Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Цели и задачи налоговых реформ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика налоговых систем в развитых странах
1.2 Налогообложение юридических лиц.
Глава 2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран
2.1 Цели и задачи налоговых реформ
2.2 Налоговая система России и сравнительный анализ систем налогообложения
2.3 Сравнение эффективной налоговой ставки в России и других странах
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы
Налоговая система Швейцарии имеет долгую историю развития, в которой каждый из 26 кантонов имеет свои налоговые законы. Кантоны по-своему регулируют налогообложение доходов, имущества, наследства, капитала, земли и других объектов.
В свою очередь, каждая из 2800 общин в стране имеет право устанавливать коммунальные налоги по своему усмотрению или использовать рамки, установленные на кантональном уровне [21].
1.2 Налогообложение юридических лиц.
На федеральном уровне, несмотря на тот факт, что основной доход поступает от НДС, гербовых сборов и таможенных пошлин, также предусмотрен федеральный подоходный налог. В соответствии с принципом швейцарского федерализма в стране существует трехуровневая система налогообложения: налоги взимаются правительством конфедератов, кантонами и муниципалитетами. Налоги, собранные в Швейцарии, делятся на две большие группы: налоги на доходы и имущество и налоги на потребление и собственность (табл.1).
Таблица 1
Группы налогов в Швейцарии
Налоги с дохода и собственности |
Налогообложение потребления и владения |
Конфедерация |
|
Подоходный налог Налог на прибыль и капитал Налог, взимаемый у источника Гербовые сборы |
Налог на добавленную стоимость Налог на табак Налог на пиво Таможенные пошлины |
Кантоны |
|
Подоходный налог Подушный налог Налоги на прибыль и капитал Налог с наследства Налог на недвижимость |
Налог на транспортные средства Налог на собак Налог на зрелища Гербовые сборы |
Муниципалитеты |
|
Повторение налогов кантонов |
Повторение налогов кантонов |
В большинстве случаев Швейцария выбирается в качестве места для регистрации компании или места жительства из-за низких налогов. Однако в Швейцарии насчитывается 26 кантонов с законодательной властью, поэтому ставки налогов варьируются в широких пределах.
Таким образом, нормы прибыли могут варьироваться от 11 до 29%.
Традиционно самые низкие ставки подоходного налога находятся в кантонах Цуг и Фрибург, а самые низкие подоходные налоги - в кантоне Швиц. Поэтому многие международные торговые компании зарегистрированы в Цуге, но самые богатые люди предпочитают поселиться в кантоне Швиц, где также нет налога на наследство.
Что касается налога на дивиденды (подоходный налог на дивиденды), то здесь Швейцария не может похвастаться ничем. Ставка налога составляет 35%, в отличие от России и Кипра, где аналогичные ставки составляют всего 9 и 10%..
В США, ряде европейских стран федеральные налоги поступают в федеральный бюджет, местные налоги поступают в местный бюджет и т. д. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется сверху вниз через субсидии в более высокие бюджеты в форме субсидий.
Ситуация в Германии другая; крупнейшие источники налогов формируют три или два бюджета одновременно. Подоходный налог с населения является основным источником государственных доходов. [3]
Распределяется следующим образом:
- 42,5% выручки идет в федеральный бюджет,
- 42,5% - в бюджет соответствующей земли
- 15% - в местный бюджет.
Корпоративный налог делится на 50-50% между федеральным и земельным бюджетами.
Налог с продаж также распределяется по всем трем бюджетам, но соотношения часто меняются. В 1992 году он был распределен следующим образом: 60% - в федеральный бюджет, 35% - в земельные бюджеты и 5% - в местные.
Принципиальная разница между немецкой налоговой системой и французской заключается в наличии налога с продаж вместо НДС. В государственных доходах она составляет около 28% - уступает только подоходному налогу и, как отмечалось выше, служит регулирующим источником. Его общий показатель составляет 14%. Но основные продукты питания, а также книги и журналы облагаются налогом по ставке 7%. Подоходный налог с предприятий взимается с балансовой стоимости компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль составляет 50%, а на прибыль, распределенную на дивиденды, 36%. Проценты по кредитам не облагаются налогом, а дивиденды выплачиваются из прибыли за вычетом налога. Немецкий подоходный налог является прогрессивным. Минимальная ставка составляет 19%, максимальная - 53%. Максимальная ставка налога распространяется на граждан, чей доход превышает 120 тысяч марок. Социальные отчисления с фонда оплаты труда составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в Соединенных Штатах, делится в равных пропорциях между работодателем и работником. Местные налоги носят не столько фискальный характер, сколько регулируют деловую активность в регионах.
Со времен Л. Эрхарда в Германии были заложены следующие принципы, на которых основана система налогообложения; налоги должны быть как можно ниже [3]:
- расходы по сбору налогов должны быть минимально необходимыми;
- налоги не должны препятствовать конкуренции;
- налоги должны быть направлены на более справедливое распределение доходов;
- система должна быть построена из уважения к личной жизни человека.
В связи с налогообложением человек должен хотя бы открыть свою личную жизнь государству. Налоговый работник не имеет права предоставлять кому-либо какую-либо информацию о налогоплательщике. Уважение к коммерческой тайне гарантировано. Налоговая система должна исключать двойное налогообложение. Сумма налогов должна соответствовать размеру государственных услуг, включая защиту человека и все остальное, что гражданин может получить от государства.
Налоги подразделяются на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные), муниципальные коммунальные и церковные налоги [4].
