Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (История предпринимательства в США).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мере усиления позиций предпринимательства в Великобритании стали обосновываться коммерсанты из других европейских стран. Несмотря на то что легкий налет сомнительности этого занятия сохранялся, отдельные предприниматели надеялись, что, накопив достаточно денег, они смогут приобрести респектабельность, превратившись в крупных землевладельцев. Так культурные предубеждения относительно предпринимательства подталкивали некоторых бизнесменов того времени на их пути к успеху. Наследуемое состояние ценилось в обществе выше, чем заработанное коммерцией, но, несмотря на это, в викторианскую эпоху (1830–1900 годы) предпринимательство процветало. Великобритания начала строить заводы, порты и железные дороги, продолжая при этом расширять колонии. К 1845 году благодаря успехам в паровозостроении страну охватила настоящая железнодорожная мания[46]. Интенсивно развивающаяся экономика подстегнула рабочих заводов к выдвижению требований о повышении зарплаты. Совместно с представителями других профессий они создали профсоюзы, что в итоге привело к повышению стоимости труда. Подобные изменения заставили бизнесменов переключиться с производства на более прибыльные инфраструктурные проекты.

Классическая экономическая теория, примером применения которой являются США, основана на положении о том, что невмешательство государства в бизнес – это лучший способ стимулировать рост и развитие экономики[47].

Великобритания встретила 1900 год, обладая самой могущественной экономикой мира. На страну с населением менее 2% от всех жителей планеты приходилось 35% всей мировой торговли промышленными товарами. Увы, XX век был уже не столь благосклонен к британским предпринимателям, которые пассивно отнеслись к таким нововведениям, как электричество и двигатель внутреннего сгорания[48]. Безусловное господство ценностей аристократического сословия продолжало подрывать конкурентоспособность страны. Великая депрессия, девальвация фунта, Вторая мировая война и сокращение числа колоний уменьшили количество рынков, доступных для местных предпринимателей. Англичане ответили на это сменой курса – от свободного рынка к протекционизму.

После войны Великобритания уже не смогла угнаться за более гибкой экономикой Соединенных Штатов. В 1950–1960-х годах из-за отсутствия внебиржевого рынка ценных бумаг, подобного тому, какой был в США, Великобритания столкнулась с острой нехваткой IPO в наиболее быстро развивавшихся секторах экономики, таких как производство бытовой техники. В 1979 году правительство Маргарет Тэтчер провозгласило начало новой эры свободного рынка. В 1980–1990-х годах Великобритания вновь стала одним из мировых финансовых центров, а предприниматели – уважаемыми людьми[49].


В ХХ веке роль агрессора в двух мировых войнах и изменение границ обернулись для Германии нестабильностью условий предпринимательской деятельности. Годы нацизма нанесли особенно сильный удар по культуре предпринимательства. Помимо чудовищного антисемитизма Гитлер сократил прием в университеты, и таким образом новое поколение немцев – некогда высокообразованной нации – вступало в мир бизнеса уже менее подготовленными. Большую часть столетия Германия представляла собой сверхиндустриализированную страну, где было производство, но не было ни маркетинга, ни сервиса[50]. После Второй мировой войны наступил самый благоприятный для немецких предпринимателей период, хотя они так и не стали законодателями современных тенденций в бизнесе. Но в таких отраслях, как автомобилестроение, немцев можно назвать пошаговыми новаторами[51].

Из-за революции и наполеоновских войн Франция позднее некоторых других стран вступила в эпоху индустриализации. Как и в соседней Великобритании, многие французские предприниматели XIX века рассматривали бизнес как путь к богатству, обретению желаемого социального статуса и получению государственной должности. Культурное неприятие крупных частных компаний в ряде отраслей наблюдалось вплоть до 1940-х годов[52]. Во Франции на протяжении многих веков существовала традиция государственного контроля над экономикой – как при монархии, так и при правительстве социалистов. Но даже в этой ситуации у местных предпринимателей всегда была свобода для новаторских экспериментов, а северные и восточные регионы страны, так же как и Париж, были пристанищем для бизнесменов. Когда в начале 1980-х годов, во время первого президентского срока Франсуа Миттерана, государство перестало вмешиваться в экономику, цены на акции французских компаний значительно выросли, и страна вошла в новый век активного развития и поддержки предпринимательства[53].

Таким образом, в данной главе исследован зарубежный опыт развития предпринимательства и коммерции. Были проанализированы особенности формирования данной сферы в США, а также европейских странах - Великобритании, Голландии, Франции и Германии.

На основании полученных данных могут быть предложены варианты применения зарубежного опыта предпринимательства в России.


Глава 3. Возможности применения зарубежного опыта предпринимательства в России

3.1. Примеры успешного использования иностранных моделей предпринимательства

Рассмотрим модель виртуального предпринимательства.

Виртуальное предприятие, подразумевающее электронный формат ведения бизнеса, в рамках которого предприятие не имеет физических границ и осуществляет свою деятельность в Интернете, что обусловливает виртуальный характер отношений продавца и покупателя и отложенный характер сделок[54].

