Файл: Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия ( ИП Красильникова Э.В.).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
Введение
В настоящее время планирование связей с рынком закупок имеет для успешного функционирования предприятия торговли такое же большое значение, как и планирование рынка сбыта. В этих условиях многие руководители предприятий торговли признают необходимость управления закупками.
Закупки и поставки являются одним из самых важных бизнес- процессов, протекающих у хозяйствующих субъектов. В последнее время перед отделом закупок предприятия наиболее остро встает вопрос повышения эффективности и оптимизации затрат. Оптимизация закупочной деятельности компании становится важной составляющей стратегии, так как от грамотного управления закупками и поставками зависит целый ряд стратегических преимуществ, способствующих экономическому развитию компании.
Актуальность работы заключается в том, что эффективное функционирование предприятия невозможно без отлаженной и надежной работы системы закупок и поставок.
В связи с этим актуальность проведенной работы определяется явной потребностью в совершенствовании организации закупочной деятельности розничных предприятий.
Предметом исследования данной работы является деятельность по закупкам и поставкам розничного предприятия торговли ИП Красильникова Э.В.
Объектом исследования является механизм закупочной деятельности и поставок на торговом предприятии.
Цель исследования - изучение деятельности торговой организации в сфере закупок и поставок, а также разработка мероприятий по повышению их эффективности.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
-раскрыть теоретические основы организации закупок и поставок;
- проанализировать организацию деятельности предприятия розничной торговли ИП Красильникова Э.В.
-разработать мероприятия по повышению эффективности закупок и поставок в деятельности ИП Красильникова Э.В.
В курсовой работе базовым является системный подход к оценке функционирования рассматриваемой деятельности, использованы методы научного познания: статистический, сравнительный анализ и другие.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса рекомендаций, выполнение которых поможет торговому предприятию управлять закупками в целях устойчивого функционирования предприятия
Глава 1. Теоретические основы организации закупок и поставок товаров розничного торгового предприятия
1.1 Сущность и содержание закупочной деятельности и поставок товаров на розничном торговом предприятии
Закупочная деятельность дает возможность сформировать оптимальный ассортимент товаров торговых предприятий, воздействовать на производителей товаров. Именно закупки обеспечивают эффективную работу розничного торгового предприятия [15, С. 105].
Коммерческая деятельность в торговле основана на закупочной деятельности: предприниматели на собственные денежные средства закупают товар, который затем преобразуют в денежные средства с некоторым приращением (прибылью).
Коммерческая деятельность в торговле начинается с закупки товаров в целях последующей их продажи.
Основная задача закупочной деятельности - выгодное приобретение товара в целях удовлетворения потребительского спроса [11, С. 68].
Закупочная деятельность является одной из важнейших коммерческих функций, так как она направлена на создание необходимых условий для достижения целей коммерческой деятельности.
В коммерческой деятельности в ходе закупки организация определяет необходимость приобретения товаров и услуг, выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и поставщиков.
Закуп товаров связан с поиском поставщиков и приобретением отсутствующих товаров и осуществляется посредством:
- информационного обеспечения, которое представляет собой сбор, обработку и анализ необходимых сведений внешнего и внутреннего характера для обеспечения предприятия соответствующей информацией в процессе принятия правильных решений в осуществлении закупок товаров;
-финансового обеспечения, которое предполагает осуществление капитализации прибыли, накопление доходов от продаж, мобилизацию финансов за счет внешних источников: инвесторов и кредиторов, управление использованием капитала и доходов, контроль и ведение расчетов с поставщиками и покупателями;
-материально-технического обеспечения, которое связано с приобретением машин, сырья, оборудования, комплектующих материалов, инвентаря, то есть всего того, что необходимо для осуществления хозяйственной деятельности;
- покупки рабочей силы путем найма сотрудников, что обеспечивает личностный фактор, осуществляющий коммерческую деятельность по закупке товаров. [25, С. 86]
Исследуемую функцию закупки товаров можно выразить через остальные функции коммерческой деятельности (рис. 1).
Рисунок 1. Модель содержания функции закупки товаров
Закупка товаров - это приобретение (купля) товаров для дальнейшего целевого использования. По своей экономической природе закупки представляют собой товарооборот, осуществляемый розничными торговыми предприятиями или частными лицами в целях перепродажи закупленных товаров.
В условиях рыночной экономики закупочная деятельность в России коренным образом изменилась.
- Современную эпоху свободных рыночных отношений в отношении
- закупок характеризуют:
- множественность источников закупки (поставщиков) на предприятиях торговли;
- свобода выбора партнера-фирмы по закупке товаров в торговых предприятиях;
- свобода ценообразования;
- равноправие партнеров-фирм по закупке товаров в торговых предприятиях;
- конкуренция поставщиков и покупателей в едином ценовом, рыночном сегменте;
- инициатива, самостоятельность и предприимчивость коммерсанта при закупке товаров.
Рационально организованные закупки дают возможность:
- сформировать конкурентоспособный ассортимент товаров розничных торговых предприятий для удовлетворения запросов целевых покупателей;
- осуществлять воздействие на продажи товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса;
- обеспечивать прибыль торговому предприятию за счет разницы между ценами закупки и продажи [32, С. 146].
Коммерческая деятельность в торговле основана на закупочной деятельности. Закупка товаров является началом коммерческой деятельности. Для продажи товаров покупателям и получения прибыли коммерсанты должны располагать (владеть) товаром. Сущность коммерческой деятельности в торговле заключается в том, что предприниматели на собственные денежные средства закупают товар, которые затем преобразуют в денежные средства с некоторым приращением (прибылью).
Коммерческая деятельность в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи. Основная задача закупочной деятельности - выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса. Закупочная деятельность является одной из наиболее ответственных функций торговых предприятий. Правильно организованные закупки способствуют удовлетворению покупательского спроса. Они позволяют уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.
Коммерческая деятельность по закупкам товаров в рыночных условиях базируется на принципах современного маркетинга. Коммерческие работники с помощью стратегий (политик) маркетинга получают информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители. Они узнают цены, которые потребители готовы заплатить за товары. Коммерсанты получают сведения: в каких регионах спрос на данные изделия (емкость рынка) наиболее высокий, где закупка продукции и сбыт может принести наибольшую прибыль. Коммерческие фирмы руководствуются результатами маркетинговых исследований и строят свою политику закупок. Информация маркетинговых служб позволяет коммерсантам заблаговременно подготовиться к смене поставщика морально устаревших товаров на других, которые освоили выпуск современных или принципиально новых товаров. [10, С. 87]
Работа по закупкам включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций. В процессе закупки и поставки товаров устанавливаются коммерческие связи между участниками, представляющими предприятия торговли, производителей и обслуживающие сферу обращения субъекты. [27, С. 176]
С закупочной деятельности начинаются коммерческие отношения с партнерами. Закупочная деятельность и коммерческие действия обусловлены, они осуществляются в соответствии с целями торгового предприятия и содержанием решаемых задач. Рассмотрим структуру механизма закупок. Модель закупок можно увидеть на рисунке 2:
Рисунок 2. Модель механизма закупок
Импульс его возникновения задан экономическим интересом покупателя - необходимости приобретения товара, который породил входное звено: блок отношений по выявлению потенциального продавца (поставщика) и заключению с ним договора купли-продажи (сделки). Центральным звеном является процесс непосредственной закупки товаров и дополнительных услуг. Как и в механизме продаж, рабочим органом механизма выступает сам процесс торговли [5, С.69 ].
Коммерческая деятельность в закупочной деятельности розничного торгового предприятия складывается из следующих этапов (табл. 1):
Таблица 1
Этапы организации закупочной деятельности предприятий
№п/п |
Наименование этапа |
1 |
Изучение и прогнозирование покупательского спроса |
2 |
Определение потребности в товарах |
3 |
Формирование ассортимента товаров |
4 |
Выявление и изучение источников закупки, выбор поставщика и каналов продвижения товаров |
5 |
Организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам |
6 |
Организация и технология закупок непосредственно у производителя товаров, посредников, и других поставщиков |
7 |
Организация учета и контроля за закупками |
Рассмотрим каждый из этапов закупочной работы более подробно.
1. Изучение покупательского спроса. Торговыми предприятиями используются различные методы изучения и прогнозирования спроса. К ним следует отнести оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов на приобретение и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворительного спроса покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др. Для изучения и прогнозирования спроса на крупных и средних торговых предприятиях создаются маркетинговые службы (отделы), одной из основных функций которых является изучение как общего объема
спроса (емкости рынка), так и внутригрупповой структуры спроса на закупаемые товары.
- Формирование ассортимента товаров. Определение оптимального набора товаров и услуг является одной из самых актуальных задач, стоящих перед руководителем розничного торгового предприятия. Товарный ассортимент имеет огромное значение, так как именно он определяет степень удовлетворения потребительского спроса, а значит, влияет в целом на качество обслуживания. Кроме того, рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарных запасов (следовательно, способствует росту товарооборота), что напрямую влияет на эффективность деятельности розничного торгового предприятия [8, С. 36].
- Изучение и поиск коммерческих партнеров - поставщиков при закупке товаров. Очень важно выявить, изучить и выбрать наиболее подходящие источники поступления товаров, в которых будет осуществляться закупка. Многообразие поставщиков зависит от разнообразия ассортимента представленных товаров. Возникает необходимость всестороннего изучения источников поступления товаров с точки зрения ассортимента, условий поставки и других факторов. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы коммерческих работников. Специалисты предприятия должны посещать поставщиков - производителей, для знакомства с объемом, ассортиментом и качеством выпускаемой продукции, а также для изучения производственных возможностей потенциальных поставщиков. Необходимо участвовать в работе оптовых ярмарок, выставок-просмотров новых товаров. Следует постоянно следить и анализировать рекламные объявления в средствах массовой информации, проспекты, каталоги, специализированные издания, биржевые сведения и другую информацию. Тщательный анализ полученной информации позволит торговому предприятию составить необходимое представление об источниках поступления товаров. Кроме учета работы с постоянными поставщиками, следует вести учет и повседневно регистрировать производителей товаров, еще не связанных договорными отношениями с предприятием [24, С.63].