Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 4
Оценивая влияние гендерных стереотипов на реализацию возможностей мужчин и женщин в трудовой деятельности, необходимо строить понимание с использованием стереотипных бинарных оппозиций на реальной картине существующих гендерных отношений на рынке труда: «власть - подчинение», «мужчина - кормилец, женщина - домохозяйка».
Разделение труда по признаку пола связано с понятием «мужской» и «женской» работы, основанной на гендерных различиях, которые, хотя и созданы в обществе, в том числе с использованием гендерных стереотипов, но по-прежнему основываются на «естественных», качествах и способностях полов.
2. Организация и методы исследования
Цель исследования – выявить различия проявлений профессионального стресса у женщин и мужчин - сотрудников скорой медицинской помощи.
Задачи исследования:
- Изучить значение фактора тревожности посредством методики «Исследование тревожности» (опросника Спилбергера).
- Изучить устойчивость к стрессу посредством опросника психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопина.
- Проанализировать результаты с точки зрения гендерных различий проявлений профессионального стресса.
Объект исследования - 22 сотрудника скорой медицинской помощи в возрасте от 26 до 53 лет, с опытом работы более 1 года.
В 1-ю группу отнесены сотрудники-мужчины (в количестве 11 человек), во вторую группу были отнесены женщины (в количестве 11 человек).
2.2 Описание методик исследования
Методики исследования:
1)Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС). Е.В. Распопин.
Цель: диагностика тех стрессогенных стимулов, к которым личность обнаруживает либо высокую степень по устойчивости и сопротивляемости, либо, наоборот, большую подверженность негативному влиянию данных стимулов.
Регистрируемые показатели:
Высокий уровень психологической устойчивости к стрессу говорит о способности спортсменов быстро адаптироваться к возникающей ситуации стресса, об устойчивой позитивной самооценке. Высокий уровень психологической устойчивости к стрессу считается благоприятным в условиях тренировок и соревнований, так как спортсмены способны противостоять различным стрессорам.
Средний уровень психологической устойчивости к стрессу означает относительную устойчивость к неожиданным событиям, нарушающим привычный ход тренировочной и соревновательной деятельности.
Низкий уровень психологической устойчивости к стрессу говорит о различных трудностях при попытках справиться со стрессорами, есть вероятность депрессивных состояний.
2)Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
Цель: диагностика тревожности как свойства личности.
Регистрируемые показатели:
Шкала ситуативной тревожности (СТ):
Реактивная или ситуативная тревожность как состояние определяется субъективно переживаемыми эмоциями, а именно, напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность. Данное состояние возникает в виде эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию, может проявляться разной по интенсивности и динамичности во времени.
Личностей, которых относят к категории высокотревожных, имеют склонность воспринимать угрозу относительно своей самооценки и жизнедеятельности в большом диапазоне ситуаций, а также реагировать выраженным состоянием тревожности. При условии, если психологический тест определяет, что у испытуемого констатирован высокий показатель личностной тревожности, это может дать основание для предположения - у него появляется состояние тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки компетенции и престижа.
Шкала личной тревожности (ЛТ):
Под личностной тревожностью в данной методике понимают устойчивую индивидуальную характеристику, отражающую предрасположенность человека к тревоге, а также предполагающая наличие у субъекта тенденции к восприятию достаточно широкого «веера» ситуаций как угрожающих, отвечая при этом на каждую из них той или иной реакцией. Будучи предрасположенностью, личная тревожность может активизироваться при восприятии определенных стимулов, которые человек расценивает как опасные для своей самооценки и самоуважения.
Определение уровня тревожности является обязательной и естественной особенностью активной деятельной личности. Каждому человеку присущ собственный оптимальный, либо желательный уровень тревожности, которую можно охарактеризовать как полезную тревожность. Ведь оценка человеком своего состояния относительно наличия тревожности является существенным компонентом самовоспитания и самоконтроля.
Вывод
Так, решено провести исследование, направленное на изучение психологической устойчивости к стрессу, а также на определение уровня ситуативной и личностной тревожности сотрудников скорой медицинской помощи г. Пермь.
Определены цели и задачи исследования, подобраны методики исследования.
3. Изучение гендерных различий проявлений профессионального стресса
Результаты опросника психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопина приведены в таблице в Приложении 1, на рисунках 1 и 2 в Приложении 2.
Данные представлены в зависимости от пола сотрудников (см. рис. 1-2).
Как видно из таблицы, у большинства, то есть 60 % женщин наблюдается низкая психологическая устойчивость к стрессу, что может означать сложности при попытках справиться со стрессом, при этом они могут впасть в депрессию, и им не хватает времени для выполнения должностных обязанностей, связанных с проявлением высокой ответственности за жизнь и здоровье пациентов.
Для 23% сотрудниц характерен средний уровень устойчивости к стрессу, это свидетельствует об относительной устойчивости к неожиданным событиям, нарушающим привычных ход деятельности.
17% опрошенных сотрудниц «скорой» показали результат, согласно которому для них характерен высокий уровень, они способны достаточно быстро адаптироваться к ситуации стресса. Также эти показатели говорят о достаточно устойчивой позитивной самооценке (см. рис. 1 в Приложении 2).
Что касается результатов исследования психологической устойчивости к стрессу мужчин, то получено следующее (см. рис. 2 в Приложении 2).
