Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Методы обучения в педагогики).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЕ
1.1. Методы обучения в педагогики
1.2. Дидактическая игра как метод обучения
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Проведение и анализ результатов исследования
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
3.1. Методические рекомендации при организации и проведения дидактических игр в процессе обучения
ВВЕДЕНИЕ
Источником успешного развития общества в современном мире выступает, всесторонне развитая личность. Именно образование, опираясь на принципы гуманизма, индивидуализации и социальной и культурной открытости, самоценности каждого возрастного периода способно решить эту задачу. Особое внимание уделяется методу обучения с использованием дидактических игр, созданные педагогикой с целью воспитания и обучения детей и реализуемые в воспитательно-образовательном процессе через игровую задачу, игровые действия, правила. Они направлены на решение определенных задач обучения детей и способствуют формированию познавательной сферы, являющейся основой обучения.
Благодаря использованию дидактических игр процесс усвоения детьми умений и знаний происходит в практической деятельности за счет активизации непроизвольного внимания и запоминания, что в свою очередь позволяет лучше усвоить изучаемый материал. Применение различных дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе способствует снижению утомляемости, помогает формировать психические процессы и универсальные учебные действия. Кроме этого игра, являясь мощным психопрофилактическим средством для участников педагогического процесса и детей, делает весь учебный процесс позитивным, доброжелательным и уникальным. Поэтому для построения наиболее эффективного процесса обучения весьма актуальна проблема использования дидактических игр в обучении.
Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов-филантропистов: И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман и др. Ф. Фребелю принадлежит идея соединения обучения и игры.
Проблемой использования дидактической игры в обучении дошкольников занимались такие ученые как В.Н. Аванесова, Е.Л. Агеева, З.М. Богуславская, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, О.Д. Дьяченко, Е.О. Смирнова, А.П. Усова и др.
С.А. Козлова, Т. Куликова указывают, что основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры, создаваемые взрослыми для воспитания и обучения детей.
Большое количество дидактических игр, разработанные такими авторами как: Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, успешно применяются воспитателями/педагогами в практической деятельности дошкольных учреждений.
Объект исследования: методы обучения в педагогике.
Предмет исследования: дидактическая игра.
Цель: изучить дидактическую игру как метод обучение.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи исследования:
1. Изучить методы обучения в педагогики
2. Рассмотреть дидактическую игру как метод обучение
3. Изучить роль дидактической игры как метода обучения математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации для организации и проведения дидактических игр в процессе обучения.
Методы исследования: в работе были применены:
а) теоретические методы исследования такие как: анализ, синтез, обобщение, классификация – путем изучения учебно-научной и методической литературы.
б) эмпирические методы: наблюдение, опытно-экспериментальная работа (эксперимент).
Практическая значимость работы: дидактическая игра как метод обучения может быть использован воспитателем/педагогом для наиболее эффективного построения воспитательно-образовательный процесса.
При написании данной работы была использована педагогическая и
учебно-научная литература. Основными источниками, раскрывающими теоретические аспекты дидактической игры как метода обучения: ее понятие, структуру, этапы, принципы были выбраны:
– научная электронная библиотека КиберЛенинка (https:// cyberleninka.ru), построенная на парадигме открытой науки (Open Science), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований, современного института научной рецензии, повышение цитируемости российской науки и построение инфраструктуры знаний;
– научный журнал «Международный журнал экспериментального образования» (http://expeducation.ru/) зарегистрированный в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. В нем публикуются статьи научно-практического характера по педагогическим наукам и др.;
– печатные издания таких авторов как: В.И. Загвязинский «Теория обучения и воспитания» изд-ва М.: ЮРАЙТ, В.А. Ситаров «Теория обучения. Теория и практика», Смирнова Е.О. «Организация игровой деятельности: учеб. пос.» изд-ва Ростов н/Д.: Феникс, А.Н. Давидчук «Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие» изд-ва М.: Сфера и др., раскрывающие понятие и сущность не только дидактической игры, но и понятие, сущность самого метода обучения в педагогике.
База исследования: МБДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательного учреждение) Детский сад «Чиполино» № 125 г. Брянска.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЕ
1.1. Методы обучения в педагогики
Метод обучения представляет собой процесс взаимодействия воспитателя/педагога с детьми, результатом которого является передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренные содержанием учебно-образовательной программой [1, с. 11].
Метод обучения осуществляется с помощью средств обучения, представляющие собой объекты (любые материалы), применяемые воспитателем/педагогом в процессе обучения и воспитания, которые подразделяются на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения педагога и обучающихся) [2, с. 111-113].
В связи с этим, исходя из источника получения знаний современная педагогика предполагает классификацию методов обучения на основные (словесный, практический, наглядный) и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.
– Словесный метод. Его основой является слово, а задача педагога – преподнести информацию посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, так как позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени. Он включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником [3, с. 1322-1324].
В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение детей в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу. Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения.
Работа с печатными материалами нацелена на развитие у детей внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал [5, с. 76-79].
– Практический метод предполагает активную практическую деятельность детей. Они могут быть представлены в виде:
а) упражнений (выполнения детьми умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);
б) лабораторных и практических работ, во время которых дети изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин; дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений [7].
– Наглядный метод подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений. Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти детей. Наглядные методы можно разделить на две группы:
а) иллюстрации (рисунков, таблиц, карт) [8, с. 119];
б) демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов). Этот метод считается наиболее эффективным, так как имеет более широкие возможности воздействия на сознание человека. Использование компьютера и современных технологий позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов [8, с. 120].
– Эвристический (частично-поисковый) метод обучения подразумевает постановку педагогом какого-либо вопроса и поиск детьми ответа на него. Таким образом, они не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению. Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей дети получают более осознанные и прочные знания.
Методы эвристического обучения включают в себя различные конкурсы, исследования, сочинения. Эвристические формы занятий – это эвристический урок, олимпиады, интеллектуальные игры, творческие защиты, интерактивные формы обучения [14, с. 113-115].
– Проблемный метод представляет собой обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы детей и побудить их к активному поиску решения. Помимо усвоения знаний, данный метод позволяет овладеть способами их получения: поисковой практикой, навыками анализа, самостоятельной исследовательской деятельностью, компоновкой полученной информации [15, с. 123-125].
Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности детей, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности.
– Исследовательский метод. Его суть заключается в том, что педагог не сообщает знания детям, они должны сами добыть их в процессе активного
исследования поставленной проблемы. Он только формирует проблему, а дети ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы. В итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме [3, с. 1322-1324].
К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на занятиях часто и должен сочетаться с другими методами обучения.
– Репродуктивный метод. Согласно этому методу, знания сообщаются уже в «готовом» виде, педагог также их поясняет. Для усвоения знаний он дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу. Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его. Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем [8, с. 121-122].
– Объяснительно-иллюстративный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что педагог преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов [2, с. 114-116].
В свою очередь в структуре методов обучения выделяют, прежде всего,
объективную и субъективную части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога.
В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями [1, с. 15-17].
Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства [8, с. 122].