Общая сумма налоговых поступлений делится примерно на следующие части: федерация - 48%, земля - 34%, общины - 13% (остаток идет на балансировочный фонд бремени и долю ЕС). Кроме того, до сих пор существует церковный налог, финансовая статистика которого не указана с государственными налогами. Таможенная пошлина считается одним из видов налогов.
Общие правила, применимые ко всем видам налогов, содержатся в Положении о вычетах в качестве так называемого общего налогового правового документа. Этот документ определяет понятие налогов, устанавливает, кто принадлежит налогоплательщикам, устанавливает принцип сохранения финансовой тайны налоговыми органами в отношении налоговой информации и принцип единообразия налогообложения.
По компетенции сбора налогов они делятся на федеральные, штатные, общинные, совместные и церковные.
Законодательная база для налогообложения в Германии является основным и всеобъемлющим законом, который определяет не только общие условия и процедурные принципы налогообложения (порядок исчисления, отношения и полномочия по их взиманию), но также виды налогов, а также распределение налога, корпоративного налога) и налога на имущество (например, налог на имущество, налог на наследство). Налоги, такие как рыболовные и церковные налоги, являются частично налогами на доходы между федерацией, штатами и сообществами.
Глава 2. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран
2.1 Цели и задачи налоговых реформ
История 20-го века показывает, что ни одна страна в мире не может поддерживать налоговую систему без изменений в течение длительного периода. Налоговые реформы позволяют устранить наиболее острые противоречия, адаптировать налоговый механизм к возникающим новым ситуациям, изменить структуру налоговых поступлений по отдельным видам и группам налогов, а также перераспределить доходы по связям налоговой системы.
Основными недостатками существующих налоговых систем в развитых странах, в том числе в России, являются следующие:
- налоговые системы остаются сложными для понимания налогоплательщиками,
- налоговое законодательство в ряде стран не систематизировано. Правила, регулирующие определенные виды налогообложения, могут отличаться от норм, регулирующих другие виды налогов. Заполнение налоговых деклараций - это труд, требующий глубоких знаний не только налогового законодательства, но и довольно сложного технического оборудования. Число людей, которые не могут самостоятельно заполнить декларацию, но обращаются за помощью к специалистам, постоянно растет. В ряде стран профессия налогового юриста стала не только независимой, но и массовой.
- количество налогов, парафискальных сборов, обязательных платежей в большинстве стран измеряется десятками, а с учетом платежей обязательного характера на региональном и местном уровне часто превышает сотни. Сочетание сложности налогового законодательства и большого количества налогов и других платежей обязательного характера становится фактором, который снижает эффективность налогового администрирования и вызывает многочисленные жалобы налогоплательщиков;
- налогообложение доходов во многих странах характеризуется неравномерным распределением налогового бремени, что означает, что налогоплательщики с примерно одинаковым уровнем дохода и социальным статусом платят разные налоги;
- высокие предельные налоговые ставки при налогообложении доходов приводят к потере стимулов к труду, увеличению оборота теневой экономики, вывозу капитала и уходу отраслей в другие страны;
- несоблюдение принципов налогового нейтралитета по отношению к формам и методам хозяйственной деятельности приводит к регистрации значительного числа фиктивных предприятий, усложнению экономических отношений, созданию специфических форм хозяйственной деятельности, увеличению количество мнимых транзакций;
- многочисленные преимущества, предоставляемые действующим налоговым законодательством, часто теряют свою эффективность, перестая быть стимулом для некоторых полезных изменений, и становятся просто формой снижения налоговых обязательств для предпринимателей, которые имеют высокий уровень знаний о технологиях налогового планирования;
- в ряде стран налоговые эксперты в качестве существенного недостатка действующего налогового законодательства выделяют проблемы терминологии. В странах, не связанных с англоязычными, в последние десятилетия появилось огромное количество терминов, которые либо непонятны населению страны, либо те, чье применение приводит к неоднозначности толкований, путанице и множественному расширению специального словарного запаса (профессиональный сленг). Чтобы преодолеть это явление, ряд стран принимают активные меры, сопоставимые по масштабам и стоимости с радикальными изменениями в налоговых системах;
- вся группа состоит из недостатков налоговых систем, связанных с несоответствием действующего налогового национального законодательства по организации методов и методов налоговых услуг уровню развития международных экономических отношений. Архаичные нормы и правила противоречат задачам унификации налоговых систем в рамках международных экономических и политических сообществ, союзов, организаций;
- значительное количество недостатков в существующих налоговых системах, противоречия, несоответствия и различия в интерпретациях связаны с действиями, выполненными в предыдущие годы и десятилетия, многие нормы налогового законодательства теряют свое значение или становятся препятствиями для решения новых проблем, возникающих для правительства и хозяйствующие субъекты.
Обзоры и реформы налоговых систем, проведенные в последние десятилетия, «были сосредоточены на следующих основных областях:
- расширение налоговой базы доходов физических лиц;
- пересмотр системы налоговых ставок для налогообложения доходов с целью снижения предельных ставок, снижения степени прогрессивного налогообложения и уменьшения количества действующих ставок;
- резкое сокращение количества предоставляемых налоговых льгот и привнесение существующих льгот в систему;
- уменьшение различий при применении различных типов режимов налогообложения для отдельных объектов;
- сокращение количества применимых налогов, пары налоговых вычетов и других платежей обязательного характера, объединение определенных видов налогов и платежей, имеющих общую базу и методологию определения суммы налоговых обязательств, в один налог;