Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Экономическая сущность косвенных налогов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектом налогообложения НДС признаются: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пункт 1 статьи 146 НК РФ).

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (пункт 1 ст. 154 НК РФ).

При ввозе товаров на территорию РФ налоговая база определяется как сумма:

1. таможенной стоимости этих товаров;

2. подлежащей уплате таможенной пошлины;

3. подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам) (пункт 1 ст. 160 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных п.3 ст. 172 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы восстановленного налога (пункт 1 ст. 173 НК РФ).

НДС облагается добавленная стоимость, которая определяется: по торговым операциям в виде наценки; в производстве – как разница между суммой продажи товара (продукции) без НДС и суммой ценностей (без НДС), приобретенных со стороны, использованных при изготовлении данной продукции. В целях исключения двойного налогообложения сумма «входного» НДС по указанным ценностям принимается к вычету, что обеспечивает поступление налога именно с добавленной стоимости.

Сам механизм исчисления НДС предусматривает, что от производителя до конечного потребителя на всех стадиях продвижения продукта покупатель возмещает ту часть налога, которую уплатил поставщик, и только часть добавленной стоимости будет оставаться в бюджете.

Таким образом, «…НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства и вносится в бюджет по мере реализации товаров, работ, услуг. Однако на практике, на каком – то этапе произошел отход от этого принципа, и в определенных случаях налог исчисляется не с добавленной, а с полной стоимости. Все это привело к тому, что НДС не стал отвечать сути названия самого налога»[12].

Как указывает М. Ф. Кобылатова, для любого государства, на какой бы ступени своего социально – экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач, это важно и для России[13].


В итоге налогоплательщик не получает налоговых вычетов по НДС, в связи с чем в бюджет поступает налог не с добавленной стоимости, а с более чем полной стоимости продукции, товара (работ, услуг), что вызывает двойное налогообложение, утрачивается сущность самого налога на добавленную стоимость. В этих случаях организации не принятые к вычету суммы «входного» НДС не могут относить и на затраты при расчете налога на прибыль, переплачивают в бюджет в части невозмещенного НДС за счет собственных средств, таким образом отвлекая собственные средства, которые могли быть использованы в инвестиционных целях.

Сумма НДС, уплачиваемая в бюджет, реально не отражает величину самой добавленной стоимости. Несмотря на то, что удельный вес косвенных налогов в общей сумме доходов бюджета превышает 60 процентов, утверждать, что создана реальная добавленная стоимость в указанном размере, нельзя.

Также при исчислении НДС имеет место двойственное налогообложение, оно в первую очередь заложено в самом понятии «объект» налогообложения НДС.

Выводы

Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.

Использование косвенных налогов дает определенные преимущества. Во-первых, через косвенные налоги у государства появляется возможность оказывать влияние на цену товаров, а, следовательно, и на структуру потребления. Во-вторых, процесс взимания косвенных налогов, по сравнению с процессом взимания прямых, является более незаметным. В-третьих, косвенные налоги начисляются на цену в целом, что делает поступления от прямых косвенных налогов более стабильным и надежным источником, особенно в условиях инфляции. В-четвертых, косвенное налогообложение позволяет учесть доходы, на которые не были начислены прямые налоги, путем налогообложения конечного потребления, на которое эти доходы расходуются.

Как показали исследования, соотношение между прямыми и косвенными налогами в российской налоговой системе не улучшается, по – прежнему преобладает в налоговых доходах бюджетов доля косвенных налогов, причем эта доля имеет тенденцию к увеличению.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замышлялась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Тенденция постепенного ограничения доли косвенных налогов отвечает целям антикризисной политики и экономического развития страны. Однако при этом следует иметь в виду следующее: уменьшая долю косвенных налогов, необходимо сохранить общую сумму налогов, собираемых в бюджете. А это становится возможным только при увеличении доли прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста прямых налогов, что, в свою очередь, невозможно без роста производства, без увеличения налоговой базы по прямым налогам (налог на прибыль, НДФЛ и др.).


Глава 2. Анализ системы косвенного налогообложения в Российской Федерации

2.1. Роль косвенных налогов в формировании бюджетов различных уровней

Проведем анализ поступления косвенных налогов в бюджеты различных уровней.

В настоящее время Бюджетным кодексом РФ предусмотрено следующее распределение налогов по бюджетам бюджетной системы РФ (табл. 7)[14].

