Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности(Причины и история возникновения МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Незавершенность реформы квот и управления 2010 г. вследствие позиции сША, которые ее пока что не ратифи­цировали, поскольку их доля и так составляет (по состоя­нию на 2008 г.) 16,7% голосов, препятствует изменению институциональной структуры управления и переходу к принципу полной избираемости Исполнительного сове­та [10]. Сохраняется прежняя система частичного избра­ния, когда пять стран с наибольшими квотами назначают собственного директора и еще пять государств обладают таким же правом в силу размеров своих квот и особенно­стей формирования избирательных групп.

Реформирование управления Фондом - сложный и не­быстрый процесс, на который влияют экономические и по­литические факторы. В перспективе намечена реформа по­казателей квот и голосов стран МВФ - постепенно путем поиска компромиссных решений [11]. Главное препятствие для этой реформы - нежелание экономически развитых стран уступать свои лидирующие позиции в МВФ.

МВФ пока не детализировал порядок выполнения рекомендаций «Группы 20» о необходимости формиро­вания системы стратегического надзора стран-членов за Фондом и «введения принципа открытого и прозрачного назначения высшего руководства», т. е. уточнения поряд­ка назначения директора-распорядителя Фонда, так как в остальном формирование исполнительных органов МВФ происходит в соответствии с согласованной процедурой.

Реформа кредитной деятельности Фонда. Учиты­вая уроки мирового кризиса, МВФ обновил свою кредит­ную политику по линии укрепления раннего предупрежде­ния кризисных потрясений с учетом специфики стран, что проявилось во внедрении и развитии превентивных форм кредитования. Проявилось изменение фундаментального подхода к определению условий предоставления кредитов государствам - членам Фонда, исходя из их макроэкономи­ческих показателей и результативности их экономической политики. Фонд стал предоставлять кредиты странам-чле­нам в случае не только фактического, но и потенциального дефицита платежного баланса. Оценка реального воздей­ствия превентивных форм кредита для государств с относи­тельно стабильным экономическим положением («Гибкая кредитная линия») и с умеренными факторами уязвимости («Превентивная линия для предоставления ликвидности» - ПЛЛ) на предотвращение развития кризисных явлений и потрясений затруднена в силу их изначально достаточно устойчивого экономического положения. Однако исполь­зование предшествующего аналога ПЛЛ - Превентивной кредитной линии - Македонией способствовало оттоку ка­питала из страны в связи с психологическим восприятием инвесторами скрытых уязвимостей в экономике заемщика.


На наш взгляд, при дальнейшей реформе превентив­ных форм кредита, учитывая их сигнальную функцию для кредиторов - участников мирового финансового рынка, когда кредиты Фонда расширяют доступ стране-заемщи- це на этот рынок, устанавливаемые квалификационные условия кредитования должны быть объективными, бес­пристрастными и неполитизированными. Кроме того, раз­витие данных форм кредита будет зависеть от достаточ­ности ресурсной базы Фонда, так как «резервирование» средств по кредитным линиям усиливает риск нехватки ресурсов МВФ и потребует поиска новых источников.

Положительной новацией при модификации инстру­ментов экстренной кредитной помощи стало расшире­ние перечня ее целевого назначения. Этот перечень стал включать не только последствия стихийных бедствий и постконфликтных ситуаций, но и трудности стран вслед­ствие усиления кризисных потрясений в экономике или на товарных и финансовых рынках.

Реформа МВФ не коснулась предъявляемых требо­ваний к заемщикам. Приняты незначительные меры по уменьшению количества процедурных условий кредита, но условия стабилизационных программ стран-членов продолжают носить жесткий монетаристский характер.

В ответ на глобальный вызов - усиление дифферен­циации доходов населения МВФ принял меры по рефор­ме своих взаимоотношений с наиболее бедными стра­нами мира, в первую очередь по линии преобразования форм льготного кредитования.

Положительной тенденцией при введении (с января 2010 г) «Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту» - ПРГТ (Poverty Reduction Growth Trust - PRGT), в рамках которого было выделено три новых инструмента («Расширенный кре­дитный механизм», «Кредитный механизм стэнд-бай» - standby credit facility (не путать с традиционным механиз­мом МВФ - stand by arrangement), «Механизм ускоренного кредитования»), стало упрощение процедурных требова­ний, в частности по разработке стратегии снижения бедно­сти, а также увеличение лимитов доступа к кредитам.

