Файл: Акцизы (Аспекты акцизного налогообложения в России и за рубежом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время акцизы используются в налоговых системах прак­тически всех стран с рыночной экономикой, что связано с их значительным влиянием на формирование финансовых ресурсов государства. Являясь федеральным налогом в России, акцизы выступают одним из основных ис­точников формирования бюджетов всех уровней, подчеркивая тем самым свою высокую фискальную значимость.

Акцизы – наиболее древняя форма налогообложения. Еще в Римской Империи данный вид налога использовался как основной источник попол­нения государственной казны. В Российской Империи он составлял около половины доходов от всего объема собираемых косвенных налогов.

Исторически доказано, что акциз, бесспорно, является наиболее надежным источником доходов бюджета.

За всю историю своего существования акцизный сбор не раз подвер­гался изменениям: менялись ставки и группы налогооблагаемых товаров.

В России акцизным сбором облагались в основном дефицитные товары, такие как сахар, соль, алкоголь, табак и нефтепродукты. И именно за счет своей высокой ликвидности они обеспечивали внушительные показатели вели­чины доходов бюджета. В конце 19 века список подакцизных товаров по­полнили и другие. Однако вскоре такой вид налога как акциз был отменен вследствие великой октябрьской революции. В 1921 году он вернулся и в 1922 году расширил свой список подакцизных товаров. Использование ак­циза продолжалось в течение 10 лет, затем в период экономической ре­формы 1930-32 гг. он был вновь отменен. Его возвращению послужил пере­ход России к рыночной экономике и создание Налогового Кодекса Россий­ской Федерации.

В настоящие время акцизный сбор является не только элементом по­полнения бюджета, а и способом влияния на объем потребляемых товаров. Такие подакцизные товары, как алкогольная и табачная продукция оказы­вают прямое негативное влияние на здоровье населения, а такие товары, как автомобильный бензин, дизельное топливо, легковые автомобили и мото­циклы опосредованное, следовательно, увеличивается количество заболева­ний и снижается средняя продолжительность жизни, что непосредственно оказывает влияние на экономику страны в целом. Соответственно государ­ство проводит политику, направленную на повышение ставки акциза, что приведет к удорожанию подакцизных товаров, а, следовательно, снижению уровня их потребления. Однако повышение ставки акциза, как и любого другого налога, может привести к тому, что денежные поступления в бюд­жет страны могут значительно сократиться.


Цель работы – изучение действующего механизма акцизного налогообложения и перспективы его совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и элементы акцизного налога;

2. Проанализировать опыт применения акциза в рамках ЕАЭС;

3. Провести анализ основных тенденций акцизного налогообложения

4. Выявить проблемы в области акцизного налогообложения;

5. Определить пути совершенствования акцизного налогообложения.

Объект исследования – налоговые отношения, возникающие в процессе акцизного налогообложения.

Предмет исследования – проблемы акцизного налогообложения и перспективы его совершенствования.

Основу методологического подхода в данном исследовании составили методы системно-структурного и комплексного анализа, приемы и способы толкования различных понятий и явлений, логические способы изучения и лексические приемы.

Теоретической основой исследования послужили многочисленные труды исследователей в области налогообложения, а также материалы периодической печати и статистические данные.

Нормативную основу исследования составили:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.01.2019).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.01.2019).

3. Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 го­дов

1. Аспекты акцизного налогообложения в России и за рубежом

1.1. Понятие и элементы акцизного налога

Косвенным налогом в отечественной налоговой системе являются акцизы. Считается, что на Руси акцизы стали взимать еще в XIV в. В современной России акцизы были введены Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. N 1993-1 «Об акцизах». В настоящее время порядок уплаты акцизов регламентирован главой 22 НК РФ.

Само слово «акциз» (англ. – excise) предположительно происходит от латинского excidere – «отсекать, отрезать»; так как благодаря налогу часть товара как бы отсекается, что могло исполняться и буквально относительно некоторых товаров при господстве натуральных налогов[16,с.58].


Акциз – это косвенный налог, который уплачивают организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза[18,с.140].

Экономическая сущность акциза заключается в реализации двух ос­новных функций: фискальной и регулирующей.