Таблица 7

Налоговые доходы ФБ и бюджетов субъектов РФ

Показатели

РФ

Субъект РФ

1

2

3

Налог на прибыль

2% (с 2018 г. - 3%)

18% (с 2018 г. - 17%)

НДС

100%

Акциз на спирт этиловый из пищевого сырья

50%

50%

Акциз на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого

100%

Акциз на спиртосодержащую продукцию

50%

50%

Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением пива, вин, шампанских

50%

50%

Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, включающую пиво, вина, шампанские

100%

Акциз на табачную продукцию

100%

Акциз на автомобили легковые и мотоциклы

100%

Акциз по товарам, ввозимым в РФ

100%

Акциз на автомобильный бензин, моторные масла, производимые в РФ

2017 г.- 38,3%;

2018 г. – 42,9%; 2019 г.- 41,9%;

2020 г.- 41,8%

2017 г. – 61,7%;

2018 г. - 57,1%;

2019 г.- 58,1%;

2020 г. - 58,2%

Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно

100%

НДФЛ

с 01.01.2014 г -
85%

НДПИ в виде углеводородного сырья (газ горючий природный)

100%

НДПИ в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного)

с 01.01.2010-
100%

с 01.01.2010-
0%

НДПИ (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых)

40%

60%


Продолжение таблицы 7

1

2

3

НДПИ общераспространенных полезных ископаемых

100%

НДПИ в виде природных алмазов

100%

Сбор за пользование объектами животного мира

100%

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

20%

80%

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам)

20%

80%

Водный налог

100%

Налог на имущество организаций

100%

Налог на игорный бизнес

100%

Транспортный налог

100%

Налог, взимаемый в связи с применением УСН

100%

Минимальный налог при УСН

100%

Местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог) и специальные налоговые режимы в виде ЕНВД, ЕСХН зачисляются по нормативу 100% в бюджеты в зависимости от того, каким органом власти (городских поселений, муниципальных районов) они введены.

Далее рассмотрим формирование доходов бюджетов разных уровней (табл. 8–11)[15].

Таблица 8

Доходы бюджета г. Чебоксары за 2010–2017 гг., тыс. руб.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1

2

3

4

5

Всего доходов

4 732 392.6

5 667 129.8

5 397 162.5

6 823 145.9

Налоговые доходы

2 173 995.0

2 360 145.6

2 593 650.7

2 753 725.4

Доля налогов в доходах, %

45.9

41.6

48.0

40.4

Из налогов прямые налоги

2 173 995.0

2 360 145.6

2 593 650.7

2 753 725.4

В том числе
НДФЛ

1 320 285.0

1 465 914.0

1 650 621.5

1 784 620.9

налог на совокупный доход

294 487.7

352 708.7

390 050.4

359 597.8

налог на имущество физических лиц

60 907.8

13 496.0

58 650.3

68 209.6

земельный налог

339 864.5

365 896.8

442 547.4

485 733.6

НДПИ

5 040.6

5 710.3

9 296.4

8 131.0


Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

5

сбор за пользование объектами животного мира

146.0

160.1

95.0

77.5

госпошлина

152 809.0

156 121.6

42 329.2

47 352.7

задолженность

454.4

138.1

60.5

2.3

Доля в общей сумме налогов, %:
прямых

100.0

100.0

100.0

100.0

Косвенных

0

0

0

0

Доля местных налогов в налоговых доходах бюджета, %

18.4

16.1

19,3

20.1

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Всего доходов

8 575 266

8 408 308.9

9 772 810.0

10 093 245.2

Налоговые доходы

2 322 006.0

2 330 997.6

2 526 671.1

2 831 345.2

Доля в доходах налоговых доходов, %

27.1

27.7

25.8

28.1

Из налогов прямые налоги

2 314 837.7

2 322 311.6

2 513 005.1

2 821 702.5

В том числе
НДФЛ

1 309 477.5

1 461 525.1

1 530 754.9

1 756 979.2

налог на совокупный доход

382 613.2

401 383.6

404 074.3

391 771.0

налог на имущество физических лиц

76 156.0

79 494.4

98 400.1

110 133.7

акцизы

7 168.3

8 686.0

13 666.0

9 642.7

транспортный налог

26 991.2

32 064.6

36 047.9

40 232.2

земельный налог

451 348.0

261 237.4

333 100.3

406 013.4

НДПИ

9 063.2

7005.0

5 545.8

5 799.4

сбор за пользование объектами животного мира

156.3

176.5

207.8

244.2

госпошлина

59 018.3

79 424.2

104 872.7

110 529.2

задолженность

14.0

0.8

1.3

0.2

Доля в общей сумме налогов, %:

прямых

99.7

99.6

99.5

100.0

косвенных

0.3

0.4

0.5

0

Доля местных налогов в налоговых доходах бюджета, %

22.7

14.6

17.7

18.2