Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Цели и задачи налоговых реформ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

«Налог» является одним из основных понятий финансовой науки. Трудность в понимании природы налога связана с тем, что налог является одновременно экономическим и юридическим явлением реальной жизни.

Теоретически, экономическая природа налога заключается в определении источника налогообложения (капитала, дохода) и воздействия, которое налог в конечном итоге оказывает на частные предприятия и национальную экономику в целом. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Целью данной работы является обзор и сравнение налоговых систем развитых стран с налоговой системой в Российской Федерации.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие налога и налоговой системы;

- описать налоговую систему Российской Федерации;

- описать налоговые системы развитых стран;

- дать сравнительную характеристику налоговых систем развитых стран и России.

Объект исследования: налогообложение.

Предмет исследования: налоговые системы различных стран.

Курсовая состоит из введения, заключения, трех глав и списка литературы.

В работе использовались труды таких авторов, как: Базедов, Баранина, Брызгалина, Дмитриевой, Егоровой, Карбушева и других.

Глава 1. Характеристика налоговых систем в развитых странах

1.1 Понятие налоговой системы

Наиболее полное определение налога дается в первой части Налогового кодекса Российской Федерации, налог определяется как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им средств на основе владения, экономического управления или оперативного управления с целью финансовой поддержки деятельности государства и (или) муниципалитетов». [8]

Помимо налогов, как таковых, налоговая система России также включает в себя эквивалентные им сборы, отличительной особенностью которых является то, что их уплата является одним из условий осуществления платежей плательщикам государственными органами, местными органами власти, другими уполномоченными органами и должностными лицами. юридически значимых действий, в том числе предоставление определенных прав или выдача разрешений (лицензий).


Перечень пошлин, как и налогов, в нашей стране включен в Налоговый кодекс, поэтому к ним применяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством России.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также для выполнения функций, возложенных на них налогами, государство устанавливает набор налогов, которые должны взиматься в соответствии с едиными правилами и на единых принципах. Другими словами, налоги должны быть объединены в единую систему. «Налоговая система - это совокупность предоставляемых налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства». [9]

Налоговые системы большинства стран развивались на протяжении веков под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по типу и структуре налогов, их ставкам, способам сбора, налоговым полномочиям на разных уровнях правительства, уровню, размеру и сумме предоставляемых льгот, а также ряд других важных признаков. В то же время для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создавать оптимальные налоговые системы. Эти принципы разнообразны и многочисленны, в то же время среди них можно выделить наиболее важные.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть принцип равенства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, то есть каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. Как юридические, так и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства пропорционально доходам, полученным ими под эгидой и при поддержке государства. Но налогообложение должно быть универсальным и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

Многие ученые и практики подчеркивают принцип эффективности налогообложения, который включает в себя ряд довольно независимых принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

- налоги не должны влиять на принятие экономических решений или, по крайней мере, этот эффект должен быть минимальным;

- налоговая система должна способствовать стабилизационной политике и развитию экономики страны;

- налоги, нарушающие общее экономическое пространство и налоговую систему страны, не должны устанавливаться. Поэтому налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых активов на территории страны или иным образом ограничивать или создавать препятствия для экономической деятельности отдельных лиц и организаций, не запрещенных законом, поэтому не допускаются;


- налоговая система должна исключать возможность вывоза налогов. В связи с этим региональные или местные налоги не должны устанавливаться для получения доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального образования в стране, если их выплата перечисляется налогоплательщикам других субъектов Федерации или муниципальных образований;

- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большинством общества. Налог, который должен платить налогоплательщик, должен быть точно определен, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть точно известны налогоплательщику. Толкование налогового законодательства налоговым служащим не допускается;

– максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражающаяся в низких затратах государства и общества на сбор налогов и поддержание налогового аппарата. Другими словами, административные расходы на управление налоговой системой и соблюдение налогового законодательства должны быть минимальными.

Большое значение в формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Его суть может быть выражена в двух взаимосвязанных требованиях: налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к экономической эффективности конкретного налогоплательщика, независимо от формы собственности, объекта налогообложения, отрасли или другой принадлежности. Другими словами, не разрешается устанавливать дополнительные налоги, повышенные или дифференцированные налоговые ставки или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, юридической формы организации, гражданства физического лица, а также государства, региона или другого географического места происхождение уставного (акционерного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться или применяться по-разному на основе политических, экономических, этнических, религиозных или других аналогичных критериев - должен быть обеспечен один и тот же подход к исчислению налогов, независимо от источника или места формирования дохода или объект налогообложения.

