Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (История предпринимательства в США).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 300
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предпринимательство и коммерция в России
1.1. Истоки коммерции и предпринимательства в России до 1991 года
1.2. Предпринимательство в современной России: 1991-2018
Глава 2. Зарубежный опыт развития предпринимательства и коммерции
2.1. История предпринимательства в США
2.2. Европейский путь развития предпринимательства (Германия, Великобритания, Франция)
Глава 3. Возможности применения зарубежного опыта предпринимательства в России
3.1. Примеры успешного использования иностранных моделей предпринимательства
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественной экономики, несмотря на все трудности и противоречия, предпринимательство в России продолжает развиваться бурными темпами, что приводит к постоянному росту уровня жизни населения и в целом общества.
Можно отметить, что определение места и роли бизнеса в реформируемом обществе, динамика политической стратегии взаимоотношений между государством и предпринимателями, факторов, которые способствуют достижению взаимовыгодного сотрудничества, напрямую влияет на дальнейшее развитие страны.
В то же время, целенаправленная поддержка малого и среднего бизнеса напрямую влияет и на успешность формирования гражданского общества, установление демократических свобод. Предприниматели за период трансформации превратились в важнейшую часть социума, войдя в состав экономической и политической элиты государства.
Исходя из факторов актуальности данного исследования, рационально сформулировать его объект, предмет и цель.
Объект исследования данного курсовой работы - коммерция и предпринимательство.
Предмет исследования - развитие коммерции и предпринимательства.
Цель исследования данного курсовой работы - описать историю возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.
Исходя из данной цели, требуется решить следующие задачи:
1. Изучить предпринимательство и коммерцию в России.
2. Описать зарубежный опыт развития предпринимательства и коммерции.
3. Выявить возможности применения зарубежного опыта предпринимательства в России.
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы:
- теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования,
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики,
- сравнение,
- абстрагирование,
- конкретизация и идеализация,
- индукция и дедукция,
- аналогия,
- классификация,
- обработка и обобщение полученных данных.
Глава 1. Предпринимательство и коммерция в России
1.1. Истоки коммерции и предпринимательства в России до 1991 года
В истории российского предпринимательства существует несколько этапов:
I этап начинается с Киевской Руси и длится до 1917 года. Предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первые предприниматели России – это мелкие торговцы и купцы[1].
Наибольшее развитие предпринимательство получает в годы правления Петра 1 (1689-1725) и после принятия реформы 1861. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал.
В начале 20 века предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки[2].
Однако революция 1917 года перечеркнула плоды труда предпринимателей многих поколений. После октября 1917 года был взят курс на ликвидацию рыночных связей. Национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество частных предприятий[3].
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической политики (1921 – 1926). Таким образом, в 1921 году начался II этап развития предпринимательства. НЭП не означал полного поворота к рыночной экономике. Это была политика некоторой либерализации экономической жизни[4].
В конце 20-х годов власти полностью отказались от рыночных отношений и перешли к тотальным командно-административным методам воздействия на экономику. Здесь многовековая история русского предпринимательства обрывается на долгих 60 лет до начала перестройки в середине 1980-х[5].
III современный этап российского предпринимательства начинается во второй половине 80-х годов. Изначально был принят ряд законов, реабилитирующих предпринимательскую деятельность: "Об индивидуальной трудовой деятельности", "О государственном предприятии (объединении)", "О кооперации в СССР".
Постепенно расширялась правовая база предпринимательской деятельности и стремительным ростом торгового и финансового предпринимательства (создание крупных биржевых и коммерческих банковских структур)[6].
Далее наступил период полной реабилитации частной собственности и массовой приватизации государственных предприятий[7].
В группу предпринимателей второй волны вошли чиновники госаппарата, партийно-комсомольская номенклатура и руководители госпредприятий ("красные директора"). Их основная характеристика заключается в наличии выгодных стартовых позиций для предпринимательской деятельности, возможности использования былого и настоящего положения (фактическая близость к приватизируемому имуществу) и налаженных связей[8].
В противоположность представителям первой группы, которые бросались в бизнес как в омут, те, кто пришел вслед за ними, имели гарантированный старт. Используя возможности прошлого, они создавали бизнес на прочной платформе уже действующих предприятий[9].
К этой же группе можно отнести предпринимателей 60-х годов, легализовавших свою деятельность.
И третья группа приходит в бизнес после августа 1991 года. Появляется новый тип - массовый предприниматель, который объединяет и тех, кто способен к бизнесу, и так называемых предпринимателей поневоле, которые вынуждены заниматься созданием собственного дела стечением обстоятельств[10].
1.2. Предпринимательство в современной России: 1991-2018
В результате осуществляемого в 1991 г. перехода к рыночным принципам хозяйствования и одновременным принятием соответствующих правовых актов в России стала развиваться предпринимательская деятельность[11].
