Файл: Налоговые отношения (Теоретическое обоснование налоговых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В системе развития любого государства основной доходной частью являются налоги, которые безвозмездно выплачиваются, как физическими, так и юридическими лицами.

Следует отметить, что налоговая система существовала еще с древних времен и всегда являлась основой экономического благополучия.

Как показывает история, что не существовало ни одного государства, которое бы процветало и развивалось без налогов.

Поэтому налог – это обязательный платеж любого гражданина РФ не зависимый, какой деятельностью он занимается.

Исходя из того, что Россия перешла полностью на экономику рыночных отношений, то налоговая система является одной из основной в развитии народного хозяйства.

Цель работы: изучить и сделать анализ налоговых отношений.

Задачи:

  • Изучить литературу по теме нашего исследования.
  • Сделать теоретическое обоснование понятия налоговых отношений.
  • Сделать анализ налоговой системы в РФ.

Содержание работы: введение, две главы заключение и список литературы.

Глава 1. Теоретическое обоснование налоговых отношений между субъектами

1.1 Развитие налогообложения в России

Согласно историческим данным, когда произошел упадок феодального строя, сразу началось время капиталистического строя и капиталистических отношений. Конечно, это требовало от всех платить налоги по законам капитализма.

И тогда основным источником для налоговой уплаты являлось создание новых товаров и услуг, а так же из зарплаты наемных работников.

В восемнадцатом веке многие страны мира вынесли вопрос о налогах в парламент. На сегодняшний день налоговая система очень идентична во всем мире.

Поэтому и Россия, опираясь на опыт других успешных стран, поддерживает и применяет основную систему налогового обложения.

Рассмотрим истории налоговой системы в России.

Во время отмены крепостного права (1861 г.) Россия провела действия по упорядочению финансовых систем.

Был введен винный акциз (1863г.), что стало приносить российской козне не малые доходы. И именно в этом году были введены еще такие налоги:


  • Питейный налоговый сбор.
  • Таможенный налоговый сбор.
  • Соляной налоговый сбор.
  • Акциз на табак.

Следует отметить, сто государство расходовало:

  • На военные действия - 40% всех расходов.
  • Погашения долговых обязательств — около 36%.
  • На содержание управленческого аппарата — 13%.

Поэтому государство повысило налог в 1,5 раза на недвижимость, на табак, спирт, вино и сахар.

В 1895—1897 гг. произошла денежная реформа, и был установлен золотой стандарт, и тогда значительно выросли косвенные налоги, которые относились к предметам массового потребления. Только в 1904 году их часть составляла в государственной казне свыше 3/2.

Интересен тот факт, что наиболее большим доходом, являлся винный бизнес. Он составлял ¾ общего числа налогов. Затем шли подати, сборы и выкупленные платежи. Но данные виды налогов имели огромное значение для России.

Так же следует отметить, что уже в двадцатом веке Россия продолжает изымать налог с национальных окраинах. Данный налог был введен еще со времен крепостничества. Сюда вошли Сибирь, средняя Азия, Закавказье.

1914—1918 гг. очень снизил поступления налогов в государственную казну, так как шла Первая мировая война.

Далее как только ввели «сухой закон» бюджет лишился поступления доходов от винно-водочной монополии. Так же в это время сократились таможенные сборы. И поэтому в 1916 г. был введен подоходный налог.[13, стр. 31]

Нужно обратить внимание, что Временное правительство (1917г.), которое стало во главе государства, практически не изменило налоговую систему, а пользовалось налоговой системой царской России.

Только победа революции РСДРП (б) на шестом съезде было выдвинута финансовая программа. Она содержала в себе такие положения:

1) немедленно отказаться изготовления бумажных денег;

2) отказаться от долгов, которые государство сделало до этого времени;

3) сделать реформацию налоговой системы с помощью введения поимущественного и прогрессивно-подоходного налогов;

4) отменить косвенные налоги на предметы первой необходимости и ввести высокие косвенные налоги на предметы роскоши.

Данная программа была выполнена в СССР, когда создавалась финансовая система государства (рис.1).

Рисунок 1. Налоги финансовой системы СССР

Следует отметить, что последние три вида налога относятся к местным налогам (согласно постановления Верховного Совета страны).

Но основная часть финансовых доходов поступающих в гос. бюджет являются налоговые платежи из прибыли предприятий и организаций (их сумма 91% всех доходов гос. бюджета).


И это дало возможность народному хозяйству СССР пополнить свой бюджет на протяжении многих лет.

