Файл: Налоговые отношения (Теоретическое обоснование налоговых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все принципы налогообложения легли в основу формирования новой налоговой системы России, с учетом перехода на рыночную экономику.

Следует отметить, что принцип справедливости нарушался не однократно за многие годы. Государство вносило изменения, которые не всегда учитывали интерес налогоплательщика. А так же были случаи, что вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом», или имели «обратную силу». [13, стр38]

Глава 2. Налоговая система

2.1 Налоговые правоотношения

Налоговый кодекс Российской Федерации – это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

С его принятием в России будет окончательно сформирована единая налоговая система. Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом пятнадцать видов налогов и сборов, в том числе десять федеральных, три региональных и два местных налогов.

При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. [8, стр. 124]

Система налогов и сборов представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж – 36), а по Налоговому Кодексу РФ их существенно меньше – 28 (при взимании налога на недвижимость и того меньше – 25).


В то же время всякая система есть целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Системой более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является налоговая система.

Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает: систему налогов и сборов РФ; систему налоговых правоотношений; систему участников налоговых правоотношений; нормативно-правовую базу сферы налогообложения. Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к итогу:

  • Налоги на личные доходы
  • Налоги на прибыль корпораций
  • Социальные взносы
  • Налог на добавленную стоимость
  • Таможенные пошлины
  • Прочие налоги и налоговые поступления

В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная. Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение нескольких задач.

Прежде всего, налоговая система должна усиленно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путём перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета).

Эта система должна функционировать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов. Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней.

Поступления налогов в федеральном бюджете РФ в 2002 году составили 2.328 трлн. руб., что на 4 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. Больше всего – 22,9% от всех налоговых поступлений – в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%).

По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится всех поступлений в консолидированном бюджете.

Российской системе государственных доходов, переживающей в 90-х гг. трудности трансформационных преобразований присущи особые тенденции становления и развития в переходный период.


Система публичных финансов России основывается как на традиционных принципах и методах формирования бюджетных доходов, так и на рыночно ориентированных налоговых элементах, используемых в экономически развитых государствах. Механизм реализации принципов её функционирования определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой). В Налоговом Кодексе РФ сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются в целях финансового обеспечения функционирования и развития общества.

3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство и налоговую систему РФ.

5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

С одной стороны сделан фундаментальный вклад в развитие российской налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе России трудно развиваться в русле мобильных социально- рыночных отношений. [15]

2.2 Участники налоговых правоотношений

Стержнем налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это самые массовые отношения, поскольку обязанность платить законно установленные налоги и сборы является всеобщей.

Основные участники отношений – налогоплательщики, благодаря их взносам государственная машина получает «горючие», приводящее в движение весь механизм государственного управления.

Другим обязательным участникам налоговых отношений выступает государство, представленное налоговыми органами.

Налоги – это необходимое условие существования государства. Уплата налогов удовлетворяет интересы всех членов общества. Поэтому обязанность платить налоги имеет публично-правовой, а не частноправовой характер. Это проявляется в том, что обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Это, в свою очередь, определяет без эквивалентность платежа налога, односторонний характер обязательства и обуславливает использование принуждения как гарантия выполнения обязанности платить налоги.


Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной из сторон. Налоговым органом, действующим от имени государства, принадлежат властные полномочия основанные на законе.

Налогоплательщик обязан подчинятся требованиям законодательства о налогах и сборах. Для налогоплательщиков обязательны те требования налоговых органов, которые основаны на законе. Суть позиций участников налоговых отношений состоит не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субординация), а в подчинении обеих сторон закону. [7, стр.219]

Природой налоговых отношений обусловлен метод их регулирования – метод властных предписаний. Он выражается в том, что права и обязанности участников налоговых отношений определяются законами и другими актами государственного органа. Конечно, налогоплательщик самостоятельно выбирает вид деятельности, приносящий ему доход, но он не определяет налоговых последствий своего выбора. Этому методу характерно преобладание обязательств, а не дозволений или запретов. Это не исключает наделения налогоплательщиков правами, которые выступают гарантиями соблюдения социальных, экономических и других прав физических и юридических лиц при выполнении ими обязанностей по уплате налогов.

Характеристика налоговых отношений была бы неполной, если не указать право налогоплательщика оспаривать конституционность законодательных установлений. Именно конституционные ограничения свободы государства в области налогообложения и возможность налогоплательщиков контролировать соответствие практики налогообложения этим нормам позволяют использовать термин «налогоплательщик» в качестве синониму слову «гражданин».

Принципы взаимосвязи налогоплательщика и государства, на которых основывалось советское финансовое право, отчасти перешедшие по наследству к российскому праву, следующие.

Во-первых, приоритеты во взаимоотношениях личности и государства по поводу финансов были целиком отданы интересам государства. Сами финансовые отношения были проникнуты идеями патернализма и государственного монополизма. Личность налогоплательщиков рассматривалась как «второсортный» пассивный субъект финансовых правоотношений, адресат властной компетенции.

Во-вторых, объективно за принятием любого финансового закона следовало обилие подзаконных актов, корректирующих, объясняющих особенности его применения, а фактически изменяющих закон.

В-третьих, права граждан в области финансовых, а в частности налоговых правоотношений были явно потеснены обязанностями. Публично-правовые права налогоплательщика не находили отражения в законе.


В-четвертых, порядок реализации прав граждан в области финансов при свей скромности этих прав, базировался на принципе « минимум доверия - максимум контроля».

В-пятых, поскольку правовые регулирования в области финансов били результатом «самоограничения» государства, не существовало юридической ответственности государства перед личностью. Речь можно было вести лишь о недопущении индивидуального произвола чиновников.

В-шестых, порядок выполнения гражданином своих функциональных обязанностей перед государством и ответственного за нарушение финансовых законов были наиболее детально разработанной частью финансового законодательства. Налоговые отношения обязательственные.

Суть обязательства состоит в уплате налога: «который обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ).

Налоговые обязательства являются относительным, т. е. имеет строго определенный состав участников, платеж налога всегда проводится адресно.

Налоговые обязательства являются правоотношением активного типа. Налогоплательщик обязан совершить действие – заплатить налог, а налоговый орган имеет право требовать выполнение этой обязанности. Налоговые обязательства целенаправленно. Налогоплательщик вносит платеж в пользу государства для формирования ресурсов субъектов публичной власти. Налоговые обязательства являются гарантированным.

Побуждением к его выполнению выступают санкции, установленные законодательством. Но у налогового обязательства есть существенные формальные отношения от обязательств гражданско-правового.

Налоговое обязательство рассматривается обязанностью совершить определенные действия (предоставить отчетность, заплатить налог и т.п.). Ему не свойственны требования воздержаться от совершения определенных действий.

Поэтому говорят, что налоговому обязательству присуще только положительное содержание. Налоговые обязательства являются односторонним обязательством заплатить налог не противостоит встречное удовлетворение. Право кредитора (государства) требовать уплаты налога – это властное веление, а не результат договоренности. Эти формальные различия – проявление более глубоких сущностных различий налоговых и гражданско-правовых обязательств. [9, стр. 141]

2.3 Двойственное налогообложение

Участники налоговых правоотношений и банки Объектами налоговой работы являются налогоплательщики, т.е. кто реально платит налоги. Все прочие элементы и средства налогообложения обращаются вокруг этого центра.