Файл: Налоговые отношения (Теоретическое обоснование налоговых отношений).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
Введение
В системе развития любого государства основной доходной частью являются налоги, которые безвозмездно выплачиваются, как физическими, так и юридическими лицами.
Следует отметить, что налоговая система существовала еще с древних времен и всегда являлась основой экономического благополучия.
Как показывает история, что не существовало ни одного государства, которое бы процветало и развивалось без налогов.
Поэтому налог – это обязательный платеж любого гражданина РФ не зависимый, какой деятельностью он занимается.
Исходя из того, что Россия перешла полностью на экономику рыночных отношений, то налоговая система является одной из основной в развитии народного хозяйства.
Цель работы: изучить и сделать анализ налоговых отношений.
Задачи:
- Изучить литературу по теме нашего исследования.
- Сделать теоретическое обоснование понятия налоговых отношений.
- Сделать анализ налоговой системы в РФ.
Содержание работы: введение, две главы заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование налоговых отношений между субъектами
1.1 Развитие налогообложения в России
Согласно историческим данным, когда произошел упадок феодального строя, сразу началось время капиталистического строя и капиталистических отношений. Конечно, это требовало от всех платить налоги по законам капитализма.
И тогда основным источником для налоговой уплаты являлось создание новых товаров и услуг, а так же из зарплаты наемных работников.
В восемнадцатом веке многие страны мира вынесли вопрос о налогах в парламент. На сегодняшний день налоговая система очень идентична во всем мире.
Поэтому и Россия, опираясь на опыт других успешных стран, поддерживает и применяет основную систему налогового обложения.
Рассмотрим истории налоговой системы в России.
Во время отмены крепостного права (1861 г.) Россия провела действия по упорядочению финансовых систем.
Был введен винный акциз (1863г.), что стало приносить российской козне не малые доходы. И именно в этом году были введены еще такие налоги:
- Питейный налоговый сбор.
- Таможенный налоговый сбор.
- Соляной налоговый сбор.
- Акциз на табак.
Следует отметить, сто государство расходовало:
- На военные действия - 40% всех расходов.
- Погашения долговых обязательств — около 36%.
- На содержание управленческого аппарата — 13%.
Поэтому государство повысило налог в 1,5 раза на недвижимость, на табак, спирт, вино и сахар.
В 1895—1897 гг. произошла денежная реформа, и был установлен золотой стандарт, и тогда значительно выросли косвенные налоги, которые относились к предметам массового потребления. Только в 1904 году их часть составляла в государственной казне свыше 3/2.
Интересен тот факт, что наиболее большим доходом, являлся винный бизнес. Он составлял ¾ общего числа налогов. Затем шли подати, сборы и выкупленные платежи. Но данные виды налогов имели огромное значение для России.
Так же следует отметить, что уже в двадцатом веке Россия продолжает изымать налог с национальных окраинах. Данный налог был введен еще со времен крепостничества. Сюда вошли Сибирь, средняя Азия, Закавказье.
1914—1918 гг. очень снизил поступления налогов в государственную казну, так как шла Первая мировая война.
Далее как только ввели «сухой закон» бюджет лишился поступления доходов от винно-водочной монополии. Так же в это время сократились таможенные сборы. И поэтому в 1916 г. был введен подоходный налог.[13, стр. 31]
Нужно обратить внимание, что Временное правительство (1917г.), которое стало во главе государства, практически не изменило налоговую систему, а пользовалось налоговой системой царской России.
Только победа революции РСДРП (б) на шестом съезде было выдвинута финансовая программа. Она содержала в себе такие положения:
1) немедленно отказаться изготовления бумажных денег;
2) отказаться от долгов, которые государство сделало до этого времени;
3) сделать реформацию налоговой системы с помощью введения поимущественного и прогрессивно-подоходного налогов;
4) отменить косвенные налоги на предметы первой необходимости и ввести высокие косвенные налоги на предметы роскоши.
Данная программа была выполнена в СССР, когда создавалась финансовая система государства (рис.1).
Рисунок 1. Налоги финансовой системы СССР
Следует отметить, что последние три вида налога относятся к местным налогам (согласно постановления Верховного Совета страны).
Но основная часть финансовых доходов поступающих в гос. бюджет являются налоговые платежи из прибыли предприятий и организаций (их сумма 91% всех доходов гос. бюджета).
И это дало возможность народному хозяйству СССР пополнить свой бюджет на протяжении многих лет.
