Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Язык тела).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В 21 веке, веке высоких технологий у большего количества людей есть персональный компьютер, ноутбук, планшет, возможно, даже и не один. Так же, почти в каждой квартире есть интернет. Современные люди стали чаще для общения использовать социальные сети, такие как вконтакте, одноклассники, фейсбук и прочее. Живое общение приобрело конкурента — это виртуальное общение, то бишь в социальных сетях. Но к счастью, виртуальное общение не вытеснило живое. Живое общение — это общение двух и более людей при личном присутствии. Во время общения мы испытываем разные эмоции. Эмоции могут быть положительные, отрицательные или нейтральные, всё зависит от нашего настроения.
Общение между людьми разделяют на вербальное (речевое) и невербальное (не речевое).
Ежедневно человек общается со многими людьми, используя для этого оба варианта. При помощи слов каждый может спросить что-либо, выразить свое мнение, договориться, поспорить и т. д. Речь помогает человеку поделиться знаниями, рассказать о своих мыслях, завести знакомства, наладить контакты и т. д. Но все это сопровождается невербальным общением, которому, по мнению многих психологов, необходимо уделить особое внимание. К этому варианту общения относятся: поза, мимика, интонация, жесты, взгляд и т. д.
Только невербальному проявлению эмоциональных состояний человека можно понять истинные эмоции, также можно определить в диалоге лжёт ли собеседник или говорит правду, а может, придумывает на ходу. В этом и заключается актуальность темы.
Цель и задачи заключаются в следующем: познакомиться с невербальным и вербальным проявлением эмоциональных состояний человека, найти отличия, наиболее подробно изучить невербальные проявления людей с недобрыми умыслами, разработать методику определения лжеца по невербальным эмоциональным состояниям человека, а также сформулировать рекомендации по правильному общению с людьми опираясь как на вербальное, так и невербальное эмоциональное состояние.
Существует ряд гипотез, что лжеца можно определить, руководствуясь только невербальными проявления эмоциональных состояний, наша задача оценить и проверить данную гипотезу.
Субъектами курсовой работы являются люди.
Объект — эмоциональные проявления человека при общении, а именно невербальные, косвенно вербальные, так как они взаимосвязаны между собой.
Методы используемые в курсовой работе — это наблюдение, беседы, собеседования, описание, сравнение, моделирование, индукция, аналогия и синтез.
Предметом изучения курсовой работы являются невербальные эмоциональные проявления человека.
Данная тема имеет огромную значимость, как правило, в таких направлениях, как юриспруденция, менеджмент, психология, так как владея навыками чтения невербальных проявлений эмоциональных состояний, хороший специалист может определить и оценить многие моменты, начиная от лжи и заканчивая правдой. В этом и заключается практическая значимость данного материала курсовой работы.
Особое значение и разработанность в науке данная тема получила в психологических науках, как пример, это психодиагностика, психофизиология, и другие направления психологии.
Структура курсовой работы заключается в следующем — это наличие трёх полных глав и включённых в них подпункты. Уделено не малое значение теоретическому каркасу. В работе полноценно раскрыты основные моменты, которые косвенно необходимы для изучения полной невербальности проявления. Также раскрыта полная картина невербальных проявлений человека в разных жизненных ситуациях. В работе предопределена зависимость невербальной и вербальной эмоциональности с последующими выводами. А также разработана методика определения лжеца, как отдельно по невербальным проявлениям, так и комплексно невербальных и вербальных эмоциональных состояний человека.
ГЛАВА 1. Общение и эмоции
1.1 Представление о общении и эмоциях
Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения — информация, которая в меж-индивидуальных контактах передается от одного живого существа другому, то есть от человека к человеку. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т. д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т. п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием «эффективность».
Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.
Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний.
На основании телесных переживаний Кант делил эмоции на стенические (радость, воодушевление, гнев) — возбуждающие, повышающие мышечный тонус, силу, и астенические (страх, тоска, печаль) — ослабляющие.
Деление эмоций на стенические и астенические имеет схематический характер. Некоторые аффекты трудно отнести в одну или другую рубрику, и даже один и тот же аффект при разной интенсивности может выявлять то стенические, то астенические черты. По длительности течения эмоции могут быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.
Длительные эмоции называются настроениями. Есть люди, которые всегда веселы, находятся в повышенном настроении, другие склонны к угнетенному состоянию, к тоске или всегда раздражены. Настроение — сложный комплекс, который частично связан с внешними переживаниями, частично основан на общем расположении организма к определенным эмоциональным состояниям, частично зависит от ощущений, исходящих из органов тела.
Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т. д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а также на волю, действия и поступки, на все поведение.
При ослаблении эмоционального напряжения, например, в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.
При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального «замирания» наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.
Взрывчатые аффективные реакции, связанные с потерей самообладания, называют примитивными реакциями.
Описывая эмоции, можно расположить их по определенным координатным осям в соответствии с их свойствами. Например, в зависимости от их положительной или отрицательной окраски эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, чувство безопасности и страх, подъем и безнадежность и т. д. Первые, как отмечает Хебб, желанны для субъекта, он к ним стремится, в то время как вторых он старается избегать. Это подразделение сразу указывает на мотивационную роль, которую играет каждое из наших чувств.
Однако все это только слова, а слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально испытывает субъект. Разве можно утверждать, что человек, говорящий «я люблю яблоки», «я люблю маму», «я люблю этого человека» или «я люблю этот город» выражает одинаковые чувства.
1.2 Функции и средства общения
Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову — необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию. Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.
1) Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.
2) Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.
3) Побудительная — имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.
4) Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.
5) Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.
6) Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями — подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.
7) Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.
8) Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.
Интересно понять, какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно к управленческому взаимодействию. Тогда пунктов будет всего три: выдача необходимой информации; получение ответов на распоряжения; выдача информации о результатах реализации распоряжений. Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т. д. Все эти знаки разделяют на две большие группы: