Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Виды невербальных языков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Понятие «коммуникация» означает процесс передачи информации. К коммуникациям относят переговоры, межличностное, массовое, групповое общение и т. д. Коммуникация может быть вербальной и невербальной. Вербальная коммуникация это словесное взаимодействие сторон, осуществляется с помощью символов, знаковых систем, главный среди которых язык. Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства. Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических явлений. Невербалика включает в себя всевозможные жесты, мимику, взгляды, телесный контакт, внешний вид и многое, многое другое. Невербальные сигналы играют огромную роль в общении. Они дают дополнительную информацию к вербальному общению. Невербальные сигналы человека показывают психическое состояние собеседника, его отношение к участникам переговоров и теме дискуссии, различные желания, невыражаемые словами. Принято даже считать, что язык телодвижений более правдив, чем словесный язык. Это говорит о том, что люди научились говорить на какие-то шаблонные темы, соблюдая определенный контроль, а в каких-либо ситуациях прибегать ко лжи, используя для этого имеющиеся в запасе слова. Невербальная информация не посылается преднамеренно. Она практически всегда неосознанна и воспринимается на подсознательном уровне человека.

Первоначально, невербальные средства общения являлись реакцией человека в ситуациях защиты, нападения, сосредоточения т. п. Поведение человека в каких-либо ситуациях в основном заучено им на протяжении всей жизни. Невербальные средства - это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений, мимика, жесты, интонация голоса, осанка, поза, походка человека. Невербальные коды либо дополняют информацию и выражают эмоции собеседников, либо заменяют речь. Жесты человека являются некой утечкой информации, поскольку люди в основном никогда не задумываются над своими движениями во время переговоров и в ситуации, когда их мысли и слова не совпадают, глаза и жесты это выдают. Австралийский специалист А. Пиз говорит о том, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы — 55%. На самом деле, невербальная коммуникация передает намного больше информации, чем вербальная3. Проблема невербальных коммуникаций очень актуальна в наше время. Очень важно знать все виды, средства, способы передачи невербальной информации и знать ее значение. Изученность этого вопроса поможет человеку контролировать свои невербальные жесты и стать приятным собеседником. Целью данной работы является изучение особенностей всех способов передачи невербальной информации, определение ее значения. Задачи работы: проанализировать научно-теоретический материал по теме невербальных коммуникаций; описать формы и виды невербального общения.


Глава 1. Общие сведения о невербальной коммуникации.

1.1 Понятие и функции невербального общения.

Невербальное общение - общение посредством неречевых знаковых систем. Общение с помощью языка тела ведется в течение тысячелетий, но предметом исследований стало недавно. В конце XX в возникла новейшая научная дисциплина, появились специалисты по невербальному общению. Предметом изучения является поведение людей в различных условиях. Знание специфики такого поведения дает нам информация о собеседнике, а также мы можем изучать самих себя. Детальное изучение методов невербального общения началось в 60-е годы XX века. В тех случаях, когда информация, которая передается словами, не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. д., то большего доверия заслуживает информация невербальная, становится очевидным, что человек лжет, или что-то недоговаривает и т. п. Владея знаниями о функциях невербального языка, мы сможем контролировать свои невербальные жесты и стать приятным собеседником. Это очень важно так, как «язык тела» выражает наше подсознание, и люди доверяют больше невербальным средствам, нежели вербальным. Присматриваясь, к невербальным знакам, мы сможем увидеть то, чего собеседник нам не выразил словесно. Функции невербального общения:

1. Дублирование речи и подкрепление ее доказательствами в виде эмоций. Когда мы жалеем человека, мы его можем обнять, погладить.

2. Регуляция межличностных отношений.

3. Жесты, мимику, позы очень часто невозможно контролировать, тем самым они и выдают истинное лицо человека. Если человек что-то неимоверно красиво рассказывает, его невербальные жесты могут показывать совсем другое.

4. Невербальные сигналы часто заменяют речь (кивок головой как знак согласия, пожимание плечами как сомнение в чем-либо, мах рукой для призыва и т.д.).

На самом деле, функции невербальной коммуникации можно еще долго перечислять, так как их великое множество. А указанные выше, только главные из них.


1.2. Факторы, влияющие на невербальное общение.

Существует множество факторов, которые значительно влияют на невербальное общение:

1. Национальная принадлежность. (Например, один и тот же жест может означать совершенно разное у разных народов. В любой стране своя система невербальных знаков. Перед встречей с иностранным партнером необходимо ознакомиться с особенностями этикета его страны).