Налоги были обязаны платить гос. отраслевые объединения, предприятия и организации, которые занимались продажей товаров собственного производства. Каждое предприятия должно было платить единую установленную государством ставку налога, которая измерялась в процентах к плановому обороту.

В общем, сумма налогов бюджета состояла:

  • промышленные предприятия -78%
  • оптово-сбытовые базы – 22%

Сам налог рассчитывался за счет разницы в ценах. По этому методу, поступления в бюджет составляли 83%,

Далее та часть, что оставалась, распределялась по процентным ставкам и утвержденным суммам с единицы продукции (рис.2).

Рисунок 2. Размер ставок из утвержденных розничных цен для предприятий

Следует отметить, что предприятия или организации оплачивали налоги из прибыли в бюджет, а их финансирование на развитие и деятельность из бюджета не оказывалось. И поэтому многие предприятия не имели стимула, чтобы снижать стоимость себестоимости своей продукции, повышать рентабельность, увеличивать накопления собственных средств.

Что бы решить данную проблему Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. «Об отчислениях в доход государства от прибылей государственных предприятий» были введены правила оставлять большую часть денежных средств хозяйственных организаций. Они получили право на капитальное строительство и пополнения собственных оборотных средств, а налоги стали составлять от 10 до 85% фактической прибыли, полученной в предшествующем квартале.

Налоговые отчисления рассчитывались в зависимости от потребностей предприятия, его дееспособности, а так же учитывался источник получения дохода.

Если предприятия не имело собственных средств, то тогда приходила помощь финансирования из бюджета.

В общем, создались условия свободного распределения средств и эффективной деятельности предприятий, налоги оплачивались в размере лишь 85% за каждый квартал суммы, а 15% оставалось до конца года в распоряжении предприятия. [11, стр. 28]

Поэтому у предприятий появился стимул накопления прибыли, и это было основной идеей при переходе на новый порядок планирования и экономического стимулирования (1965 г). Согласно данному закону уже прибыль относилась к источнику образования внутренних фондов предприятия.

Далее создаются фонды государственного стимулирования экономики предприятий, фондов финансирования и др. затрат.


Была введена оплата за основные и оборотные средства в размере 6%. При этом строго учитывалась деятельность предприятия или организации и налоговый сбор колебался от 2% до 6%.

Если предприятие является добывающим или занимается обработкой продукции и имеет высокий уровень рентабельности, то для него устанавливается фиксированный налог.

Полученная прибыль на предприятии после отчислений необходимых бюджетных платежей остается свободным остатком и именно на него налаживался налог.

Выплата налогов и других государственных отчислений вносились на счет предприятия и учитывались в балансовых отчетах.

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет причитающихся средств возлагался на финансовые органы (конкретнее, на отделы государственных доходов этих органов). [2, стр. 38]

1.2 Принципы построения налоговой системы

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога.

Отчисления налога оплачивают все, кто занимается производством – это как работники, так все организации.

Поэтом финансовая система государства формируется на:

  • Оплата налогов.
  • Оплата пошлин.
  • Оплата других платежей.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. [13, стр38]

Сегодня в любой стране налоговая система является важным звеном не только финансовой частью государства, но и входит в систему экономического регулирования.

Налоги необходимы для урегулирования социально-экономических процессов. Это с одной стороны помогает экономики государства, а с другой стороны сдерживает развитие тех или иных отраслей экономики, а так же деятельности в интересах структурной перестройки экономики. Налоговая система позволяет поддерживать общие темпы социально-экономического развитии. Так же эта система влияет на уровень занятости населения.

Решение таких задач не реализуется автоматически с помощью введения системы налогов. Налоговая система в целом и каждый налог в отдельности направлены на выполнение своих функций. Эти функции зависят от принципов, на которых они построены (рис.3)


Рисунок 3. Функции налогов

Принцип справедливости.

На сегодняшнее время в мировой налоговой теории существуют два понятия на справедливость налогов. Остальные точки зрения обычно приближаются либо к одному понятию, либо к другому.

Первое понятие состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от каких-либо факторов.

При этом налоговые ставки должны быть минимальными. Льготы должны быть сведены к минимуму, а в идеале – их не должно быть совсем.

Рассматривая другое понятие характеристики налогов, то здесь говорится, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения и может быть очень высоким.

В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

Реализация этого принципа достигается путем увеличением налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументировано, поэтому каждая из них имеет право на существование.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. [5, 44стр.]

Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А.Смита: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога. Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

Организационные принципы налогообложения – это принципы которые характеризуют сам ход построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. [16]