Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика права
Глава 2. Основные теории происхождения права
2.1. Теологическая, патриархальная, органическая теория права
2.2. Теория насилия и общественного договора. Психологическая и историко-материалистическая теория
Глава 3. Современные теории происхождения права
3.1. Либертано-юридическая теория происхождения права
3.2. Патримониальная и патерналистская теория происхождения права
Введение
Происхождение государства и права является одной из главных проблем теории государства и права, базовой учебной дисциплины, исследуемой на юридических факультетах вузов. Данная тема очень актуальна и обладает не только академическим, познавательным, но политико-практическим характером. Для того, чтобы лучше понять социальную сущность государства и права, разносторонне и глубоко рассмотреть сущность и признаки современных государств и правовых систем, а также сделать попытку установить исторические тенденции их развития в дальнейшем, требуется, в первую очередь, исследовать, как данные государства и соответствующие государственные образования были созданы, и какой путь они прошли.
Если исследовать определенное явление в обществе, в том числе государство, под углом зрения его формирования и развития, то в нем, несомненно, окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.
Актуальность этой темы исследования определяется также тем, что государство занимало, занимает и будет занимать значительное место в развитии человечества. Данная структура признается не только органом власти, но еще и организующим структурным элементом всего общества.
Происхождение государства по собственному определению – это довольно закономерный процесс образования властно-политического механизма управления в ходе качественных преобразований первобытной организации человеческого общества.
Разнообразные теории происхождения государства были выдвинуты многими учеными, в разные исторические эпохи, в разных государствах, на них оказали воздействие признаки развития регионов и стран, взгляды идеологического и философского характера, определенные теории сформированы по аналогии с иными науками. В настоящий период времени имеется более двух десятков теорий происхождения государства, все они в той либо другой степени отражают разные факторы формирования государства.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с происхождением права
Предмет исследования – особенности теорий происхождения права.
Цель данной работы – комплексное исследование теорий происхождения права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)изучить понятие и сущность права;
2)рассмотреть основные признаки права;
3) исследовать теологическую, патриархальную, органическую теории государства и права;
4)изучить теорию насилия и общественного договора, определить особенности психологической и историко-материалистической теории;
5) рассмотреть либертано-юридическая теория происхождения государства и права;
6) исследовать патримониальная и патерналистская теория происхождения государства и права.
Во время проведения исследования были использованы следующие методы: исторический, сравнительный, метод анализа и синтеза, системно-структурный, логический.
Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, трех глав основной части, заключения и библиографии.
Глава 1. Общая характеристика права
1.1. Понятие и сущность права
Слово «право» имеет много значений, обладает богатым разносторонним содержанием.
В первую очередь, его применяют в общем социальном смысле(право народов и моральное право), в пределах которого речь заходит про нравственные, культурные, политические и другие возможности в поведение субъектов. К примеру, поступать по совести, моральное право осуществлять руководство коллективом, изменить из-за моды свой внешний вид, право члена общественной организации[1].
Во-вторых, при помощи данного термина устанавливается некоторая юридическая возможность определенного субъекта. В этом случае подобное право принято именовать субъективным, которое принадлежит личности и зависящим от его желания и воли. К примеру, право на защиту в суде, право на труд, образование[2].
В-третьих, под правом следует понимать правовой инструмент, который связан с государством и состоящий из целого комплекса положений, отраслей и институтов. Это именуется объективным правом, куда относят конституцию, законодательство, нормативные договоры и правовые обычаи[3].
Следовательно, определение «право» имеет столько же значений, сколько его юридическая природа и содержание. Перед правом шел обычай, создаваемый обществом и учитывавший моральные, религиозные и иные взгляды его участников. Близко к нему располагается естественное право, которое проистекает из природной сути человека, всеобщих принципов нравственности.
Именно благодаря его естественной природе он получил широкое распространение по всей земле, без ограничений по территории и времени. Это право является вечным и неизменным, так же, как неизменны человеческий разум и его природа.
Это вечные принципы человеческих прав и свобод: свобода, собственность, равенство, семья, безопасность и т.д. именно о соблюдении данных положений заботится любая политическая организация, в т. ч. и государство[4].
Совершенно четким является понятие права из названий правовых документов из истории, к примеру, в памятниках древнерусского права – «Правда Ярослава» и «Русская Правда», - в данных названиях закреплено стремление к справедливости, честному суду и правде. На Востоке большинство служителей правосудия именовали мудрецами, что определяли не только обычаи, но и мудрость в житейском опыте.
«Право – одновременно культурное событие. Можно сделать предположение, что его миссия в данном качестве заключается в том, что его основная цель – фиксирование в нормативной форме ценностей и достижений духовного характера, которые накапливаются человечеством: человеческие права, демократию, мораль, справедливость, милосердие, житейский опыт и др. – быть стабилизирующим, нормативным механизмом[5].