Принцип одновременного налогообложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе налогообложение одного и того же источника или объекта двумя или более налогами не допускается. Другими словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного типа и только один раз за налоговый период, определенный законом.


Рациональная и стабильная налоговая система невозможна без соблюдения принципа стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны быть утверждены законом и не должны часто пересматриваться.

Наряду с этим принципом принцип дифференциации ставок часто используется в налоговой практике в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. В то же время при его применении нельзя допускать введение индивидуальных налоговых ставок, а также введение максимальных налоговых ставок, которые побуждают налогоплательщика сокращать экономическую активность.

Чрезвычайно важным, особенно в федеративном государстве, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням управления. Этот принцип должен быть закреплен в законе и означает, что каждый орган (федеральный, региональный, местный) наделен определенными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, налоговых ставок и т. д. В то же время налоговые льготы бюджеты разных уровней могут регулироваться с ежегодным утверждением закона о бюджете.

Одним из принципов, сформулированных А. Смитом, является «принцип удобства и времени сбора налогов для налогоплательщика». Исходя из этого принципа, каждый из налоговых сборов должен взиматься в такое время и таким образом, который наиболее удобен для налогоплательщика. Другими словами, при формировании налоговой системы и введении любого налога все формальности должны быть устранены, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: налог оплачивается не получателем дохода, а путем компания, в которой он работает; Уплата налога приурочена ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа, налоги на потребление являются лучшими, когда налог уплачивается одновременно с покупкой товаров или оплатой услуг. [10]

Исходя из вышеизложенного принципа удобства и времени сбора налогов, принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов имеет особое значение. Для реализации этого принципа следует использовать целый ряд видов налогов, позволяющих учитывать, как имущественный статус налогоплательщиков, так и их доходы. Кроме того, использование этого принципа важно для стабильности государственных финансов, особенно в период кризисного кризиса в экономике, поскольку экономически более целесообразно иметь много источников пополнения бюджета с относительно низкими ставками и широкой налоговой базой. чем один или два вида доходов с высокими налоговыми ставками.


Налоговая система США

Налоговая система США похожа по структуре на бюджетную систему и является основным источником доходов для федерального бюджета, государственного бюджета и органов местного самоуправления. Федеральное правительство получает около 70% всех налоговых поступлений, правительства штатов - 20%, органы местного самоуправления - 10%.

Прямые налоги преобладают в федеральных доходах, а именно налоги на доходы физических лиц (подоходный налог с физических лиц), целевые взносы в фонды социального обеспечения, корпоративные налоги. Доходы государства и местного самоуправления генерируются в основном за счет косвенных налогов и налогов на имущество.

Нынешняя структура федеральных налогов включает, например, индивидуальные подоходные налоги (48% доходов федерального бюджета в 2001 году), налоговые платежи в фонды социального обеспечения (34%), корпоративные налоги (10%), акцизы (4%) и т. д. Самая крупная статья дохода - это подоходный налог с населения. Заряжается по прогрессивной шкале. Взносы в фонд социального страхования являются второй по величине статьей доходов федерального бюджета. Они вносятся как работодателем, так и работником. В США это делится пополам.

Каждый штат имеет свою отдельную налоговую систему от федеральной. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Структура доходов разных штатов значительно различается, поскольку не все налоги используются повсеместно, а экономическое состояние штатов сильно различается, особенно в отношении экономически значимых природных ресурсов. В пяти штатах взимается общий налог с продаж, в девяти - индивидуальный подоходный налог на широкой основе, еще в пяти штатах налог на прибыль корпораций не взимается.

Местные налоги в США играют самостоятельную роль. В городах США есть свои источники налогов. Основным является налог на имущество. Тем не менее, города не могут обойтись без крупных государственных субсидий. Например, в Нью-Йорке субсидия составляет 32% городского бюджета.

В отличие от государственных налогов, местные налоги являются множественными и регрессивными. Их ставки не включают доход налогоплательщика. В Соединенных Штатах местные налоги составляют около 30% национального бюджета.

Традиционно большинство налогов платят физические лица (обычно они вносят в бюджет суммы, которые в пять-шесть раз превышают суммы, вычитаемые коммерческими организациями). Физические лица платят федеральные налоги по так называемой «прогрессивной» шкале - когда люди с более низкими доходами платят меньше, а более состоятельные люди платят больше.