Проявилось стремление Фонда учитывать специфи­ку и потребности стран-заемщиц. Это непосредственно нашло отражение в дифференциации критериев доступа к ПРГТ - полностью для «малых стран» и «микрогосу­дарств». Намечен переход к дифференциации требований к государствам-заемщикам в зависимости от уровня их до­ходов. Обсуждается возможность отмены требований к за­емщикам для получения льготного кредитования для стран с более высокими доходами. Это позитивное изменение, однако пока оно не реализовано. Фонд по-прежнему сохра­няет достаточно жесткие требования к заемщикам.


Недостаточно результативными оказались новые меры по преодолению нехватки ресурсов, которая обострилась в условиях мирового финансово-экономического кризиса, для льготного кредитования стран с низкими доходами.

Дальнейшее совершенствование льготного кредитова­ния стран с низкими доходами требует увеличения ресур­сов МВФ. Пополнение ресурсов Фонда за счет очередной продажи золота (400 т в пять лет) на мировом рынке золота и передача 90% «непредвиденной» прибыли недостаточно для обеспечения среднесрочного льготного кредитования стран с низкими доходами. В целом Фонд сдержанно от­носится к идее увеличения продаж золота, предпочитая со­хранять эти реальные резервные активы (2,4 тыс. т).

Однако предоставленное МВФ право выпуска обли­гаций «Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту» в качестве источника ресурсов не реализовано. Другая мера пополнения ресур­сов для льготного кредитования состоит в возможности потенциальных кредиторов предоставлять средства в СДР, а не только в мировых валютах («свободно используемых валютах» по терминологии МВФ), которое в большей сте­пени было направлено на расширение использования СДР с учетом их эмиссии в 2009 году.

Необходимо усиление координации долгосрочного кредитования стран с низкими доходами с другими миро­выми финансовыми институтами в рамках программ раз­вития и борьбы с бедностью (Группой Всемирного банка, международными региональными банками и фондами развития).

Новой областью взаимодействия МВФ со странами с низкими доходами стал анализ уязвимости этой груп­пы стран к внешним кризисным явлениям. Традиционно Фонд ограничивался оценкой воздействия резкого изме­нения условий торговли на эти страны, положительным явлением стало усиление внимания к изменчивости по­токов международного капитала, системным кризисам в финансовом секторе и снижению темпов экономического роста как факторам, способным вызвать цепную реакцию или нарушения в региональной и мировой экономике.

В рамках реформы урегулирования внешней задол­женности сформировалась новая тенденция - уменьше­ние процедурных требований к странам-членам по пре­доставлению документов. Нововведением стало участие Фонда в международных программах по облегчению бре­мени долга для стран, пострадавших от катастрофических стихийных бедствий, проявившееся в создании в июле 2010 г. «Трастового фонда для облегчения бремени за­долженности после катастроф» - ПКДР (Post-Catastrophe Debt Relief Trust - PCDR) в 422 млн дол. На наш взгляд, быстрое исчерпание этого трастового фонда на помощь Гаити после землетрясения в июле 2010 г (268 млн дол.) может ограничить эту деятельность МВФ.


Реформа оказываемой Фондом технической по­мощи проявилась в идее объединения донорских ре­сурсов, расходуемых на специализированные цели, с региональной помощью. Меры по реорганизации институциональных форм ее предоставления - через ре­гиональные центры и новые трастовые фонды - могут в перспективе усилить ее гибкость и эффективность с точки зрения соотношения затрат и результатов. Однако, несмо­тря на введение принципа платности технической помо­щи, требуется привлечение доноров целевых трастовых фондов по оказанию технической помощи с учетом расту­щих потребностей стран с низкими доходами.

Реформирование надзорной деятельности МВФ направлено в первую очередь на усиление надзора за фи­нансовым сектором. Это проявилось в углублении анализа национальных систем регулирования финансового секто­ра; расширении перечня стран, для которых осуществляе­мая совместно со Всемирным банком «Программа оценки финансового сектора» имеет обязательный характер; по­вышении периодичности подобных оценок.

Позитивным явлением стало введение нового направ­ления макропруденциальной политики. С учетом уроков недавнего мирового кризиса реформа МВФ направлена на внедрение пруденциального регулирования с целью своев­ременного выявления системного риска и рисков с низкой вероятностью, принятие мер по их сдерживанию и вмеша­тельство на раннем этапе. Однако корректнее ставить вопрос не о предотвращении кризисов, а о раннем предупреждении кризисов и заблаговременной разработке антикризисных мер, так как периодичные кризисы присущи циклическому развитию рыночной экономики. Эффективность данного направления деятельности Фонда затруднена, так как он не в состоянии воздействовать на источники риска в мировой экономике, в том числе в финансовом секторе.