Фискальная функция заключается в обеспечении стабильного финансо­вого потока для формирования экономических ресурсов государства, сосре­доточенных в бюджете, необходимых для решения государственных задач.

Регулирующая функция акцизов заключается в том, что происходит воздействие на объемы производства и потребления подакцизной продук­ции и на структуру производства. Также акцизы направлены на сдержива­ние потребления вредных для здоровья населения продуктов, таких как ал­коголь и табак[9,с.71].

Многие ученые рассматривают акциз как одну из форм налога на добавленную стоимость.

Существует ряд отличительных черт каждого налога, отметим существенные различия данных налогов:

- налог на добавленную стоимость начисляется на несоизмеримо большой круг товаров и услуг, акциз же облагает сбором только определенный вид товаров;

- ставки налога на добавленную стоимость исчисляются по более простой формуле, в отличие от акцизов, там ставки классифицируются сразу по нескольким признакам;

- акциз предполагает наличие реальной платежной нагрузки на бизнес, в части налога на добавленную стоимость ситуация обратная, использую предусмотренные законодательством вычеты фирма сводит к минимуму финансовую нагрузку[14,с.305].

Акцизы составляют значительную часть поступлений денежных средств в казну. Россия во многом переняла опыт многих зарубежных стран и устанавливает ставки акцизов в величине, иногда составляющей десятки процентов от их отпускной стоимости.

Нелегальный оборот того или иного вида продукции в стране, является одной из главных причин ввода данных платежей, с помощью них производится мониторинг оборота.

Рисунок 1 – Налогоплательщики акциза[10]

Налогоплательщиками акцизов могут быть организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В отношении некоторых налогоплательщиков акцизов законодательство о налогах и сборах предусматривает обязательную регистрацию. Это требование распространено на налогоплательщиков, совершающих операции с денатурированным этиловым спиртом, с прямогонным бензином, с бензолом, параксилолом или ортоксилолом. Подтверждением регистрации является выданное налоговым органом свидетельство.


Основным объектом налогообложения по акцизам признается реализация на территории Российской Федерации налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров на возмездной и (или) безвозмездной основе.

Исчерпывающий перечень подакцизных товаров предусмотрен в ст. 181 НК РФ. В него включены: [2] а) этиловый спирт; б) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов; в) алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента; г) табачная продукция; д) автомобили легковые; е) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); ж) автомобильный бензин; з) дизельное топливо; и) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; к) прямогонный бензин; л) топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 °C; м) бензол, параксилол, ортоксилол; н) авиационный керосин; о) природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).

Помимо реализации подакцизных товаров к объектам налогообложения по акцизам также относятся: продажа налогоплательщиками переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность; передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд; передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов или в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности); а также иные операции, предусмотренные ст. 182 НК РФ[2].

При этом, как и применительно к налогу на добавленную стоимость, законодательство о налогах и сборах предусматривает закрытый перечень операций, формально подпадающих под объект налогообложения по акцизам, но в силу закона освобожденных от налогообложения. Этот перечень предусмотрен в ст. ст. 183 и 184 НК РФ[19,с.62].


Налоговая база по акцизам определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок. Например, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком этих подакцизных товаров определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении. Если же в отношении подакцизных товаров установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, то налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком этих подакцизных товаров определяется как рыночная стоимость реализованных подакцизных товаров без учета акциза и налога на добавленную стоимость. Более подробные правила определения налоговой базы по акцизам установлены в ст. ст. 187 - 191 НК РФ[2].

С учетом изложенного налоговые ставки по акцизам так же являются дифференцированными. Причем дифференциация обеспечивается как по видам подакцизных товаров, так и по видам налоговых ставок.

Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

Механизм исчисления акцизов схож с механизмом исчисления налога на добавленную стоимость и обусловлен его косвенной природой. Общее правило заключается в том, что налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза. При этом полученную сумму акциза налогоплательщик имеет право уменьшить на налоговые вычеты. Вычетам подлежат, как правило, суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров. В этом случае налоговые вычеты производятся при представлении налогоплательщиком в налоговый орган расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров. В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, исчисленную по операциям с подакцизными товарами, являющимися объектом налогообложения, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику[17,с. 158].

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.