Высокий уровень психологической устойчивости к стрессу сотрудников скорой помощи характерен для 47% опрошенных. Это говорит о способности быстро адаптироваться к возникающей ситуации стресса, об устойчивой позитивной самооценке. Данные результаты являются благоприятными в условиях профессионального стресса, так как практически половина опрошенных способна противостоять различным стрессорам.
Средний уровень психологической устойчивости к стрессу сотрудников свойственен для 20% из них. Это означает относительную устойчивость к неожиданным событиям, нарушающим привычный ход профессиональной деятельности.
Низкий уровень психологической устойчивости к стрессу показали 33% сотрудников. Для них характерны различные трудности при попытках справиться со стрессорами, есть вероятность депрессивных состояний.
Результаты методики Спилбергера на выявление тревожности представлены на рис. 3 в Приложении 3.
По результатам данной методики уровень личностной тревожности у испытуемых-женщин выше, чем у сотрудников-мужчин. То же самое можно сказать и о ситуативной тревожности: ее уровень у женщин выше, чем у мужчин, работающих в скорой медицинской помощи.
3.2 Рекомендации сотрудникам по совладанию с профессиональным стрессом
Рассмотрим рекомендации по предотвращению развития устойчивых профессионально-личностных деформаций вследствие длительного переживания профессионального стресса, требующие от своих сотрудников нервно-психической устойчивости. Ведь от этого во многом зависит способность медика принять правильное и эффективное решение проблемы в ситуации стресса. Опираясь на полученные данные в ходе диагностике, при составлении рекомендаций будет учтено, что уровень устойчивости к стрессу у женщин ниже, чем у мужчин, а также то, что уровень личностной и ситуативной тревожности у женщин выше, чем у мужчин.
Под технологией совершенствования профессиональной подготовки кадров на основе комплексного использования современных технических средств понимается образовательная технология, базирующаяся преимущественно на новейших информационных и телекоммуникационных средствах, обеспечивающих возможность оперативной и непрерывной модернизации содержания учебных материалов, а также отвечающих потребностям конкретных обучаемых специалистов.
Совершенствование профессиональной подготовки – решающий фактор повышения кадрового потенциала медицинского персонала, эффективности управления, результативности медицинской деятельности в целом.
Совершенствование профессиональной подготовки кадров включает:
– всестороннее совершенствование организации дополнительного образования и просвещения сотрудников;
– использование современных образовательных технологий;
– широкое внедрение передовых методов и форм проведения занятий;
– использование эффективных методов контроля за уровнем знаний обучаемых с применением тестовых программ и других современных информационных технологий;
– нацеливание образовательных программ на обучение практическому применению полученных знаний, выработку умений, привитие устойчивых навыков работы;
– соответствие образовательных программ современным требованиям к квалификации специалиста в сторону его унификации, расширения диапазона знаний и умений с учетом решаемых задач;
– использование технологий обучения, предполагающих максимально возможное приближение образовательного процесса к практической деятельности. Широкое использование в образовательном процессе комплексных занятий и учений, дискуссий и круглых столов, привлечение к их проведению квалифицированных работников;
– внедрение и расширение использования в системе дополнительного образования дистанционной формы обучения в сочетании с очной формой, что позволит сократить сроки освоения программ переподготовки и повышения квалификации.
Для предотвращения развития устойчивых профессионально-личностных деформаций вследствие длительного переживания профессионального стресса следует внедрить в практику:
- для сотрудниц:
- проведение деловых игр по отработке действий, моделированию возможных причин и последствий;
- использование компьютерных тренажеров, моделирующих действия сотрудников в условиях экстремальных ситуаций (например, первая медицинская помощь при обмороке, инфаркте, травме и т.д.);
- организация психологической помощи при переживании сотрудницами профессионального стресса в силу большей эмоциональности женщин по сравнению с мужчинами;
- для сотрудников:
- организация мероприятий по мотивации персонала;
- организация тренировочного процесса для отработки действий в экстремальных и опасных ситуациях.
В системе менеджмента мотивация персонала обычно структурирована по 5 основным направлениям:
- ресурсы,
- условия работы,
- ответственность,
- признание,
- взаимоотношения.
Применение обозначенных методов мотивации сотрудников скорой помощи по данным направлениям позволяет воздействовать на все основные уровни и все организационные единицы организации. При этом важно учитывать, что данные методы мотивации персонала для определенных сотрудников (женщин и мужчин) и для всего коллектива в целом будут различаться.
Основной целью мотивации персонала можно считать стремление добиваться отождествления индивидуальных целей для каждого сотрудника с целями организации в целом. В таком случае должен максимально полно выполниться один из главных принципов СМК (системы, создаваемой в организации для формирования политики и целей в области качества, а также для достижения этих целей) – это принцип вовлечения персонала. При этом, если мотивация персонала находится на низком уровне, то внедрение СМК и ее работа будут практически невозможными.
Мотивация персонала связана с целями организации напрямую. Очень важно, чтобы цели, которые ставит перед собой организация, создавали бы основу для длительного развития. Причем цели в области качества должны быть понятными сотрудникам и достаточно четко структурированы. Только при таком условии можно рассчитывать на ясные и четкие цели в мотивации самого персонала.