Тем не менее, переход к рыночной экономике не мог произойти просто и безболезненно. Чтобы лучше понять возникшие проблемы и определить позиции в предпринимательстве, требуется знать особенности функционирования предприятий в условиях административно-командной и рыночной систем[12]. Основные отличия этих систем представлены в таблице 1.
Таблица 1
Особенности функционирования предприятий в условиях
административно-командной и рыночной систем
В условиях административно-командной системы |
В условиях рыночной системы |
Предприятия – это государственная собственность |
Предприятия различных форм собственности, обладают свободой хозяйственной деятельности |
Монополия в сфере реализации и производства товаров |
Рыночные отношения и конкуренция в сфере производства и реализации товаров |
Директивно-централизованное распределение и поставка товаров |
Поставка и реализация товаров в соответствии со спросом покупателей на товары |
Товарная политика ограничена дефицтом товаров |
Товарная политика ориентируется на спрос и предложение |
Организационно-распорядительное управление процессом реализации продукции (товаров) |
Рыночное системообразующее управление процессом реализации продукции (товаров) |
Централизованное воздействие и манипулирование ценами на товары |
Формирование и регулирование цен на товары посредством механизма рыночного ценообразования |
Прибыль – результат ценовых манипуляций на реализуемые товары |
Прибыль – результат предпринимательской и коммерческой деятельности |
* составлено по материалам [5]
Для рыночной системы характерны наличие предпринимательства, коммерция и конкуренция, удовлетворение спроса покупателей, получение реальной прибыли[13].
Несмотря на трудности и общую экономическую нестабильность, процесс становления коммерческого предпринимательства в России неуклонно продвигается. В нем можно выделить несколько этапов. На первом этапе (1990–1991 гг.) вступили в действие Законы РСФСР от
24 октября 1990 г. «О собственности в РСФСР» и от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»[14].
С этого момента россияне могли легально заниматься предпринимательством. Тогда же создаются всевозможные рыночные структуры: торговые предприятия различных организационных форм, биржи, инвестиционные, холдинговые и страховые компании, коммерческие банки, школы бизнеса и т.д. [15]
В 1992 г. был образован Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ныне – Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – МАП России).
На втором этапе (1992–1993 гг.) был продолжен курс на частную собственность, предпринимательство, а также проведена масштабная приватизация. Нормативно-правовые акты того времени направлены на расширение предпринимательской деятельности и передачу государственного торгового имущества в собственность торговых и других частных предприятий[16].
Решающее значение имели постановления Правительства Российской Федерации: от 1 апреля 1993 г. «О фонде поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции» и от
29 апреля 1994 г. «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства». Кроме того, Государственной Думой 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[17].
Они направлены на реализацию государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательства, которые расширяют потенциальные возможности развития малых и средних торговых фирм в масштабе России, обеспечивают формирование инфраструктуры предпринимательства. В то же время программами предусмотрено всемерное содействие становлению рыночных отношений и конкуренции.
Современный этап развития предпринимательства характеризуется совершенствованием Налогового кодекса РФ, направленного на снижение налогового бремени и совершенствование механизма сбора налогов, упрощением регистрационно-разрешительных процедур[18].
Таким образом, в данной главе исследованы истоки коммерции и предпринимательства в России в древности, и в современных условиях. показаны различные исторические периоды, приведшие в конечном итоге к развитию актуальной системы.
Глава 2. Зарубежный опыт развития предпринимательства и коммерции
2.1. История предпринимательства в США
История предпринимательства США начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким[19].
Малые предприятия были неотъемлемой частью американской жизни и экономики США со времен первых колониальных поселенцев. В XVII и XVIII веках публика превозносила пионера, который преодолел большие трудности, чтобы вырезать дом и образ жизни из американской пустыни. В течение этого периода в американской истории большинство колонистов были маленькими фермерами, которые зарабатывали на небольших семейных фермах в сельских районах. Затем, в XIX веке, когда небольшие сельскохозяйственные предприятия быстро распространились по обширному пространству американской границы, фермер-усадьба воплощал многие идеалы[20].
Кэлвину Кулиджу, президенту Соединенных Штатов в 1920-е, принадлежит знаменитое высказывание: «Дело Америки - это бизнес» («Business of America is business»). В первое столетие существования страны - до 1880-х годов - с такой же точностью можно было сказать, что дело Америки - это малый бизнес, поскольку в те годы практически все предприятия в стране были малыми[21]. С тех пор крупные предприятия, конечно, в значительной степени затмили малый бизнес, но подавляющее большинство - почти 90 процентов американских работодателей имеют менее 20 работников - все еще составляют малые предприятия.
Американцы всегда верили, что они живут в стране возможностей, где любой, у кого есть хорошая идея, решительность и готовность работать, может начать бизнес и процветать[22]. На практике это убеждение в предпринимательстве приобрело много форм на протяжении истории в Соединенных Штатах, от самозанятого человека до глобального конгломерата.