Налоги были обязаны платить гос. отраслевые объединения, предприятия и организации, которые занимались продажей товаров собственного производства. Каждое предприятия должно было платить единую установленную государством ставку налога, которая измерялась в процентах к плановому обороту.
В общем, сумма налогов бюджета состояла:
- промышленные предприятия -78%
- оптово-сбытовые базы – 22%
Сам налог рассчитывался за счет разницы в ценах. По этому методу, поступления в бюджет составляли 83%,
Далее та часть, что оставалась, распределялась по процентным ставкам и утвержденным суммам с единицы продукции (рис.2).
Рисунок 2. Размер ставок из утвержденных розничных цен для предприятий
Следует отметить, что предприятия или организации оплачивали налоги из прибыли в бюджет, а их финансирование на развитие и деятельность из бюджета не оказывалось. И поэтому многие предприятия не имели стимула, чтобы снижать стоимость себестоимости своей продукции, повышать рентабельность, увеличивать накопления собственных средств.
Что бы решить данную проблему Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. «Об отчислениях в доход государства от прибылей государственных предприятий» были введены правила оставлять большую часть денежных средств хозяйственных организаций. Они получили право на капитальное строительство и пополнения собственных оборотных средств, а налоги стали составлять от 10 до 85% фактической прибыли, полученной в предшествующем квартале.
Налоговые отчисления рассчитывались в зависимости от потребностей предприятия, его дееспособности, а так же учитывался источник получения дохода.
Если предприятия не имело собственных средств, то тогда приходила помощь финансирования из бюджета.
В общем, создались условия свободного распределения средств и эффективной деятельности предприятий, налоги оплачивались в размере лишь 85% за каждый квартал суммы, а 15% оставалось до конца года в распоряжении предприятия. [11, стр. 28]
Поэтому у предприятий появился стимул накопления прибыли, и это было основной идеей при переходе на новый порядок планирования и экономического стимулирования (1965 г). Согласно данному закону уже прибыль относилась к источнику образования внутренних фондов предприятия.
Далее создаются фонды государственного стимулирования экономики предприятий, фондов финансирования и др. затрат.
Была введена оплата за основные и оборотные средства в размере 6%. При этом строго учитывалась деятельность предприятия или организации и налоговый сбор колебался от 2% до 6%.
Если предприятие является добывающим или занимается обработкой продукции и имеет высокий уровень рентабельности, то для него устанавливается фиксированный налог.
Полученная прибыль на предприятии после отчислений необходимых бюджетных платежей остается свободным остатком и именно на него налаживался налог.
Выплата налогов и других государственных отчислений вносились на счет предприятия и учитывались в балансовых отчетах.
Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет причитающихся средств возлагался на финансовые органы (конкретнее, на отделы государственных доходов этих органов). [2, стр. 38]
1.2 Принципы построения налоговой системы
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога.
Отчисления налога оплачивают все, кто занимается производством – это как работники, так все организации.
Поэтом финансовая система государства формируется на:
- Оплата налогов.
- Оплата пошлин.
- Оплата других платежей.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. [13, стр38]
Сегодня в любой стране налоговая система является важным звеном не только финансовой частью государства, но и входит в систему экономического регулирования.
Налоги необходимы для урегулирования социально-экономических процессов. Это с одной стороны помогает экономики государства, а с другой стороны сдерживает развитие тех или иных отраслей экономики, а так же деятельности в интересах структурной перестройки экономики. Налоговая система позволяет поддерживать общие темпы социально-экономического развитии. Так же эта система влияет на уровень занятости населения.
Решение таких задач не реализуется автоматически с помощью введения системы налогов. Налоговая система в целом и каждый налог в отдельности направлены на выполнение своих функций. Эти функции зависят от принципов, на которых они построены (рис.3)
Рисунок 3. Функции налогов
Принцип справедливости.
На сегодняшнее время в мировой налоговой теории существуют два понятия на справедливость налогов. Остальные точки зрения обычно приближаются либо к одному понятию, либо к другому.
Первое понятие состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от каких-либо факторов.
При этом налоговые ставки должны быть минимальными. Льготы должны быть сведены к минимуму, а в идеале – их не должно быть совсем.
Рассматривая другое понятие характеристики налогов, то здесь говорится, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения и может быть очень высоким.
В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.
Реализация этого принципа достигается путем увеличением налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументировано, поэтому каждая из них имеет право на существование.
Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. [5, 44стр.]
Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А.Смита: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога. Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.
Организационные принципы налогообложения – это принципы которые характеризуют сам ход построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. [16]