Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности(Причины и история возникновения МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В системе международных экономических отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной ратины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы

Объектом исследования является МВФ.

Предметом исследования являются функции и направления деятельности международного валютного фонда.

Целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его основных функций и направление деятельности.

Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы:

  • изучение истории, целей, задач и структуры МВФ;
  • рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере;
  • определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений на современном этапе экономики

Степень изученности данной темы можно назвать сравнительно высокой. Из авторов литературы, в которой рассматривается история МВФ, можно отметить Ван де Вее, Страгис Ю.П., Шевчук Д.А., а деятельность МВФ и его роль в мировой экономике рассматривали Герчиков И.Н., Цыганков Т.М., Козак Г.О. и Ковалевский В.В. В той же степени данная тематика освещается в статьях Буториной Ольга. О финансовом анализе деятельности коммерческого банка писала Жарковская Е.П. Международные валютно-кредитные, и финансовые отношения раскрывает Красавина Л.Н.

Ни одна другая международная организация не подвергалась столь резкой критики со стороны развивающихся стран как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы было бы гораздо более серьезным.

В первой части данной курсовой работы представлены сущность, основные функции и история МВФ. Вторя часть, раскрывает основные направления деятельности МВФ. В конце работы сделаны выводы.


Глава 1 Анализ создания, целей и функций Международного валютного фонда

1.1. Причины и история возникновения МВФ

Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии, которая разрушила мировую экономику в 30-е годы.

Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжение многих лет стоимость денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен деньгами между странами, которые сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика начала разрушаться: в 1929 – 1932 годах цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63% [3, с.114].

Неоднократные попытки решения валютных проблем на международных конференциях и встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы и организации международного института для осуществления постоянного контроля за ней.

В начале 40-х годов Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.


В 1944 г. СССР брал активное участие в Бреттон-Вудской конференции и даже подписал заключительный Акт об учреждении МВФ и МБРР, но позднее не ратифицировал эти договоры. Все бывшие республики СССР вступили в МВФ в мае – сентябре 1992 г.[8, с. 89 ].

Сейчас членами организации являются 183 государства. Капитал МВФ (из взносов стран-членов) на сегодняшний день 212 млрд. единиц «специальных прав заимствования», что составляет примерно 272 млрд. дол. США. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне.

1.2 Основные цели и функциональные характеристики МВФ

МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной международной валютной системы.

Официально утверждены такие цели МВФ [7, с.90]:

  • Содействие международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультаций и согласованных действий относительно международных валютных вопросов;
  • Содействие сбалансированному росту международной торговли с целью повышения уровня занятости и реальных доходов населения, развитию производственных возможностей стран-членов;
  • Содействие стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям, и предотвращение конкурентному обесцениванию валют;
  • Содействие созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям, и стремиться к ликвидации валютных ограничений;
  • Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам-членам (при наличии соответствующих гарантий), для того, чтобы они могли исправить нарушения равновесия их платёжных балансов, избегая мер, которые могли бы принести вред на национальном или международном уровне;
  • Сократить сроки и масштабы дефицита платёжных балансов.

Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду исполнение трёх основных функций [2, с. 82]:

  • Контроль за выполнением «кодекса поведения» (тесного сотрудничества в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платёжного оборота;
  • Предоставление членам фонда финансовых ресурсов с целью обеспечения выполнения ими «кодекса поведения»;
  • Организация форумов для взаимных консультаций стран-членов и сотрудничества по международным валютным вопросам.

Позднее страны-члены определили для МВФ и дополнительные функции и обязанности в зависимости от требований времени и обстоятельств. Сейчас МВФ имеет такие функции:

  • Осуществление надзора за согласованной системой упорядоченного обмена национальных валют;
  • Предоставление кредитов своим членам на реорганизацию экономики для установления более эффективного сотрудничества;
  • Предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение).

1.3 Организационная структура и основные подразделения Международного Валютного фонда

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит из представителей всех стран-членов (как правило, ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка с заместителем). Управляющие встречаются раз в год на сессиях. За исключением обязательных полномочий, таких как приём новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др., Совет может делегировать исполнение своих обязанностей Директорату. При Совете работают два комитета: Временный комитет и Комитет по развитию. Временный комитет консультирует Совет по управленческим вопросам текущего контроля за мировой валютной системой и её приспособлением к меняющимся условиям. Комитет развития консультирует относительно особенностей потребностей беднейших стран. [13, с. 282]

Исполнительный комитет отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония), остальные 17 выбираются Советом управляющих с учётом принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят 2 – 3 раза в неделю под председательством директора-распорядителя, которого выбирает Исполнительный совет. Если президентом Мирового банка является американец, то директор-распорядитель МВФ по традиции – европеец.

Персонал МВФ насчитывает почти 2000 человек из более чем 100 стран [14]. Основная часть его работает в штаб-квартире в Вашингтоне, незначительная часть служащих задействована в отделениях в Париже, Женеве и ООН в Нью-Йорке, или являются временными представителями МВФ в странах-членах.


1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран

Устав МВФ не предусматривает особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:

  • Постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;
  • Отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;
  • Придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

Страна, которая вступает в МВФ, вносит определённую сумму денег (взнос по предоплате), своего рода членский взнос. Такая сумма денег называется квотой. Квоты имеют такие функции:

  • Создают объединённый денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам;
  • При их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получить в МВФ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР (Special Drawing Rights, SDR). Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна;
  • Определяют «вес» голоса каждого члена фонда.

МВФ организован по примеру акционерного общества, а потому возможность каждого члена влиять на деятельность Фонда ограничивается его размером его части в капитале. Так, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов ( в независимости от размера взноса в капитал Фонда) и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в этом капитале. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счёт соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников[19].

Размер квот определяется при вступлении страны в МВФ, а потом пересматривается каждые пять лет. Расчёт проводится при помощи разных формул, которые отличаются элементами и их значимостью. Сейчас используются такие формулы [18, с.92]:

  • Сокращённая Бреттон-Вудская:

Q = (0,01Y + 0,025R + 0,05P + 0,2276VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме III:

Q = (0,0065Y + 0,02051R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме IV: