Файл: Налоговый контроль и налоговые проверки (Понятие, формы, методы налогового контроля).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
Введение
Система налогообложения складывалась на протяжении всей истории. Поначалу налоги представляли собой различные натуральные подати, а так же являлись данью с покоренных земель. Позже они приобрели денежную форму лишь со временем, по мере развития товарно-денежных отношений.
На данный момент без налогов не сможет функционировать ни одно государство. Его финансовые ресурсы образуются за счет налоговых взносов, пошлин, сборов и других платежей. Функционирование экономической, социальной, оборонной и других сфер государства обеспечивают именно налоги. Они идут на содержание государственного аппарата, правоохранительных органов, армии, финансирование науки, здравоохранения, образования. Из бюджета так же строятся больницы, школы, детские дома, высшие учебные заведения, государственные предприятия; платится зарплата врачам, учителям, госслужащим, пенсии и стипендии.
Таким образом налоги гораздо реже вызывают одобрение, нежели возмущение общества, но ни одно государство без них не сможет существовать. Государство может воздействовать на ход экономической жизни лишь располагая определенными денежными средствами. Поэтому их должны обеспечивать все стороны, заинтересованные в выполнении функций государства. Для этого и существует система налогов - система обязательных платежей государству.
Несмотря на это, налогоплательщик все равно старается защитить от налоговых изъятий свой имущественный интерес. Государство в такой ситуации просто вынуждено выработать механизм взаимодействия с налогоплательщиками, который будет призван обеспечить надлежащее исполнение ими налоговых обязательств. Данный механизм в налоговом законодательстве России получил название «налоговый контроль». Более подробно под этим понятием признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.[1]
Конец 2008 стал многих - начался финансовый . Его для оказались : снизилась производств, уменьшился на , многим предпринимателям свернуть деятельность, а же безработица. этих и проблем и не разрешены, того к прибавились и введенных с 2014 года.
В кризисных особенно роль контроля. приходится объемы деятельности, -за суммы отчисляемые в уменьшаются, в то время и ведь выделять суммы доходов для что смягчить кризиса.
и объясняется выбранной темы, налоги главным для бюджета , поэтому и их и своевременной всегда являться из задач органов.
понятия контроля, механизма , методов и применения целью курсовой .
Так же можно несколько задач, будут в данной работе:
- нормативно- базы налогового ;
- изучение методов и налогового ;
- исследование контроля в исполнения обязанностей уплате .
Глава 1. Организация налогового контроля в РФ
1.1. Понятие, формы, методы налогового контроля
Официального определения налогового контроля в налоговом законодательстве России не было - до принятия Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования», то есть фактически с момента вступления в силу первой части Налогового кодекса, прежде в статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации лишь указывалось: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».
Неопределенность в течение длительного времени законодательно утвержденного пояснения налогового контроля привело к тому, что многие научные и практические работники предпринимали попытки дать своё определение этого понятия. Что в результате привело к тому, что в научной литературе появилось множество определений понятия «налоговый контроль».
Сравнительный анализ различных определений налогового контроля, которые приводят эти специалисты по налогообложению, позволяет выделить три основных точки зрения по этому вопросу[2]:
- Налоговый контроль рассматривается как специфическая деятельность государственных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства.
- Другая точка зрения акцентирует внимание на том, что налоговый контроль является совокупностью действий, приемов, операций, способов проверки соблюдения налогового законодательства.
- В третьей точке зрения специалисты придерживаются более системного подхода и подчеркивают, что налоговый контроль следует рассматривать в нескольких аспектах - организационном, методическом, техническом и других.
На сегодняшний день официальное определение налогового контроля приведено в статье 82 НК РФ в редакции, действующей от 03 июля 2016г.: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом». Такое определение ближе всего к определениям налогового контроля, дававшимся сторонниками первой из указанных точек зрения.
Все точки зрения имеют ряд недостатков. Сторонники первой точки зрения, обращая пристальное внимание на деятельность государственных органов, осуществляющих налоговый контроль, упускают из виду правовую и методическую стороны налогового контроля. Отвечая на вопрос «кто осуществляет налоговый контроль», они не дают ответа на вопрос «как осуществляется налоговый контроль». К сожалению, этот недостаток присущ и действующему определению налогового контроля, данному в статье 82 Н К РФ. Приверженцы второй точки зрения, говоря о налоговом контроле как о совокупности методов, приёмов и способов, упускают из виду субъектов налогового контроля - государственные органы, которым законодатель предоставил право применять указанные приёмы, методы и способы в целях обеспечения интересов государства. Сторонники третьей точки зрения справедливо отмечают сложность и многоплановость понятия «налоговый контроль». Однако, говоря о подходах к определению этого феномена, они не дают самого его определения. Кроме того, сами подходы к определению налогового контроля у разных авторов неодинаковы.