Цели и задачи. Выдвигается гипотеза о том, что в развитии виртуального предпринимательства большое значение имеет финансовая инфраструктура. Однако ключевую роль в процессе развития виртуального бизнеса в России в настоящее время играет «человеческий фактор», связанный с недоверием электронным платежным средствам, которые являются неотъемлемой частью виртуального предпринимательства, а также неготовностью к их активному использованию[55]. Предложенный финансовый инструментарий позволяет воздействовать на эту ситуацию в интересах потребителей и виртуальных предприятий, что создаст благоприятные условия для их функционирования.

Глобализация создает новые вызовы для современного бизнеса. Чтобы сохранять конкурентоспособность, предприятиям приходится постоянно оптимизировать свою деятельность. Под воздействием глобальной конкуренции в XXI в. сложность и зависимость предпринимательской деятельности от информационных систем и информационных технологий значительно возросла[56].

Появление интернет-технологий привело к эволюции различных форм бизнеса и появлению виртуальных предприятий В настоящее время для развитых экономик мира характерна тенденция интенсивного развития виртуального предпринимательства[57]. В России эта новая форма бизнеса только зарождается. В связи с этим возникает проблема определения важности виртуального предпринимательства для национальной экономики и разработки соответствующего инструментария для его стимулирования.

Термин «виртуальный» противопоставляется реальному и используется для обозначения явлений, происходящих в виртуальном пространстве – Интернете. Следовательно, виртуальное предприятие осуществляет свою деятельность в интернет-среде. Эта важнейшая характеристика отражается во всех существующих определениях виртуального предприятия[58].


Следует отметить, что виртуальный бизнес не исключает возможности ведения одновременно с ним реального бизнеса. Так, многие современные российские виртуальные предприятия создаются на базе реальных, стремящихся к оптимизации своих бизнес-процессов. К примеру, розничные продавцы электроники и бытовой техники (ОАО «М.Видео», ООО «Ситилинк» и др.) в целях экономии арендной платы размещают весь ассортимент своей продукции на интернет-сайте с подробной информацией и возможностью совершения заказа или покупки продукции, получить которую можно в ближайшем пункте выдачи.

Сравнительный анализ виртуальных и реальных предприятий показал, что виртуальный характер предоставляет предприятию набор дополнительных возможностей для бизнеса, обеспечивающих его преимущества по сравнению с реальными конкурентами[59]:

– более широкий и более гибкий ассортимент продукции – благодаря отсутствию необходимости обеспечения физического доступа потребителей к продаваемым товарам и оплаты высокой арендной платы за торговые помещения виртуальные предприятия могут содержать широкий ассортимент продукции и быстро его обновлять в зависимости от изменения спроса[60];

– более тесные виртуальные информацию обрабатывать ее электронным автоматизированным способом, а также общаться с потребителями через свой сайт в Интернете, лучше узнавая их потребности и предпочтения, а также завоевывая их лояльность[61];

– минимизация конъюнктурных рисков – в случае невостребованности предлагаемой продукции виртуальное предприятие не несет убытков и может просто обновить ассортимент, что значительно снижает риск возникновения убытков из-за снижения спроса на продукцию из-за изменения моды или действий конкурентов.

Ученые определяют агрегацию ключевых компетенций и связанных с ними ресурсов для ведения бизнеса с использованием электронных технологий для установления контакта с клиентами и контрагентами и проведения бизнес-операций. То есть ученые делают акцент на том, что в рамках виртуального предприятия все бизнес-операции обязательно должны быть выполнены с использованием Интернета.

Исследователь В.С. Заклинский[62] понимает под виртуальным предприятием оптимизированное предприятие с универсальным набором ресурсов и замещаемой физической структурой, управление которым осуществляется в абстрактной или виртуальной среде. Другими словами, этот автор обращает внимание на оптимизацию бизнес- процессов в рамках виртуального предприятия и его более широкий доступ к ресурсам.


По нашему мнению, виртуальное предприятие представляет собой электронный формат ведения бизнеса, в рамках которого предприятие не имеет физических границ и осуществляет свою деятельность в характеристиками являются[63]:

– виртуальный для покупателя, предполагающий их дистанционное взаимодействие через Интернет без физического контакта;

– отложенный характер сделок, обусловливающий существование некоторого временного промежутка между совершением покупки и получением товара;

- характер отношений продавца и отношения предприятия с потребителями – могут собирать о своих потребителях;

- меньшая зависимость от инфраструктуры – для предприятия не имеет значения место его расположения – оно находится в Интернете, поэтому у него нет необходимости нести высокие расходы на содержание торгового физической виртуального помещения в центре города, чтобы привлечь как можно больше потребителей[64];

– более широкая география бизнеса – отсутствие привязки к физическому расположению предприятия и возможность доступа к его услугам в любой точке мира в любой момент времени, поэтому если продукция предприятия не востребована в одном городе, есть вероятность без риска продать ее в другом[65].

В дополнение к этому развитие виртуального предпринимательства способствует экономическому росту.

Виртуальное предпринимательство является перспективным направлением развития бизнеса в современной России. Однако, как показывает официальная статистика, доля виртуального бизнеса в общей структуре российского предпринимательства невелика и составляет менее 10%, темп его прироста также незначителен и равен в среднем 10% в год[66].

3.2. Социально-экономические ограничения использования зарубежного опыта предпринимательства в России

Рассмотрим ограничения использования зарубежного опыта предпринимательства в России.

Для выявления причин кризисных явлений проанализируем условия ведения виртуального бизнеса в современной России.