Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Как появилась игра).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о пред­метах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произволь­ному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе. Умственное воспитание в игре тесно связано с нравствен­ным. Решение дидактической задачи всегда служит и упраж­нением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдерж­ки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещающие» правила, которые ограничивают действия и слова играющих. В игре «Фанты» нельзя произносить «да», «нет», «черное», «белое». В игре «Что изменилось?» требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. Добро­совестное выполнение правил приучает к честности, справед­ливости.

Содержание дидактических игр помогает формированию мо­ральных представлений и понятии. Таковы, например, игры, в ко­торых надо определять, «что такое хорошо и что такое плохо», давать характеристики литературным героям.

Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе : тем помогают эстетическому воспитанию детей. Научившись различать цвета и формы, дети начинают замечать красоту в их сочитании, расположении. В играх со словом они учатся тонкостям родного языка и начинают чувствовать его красоту.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

  1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
  2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление некоторых трудностей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.


Прежде чем раскрывать роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста, напомним о задачах умственного воспитания. Основными из них являются: развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда; воспитание познавательных интересов, любознательности; Формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

Все названные задачи решаются успешно с помощью дидакти­ческих игр. Через содержание дидактических игр у детей форми­руются правильные представления, отношение к явлениям обще­ственной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о людях разных национальностей.

Знания об окружающей жизни даются детям в определен­ной системе. Так, ознакомление их с трудом взрослых проходит в такой последовательности: сначала знакомят с содержанием определенного вида труда, затем с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, далее с этапами производства необходимых предметов, продуктов (строительство дома, выращивание хлеба) и в итоге раскрывают перед детьми значение любого вида труда для нашей Родины, для народа. Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «От зернышка до булочки», «Откуда стол пришел?», «Кем рубашка сшита?» и другие, содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны проявить конкретные знания о труде строителей, хлеборобов, плотников, ткачей, о машинах, которые помогают им в работе, об этапах их труда.

Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидак­тических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных усло­виях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления — уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные призна­ки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.


Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях воспитания умствен­ной активности и самостоятельности мышления детей. Так, от­мечается, что дидактические игры представляют собой действен­ное средство воспитания умственной активности у детей младшего дошкольного возраста. Наиболее эффективными педагогическими условиями, способствующими развитию умственной активности, являются: формирование у детей эмоционально-положительного отношения к предстоящей умственной деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих отношение детей к умственной деятельности. В исследованиях доказана также зависимость между активностью и интересом.

Вначале умственная активность вызывалась с помощью различ­ных эмоциональных приемов, активизирующих их внимание, об­следовательско - ориентировочную деятельность. Эта активность, носящая ярко выраженный эмоционально-действенный характер, содействовала возникновению интереса при решении дидактиче­ских задач, что, в свою очередь, способствовало эффективному усвоению знаний и навыков умственной работы. Эмоции ребенка, вызванные новизной предмета, сюрпризностью его появления, переходят в эмоции, связанные с радостью познания, удовлетво­рения от преодоления трудности при решении умственной за­дачи.

Нашими исследованиями доказана также эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании само­стоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздей­ствует на эмоции детей: ребенок испытывает радость, удов­летворение от удачно найденного и быстрого решения, одобрения его воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Большое значение поэтому дидактические игры приоб­ретают в формировании таких важных качеств самостоятельного мышления, как умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать правильные умозаключения. Выявлена закономерность в развитии умения самостоятельно мыслить у детей седьмого года жизни. Сначала неуверенность в решении умственных задач, неумение логически рассуждать, потребность в помощи взрослого (вопросы, советы), затем само­стоятельный поиск, нахождение разных вариантов решения, логическое рассуждение. Показано значение словесных дидакти­ческих игр в воспитании индивидуальных качеств ребенка в его умственной деятельности, в характере, как игра помогает преодо­левать отрицательные стороны поведения ребенка и формиро­вать необходимые для дальнейшей учебной деятельности ка­чества: быстроту, гибкость мышления, уверенность в своих силах, самообладание и другие.


Велика роль дидактических игр в развитии сенсорных спо­собностей детей. Известно, что процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Иссле­дование, проведенное под руководством Л. А. Венгера по озна­комлению детей дошкольного возраста с цветом, формой, величи­ной предмета, позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совер­шенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей актив­ного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры, как «Назови одним словом» или «Назови три предмета».

Нахождение слов с противоположным смыслом (антонимы), сходных по звучанию (синонимы), является задачей многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида, скажем, в игре «Путешествие по городу», то он' охотно рассказывает гостям, туристам о достопримечательностях города, что способст­вует развитию монологической речи.

В процессе многих игр дети упражняются в правильном звукопроизношении. В дидактических играх мышление и речь находятся и развиваются в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить логич­но вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». С помощью логической постановки вопросов ребенок находит тот предмет, который загадан. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверж­дения, доводы.

Большое значение дидактические игры имеют в нравствен­ном воспитании детей.

Как известно, задачами нравственного воспитания являются: формирование нравственного сознания, овладение нравствен­ными представлениями и понятиями; формирование нравственного поведения; формирование нравственных чувств и отношений.

У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружаю­щим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных, нравственных качествах личности советского человека, об отрицательном отношении к амораль­ным проявлениям: хитрости, трусости, лживости, лености и т. д.


В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит правилам игры. «Овладеть правилом - это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче».

Психологическое значение дидактической игры заключается в том, что в игре формируется важное качество личности ребен­ка - способность к самооценке (оценка своей ловкости, умений, успехов сравнительно с другими детьми).

Но не только правила игры способствуют формированию нравственного поведения детей. Большое значение в нравственном воспитании имеет также содержание игр.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение ребенком культурно-гигие­нических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и другие. Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы пове­дения, чтобы у них развивались положительные взаимоотно­шения.

В работе с детьми более старшего возраста дидактические игры решают несколько иные задачи. В центре внимания педагога - воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей страны, к людям разных национальностей, любовь к России, ее столице - Москве, родному краю, к спортсменам, борющимся за честь страны, воспитывать желание быть похожими на них, брать на себя их роли в творческих сюжетно - ролевых играх.

Формируются также социальные качества личности ребенка, такие, как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым, неуверенным в своих силах товарищам, вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.

Дидактические игры используются и в целях трудового воспи­тания. Однако и здесь содержание дидактических игр должно обеспечивать формирование у детей уважения к трудящемуся человеку, интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. При этом воспитывается у детей интерес к людям этой профессии - ребята играют в строителей домов, мостов, железных дорог.