Файл: Налоговые отношения (Теоретическое обоснование налоговых отношений).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
Главная задача налоговой работы – дать возможность или вынудить налогоплательщиков передать установленные суммы денежных средств в распоряжение государства. При этом действия налоговых органов строго ограничены законом, и они могут предпринимать только перечисленные в законе меры. Налогоплательщики же в праве действовать любым наиболее выгодным для себя образом – как в плане преследования своих частных интересов, так и в целях экономии на налогах. При этом реакция налоговых органов на эти последние действия налогоплательщиков варьируется. В одних случаях налоговые органы отрицают право налогоплательщиков осуществлять сознательные и целенаправленные («агрессивные») действия исключительно с целью снижения своих налоговых платежей – даже если сами эти действия ни в какой мере не нарушают действующие законы. При этом налоговые органы исходят из концепции «умысла» на обход налоговых законов. Иными словами, одни и те же действия налогоплательщиков могут быть признаны налоговым правонарушением – если они совершаются «с умыслом снизить свои налоговые обязательства, или не признаны таковыми - если они совершенно случайно, без намерения и цели экономить на налогах. [3, стр. 186]
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
У налоговых агентов в соответствии со статьёй 24 НК РФ есть определенные обязательства, а именно:
1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2. в течении одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учёта о невозможности удержать налог у налогоплательщика, а так же о сумме задолженности налогоплательщика;
3. вести учёт выплаченных налогоплательщиком доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
4. представлять свой налоговый орган по месту своего учёта документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение на него обязанностей налоговый агент несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В налоговом кодексе впервые чётко закреплён статус налогового агента как самостоятельного участника налоговых правоотношений. Действующее законодательство предусматривает уплату налога не только самостоятельно налогоплательщиком, но и путём удержания налога у источника выплаты. Источник выплаты доходов налогоплательщику – это организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (пункт 2 статьи 11 НК Российской Федерации).
Налоговым законодательством источник выплаты признаётся налоговым агентом, обязанным исчислить налог, удерживать его из перечисляемых денежных сумм и перечислять удержанную сумму налога в бюджет, причём уплата налога производится за счёт налогоплательщика.
Например, в соответствии со статьёй 226 налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом по подоходному налогу являются предприятия, учреждения, организации и индивидуальные предприниматели выплачивающие доходы физическим лицам. [12, стр. 154]
Налоговым агентом по НДС в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации являются российские предприятия, не состоящие в налоговом органе на территории России.
Налоговым агентом по налогу на доходы иностранных юридических лиц в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" являются предприятия, организации и другие лица, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам.
Необходимо отметить, что одно и тоже лицо, например конкретная организация, может одновременно являться налогоплательщиком и налоговым агентом. Уплата сборов через налоговых агентов не предусмотрена в связи со спецификой данного вида обязательных государственных платежей.
В тоже время сборы могут быть уплачены любым заинтересованным лицом с отнесением расходов на плательщика сборов, если это определено действующим законодательством. Так, в соответствии со статьёй 118 Таможенного кодекса Российской Федерации любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не определено Таможенным кодексом.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 марта 1997 года №6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" разъяснено, что уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере проведена за истца (заявителя), за лицо, подающая апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет и, следовательно оснований для возвращения искового заявления, жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.
Налоговым кодексом впервые было чётко установлено, что налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Ранее права налоговых агентов законодательно не были закреплены, однако фактически они пользовались правом на ознакомление с результатами проверок и правом на обжалование решения налоговых органов.
Кодекс предусматривает обязанности налоговых агентов, главная из которых – правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять их в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Данная обязанность возникает у налогового агента только при наличии у него реальной возможности удержать "чужой" налог и перечислять его в бюджет, т.е. только при наличии соответствующего источника в виде находящихся у него денежных средств налогоплательщика. Это представляется обоснованным так как налоговый агент не обязан удерживать и перечислять "чужие" налоги за счёт собственных средств. В случае отсутствия у агента наличия денежных средств налогоплательщика у первого обязанностей по удержанию и перечислению налогов не возникает.
У него появляется обязанность сообщить в месячный срок в налоговый орган о не удержанных суммах налогов, предусмотренных подп.2 пункта 3 статьи 24 НК Российской Федерации.
