Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Как появилась игра).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для дидактических игр. Старшие дошколь­ники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (серийного производства) играми можно изготовить вместе с детьми полезные для работы материалы. Это, кроме того, хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

С помощью дидактических игр решаются задачи эстетического воспитания. Для этого дидактический материал (игрушки, кар­тинки, разнообразные предметы) должен отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям: для детских поделок необходимы прочные краски, весь материал должен храниться в хорошо оформленных коробках, пакетах. Для того чтобы материал дольше сохранялся и не терял своего вида, можно некоторые виды карт закрывать полиэтиленовой пленкой: она предохраняет карту от загрязнения, разрушения (например, карты с засушен­ным природным материалом), кроме того, таким пособием удобно пользоваться. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его исполь­зования. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание ребят, вызывают желание играть с ними.

Наблюдая за поведением каждого ребенка в играх, воспитатель отмечает красоту поступков детей. Например, играя в какую- либо настольную игру, один из играющих (назовем его Дима) все время выигрывает. Затем ему становится неинтересно и он хочет бросить игру. «Давай еще раз сыграем», - просит его товарищ. - Пожалуйста, Дима, поиграй еще немного». И Дима снова включается в игру, помогает товарищу советом, как надо играть, чтобы победить. И наконец, у того получается. Он тоже стал победителем в игре. Оба довольны. Воспитатель рассказы­вает детям, как хорошо играли вдвоем мальчики. «Дима был хорошим товарищем: помог Вове, научил его играть. Он посту­пил красиво»,- подчеркивает воспитатель. Красивым поступком дети потом сами называют оказанную помощь малышам во время игры, изготовление для них новой дидактической игры, обучение вновь поступивших ребят игре и др.

Значение дидактических игр в физическом воспитании детей необходимо рассматривать с их оздоровительного влияния на организм ребенка. Известно, что игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем определенное напряжение нервной системы.


Двигательная активность детей во время игры повышает умственную деятельность, развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, изобразительной деятельно­сти, т. е. к будущему обучению в школе.

Коллективная деятельность - игра детей, также является сама по себе мощным оздоровительным фактором.

Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом: дети что-то прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом. Все это создает радостное настроение, повышает эмоциональный тонус. И наконец, положительная оценка выполнения детьми игрового задания вызывает у ребенка положительный отклик, что также отражается на его само­чувствии.

3. ЗАДАЧИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение - которой требует от ребенка определенной умственной работы, хот и воспринимается им как игровая. Задачи дидактических игр разнообразны. Наиболее важны для умственного развития детей следующие: сравнение предметов, отгадывание и загадывай» загадок (определение предмета по его признакам, выделен» в предмете основных признаков), обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение. Независимо от характера задачи все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание - умение сосредоточиться на поставленной цели.

Сравнение - один из важнейших приемов познания окружающего мира. Знакомство с предметом начинается с того, что ребенок отличает его от всех других предметов и замечает его сходство с родственными предметами. Умение сравнивать раз­вивается постепенно и нуждается в упражнениях. Как пока­зывают психологические исследования, неумение производить сравнение может быть причиной отставания ребенка в школе.

Процесс сравнения, установления сходства и различия застав­ляет ребенка внимательно приглядываться, задумываться, само­стоятельно делать выводы. В этом отношении хороши дидакти­ческие разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, чашки. Что­бы собрать, например, пирамидку, требуется сравнивать коль­ца по размеру, цвету.

Вначале для сравнения даются предметы, сильно отлича­ющиеся друг от друга по величине, по цвету. Например, пере­мешиваются кольца двух пирамидок и один ребенок должен выбрать красные, другой синие. Затем сравнение становится более сложным: от детей требуется выбрать один цвет среди мно­гих.


Парные картинки, которые предлагаются малышам, тождест­венны, более старшим детям даются картинки одного содер­жания, но с некоторым отличием: на четырех картинках нари­сованы одинаковые птицы, но две из них сидят на дереве, две улетают; требуется подобрать картинки по парам и определить, какая между ними разница.

Еще труднее сравнение по представлению. Так, в игре «Что изменилось?» требуется сравнить расположение, предметов, их внешний вид с тем, что было раньше.

Проводить сравнение требуется и в играх, где основной зада­чей является обобщение. Ребенку не сразу удается выделять в предмете отдельные его признаки, видеть один и тот же признак в разных предметах. Например, в группе детей третьего года жизни проводилась игра «Цветные коврики» (разработана Е. И. Тихеевой). Перед детьми была поставлена задача: найти в комнате красные игрушки и положить их на красный коврик, синие - на синий. Объясняя игру, воспитатель положил на ков­рик красный шарик. И многие дети искали только шарик, не брали других игрушек того же цвета. Только после того как воспитатель положил на коврик разные игрушки одного цвета, малыши поняли задачу.

Когда у детей накоплено достаточно представлений о пред­метах и их признаках, можно проводить игры, в которых требуется обобщение: в «чудесный мешочек» один ребенок должен класть только игрушечных животных, другой - только посуду, если иг­рающий ошибается, мешочек не открывается; в комнате надо найти вещи: деревянные, металлические, мягкие, твердые и т. д.