Положительной тенденцией стало реформирование надзорной деятельности мВф путем усиления монито­ринга экономических взаимосвязей (взаимозависимости финансового и реального секторов экономики, а также анализ межстрановых взаимосвязей). Выявление каналов передачи рисков, связей и взаимодействия макроэкономи­ческой и макропруденциальной политик нацелено на раз­работку единой макрофинансовой основы, которую фонд в перспективе планирует интегрировать в надзорную де­ятельность [12].

Реформа надзорной функции Фонда, направленная на усиление мониторинга глобальных взаимосвязей для оцен­ки международных последствий экономической и финан­совой политики отдельных стран-членов (многосторонний Процесс взаимной оценки и подготовка пилотных докладов по пяти системно значимым экономикам - Китай, зона евро, США, Великобритания и Япония), носит ограниченный ха­рактер. Приоритет национальных интересов государств-чле­нов при проведении реформ в определенной степени снижа­ет эффективность надзорной деятельности мВф.


Положительным явлением стало разработанное фон­дом «Решение об интегрированном надзоре» (июль 2012 г.). Оно направлено на объединение методов мониторинга по­казателей отдельных стран и глобального анализа, включая оценки потенциального риска и каналов его распростране­ния, выделение сфер и методов надзора на многосторонней основе. Однако сохраняется право стран не менять наци­ональную политику при ее относительной стабильности. Кроме того, акцент фонда на курсовой политике в качестве приоритета надзора представляется нам недостаточным.

В этом документе заложена вероятность возникнове­ния конфликта между глобальными и национальными ин­тересами. В документе 2012 г о надзоре содержится про­тиворечие в формулировке «обеспечение действенности и беспристрастности надзора, но сохранение гибкости для адаптации сообразно обязательствам». Это может прояв­ляться в ограниченном влиянии надзорных полномочий МВФ на развитые страны-члены - США и зону евро. В этой связи целесообразно существенное расширение полномо­чий МВФ с целью оказания влияния на финансово-эконо­мическую политику развитых стран, не ограничиваться лишь подготовкой рекомендаций по этим проблемам.

Важным направлением реформы надзорной функции Фонда является повышение информационной прозрач­ности путем стандартизации предоставления странами экономических данных в целях устранения их пробелов, выявленных в условиях мирового кризиса.

Проявилась тенденция к усилению надзора МВФ за международными резервами стран-членов, хотя МВФ признает неприемлемость «универсального подхода» к вопросу методов оценки достаточности объема между­народных резервов стран. Юридическое закрепление этих дополнительных полномочий Фонда ограничивает возможности национальной валютной политики стран- членов по регулированию их резервов, что может не со­ответствовать национальным интересам государств. В частности, обновление (февраль 2013 г.) «Руководящих принципов по управлению валютными резервами стран» направлено на стимулирование вложений в долговые цен­ные бумаги государств - эмитентов ведущих мировых ва­лют (доллар, евро) или в перспективе в облигации МВФ.

Также МВФ усилил контроль за международным движением капитала. Фонд признал, что нестабильность мировых потоков капитала стала одним из факторов ми­рового финансово-экономического кризиса, усиления уяз­вимости стран и распространения кризисных потрясений из одних стран в другие.

Недостатком рекомендованных мер является их ори­ентация лишь на государства-реципиенты, а не на инвесто­ров капитала. Сделан акцент на необходимость создания условий в этих государствах на использование притока иностранного капитала в целях стабилизации националь­ных финансовых систем, на освоение его притока и усиле­ние устойчивости внутренних финансовых систем при рас­пределении этих потоков. При этом рекомендуемые Фон­дом меры по регулированию притока капитала затрудняют принятие странами оперативных мер по сдерживанию рез­кого притока или оттока спекулятивного капитала. Акцент мер регулирования лишь на приток капитала представля­ется недостаточным, учитывая потрясения, вызываемые его резким оттоком, особенно из развивающихся стран. У Фонда отсутствуют рекомендации в адрес инвесторов, вне­запные решения которых о выводе капитала из стран-реци­пиентов усиливают нестабильность в этих странах.