Иные обязанности налогового агента направлены на надлежащее выполнение налоговым агентом его главной обязанности.
Перечень обязанностей налогового агента, предусмотренный в пункте 3 статьи 24 НК Российской Федерации является исчерпывающим, поэтому установление дополнительных обязанностей налоговых агентов иными актами законодательства о налогах и сборах не допустимо.
Налоговый Кодекс Российской Федерации предусматривает ещё одну категорию участников налоговых отношений – сборщиков налогов, основной функцией которых является принятие от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет.
Согласно статьи 25 НК Российской Федерации сборщиками налогов и сборов могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и другие уполномоченные органы и должностные лица.
Банки, хотя и не названы в Кодексе в числе участников налоговых правоотношений, выполняют в этих отношения немаловажную функцию. Основной обязанностью банков является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков, налоговых агентов, иных обязанных лиц относительно перечисления налогов в соответствующие бюджеты. В Кодексе имеется специальная глава (гл.18), рассматривающая виды нарушений, допускаемых банками в отношении обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, и определяющая ответственность за их совершение. [ 15 ]
Двойственные налогообложения.
Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие налоговые режимы для своих резидентов, осуществляющих деловую активность за границей, и для иностранных налогоплательщиков, действующих в стране. Различия подходов отдельных стран к тем или иным вопросам налогообложения порождают не только сложности и оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к такому феномену, как двойственные налогообложения.
Эта проблема обостряет и усиливает интернационализацию хозяйственной жизни, которая выражается в многократном росте международного товарообмена, объемов услуг, оказываемых за пределами страны, перелива капитала. В налоговой практике и теории имеются экономические налогообложения.
Под ним понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачиваю несколько последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.
Как правило, проблема экономического двойного налогообложения разрешается при разработке национального законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитать налог, уплаченный на уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера. Устранение двойственного экономического налогообложения в принципе возможно и в одностороннем порядке.
Для этого страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить выполнение налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков.
Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность. Другим путем урегулирования проблемы двойственного налогообложения являются заключения международных соглашений.
В этом случае государства, подписавшие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения.
Россия заключила международные соглашения, что бы уйти от двойного налогообложения. Все доходы имущества делятся на три группы (рис.4)
Рисунок 4. Группы доходов имущества
Первую группу составляют соглашения со странами Содружества Независимых Государств, заключенные после 1991 года.
Во вторую группу включаются соглашения, подписанные с развитыми и развивающимися государствами после принятия Правительством РФ постановления от 28 мая 1992 г. № 352 «о заключении межправительственных соглашений об избежание двойственного налогообложения доходов и имущества».
В третью группу выделяют соглашения, подписанные до указанного постановления, а так же продолжающие действовать соглашения заключенные СССР. [10, стр213]
Заключение
Современная налоговая система в России подвергается серьезному обновлению. И это является основной проблемой возникновения вопросов между государством и налогоплательщиков. Причем это касается не только физических лиц, но и всех юридических.
Любые экономические реформы, которые касаются уточнения и дополнения все равно не выполняют той необходимой функции, которая должна урегулировать налогообложения. Такую ситуацию можно объяснить тем, что в государстве происходят процессы инфляции, растет бюджет дефицита и эмиссии денег.
Исходя из этого происходит замена ставки налогов. При этом разными становятся объекты налогообложения. Происходит ситуация, когда отменяются определенные льготы и сразу вводятся новые. Ведется строгий учет источников уплаты налогов.
Можно наблюдать, что все изменения, вносимые в правила налогового плате сразу появляются инструкции расчета налога и методический материал.
Но такой информационный поток по налоговым платежам, стал очень сложным в плане его отслеживания, а налоги платить необходимо и причем своевременно.
Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Любое предприятие или организации, которые являются налогоплательщиками, обязаны знать об ответственности за нарушение налогового законодательства.
Но в то же время многие статьи налогового законодательства являются не достаточно с четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов. И так возникает реальная проблема расшифровки некоторых налоговых статей.
России для нормального экономического развития необходим новый налоговый кодекс понятный и упрощенный, необходимо существенно снизить налоги и ввести более жесткий контроль за их уплатой. Налоги должны стимулировать развитие бизнеса, а не отбивать у людей желание предпринимательства.