В старших группах проводятся словесные игры на обобще­ние: назвать трех домашних или диких животных, три породы деревьев, три вида цветов, вспомнить, что растет в поле, на огороде, в лесу.

Умения обобщать требуют и некоторые печатные игры, на­пример: подобрать картинки про лето и зиму, отобрать нари­сованные инструменты для людей разных профессий («Что кому нужно»).

Наиболее интересны для детей и полезны для их умствен­ного развития разнообразные игры - загадки. Отгадывание и осо­бенно загадывание загадок требует рассуждения, умения опре­делить существенные признаки предмета, узнать предмет по приз­накам.

Самые простые загадки, доступные для малышей - определе­ние знакомого предмета на ощупь («Чудесный мешочек»), отга­дывание действий (народная игра «Где вы были, что вы де­лали?», «Угадай, что делает Петрушка»). Доступны им и про­стые словесные игры-загадки: узнать по описанию хорошо знако­мый предмет, животное, растение.

Начиная со среднего дошкольного возраста дети могут не только отгадывать, но - и загадывать загадки, т. е. выделять в предмете существенные признаки, описывать его. Игра эта по­степенно усложняется. Сначала описываются предметы, находя­щиеся в комнате, затем то, что видели на улице, потом жи­вотные, которые живут в лесу, растения сада, леса.


Если дети достаточно практиковались в таких играх, в стар­ших группах можно усложнить их: загадывать хорошо знако­мых им героев литературных произведений. Один ребенок дает краткую характеристику персонажа, по которой остальные уз­нают его. Вначале дети описывают внешность персонажа, вопросы воспитателя помогают представить его моральный облик: о дяде Степе говорят не только как об очень высоком, но и как о сме­лом и добром человеке; неизвестного героя из стихотворения С. Я- Маршака описывают как «самого-самого смелого и самого- самого скромного». Так, игра заставляет ребят задуматься над знакомыми произведениями, глубже понять их.

В некоторых играх труднее отгадать загадку, чем загадать ее. Загадывающий не описывает предмет, а только отвечает на вопросы отгадывающего одним словом: «да» или «нет». Однако, чтобы отгадать загадку, отгадывающий должен задать последо­вательно несколько вопросов - цепочку вопросов, что является хорошим упражнением логического мышления. Например: «В комнате есть этот предмет?» - «Да». - «На полу?» - «Нет». - «На столе?» - «Нет». - «На потолке?» - «Да». - «Стеклянное?» - «Да». - «Светит?» - «Да». В этой игре нельзя допускать, чтобы дети перечисляли разные предметы, они должны прийти к отгад­ке путем логических рассуждений.

Некоторые словесные игры для старших дошкольников строят­ся на соревновании в сообразительности, умении быстро при­помнить, мобилизовать свои знания, дать точный ответ. К таким играм относится народная игра «Фанты», где надо заменять самые употребительные слова: «белое», «черное», «да», «нет». Очень распространена игра «Наоборот», в которой требуется быстро найти противоположное понятие, грамматически точно его назвать: «зло» - «добро», «злой» - «добрый».

Напряженного внимания и сообразительности требует игра ч «небылицы» (разработана А. К- Бондаренко): нужно заметить небылицы при чтении или рассказе (например, в стихотворе­нии К. Чуковского «Путаница»); придумать небылицу. Эти игры хороши и тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора.

Сообразительности и внимания требуют также игры, в кото­рых из частей составляется целое, разрезные картинки, ку­бики. Играющий должен внимательно разглядеть картинку, срав­нить с ней разрезные части, подобрать их точно по картинке. И в этих играх, следовательно, нужно уметь сравнивать. Ма­лышам даются картинки, разделенные на две, три, четыре части. На картинках изображены знакомые детям предметы, животные, растения. Составлять кубики труднее: они даются детям стар­шего дошкольного возраста. В подготовительной к школе группе могут быть кубики с сюжетами знакомых сказок. Детям этого возраста доступны и интересны такие игры, как шашки, домино, разные головоломки. Очень важны игры, связанные с началом обучения грамоте и счету.


4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей: дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.

В плане предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возмож­ность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все вре­мя игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко уста­навливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим.

В игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Например, в игре «Наоборот» совсем не нужно, чтобы дети давали полный ответ, поднимали руку, как это де­лается на занятиях. Но в этой игре свои строгие правила: отвечает только тот, кого спрашивают, отвечает быстро, од­ним словом; подсказывать нельзя; если ошибся, спрашивают другого. Роль водящего обычно выполняет воспитатель, детям это трудно.

Дидактические игры кратковременны (10 - 20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность игра­ющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Например, в игре «Что изменилось?» можно вызывать детей по очереди, но в таком случае актив­ной умственной работой будет занят только один из играющих, остальные будут лишь наблюдать. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если та же задача предлагается всем играющим: они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение игрушек на столе, затем воспитатель закрывает игрушки ширмой или предлагает ребятам закрыть глаза и пере­ставляет игрушки. Все дети должны заметить изменения.