭП,
РУВД, ОУВД по линии работы.
Заключение
Конечно, трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему. Значения сведений о фактах в ОРМ используемых в последующем в доказывании. Поскольку большая часть литературы ОРД относится к государственной тайне Р.Ф. Однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены.
Очевидно, что для нынешней модели оперативно-розыскного закона Р.Ф. , норма, посвященная использованию результатов ОРД, вполне закономерна. Но ее содержание должно отражать правовое значение результатов оперативно-аналитического поиска в сфере уголовных преступлений, а также иные варианты ее использования.
Доказательством по уголовному делу являются протокол следственных и судебных действий. Они удостоверяют определенные факты и обстоятельства. Если следователь своевременно проинформирован об обнаружении в ходе ОРМ этих фактов и обстоятельств ,то возможно производство соответствующего следственного, судебного действия и формирования доказательств.
Также необходимо отметить взаимодействие оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства Р.Ф. Данная проблема нуждается в тщательном исследовании с тем, чтобы закономерности соответствующей оперативно-розыскной практики, а также дознания, предварительного следствия были объективно отражены в законодательных актах, обеспечивая оптимальное разрешение задач, общих как для ОРД, так и уголовного процесса.