Право – понятие, находящееся над государством и над временем. Мы может говорить о праве в рабовладельческом строе, о праве фашисткой Германии, о праве Франции времен Наполеона. Следует учитывать основополагающие в ту либо другую эпоху представления и добре и зле, морали, справедливости, в корректной форме оценивая их с точки зрения права.
Вместе с эволюцией цивилизации человека происходит и правовая эволюция.[6]
Юридическое право – это обычай, который санкционирован государством и выражен в законах, в официальной форме признается и охраняется государством.
Обычаи создаются в итоге человеческого общественного развития и человеческих отношений, юридическое право формируется с помощью государства, либо другими общественными объединениями и под государственным контролем. К примеру, в Востоке Коран является не только религиозной книгой, но и выступает в качестве источника права.[7]
В современной российской юридической литературе, в т. ч. в учебниках по теории государства и права, во время освещения вопроса о понятии права часто обращается внимание на неравенство права и закона. Вместе с тем под законодательством следует понимать положения, которые определяются государством, то есть, то же позитивное право[8].
Неравенство закона и права в большей степени объясняется тем, что законы, определенные государством, могут не выражать сущности права. В том случае, если закон устанавливает произвол либо не основывается на естественном праве, он не может выступать в качестве правового закона, то есть не является правом. Правом могут считаться лишь правовые законы. Этот подход к оценке позитивного права заслуживают одобрения по той причине, что истинное право – это естественное право. Это право, которое идет от природы бытия человека, право, которое выражает настоящую человеческую свободу.[9]
1.2. Признаки права
Право – общественный институт, который имеет свою юридическую природу. Специфичный характер права заключается в его отличительных признаках, содержащихся в вышеизложенном определении. Данные признаки состоят в следующем:
1)право носит волевой характер, так как оно выступает в качестве проявления воли и человеческого сознания, однако не любой воли, а в первую очередь, государственно выраженной воли общественных групп, классов, элит и большинства участников общества.
2)общеобязательный характер, в чем заключается независимость государства, означает, что выше публичной, официальной власти в социуме нет, и не может быть ничего и что все принимаемые правовые положения подлежат распространению на всех или широкий круг субъектов;
3)нормативный характер права состоит в том, что оно, в первую очередь, состоит из положений, то есть общих поведенческих правил, которые регулируют существенный круг отношений в обществе;
4)связь с государством заключается в том, что право по большей части принимается, используется и обеспечивается властью государства. Государство для того и осуществляет свою деятельность, чтобы гарантировать соблюдение выполнения правовых положений;
5)формальная правовая определенность состоит в том, что положения права имеют внешне установленную письменную форму, должны быть в объективной форме определены, вовне воплощены;
6)системность права состоит в том, что оно представляет собой не только комплекс правовых норм, а внутренне установленный, упорядоченный организм, где каждый структурный элемент имеет собственное место и играет основную роль, где правовые предписания связаны друг с другом, расположены некоторым иерархическом образом, подлежат группированию по институтам и отраслям[10].
Сущность права – это многогранное понятие. Ее не так-то просто определить, поэтому чисто методически при исследовании правовой сущности следует учитывать две стороны – содержательную и формальную.
С формальной точки зрения право по своей юридической природе есть, в первую очередь, стимулятор и регулятор отношений в обществе.
Однако, во время анализа правовой сущности ограничиваться этим аспектом не следует, так как право в разные этапы своего развития и в разных странах будет тождественным по своей сущности, и мы никогда не сумеем познать правовую сущность определенного общества.
К примеру, рабовладельческое право в Древнем Риме и право, действующее в настоящее время в Италии далеко не одинаковы по своей сути.
В связи с этим нужно обратиться к его содержательной стороне, которая позволяет дать ответы на следующие вопросы: чьи интересы, во-первых, обслуживает этот регулятор, какие именно функции осуществляются в порядке приоритета?
История и общественная практики четко показывают, что право может применяться в разных целях как способ первоочередного удовлетворения потребностей тех либо других социальных, классовых, национальных, религиозных, расовых и иных интересов.[11]
Исходя из этого, можно определить и подходы к правовой сущности. Хронологически первым выступает классовый подход, в границах которого право устанавливается как механизм гарантированных государством правовых норм, которые выражают возведенную в закон волю государства. Здесь право применяется в узких целях как способ обеспечения по большей части интересов правящих слоев населения[12].
Наравне с данным основными принято выделять и другие – этнический, религиозный, расовый и другие подходы к правовой сущности, в пределах которых соответствующие интересы будут занимать доминирующее положение в законодательстве, юридических обычаях и судебной практике.
Другими словами, сущность права многогранна. Она сводится не только к классовым и общим социальным началам. По этой причине, в ней в зависимости от условий истории на главную роль может претендовать и любое из начал, приведенных выше.
Раскрыть назначение права для социума и определить его сущность призвана категория «правовая ценность», под которой следует понимать способность права служить способом для удовлетворения прогрессивных и справедливых общественных интересов и отдельной личности, в частности.