2. Состояние здоровья. (Если человек участвует в коммуникации в болезненном состоянии, то его жесты обычно вялые, может меняться голос, взгляд. Но есть болезни, которые приводят к эмоциональной возбужденности. Поэтому, не надо делать поспешных выводов, а нужно внимательнее присмотреться к партнеру).

3. Профессия человека. (У человека определенных профессий, а особенно, творческих, могут быть профессиональные особенности невербального выражения эмоций).

4. Уровень культуры. (Это заметным образом влияет на состав жестов, на представления об этикете, прививаемом воспитанием).

5. Статус человека. (Имеется в виду, что чем выше должность человека, тем меньше он будет использовать жесты, он будет гораздо больше оперировать словами).

6. Принадлежность к группе. (Групповые традиции, нормы, возраст участников могут существенно модифицировать пантомимику члена группы).

7. Актерские способности человека. (Многие люди умеют успешно оперировать не только словами, но и умело контролируют свои жесты).

8. Возраст. (Возрастной фактор очень часто играет такую же роль, что и статус. Многие жесты изменяются в связи с возрастом, одно и то же состояние в разном возрасте может выражаться разными жестами).

9. Сочетание компонентов пантомимики. (Практически всегда состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики и мимики, и эти элементы должны быть в согласии, говорить об одном и том же, в противном случае нарушается впечатление искренности. То же самое относится и к

согласованию слов и жестов, жесты точнее отражают отношение человека, нежели слова).

10. Возможность предъявить и воспринять невербальные средства общения. (Физическая преграда между собеседниками затрудняет полноценное восприятие, соответственно, солгать легче по телефону, не видя партнера, и не думая о том, что мимика и пантомимика выдаст).

1.3. Роль невербальных средств общения для современности.


В настоящее время большое внимание уделяется проблеме общения в профессиональной деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей основная часть коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только малая часть информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, заставляют обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка телодвижений. Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой различной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, интонации, мимику, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, состояние симптомы и движения. Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, так как позволяют хорошо понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Но, невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Невербальные средства общения усваиваются только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они могут быть врожденными или приобретенными при социальном развитии человека, биологическими, социальными. Зная различные виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, так как коммуникация невербального типа осуществляется всеми органами чувств, из которых и формируется коммуникативный канал. Невербальные коды могут совершенно одновременно передавать разные сообщения с помощью лица, тела, голоса. Они очень часто возникают спонтанно и вызывают автоматический ответ без размышления. Некоторые невербальные коды, определенные генетикой, имеют универсальный характер.

В целом, роль невербальной коммуникации заключена в возможности правильно организовывать взаимодействие с человеком, в случае, как деловых переговоров, так и в случае каждодневной практики общения. Такая коммуникация позволяет с легкостью уловить сигналы тревоги или же раздражения собеседника по невербальному смыслу, не допуская вербального выражения. Невербальное поведение может подчеркивать или акцентировать информацию.


Правильная интерпретация действий и намерений партнера помогают получить достаточно важную информацию, а также позволяют предотвратить недопонимания, конфликты.

Глава 2. Коммуникационные средства и виды невербального общения.

2.1. Виды невербальных языков.

Существует девять различных невербальных языков:

1.Кинестика (Изучает невербальные коммуникации, которые осуществляются с помощью телесных движений, причем каждое из них имеет определенное значение. Кинестика является видом и технологией невербальной коммуникации). Все движения тела могут нести определенное значение, которое проявляется в особой коммуникационной ситуации. Одни и те же движения имеют разный смысл. Поведение тела может быть подвергнуто системному анализу, потому что оно имеет системную организацию. Тело — это и биологическая, и социальная система. На людей заметно влияет видимая динамика, активность тела. Конкретные функции телодвижений возможно исследовать. Значения отдельных движений выявляются в изучении реального поведения определенными методами исследования. Активность тела имеет определенный стиль, индивидуальные особенности и общие черты с другими.

2. Вокалика или паралингвистика. (Голосовые эффекты сопровождают слова. Это тон, скорость, сила, вид голоса, паузы, интенсивность звуков — каждый из них имеет свой особый смысл. Эти средства часто рассматриваются как вокальные ключи. Они говорят об эмоциях людей. Например, если человек достаточно сильно зол, то он произносит слова очень медленно и раздельно, делая паузу между ними, для того чтобы произвести специальный эффект. Паралингвистика характеризует личность. Например, манера речи может говорить нам о жесткой или мягкой личности. Исследования объяснили связи вокалики с убедительностью речи. Более скоростная, интонационная и громкая речь сильнее убеждает людей).

3.Физические свойства или физикатика. (Привлекательность, красивое тело, допустимый вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям или к людям с физическими недостатками давно укоренились в сознании общества, и они ухудшают коммуникационные возможности).