Таким образом, наиболее полное определение налогового контроля должно содержать не только указание на субъекты и объекты контроля, но и правовую основу контроля и цели контроля.
С учётом сказанного предлагается следующее определение налогового контроля. Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных государственных органов, формы и методы которой регламентированы законодательством Российской Федерации, с целью обеспечения полного и своевременного выполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными обязанными лицами налоговых и иных обязательств, возлагаемых на них налоговым законодательством Российской Федерации в связи с их деятельностью или имущественным положением. [3]
Путем реализации государственными органами специальных мероприятий, которые именуют формами налогового контроля, и осуществляется налоговый контроль. Набор мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. Статья 82 НК РФ с момента принятия первой части НК и до 1 января 2007 г. называлась «Формы проведения налогового контроля». С 1 января 2007 г., в связи со вступлением в силу Закона № 137-ФЗ, название указанной статьи изменилось, однако по сути «формы налогового контроля» здесь (в пункте 1) остались. В соответствии с действующей редакцией НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ. В статьях 83-98 главы 14 («Налоговый контроль») НК РФ описан порядок проведения налоговых проверок (статьи 87-89) и осмотра (статья 92). Порядок же осуществления таких форм налогового контроля, как получение объяснений при проверке данных учёта и отчетности, НК РФ не регламентирован.
В указанной главе 14 НК РФ, наряду с упомянутыми, перечислены и следующие контрольные мероприятия:
- учет организаций и физических лиц (статьи 83 - 86);
- участие свидетеля (статья 90);
- доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки (статья 91);
- истребование документов при проведении налоговой проверки (статья 93);
- истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (статья 93.1);
- выемка документов и предметов (статья 94);
- экспертиза (статья 95);
- привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (статья 96);
- участие переводчика (статья 97);
- участие понятых (статья 98).
В рассматриваемой связи интересно отметить, что описание процедур проведения указанных мероприятий дано «вперемешку» с описанием процедур осуществления «форм налогового контроля».
Анализ перечисленных в главе 14 НК РФ контрольных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что они имеют различное значение для работы по проверке деятельности налогоплательщиков с точки зрения уплаты ими налогов и соблюдения налогового законодательства. Входящие в состав указанной главы статьи регламентируют: формы налогового контроля (налоговые проверки, учет налогоплательщиков); отдельные мероприятия по сбору доказательств наличия налоговых правонарушений, которые могут быть проведены в ходе налогового контроля (осмотр, экспертиза, выемка и т.п.); порядок документирования доказательств, полученных в ходе контрольных проверок и производства по делу о налоговом правонарушении (составление протокола, привлечение понятых).
В самом деле, если налоговая проверка является самостоятельным направлением налоговой работы, который позволяет выявлять и пресекать нарушения законодательства, допускаемые плательщиками, то осмотр, опрос свидетеля и некоторые другие «формы» являются лишь инструментами контроля, способами сбора доказательств о совершенных налоговых правонарушениях.
Таким образом, можно сказать, что чёткий перечень форм проведения налогового контроля отсутствует в законодательстве. Некоторые формы налогового контроля в НК РФ названы, но не смотря на это, порядок их проведения так и не установлен.
Необходимо отметить также, что, в соответствии со статьей 30 («Налоговые органы в Российской Федерации») НК РФ, налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Все контрольные мероприятия, перечисленные в главе 14 НК РФ, нацелены на соблюдение законодательства о налогах и сборах и на правильность исчисления налогов. Что касается контроля за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, то порядок его проведения в НК РФ не описан. Вместе с тем из содержания статьи 82 («Общие положения о налоговом контроле») НК РФ следует, что налоговый контроль может осуществляться только в формах, предусмотренных этим Кодексом.
Учитывая то, что контрольные мероприятия могут затронуть интересы любого налогоплательщика, было бы целесообразно в НК РФ перечислить все практически так или иначе опробованные и оправдавшие себя формы налогового контроля, а также регламентировать порядок их проведения.